Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
История испанской инквизиции. Том II

1683, 14 томов;

2) «Флорентийские анекдоты, или Тайная история дома Медичи» («Anecdotes de Florence ou histoire secrete de la maison de Medicis»), 1685;

3) «История религиозных революций в Европе» («Histoire des revolutions dans l’Europe en matiere de religion»), 1686–1696, 6 томов.

22

Николай be Невилль, сеньор де Вильруа (1542–1617) — государственный секретарь Франции с 1567 г. до смерти. После него остались «Мемуары» (1567–1604), напечатанные в 1622 г.

23

Братья Гизы. — Гизы (Guises) — знаменитая французская дворянская фамилия. В XVI в. жили шесть братьев, представители этой фамилии: 1) Франсуа, герцог де Гиз (1519–1563); 2) Шарль, кардинал Лотарингский; 3) Луи, кардинал Рейнский; 4) Клод, герцог Омальский; 5) Рене, герцог Эльбеф; 6) Анри, герцог де Гиз. Все они принимали активное участие в политической и религиозной жизни Франции XVI в.

24

Луи Бурбон, принц Конде (1530–1569) — глава кальвинистов во Франции, сын Шарля Бурбона, герцога Вандомского, и брат короля Антуана Наваррского (см. выше, примеч. 11).

25

Адмирал Шатильон, или Гаспар Колиньи, сеньор де Шатильон (15171572) — гугенот, принявший кальвинизм в зрелых годах и погибший в Варфоломеевскую ночь; прославился в 1557 г. геройской обороной Сен-Кантена против Испании; стоял за помощь нидерландцам против Филиппа II, за что и стал ненавистен воинствующему католицизму.

26

Аббат Сезар Вишар де Сен-Реаль (1639–1692) — французский историк. От него остались: 1) «История заговора испанцев против Венеции» («Histoire de la conjuration des espagnols contre Venise»); 2) «Заговор Гракхов» («Conjuration des Gracques»); 3) «Пользование историей» («Usage de l’histoire»).

27

Барон Блез де Монлюк (1502–1577) — губернатор провинции Гийнены, ярый противник кальвинистов, за свою жестокость в войне с ними прозванный королевским мясником (boucher royaliste).

28

Анри д’Апремон, виконт д’Ортес (d’Orthez) — губернатор Байонны, жестоко расправлявшийся с протестантами.

29

Замок А (На) — крепость в Бордо, ныне не существующая.

30

Клод де л’Обепин (Aubespine), барон де Шатонеф из Бургундии — государственный секретарь Франции, высказывавшийся постоянно в благоприятном для протестантов духе, противник Испании, дипломат. Умер в 1567 г.

31

Анри Монморанси, герцог (1544–1614). — В 1566 г. был назначен губернатором Лангедока и маршалом, а в 1595 г. стал коннетаблем, уже при короле Генрихе IV. Он не умел писать. Анри (Генрих) Монморанси принадлежал к умеренной партии (les politiques), которая стремилась примирить католиков с протестантами. Эта умеренность и вызвала против него гнев Гизов и всей реакционной партии.

32

Оффициал — церковный судья по назначению епархиального епископа.

33

Фарнезе Алессандро, герцог Пармский — выдающийся генерал, участник битвы при Ленанто в 1571 г., губернатор Нидерландов, выступал против французского короля Генриха IV и был в 1592 г. убит под Кодебеком (ныне во французском департаменте Нижняя Сена).

34

Соборный индексиндекс запрещенных книг, составленный особой комиссией по поручению отцов Тридентского собора после 1563 г.

35

Дон Хуан Австрийскийиспанский генерал, побочный сын испанского короля Филиппа IV (1629–1679). Подавил восстание Неаполя и нанес поражение восставшей против Испании Барселоне, стремившейся соединиться с Францией. После смерти Филиппа IV впал в опалу, но при Карле II короткое время был первым министром и вызвал общее недовольство. Не следует путать с доном Хуаном Австрийским, побочным сыном императора Карла V.

36

Иоганн Эбергард Нитгард (Nithard) (1607–1681) — австрийский иезуит, двадцать четвертый главный инквизитор Испании (1666–1668); в малолетство Карла II был также правителем Испании. Получил отставку в 1669 г., сделался кардиналом в 1672 г.

37

Эдеса, ныне Урфа, или Руга — город в Месопотамии. С III в. нашей эры Эдеса переходила от римлян к византийцам, персам и арабам. С 1097 по 1146 г. принадлежала крестоносцам-латинянам, сделавшим ее феодальным графством, подчиненным Иерусалимскому королевству. С 1146 г. в руках мусульман.

38

См. гл. X. (Здесь и далее примечания и сноски, выделенные курсивом, кроме особо оговоренных, принадлежат автору)

39

См. гл. XXIV.

40

См. гл. XXIX.

41

Либерии — папа (352–355; 358–366), римлянин, Марцеллин Феликс Либерии. Он был выслан из Рима императором Констанцием II (337–361) во Фракию за то, что не хотел осудить Афанасия Александрийского в споре православных с арианами (император был арианин). В ссылке Либерии согласился подписать формулу первого Сирмийского собора, благоприятствовавшую арианам, что вернуло ему римский престол.

42

Гонорий I — папа (625–638), итальянец, уроженец Кампаньи. В письме к константинопольскому патриарху Сергию он выразил сочувствие монофелитам, за что посмертно был осужден на шестом Вселенском соборе 680 г. Монофелиты (единовольники) — еретики восточной Церкви. Признавали в Христе одну божественную волю и отрицали естество. Были распространены преимущественно в Сирии и Месопотамии; впоследствии слились с монофизитами, учившими, что Христос хотя рожден из двух природ (естеств), но не в двух пребывает.

43

Регинальд Гонсальвип Монтанус. Приемы испанской инквизиции. С. 184. Гейдельбергское издание, 1567 г., без имени типографа.

44

Григорий XV — папа (1621–1623), итальянец, уроженец Болоньи, Александре Людовизи (1554–1623). Он возвел епархию Парижскую в архиепископство, основал в Риме коллегию распространения веры (de propaganda fide), канонизовал Игнатия Лойолу, основателя ордена иезуитов, помогал католическим армиям в борьбе с протестантами (в начавшейся Тридцатилетней войне).

45

Шестая заповедь. — У православных она седьмая («Не прелюбодействуй»).

46

Сусанна (еврейское слово, значит «лилия»). — Книга, рассказывающая о ней, ныне считается протестантами апокрифической; католики же считают ее канонической.

47

Бернардинский орден — цистерцианский орден, реформированный св. Бернардом (1091–1153), аббатом монастыря в Клерво.

48

Премонстранты — орден, реформированный из каноников — монахов св. Августина — св. Норбертом (1092–1134) в 1126 г. Премонстранты носили белую сутану и белый нарамник.

49

Базилиане — древнейший из монашеских орденов, получил свое имя от св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, в Малой Азии, который основал в 357 г. в Понте, на берегу реки Ирис, монастырь со своим уставом. На Западе базилианский орден появился около 1057 г. в Южной Италии. Папа Григорий XIII реформировал его в 1579 г. К этому ордену принадлежат украинские монахи-униаты в Галиции (в теперешней Польше) со времени Брестской унии 1596 г.

50

Умирающие (agonisants) — трапписты. Орден их произошел от цистерцианцев. Он был основан в 1140 г. в 12 км от города Мортань (в теперешнем департаменте Орны) и реформирован в 1662 г. аббатом де Ранее. Трапписты по уставу должны хранить абсолютное молчание, нарушаемое только при встрече с братьями в коридорах монастыря взаимным приветствием: «Помни о смерти» («Memento mori»). В настоящее время заняты весьма прибыльной коммерческой деятельностью. Вот что пишет по этому поводу Лафарг: «Трапписты после того, как заменили свой лозунгБрат, нужно умирать“ лозунгом „Брат, нужно действовать“, занялись также фабрикацией фарфоровых изделий». В этом же памфлете можно найти более подробные сведения о характере хозяйственной деятельности «умирающих».

51

Театинцы — орден, основанный в 1524 г. в Риме папой Павлом IV Караффой, когда он был епископом города Кисти (в древности большой укрепленный город Theate). Отсюда они и получили название театинцев. Орден носил аристократический характер.

52

Ораториане — орден, основанный в 1550 г. в Риме св. Филиппом Нери (1515–1595) с целью сначала помощи паломникам, приходящим в Рим, а затем воспитания юношества в католическом духе.

53

Каноники — монахи св. Гроба, были установлены в Иерусалиме Готфридом Бульонским; потом они распространились по Европе.

54

Матуринцы, иначе тринитарии, или монахи Св. Троицы. — Орден был основан в 1199 году св. Иоанном Матою (1160–1213). Народ их иронически звал ослиными братьями, так как они ездили на ослах. Название матуринцев они получили оттого, что с 1226 г. в их ведении находилась в Париже церковь Св. Матурина (Mathurin). В эпоху Реформации этот орден был уничтожен в Германии, а во Франции упразднен в 1790 г.

55

Минины — отрасль ордена францисканцев, или миноритов, учрежденная в 1455 г. св. Франциском из Паолы (1416–1507).

56

Пресидио (presidio) — каторжная тюрьма в Испании.

57

Санта-Фе-де-Богота — столица Колумбии в Южной Америке. Основана испанцами в 1538 г.

58

Пятая заповедь — в православной церкви шестая («Не убий»).

59

Авраам. — О жертвоприношении Исаака рассказывает Книга Бытия.

60

Седьмая заповедь — в православной Церкви восьмая («Не укради»).

61

См. гл. I, VIII, X и XX.

62

Примас — глава местной церкви (первосвятитель). Таковым в Испании является архиепископ города Толедо, древней столицы Испании.

63

Судопроизводство началось в 1558 году; прошло уже более пятнадцати лет, а совет инквизиции говорил, что процесс двигается быстро вперед. Пусть же по этому судят, насколько намерения совета были чисты и беспристрастны.

64

Район Уэска. Обозрение церквей Арагона. Т. VI; Латаса. Современная библиотека арагонских писателей. Т. 1.

65

Херес-де-лос-Кабальерос — город в испанской провинции Эстрамадуре. Имя получил от тамплиеров, или рыцарей (cabaleros) храма, которым он принадлежал.

66

Кабрера. История Филиппа II. Кн. 10. Гл. 6; Родригес де Кастро. Библиотека авторов испанских раввинов. Т. 1. Глава раввина Абраама Уске; Ногера. Жизнь Хуана де Мариана // История Испании, опубликованная в Валенсии Монфором.

67

Комплутенская (комплютензийская) Библия — Полиглотта, то есть многоязычная Библия, изданная кардиналом Хименесом в 1502–1517 гг. в испанском городе Алькала-де-Энаресе, который по-латыни называется Комплю(у)тум (Complutum).

68

Альфонса Сальмерон (1515–1585) — уроженец Толедо, один из основателей ордена иезуитов. Оставил «Толкования на Новый Завет», напечатанные в Мадриде в 1547–1602 гг. в восьми томах.

69

Здесь либо ошибка Льоренте, либо опечатка. Вместо «талмуд» следует читать «талмид», слово, обозначающее «ученика». (Примеч. ред.)

70

Объяснение различных способов читать и писать у евреев, напечатанное в Антверпене в 1584 году. Можно просмотреть также уже названных авторов, где найдутся письма, собрание коих было бы очень полезно издать.

71

Гностики — мистическая христианская секта, возникшая в конце первого в. нашей эры, распространившаяся сначала в Сирии и Египте и вскоре проникшая в Византию, Северную Африку и Рим. Разбуженный христианством интеллектуальный интерес не мог успокоиться до превращения новой религии в метафизику, то есть в законченную систему миропонимания, и гностики — это те христиане, которые стремились, с одной стороны, приступом завоевать эллинскую культуру для христианства, а с другойпривить эллинской культуре христианские идеи. При известной близости между христианством и гностицизмом было одно коренное расхождение по центральному вопросу, а именно по вопросу о происхождении зла. Страх признать Бога творцом зла заставлял гностиков допускать совечную ему материю. Раз материя источает зло, гносис не мог допустить, чтобы творцом мира был Бог: появление мира оказывается оплошностью; отсюда безнадежный пессимизм гностиков. Мир — творение рук ангелов, демиурга, а не Бога. Душа и тело — темница для духа; их упразднение — главная цель усилий человека. Это презрение к плоти влекло гностиков к признанию призрачности явления Христа на земле (докетизм). «Христос страдал не сам, но некто Симон Киринейский, который нес за него крест; этот Симон был по невежеству распят, сам же Христос только смеялся над распинавшими». Для раннего христианства докетизм был самым ярким признаком гностиков; они зачислялись в антихристы, потому что не исповедовали Христа пришедшим во плоти. Системы Тертулиана, Иринея и Оригена вытеснили дуализм гностиков, но вопросы, которые ими были выдвинуты, еще долго вызывали движения дуалистического характера, как, например, манихейство, павликианство, богомильство, альбигойство, а также неоплатонизм

Скачать:TXTPDF

История испанской инквизиции. Том II Лозинский читать, История испанской инквизиции. Том II Лозинский читать бесплатно, История испанской инквизиции. Том II Лозинский читать онлайн