рассказывается о вражде родов Критавирья и Бхригу: первые истребили всех мужчин из рода Бхригу, в том числе — младенцев во чреве матерей; спасся лишь один такой эмбрион, которого мать спрятала в бедро («уру»), при рождении он получил имя Аурва. Увидев Аурву, пылавшего гневом мщения, все критавирья ослепли; ярость же Аурвы воплощалась его сыном — гигантским пламенем, грозившим испепелить не только критавирья, по и все живое. По настояниям соплеменников Аурва превратил своего отпрыска в так называемый «подводный огонь>> и отправил его, принявшего вид чудовища с лошадиным черепом вместо морды (этот череп служит одновременно входом в подземный мир), на жительство в океан, где тот обитает с тех пор, пожирая океанские воды и извергая пламень.
…То Вишну смотрел на воителя строго! — То есть, не довольствуясь своим земным воплощением в облике сражающегося на стороне пандавов Кришны и не доверяя кауравам, бог Вишну, покровительствующий пандавам, создал чудесного богатыря и поставил его сторожем у ворот лагеря пандавов. В таком случае для Ашваттхамана оставался один выход — противопоставить божественной власти Вишну превосходящую ее силу бога Шивы, помогающего кауравам.
…острые стрелы — травою священной. — Подразумевается обладающая длинными, заостренными на конце стеблями священная трава «куша», обязательный атрибут любых ритуальных церемоний. Сокрытье панчалов содеяла майя. — Таким образом, Шива хочет сказать, что не Вишну — как представлялось Ашваттхаману, — а он сам, Шива, силой иллюзии создал страшный фантом-страж у ворот лагеря пандавов и панчалов. Он сделал это и из почтения к Вишну-Кришне и желая испытать Ашваттхамана. Всеведущему Шиве, однако, известно, что время пандавов на Земле истекло и их гибель неминуема: поэтому он, выполняя, как и Вишну Кришна просьбу Земли (освободить ее от лишних людей) и следуя велению собрания богов, поможет Ашваттхаману.
Как стебли сезама, на землю свалив их… — Сезам — масленичное однолетнее растение из семейства кунжутных; стебли его при уборке срезаются до основания.
…Шива, хозяин, гуртов неиссчетных… — Подразумевается бог Шива как покровитель скота; считалось, что прирезанные при жертвоприношениях животные пополняют стада небесного пастыря Шивы.
СМЕРТЬ ДУРЪЙОДХАНЫ
Наставнику мудрому слово поведай… — Имеется в виду наставши; кауравов в военной доблести Дрона.
СОЖЖЕНИЕ ЗМЕЙ
Послушайте суту, он — царский возница… — Сута — представитель воинской касты. Сопровождая своих повелителей на битву, суты бывали свидетелями их боевых подвигов и воспевали их.
…мудрецы, ростом с маленький палец. — Разряд мифических мудрецов-пигмеев. Они почитаются у индусов благочестивыми и сопровождают колесницу Солнца, сверкая, как его лучи, и питаясь ими.
…белый // Божественный конь, горделивый и смелый, — Конь Индры вышел из глубин при пахтании богами океана, когда боги добывали амриту.
Тогда-то к царю черепах, на котором // Стоит мирозданье… — Царь черепах — одно из воплощений бога Вишну.
Явилась богиня вина… — Богиня вина — в индийской мифологии богиня Сура. Любви, красоты появилась богиня… — Богиня Лакшми — жена бога Вишну. Явился врачующий бог… — Дханвантари, врачеватель богов; почитался у индусов учителем врачевания.
…из грозного диска // Метнул заостренные золотом стрелы… — Грозный диск — огненное оружие, которое Агни подарил Вишну-Нараяма
Увидел он листья растения арки… — Арка — название небольшого дерева (растения) с красными цветами.
К виране-траве прикрепленные… — Вирана — пахучая трава, из корней которой приготовляется прохладительный напиток.
СЛОВАРЬ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Абхиманью — сын Арджуны, третьего из братьев пандавов, от Субхадры, сестры Кришны.
Агастья — легендарный мудрец-риши. Считается автором нескольких гимнов «Ригведы». Муж Лопамудры.
Агни — бог огня, является посредником между богами и людьми, так как доставляет от последних жертвоприношения небожителям. Изображается с семью языками, которыми он якобы вылизывает масло, приносимое ему в жертву.
Аджа — дед Рамы, отец его отца Дашаратхи и сын Вишвамитры; как и Рама — один из потомков Рагху, царь Айодхьи.
Адити («бесконечность») — супруга божественного мудреца и святого Нашьяпы, мать богов и демонов, более всего любившая своего старшего сына — предводителя богов громовержца Индру.
Адитья — сыновья Адити. Первоначально их было шесть или семь, но затем их количество возросло до двенадцати. Адитья символизируют солнце и каждый из месяцев года.
Адхиратха — колесничий царя Дхритараштры, муж Радхи и приемный отец Карны.
Айодхья («непобедимая») — столица государства Кошала, современный Ауд.
Айравата (I) — слон, появившийся при пахтании молочного океана богами и демонами. Принадлежит богу Индре.
Айравата (II) — змей, который почитается одним из главных среди змеиного племени пагов, населяющих подземное царство.
Акампана («бестрепетный») — ракшас-военачальник в армии Раваны.
Амаравати («обитель бессмертных») — рай Индры, в котором обитают боги, герон, святые мудрецы, танцоры, певцы и т. п.
Амба — старшая дочь царя Каши.
Амбалика — младшая дочь царя Каши, жена Вичитравпрьи и мать Панду от Вьясы-Кришны.
Амбика — средняя дочь царя Каши, жена Вичитравирьи и мать Дхритараштры от Вьясы-Кришны.
Ананга («бестелесный») — одно из имён бога любви Камы.
Ангада («наручный браслет») — имя племянника царя обезьян Сугривы, сражавшегося на стороне Рамы.
Ангарака («уголь, головня») — «зловещая» планета Марс.
Анджана — один из восьми мифических слонов, подпирающих земной диск.
Анила («ветер»).-Так называли бога Вайю («ветер ветров») либо одного из сорока девяти ветров.
Арджуна (I) o— третий из братьев пандавов, приемный сын Панду, сын Кунти и бога Индры.
Арджуна (II) — сын Критавирьи, царя хайхаев.
Ариштанеми — вымышленное имя Сахадевы.
Арка («вспышка») — эпитет бога Сурьи.
Аруна — сын Винаты, старший брат Гаруды. Почитается возницей солнца, олицетворяет зарю.
Аста (Астачала) — мифическая «Западная гора», за вершину которой якобы прячется солнце на закате.
Астика — легендарный мудрец, сын праведника Джараткару от змеи Джараткару, сестры царя змей Васукп.
Атикайя («сверхтелый») — ракшас-военачальник в армии Раваны.
Атхарван — святой мудрец, один из Великих Прародителей, первый из духовных сыновей бога Брахмы, отец бога Агни. Почитается основателем жертвенного ритуала и создателем «Атхарваведы» («Веды заклинаний»),
Ашванади — название реки.
Ашвапати (I) — царь мадров, отец Савитри.
Ашвапати (II) — имя царя страны капкейев, отца (по другой версии — брата) второй жены царя Дашаратхи — Кайксип — и дяди Бхараты, сводного брата Рамы.
Ашеасена — сын Такшаки, царя змей.
Ашваттхаман — сын Дроны, жрец-воин, сражавшийся на стороне кауравов.
Ашвины («всадники»)’-два неразлучных божества предрассветного времени; появляются на золотой колеснице, влекомой лошадьми или птицами; приносят богатство людям и избавляют их от бед и болезней. В поздней мифологии считаются богами предрассветных и вечерних сумерек, покровителями медицины. Ашеин Нашатъя — отец Накулы, Ашвин Дашра — отец Сахадевы,
Бала («сила») — асур (противник богов), хтоническое чудовище, «сковывавшее воды», убитое Индрой.
Балу — царь дайтья (демонов, сражавшихся с богами). Отобрал у богов все три мира — небесный, земной и подземный. Боги призвали на помощь Вишну. Вишну превратился в карлика и попросил у Балу клочок земли в три шага. Тогда Вишну стал гигантом и в два шага обошел небо в землю. Однако, сжалившись над Балу, он оставил ему подземный мир.
Баллава — вымышленное имя Бхимасены.
Брахма — бог-созидатель, один из трех богов индийского пантеона; считалось, что каждый из главных и второстепенных богов обладает чудесным оружием, в котором в какой-то мере воплощены качества владельца: стрела бога огня, например, испепеляет, стрела бога воды обрушивает потоки воды (см. также часть «Лук Шивы» в книге первой «Рамаяны»); волшебная стрела Брахмы (подаренная некогда Раме) несла неминуемую гибель всем живым существам.
Брахмашатру («враг Брахмы») — один из демонов-ракшасов.
Брихаспати — имя небожителя, в период Вед почитавшегося как самостоятельное божество, а позже принявшего функции наставника богов; персонификация планеты Юпитер, служащей для него обителью.
Бриханнада — вымышленное имя Арджуны.
Бхарата (I) («поддержка») — царь Лунной династии, сын царя Душьянты и Шакунталы, прародитель царя Шантану и всех пандавов и кауравов, которых поэтому называют Бхаратами. Наиболее часто, однако, это название употребляется по отношению к пандавам.
Бхарата (II) — младший брат Рамы, рожденный второй женой Дашаратхи Кайкейеи; на Бхарату приходилась восьмушка силы воплощенного в сыновьях Дашаратхи бога Вишну.
Бхима, Бхимасена («грозный») — второй из братьев пандавов, приемный сын Панду и сын Кунти и бога ветра Вайю. За свой ненасытный аппетит был прозван Врикодарой (Волчьим Брюхом).
Бхишма («ужасный») — сын царя Шантану и реки Ганги. По матери его называли также Гангея.
Ваджрадамштра («тот, у кого клыки подобны громовой стреле «ваджра» или алмазу») — один из демонов-ракшасов.
Вайнатея — потомок Винаты.
Вайю — бог ветра.
Вали, или Валин («хвостатый») — имя старшего брата царя обезьян Сугривы: его матерью была обезьяна, а отцом — бог Индра.
Варанаси — Бенарес (Каши), один из священных городов Индии.
Варуна — в ведийской мифологии — бог ночи, повелевающий Землей и Небом; некогда, по-видимому, был предводителем богов, но был оттеснен на задний план «узурпатором» Индрой и сделался второстепенным божеством — повелителем вод. Хранитель Запада.
Васиштха — мудрец-риши. По преданию, им написаны некоторые из гимнов «Ригведы»,
Васу — См. прим. к стр., но иногда — эпитет любых небожителей.
Васудева — отец Кришны, брат Кунти, матери пандавов.
Васуки — имя одного из трех змеиных царей (нередко отождествляется с двумя другими: Такшакой и Шешей); во время пахтания первичного Океана (с целью добыть амриту, напиток бессмертия) боги и демоны использовали Васуки в качестве гигантской мутовки, грузом для которой послужила гора Мандара. Яду Васуки (как и яду других змей) приписывалась способность испепелять все живое.
Васушена — имя Карны.
Ватапи — демон, съеденный Агастьей.
Вена («движущаяся») — река на Декане.
Вибхишана («устрашающий») — млядигай брат Раваяы, посла гибели его ставший правителем Ланки.
Видеха — царство на востоке Индо-Гангской равнины (совр. Тирхут).
Видура — младший брат Дхритараштры и Панду от матери-шудры. Дядя пандавов.
Видьюджихва («язык молний») — один из демонов-ракшасов.
Видьядхары («носители волшебного знания») — мифические чародеи, носители магических формул; служители бога Шивы, видьядхары любят предаваться любовным наслаждениям со своими подругами в наиболее красивых местах, развешивая на деревьях и нередко забывая интимные предметы своего туалета.
Вината (I) («склоненный») — обезьяна-военачальник в армии Сугривы.
Вината (II) — жена мудреца Кашьяпы, мать Гаруды.
Виндхья — название горного хребта на юге Индии и высочайшей горы в нем.
Вирата — царь страны Вирата (Матсья). Его подданные назывались матсья, и самого его тоже иногда называли Матсьей.
Вирочана («сверкающий») — имя одного из демонов, сына Прахлады, сражавшегося вместе с отцом против Индры.
Вичитравирья — сын царя Шантану, муж Амбики и Амбалики.
Вишакха — шестнадцатое лунное созвездие.
Вишала («обширный») — один из демонов-ракшасов.
Вишвакарман («вседелающий») — в Ведах — демиург, создатель Вселенной, практически тождественный богу-творцу Брахме; в поздней мифологии Вишвакарману отводится роль божественного архитектора, покровителя ремесел и прикладных искусств. Считается, что именно Вишвакарман выстроил для Раваны его столицу, прекрасную Ланку, а также создал для Куберы летающую колесницу Пушпаку. Желая оказать помощь богу Вишну, воплотившемуся в Раму для противоборства с Раваной, Вишвакарман воплотился в земном облике обезьяны-зодчего Наля, который выстроил для войска Рамы мост между Индией и Ланкой.
Вишвакрита (правильнее: Вишвакрит, то есть «всесодеявший») — имя