(1689–1702), сын принца Оранского и Генриетты-Марии, дочери английского короля Карла I, штатгальтер Голландии с 1672 г., муж Марии, дочери английского короля Якова П. Стал королем Англии после так называемой «славной революции» в 1689 г. Вильгельм стоял во главе коалиции государств, боровшихся против Франции; подавил реакционно-католические элементы внутри Англии и уничтожил сторонников Якова Стюарта.
249
Георг I — курфюрст ганноверский с 1698 г. и король Англии (17141727); сын Эрнеста-Августа, курфюрста ганноверского, и Софии, внучки Якова I, короля Англии.
250
Кавалер Рамзай (1686–1743) — шотландец, пресвитерианин, писатель, в 1709 г. обращен Фенелоном в католичество. Он оставил после себя сочинения на французском языке, из которых назовем напечатанное по его смерти в 1749 г.: «Философские принципы естественной и откровенной религии» («Principes philosophiques de la religion naturelle et revelee»).
251
Готфрид IV Булъонский, герцог Нижней Лотарингии — один из вождей первого крестового похода, первый король Иерусалима по завоевании его крестоносцами в 1099 г.; носил титул «защитника гроба Господня». Умер в 1100 г. Итальянский поэт Торквато Тассо (1544–1595) изобразил его в своей поэме «Освобожденный Иерусалим» (есть русский перевод). Созданный в ней романтический образ совершенно не соответствует исторической действительности.
252
Роберт I Брюс — король Шотландии (1306–1329).
253
Шатле (Ghatelet) — крепость в Париже; с XVI в. была тюрьмой и местом главного полицейского управления Парижа. Она разрушена в 1802 г.; на ее месте находится площадь Шатле.
254
Людовик XV — король Франции (1715–1774), правнук Людовика XIV. При нем из Франции были изгнаны иезуиты в 1762 г.; мера эта связана с именем министра герцога Шуазеля. При нем достигло высокого уровня то разложение «старого порядка», которое впоследствии привело к буржуазной революции во Франции.
255
Бастилия — крепость и государственная тюрьма в Париже. Она была выстроена в 1369–1383 гг. В XVII и XVIII вв. в нее заключали не только государственных преступников, но по придворным интригам всякого рода людей, не угодивших королевскому двору; аресты производились с помощью так называемых lettres de cachet, то есть приказов за подписью и печатью короля, без указания имени подлежащего аресту лица. Бастилия была разрушена революционным народом 14 июля 1789 г. Этот день ныне является национальным праздником Французской республики.
256
Луи-Франсуа Бурбон, принц Конти (1717–1776) — был полководцем при Людовике XV.
257
Луи-Филипп Бурбон-Орлеан, герцог Шартрский (1725–1785) — дед Людовика-Филиппа, короля Франции (1830–1848).
258
Рейнский Пфальц — область Германии на Верхнем Рейне; столицей ее были Гейдельберг, затем Мангейм и Франкенталь. Владетель его назывался курфюрстом и был одним из семи владетельных германских князей, обладавших правом избрания германского императора.
259
Джованни Гастоне Медичи — великий герцог тосканский (1723–1737), последний из рода Медичи, владевшего Флоренцией с 1421 года.
260
Франц Лотарингскип — был великим герцогом Тосканы под именем Франческо II (1737–1765) и германским императором под именем Франца I (1745–1765).
261
Цецилий Плиний Секунд (62 — 115), известный под именем Плиния Младшего, — племянник Плиния Старшего, римского натуралиста, погибшего при извержении Везувия в 79 г. н. э.; во время гонения при императоре Траяне был проконсулом в Вифинии, в Малой Азии. В письмах Плиния к Траяну имеется богатый материал для истории христианства и между прочим сообщается о богослужебных собраниях христиан, которые происходили ранним утром и открывались молитвой к богу восходящего светила (великое славословие, составляющее ныне во многих местах часть утрени).
262
Марк Ульями Траян — римский император (98 — 117), родился в Италии (ныне деревня Севилья-ла-Вьеха, близ Севильи), сын римского солдата, первый правитель Рима неитальянского происхождения.
263
Ягве (Iahve) — гипотетическое произношение имени библейского Бога. Оно предлагается учеными взамен неверного произношения «Иегова» на основании того, что самаряне произносили это слово как «Ягве». Некоторые ученые производят слово «Ягве» от глагола «дуть» (по-еврейски) и считают его богом ветра и бури; другие усматривают в нем форму от глагола «быть» и переводят «Ягве» словами: «творец; тот, кто производит бытие».
264
Розенкрейцеры (братья розового креста, то есть креста с розой в средине, на перекрестье) — тайное общество адептов магии и алхимии, искателей и обладателей философского камня. Оно было распространено в Германии и Нидерландах с начала XVII в. и имело своим главой Иоганна-Валентина Андреэ (около 1614 г.), который в 1615 г. опубликовал изложение их учения в книге под заглавием «Исповедание розового креста» («Confessio Roseae Crucis»), Во франкмасонстве название розенкрейцеров (чаще новые розенкрейцеры) обозначает одну из высших степеней.
265
Кильвининг (Killwinning) — город в Шотландии, где, по преданию, была основана первая шотландская масонская ложа.
266
Большим пальцем правой руки совершают крестное знамение яковиты (иакобиты), христианские еретики, появившиеся в Сирии, Армении и Месопотамии в VI в., исповедовавшие учение монофизитов и продолжающие существовать доселе.
267
Адонаи — значит: Господь мой (в Библиях переводится по-гречески Kurinz, по-латыни Dominus). Будучи первоначально обозначением Бога, слово «адонаи» явилось заместителем имени Ягве, когда последнее было признано слишком священным для обычного употребления.
268
Кадош — по-еврейски означает святой.
269
Жак де Моле — гроссмейстер ордена тамплиеров; был арестован в Париже по приказу короля Филиппа Красивого, судим, подвергнут пытке и сожжен живым 18 марта 1314 г. в Париже.
270
Филипп IV Красивый — король Франции (1285–1314).
271
Эрколе Консальви (1757–1824) — уроженец Рима, кардинал, министр папы Пия VII по иностранным делам, принимал деятельное участие в Венском конгрессе 1815 г.
272
Филипп Бурбон, герцог Орлеанский (1674–1723) — регент Франции во время малолетства Людовика XV (1715–1723).
273
Луи-Огюст Бурбон, герцог Мэнский (1670–1736) — сын Людовика XIV и его фаворитки Монтеспан.
274
Луи-Анри Бурбон, принц Конде (1692–1740) — первый министр Людовика XV по смерти регента.
275
Луи Эркюль, герцог де Коссе-Бриссак (1734–1792) — губернатор Парижа при Людовике XVI, командир швейцарской дворцовой гвардии, был убит в Версале во время сентябрьских дней.
276
Изгнания иезуитов из разных стран происходили несколько раз в XVI–XVIII вв. Иезуиты были изгнаны из Англии в 1581 и 1601 гг., из Франции в 1594 и 1762-м, из Португалии в 1598 и 1759-м, из России в 1717-м, из Китая в 1753-м, из Испании и Сицилии в 1767 г. Орден был уничтожен в 1713 г. папой Климентом XIV, но иезуиты нашли убежище в России и Пруссии. В 1814 г. папа Пий VII торжественно восстановил иезуитский орден, и иезуиты стали почти везде играть огромную роль.
277
Флавий Клавдий Юлиан II — выдающийся римский император (361–363), называемый христианскими историками Апостатом, то есть Отступником; в детстве был крещен; по воцарении отрекся от христианства, пытался восстановить языческий культ. От него дошло до нас несколько сочинений полемического характера (против христиан), политических речей, «История двенадцати цезарей» и письма.
278
В 1802 году был напечатан в Париже в трех темах в восьмушку труд г. Клемана под заглавием Журнал переписок и путешествий для мира Церкви. Том второй занят его путешествием в Испанию.
279
Томисты, скоттисты и суаристы — последователи трех богословских школ, получили свое название от основателей их: св. Фомы (Томас) Аквината (1227–1274), Иоанна Дунса Скотта(1275–1308) и Франсиско Суареса, испанского иезуита (1548–1617).
280
Он не испытал бы их, если бы его процессы были публичны и если бы он держал себя, как обыкновенные епархиальные трибуналы, у которых совсем некстати отняли расследование преступления ереси.
281
Этот мнимый заговор сводился к желанию преобразовать трибунал по системе, предложенной г. Клеманом, которая была лучшей, или к стремлению реформировать его каким угодно образом, лишь бы прекратить жалобы.
282
Кинтано обманывал короля, ибо уголовные дела не ведутся публично и никому не разрешается входить в залы трибунала. Он употребляет термин «публичный», потому что в уголовных делах по обыкновенным проступкам, совершенным должностными лицами святого трибунала, подлинный процесс передается прокурору и адвокату обвиняемого, — но не об этом шла речь. Постоянные жалобы основывались на том, что в процессах чисто уголовных старались разыскать или открыть ересь или подозрение в ней, чтобы применить тайное судопроизводство.
283
Как это делается? Этот документ редактируется таким образом, что король не считает возможным отказать в своем одобрении сделанному. Мы это видели в процессе толедского архиепископа Каррансы и многих других. Если бы главный инквизитор посылал королю подлинный процесс, он был бы рассмотрен одним или несколькими членами совета королевской судебной палаты, привыкшими к пересмотру дел уголовного суда; они применили бы к нему меру здравой критики, чтобы увериться, доставили ли свидетели предварительного следствия достаточные улики. Нельзя сомневаться, что свидетели им показались бы странными и противоречащими один другому в своих показаниях.
284
То, что называется здесь экстрактом, есть не что иное, как обозначение проступков, виновным в коих предполагают подсудимого согласно результату процесса, без упоминания о свойстве и числе улик. Иногда случается, что указывают число допрошенных свидетелей, когда оно значительно, чтобы доказать, что при таком количестве показаний обвиняемый не может быть невиновным. Если бы передавали подлинный процесс, то нередко было бы видно, что относительно одного и того же факта не было двух свидетелей, согласных во времени, месте и содержании речей, как можно в этом убедиться из истории процесса Каррансы и некоторых других.
285
Это не преувеличение, а бесспорная истина. Слово все прилагается к делам, ведущимся в святом трибунале, и к процессам по обвинению в ереси. Но все это происходит в секрете или только в присутствии лиц, которым приказано ничего не разглашать из виденного и слышанного ими. Есть даже вещи, которые от них скрывают, как, например, все устные распоряжения — вещь очень обыкновенная в административных делах.
286
Также правда, что инквизиторы действуют с полной независимостью, ибо секрет делает их сильными, и их поведение носит характер подчиненности, лишь когда они боятся, что дела дойдут до сведения короля.
287
Надо читать: сорок девять лет, ибо Карл III правил двадцать девять лет (1759–1788) и Карл IV — двадцать лет (1788–1808).
288
Олавиде умер в Басе в 1804 году, семидесяти пяти лет от роду согласно доставленным мне сведениям.
289
Франсиско Антонио де Лоренсана — сорок третий главный инквизитор Испании (1794–1797).
290
Рамон Хосе де Арсе — сорок четвертый главный инквизитор Испании (1798–1808).
291
Гольбах Поль (1723–1789) — знаменитый французский философ-материалист, представитель революционных устремлений буржуазии накануне бужуазной революции во Франции. Главнейшие его антирелигиозные произведения: 1) «Разоблаченное христианство» («Le christianisme devoile»), 1767; 2) «Священная зараза» («Contagion sacree»), 1767; 3) «Карманное богословие» («Theologie portative»), 1768; 4) «Опыт о предрассудках» («Essai sur les preuges»); 5) «Система природы» («Systeme de la nature»), 1770 (это его главнейшее произведение, получившее название «библии материализма»); 6) «Здравый смысл кюре Мелье» («Bon sens du cure Meslier»), 1772; 7) «Всеобщая мораль» («Morale universelle»), 1776; 8) «Элементы всеобщей морали» («Elements de la morale universelle»), 1790. Некоторые произведения Гольбаха переведены на русский язык.
292
Александр Гумбольдт (1769–1859) — известный немецкий естествоиспытатель, основоположник научного страноведения. С 1799 по 1804 г. вместе с французским натуралистом Эмэ Бонпланом совершил путешествие на Кубу, в Мексику и Южную Америку. Его труд под заглавием «Путешествие в равноденственные области нового материка» («Voyage aux