его отвергают.
Царь Аштака спросил:
– Каким образом люди истощают свой запас святой заслуги в этих сферах?Тут я в полном недоумении.И что требуется, чтобы попасть на или иную планету?Расскажи мне обо всем этом, ибо я верю, что ты осознавшая свою итинную суть душа, обитающая в телесной оболочке.
Царь Яяти сказал :
– Горестно рыдая, все, истощившие свой запас святой заслуги, падают в этот земной ад, и живут в разных обличиях, чтобы стать пищей цапель, шакалов и ворон.Таковы плоды пребывания на небесах, где господствуют мирские обычаи.Поэтому людям, обитающим в этом мире, должно избегать отвратительных дел, ведущих к вознесению на эти небеса, дел, оскверненных вожделением, алчностью и честолюбием.Что еще ты хотел бы услышать от меня, дорогой царь?
Царь Аштака сказал:
– Когда стервятники, белошеие хищные птицы и мухи распотрашат это тело, каким образом душа остается живой и каким образом она возвращается.До сих пор, кстати сказать, я не слышал, чтобы нашу землю называли адом.
Царь Яяти сказал:
– Душа возносится над мертвым телом, а затем несомненно возвращается на землю в отвратительном стремлении насладиться радостями мира материального.Она падает в этот земной ад и теряет счет бесчисленным проходящим годам.Но к этому не сводятсявсе беды. Низринутые с небес души падают в межпланетном пространстве шестьдесят тысяч лет, другие – восемьдесят тысяч лет, и все это время их бьют и терзают обитающие в земном аду ужасные людоеды-ракшасы, от одного вида которых останавливается сердце.
Царь Аштака сказал:
– Если во время падения ужасные земные ракшасы, от одного вида которых останавливается сердце, бьют и терзают грешников, как сохраняют жизнь эти бедые души и как они вновь проникают в материнские утробы?
Царь Яяти сказал:
– Опустившись на землю в виде похожей на слезу капли дождя, душа поглощается цветком дерева, и когда какой-нибудь мужчина поедает вызревший плод, душа проникает в его семя, а вместе с семенем попадает в тело женщины , когда наступает ее благоприятная пора.Таким образом душа превращается в зародыш, готовый для возрождения.
Душа может принять также обличие величественного дерева или травы .Она может обитать в воде, воздухе или под водой либо может остаться в небе.Душа может вселяться в различные тела четвероногих или двуногих, может находиться во всех формах жизни.Так существует душа и так она проникает в материнскую утробу.
Царь Аштака сказал:
– Обзаводится ли сама душа, находящаяся в утробе, новым телом, достаточноли одного желания, чтобы зароыш пошел в рост?На этот счет у меня существуют сомнения, поэтому я прошу тебя: объясни.
Как душа достигает полного развития тела, со всеми его членами и органами?Как обретает она глаза и уши, а также полное сознание?Правдиво ответь на все наши вопросы, ибо мы считаем тебя знатоком души, заключенной в телесную оболочку.
Царь Яяи сказал:
– Смешиваясь с соком цветущих деревьев, который затем поглощается в виде плода, душа входит в семя, и особыми путями, вместе с семенем, попадает в женскую утробу.Здесь,в зависимости от размера и особенностей утробы, с помощью тех же особых путей постепенно развивается зародыш.
Вселившись в человеческий зародыш,который к положенному сроку достигает полного развития всех пяти чувств и ума, душа рождается, обретает слух и учится распознаванию глазами всего видимого.Она начинает улавливать ароматы, чувствовать вкус, осязать с помощью прикосновения, тогда как ум становится подверженным различным настроениям и чувствам.Тебе надлежит знать, о Аштака, что вся эта совокупность способностей содержится в материальном теле великого существа, называющегося душой, которое в этом мире облачено в смертную оболочку.
Царь Аштака сказал:
– Когда умирает человек, его тело сжигают или хоронят, а бывает, что его просто поглощают изначальные элементы.Очевидно, что он уже мертв, не существует как таковой, как же он снова обретает сознание?
Царь Яяти сказал:
– После того, как душа с громким плачеми стонами простится со своей телесной оболочкой, она погружается в состояние, напоминающее сон.Перед ней помещают все ее добрые и дурные деяния, и, следуя особыми путями, она входит в другую утробу.Покинув одно тело, она вселяетсся в другое, о львоподобный царь.Те, кто свершали добрые деяния, входят в утробу праведницы, а те, кто вели греховную жизнь, входят в утробу грешницы.Грешные рождаются в виде червей или мух, но я не хочу более говорить об этом, о великий муж.
Живые существа возрождаются в четверногих, двуногих, шестиногих и так далее телах, вселяясь в утробу матери и облачаясь в соответствующее тело.Итак, я полностью объяснил тебе все, о львоподобный царь.Хочешьли ты еще что-нибудь спросить?
Царь Аштака сказал:
– Мой дорогой учитель, каким путем может смертный достичь самых лучших планет?С помощью подвижничества или упорного учения?Ответь как можно точнее на мой вопрос: каким образом можно постепенно достичь высоких планет,где обитают благочестивцы?
Царь Яяти сказал:
– Для этого надо вырабатывать такие качества, как упорство в подвижничестве, милосердие, спокойствие, самообуздание, смирение, честность и сострадание ко всем существам.Но святые говорят, что все эти качества будут сведены на нет, поглощены тьмой, если позволить, чтобы тобой завладела гордыня.К примеру, если кто-нибудь посвящает себя учению, но затем, возгордившись ученостью, использует свои знания, для того чтобы, побеждая в спорах, посрамлять других, может быть, и достигнет высоких планет, но непременно с них упадет; то, что он изучал высокие науки, не принесет ему никакой пользы.
Четыре рода деятельности – свершение жертвоприношений, подвижничество, изучение наук, поклонение богам предохраняют нас от любых опасностей, но те же четыре рода деятельности, если сопровождаются гордыней, могут сами по себе представлять собой опасность.Не радуйтесь, когда вам воздают почести, и не огорчайтесь, когда вас оскорбляют.Лучше старайтесь ублажать святых, ибо только святые могут узнавать и чтить святых, безбожники же, преданные мирским ценностям, не могут должным образом оценить слугу Господнего.
«Раздавайте подаяние, так же щедро как я.Почитайте богов как я.Учитесь, как я!Посмотрите, как я соблюдаю обет!» Такие гордые поучения могут причинить большой вред нашей духовной жизни, их всегда должны избегать.Всемерно стараясь избежатьложной гордыни, люди истинно мудрые сознают, что их надежнейшее прибежище – первозданный Господь, Им-то они и гордятся, Ему-то они посвящают все свои помышления.Покидая этот мир, они, преисполнясь духовного блаженства, обретают сверкающее обличие и достигают высшего покоя.
Царь Аштака сказал:
– Как могут люди, ведущие жизнь домовладельца-грихастхи, достичь миров полубогов?Как могут нищий и ученик, усердно служащий своему ачарье, достичь мира богов?Вознесется ли в высшие миры ванапрастха, шествующий духовной тропой?Сегодня на этот вопрос многие дают разные ответы.
Царь Яяти сказал:
– Разберу этот вопрос по порядку, начиная с ученика-брахмачари.Ученик должен выполнять задания учителя, стараясь ему служить без каких бы то ни было напоминаний.Вставать он должен раньше своего учителя, ложиться после него.Ученик должен всегда проявлять кротость, самообуздание и настойчивость, не должен вести себя необузданно, проявлять пренебрежение к делам, всегда должен быть готов к занятиям.Таким образом ученик-брахмачари достигает совершенства.
Далее следует семейная жизнь.Скопив честным путем деньги, домовладелец-грихастха должен совершать жертвоприношения, раздавать подаяние, кормить гостей, заходящих к нему в дом, предварительно предложив пищу Верховному Господу и его представителям, полубогам.Он не должен забирать у других то, что ему не предлагают по доброй воле.Таковы древние назидания для тех,кто живут дома, семейной жизнью.
Те, кто покинули дом и ушли в лес, ванапрастхи, должны жить своим трудом, всегда избегая обмана, подавая другим и никому не причиняя боли или страданий.Таким образом, живя в лесу, строго следуя за поглощаемой пищей и за всеми своими делами, они живут как мудрецы и, следовательно, достигают высочайшего совершенства.
Нищий, полностью отринувший мир, никогда не добывает себе пропитание каким-нибудь ремеслом, не владеет ни домом, ни другим жилищем. Он тщательно укрощает свои чувства, освобождаясь от всех мирских привязанностей, стараясь не зависеть от мира окружающего и не имея почти никаких пожитков. Проходя каждый день понемногу, он странствует по разным странам и землям.
Хотя подобные духовные свершения представляются кромешной тьмой безбожникам, чей кругозор ограничен этим миром, именно в этой – воображаемой – тьме и достигают высших планет, добиваются величайшего счастья и осуществления желаний. Поэтому человек просвещенный, ушедший в лес, в так называемую ночь самопознания должен всячески стремиться к самообузданию. Тот, кто живет, а затем оставляет тело в лесу, своим благочестием заслужит вознаграждение не тольк для самого себя, но для десяти предыдущих и десяти последующих поколений своего рода.
Царь Аштака сказал:
– Сколько есть разных видов отшельников и сколько разных видов свершаемого ими подвижничества? Мы очень хотели бы это знать, объясни.
Царь Яяти сказал:
– О правитель людей, истинным муни называется тот, кто, живя в лесу, поворачивается спиной к лесу, а, живя в деревне, отворачивается от леса.
Царь Аштака сказал:
– Как может живущий в лесу поворачиваться спиной к деревне? И как может живущий в деревне поворачиваться спиной к лесу?
Царь Яяти объяснил:
– Мудрец, живущий в лесу, не должен пользоваться ничем, взятым из деревни, таким образом он поворачиваетс спиной к деревне и становится муни. Мудрец, живущий в деревне, поворачивается спиной к лесу и становится муни, если перестает разжигать огонь, не имеет своего жилища, не принимает никакой помощи от семьи, одевается лишь в набедренную повязку и отрепья и вкушает ровно столько пищи, сколько потребно для подержания жизни в теле.
Тот, кто отрешается от всех чувственных удовольствий, равным образом как и от стремления к наживе, кто укрощает все свои чувства, становится муни или мудрецом. Совершенство в этом мире достигается также упорным подвижничеством.
Кто не примет с почтением человека, постоянно чистящего зубы, подстригающего ногти, совершающего омовение, опрятно одевающегося и, несмотря на низкое происхождение, блюдущего свою духовную чистоту? Худой, изможденный, физически слабый, полностью обуздав свои чувства, муни в конце концов преодолевает двойственный характер этого мира, затем, покорив этот мир, он отправляется на покорение небесных планет. Когда муни перестает ощущать потребность в еде, начинает питаться с той же простодушной уверенностью [что он чем-нибудь да насытится], что и корова, он обретает свой изначальный мир и подготавливается к бессмертию.
Царь Аштака сказал:
– Некоторые мудрецы живут в деревнях, а некоторые в лесу. И те и другие уверенно движутся своей тропой, как солнце и луна. Из этих двух типов мудрецов кто первый достигнет равного с богами положения?
Царь Яяти сказал:
– Тот, кто живет серди домовладельцев, но н еимеет дома, тот, кто живет среди людей, стремящихся к удовлетворению телесных потребностей, но неуклонно обуздывает свои чувства, а именно нищий, который, и живя в деревне, сохраняет свою [духовную] чистоту; он то и сравняется первый с богами. Если человек, еще не достигший долголетия, становится слабым и болезненным, он должен стараться продолжать подвижничество. Но если оно оказывается слишком трудным и мучительным, надо изменить подвижничество на какое-нибудь другое, ибо никогда не следует свершать то, что равносильно жестокости. Люди сведущие говорят, что мы должны избегать тропы, ведущей к жестокости [по отношению к себе или другим]. Не лучше ли, о царь,