ты упомянул о священном месте Саманта-панчака. Мы хотели бы знать все об этом месте. Какова его подлинная история?
Сута Госвами ответил:
О досточтимые ученые брахманы. Если вы желаете, святые люди, чтобы я поведал вам что-нибудь истинно благоприятное, выслушайте историю Саманта-панчаки. В промежутке меж второй и третьей великими эпохами, Трета- и Двапара-югами, когда миром правили нечестивые цари, явился сверкающий, как пламя, Господь Парашурама и в гневе великом принялся убивать злодушных венценосцев, покуда Своим могуществом не перебил их всех до единого. В Саманта-панчаке Рама убил так много царей, что их кровь образовала пять больших озер.
Все еще содрогаясь от ярости, вызванной бечинными деяниями злодеев, жестоко убивших Его отца, Господь Рама почтил покойного отца и предков своими приношениями с примешанной к ним кровью убитых царей. Так рассказывают люди, заслуживающие полного доверия. Предки Господа Рамы во главе с Ричикой, воззвали к Господу Раме, лучшему из брахманов, убеждая его простить провинившихся, и Он прекратил их избиение.
Кровь убитых Господом Владык образовала пять озер; с тех пор неоскверненная земля вокруг этих пяти озер стала называться Саманта-панчакой (то, что окружает пять), ибо ученые придерживаются мнения, что все места следует называть по их особым приметам. [Постепенно озера вновь заполнились чистой водой.] В промежутке меж третьей и четвертой эпохами, Двапара- и Кали-югами в этом достойном почитания, истинно священном месте, свободном от каких бы то ни было обычных недостатков, и произошла война между армиями Куру и Пандавов; здесь сошлись для сражения восемнадцать полных акшаухини.
Итак, ученые брахманы, я объяснил вам происхождение названия этой дивной чистой земли. Я подробно объяснил вам, о благородные мыслители, и то, каким образом это место обрело широкую славу во всех трех планетных мирах.
Мудрецы сказали:
– О Сута, ты только что упомянул о войсковой единице акшаухини. Мы хотели бы знать ее точный состав: сколько именно в ней колесниц, лошадей, людей и слонов. Несомненно, ты все это знаешь.
Сута Госвами ответил:
Люди, сведущие в этом деле, говорят, что маленькое подразделение, состоящее из одной колесницы, одного слона, пяти пеших воинов и трех конников, называется патти.
Три патти составляют одну сена-мукху.
Три сена-мукхи составляют одну гульму.
Три гульмы образуют одну гану.
Три ганы составляют одну вахини.
Три вахини образуют одну притану.
Три пританы равны одной камю.
Три камю составляют одну аникини.
И десять аникини составляют одну акшаухини.
О лучший из брахманов, люди сведущие говорят, что в одной акшаухини насчитывается 21870 колесниц и столько же слонов. О всеправедные, известно, что одна акшаухини включает в себя 109350 пеших воинов и 65610 конных.
Люди знающие, искушенные в подобных подсчетах, утверждают, что все это, вместе взятое, и составляет одну акшаухини; я же присовокупил к этому свое подробное объяснение, о благородные дваждырожденные. Исходя из означенных цифр, о святые, можно определить, что в армиях Куру и Пандавов насчитывалось немногим более восемнадцати акшаухини. В сражении возле Саманта-панчаки они потеряли не только все свои богатства, но и сами жизни. Цари Куру стали таким образом орудием Времени, проявляющего себя самыми необычными способами.
В течение десяти дней армию Куру возглавлял Бхишма, превосходно владеющий всеми видами оружия. Пять дней ряды Куру оборонял Дрона. Два дня во главе Кауравов стоял погубитель врагов – Карна. Полдня полководцем Куру был Шалья, и полдня Бхима и Дурьодхана вели смертельное единоборство на палицах. А затем, когда эти полдня истекли, Хардикья, Ашваттхама и Гаутама глухой ночью перебили беспечно спавшую рать Юдхиштхиры.
Сто частей «МАХАБХАРАТЫ»
Сута Госвами продолжил:
Здесь во время жертвоприношения, свершаемого Шаунакой, я поведаю всю «Махабхарату» с самого начала, точно в том же виде, в каком многознающий ученик Вьясы прочитал ее на жертвоприношении, устроенном Джанамеджайей. Ученые посвящают себя изучению эпопеи с той же настойчивостью, с которой люди, стремящиеся к освобождению, вырабатывают в себе отрешенность.
Среди всего, что нам следует знать, важнее всего наше собственное «я», среди всего, что нам дорого, бесценнее всего жизнь; так и среди всех священных писаний наибольшего внимания заслуживает эта единственная в своем роде, исполненная глубокой мудрости эпопея. Всякая речь, и ведическая и мирская, состоит исключительно из гласных и согласных, подобным же образом во всей этой книге просматривается глубокая продуманность замысла и логичность. А теперь послушайте, из каких основных частей состоит эпопея:
Краткое изложение содержания в ста частях.
Краткое изложение дополнения из восемнадцати разделов.
Паушья.
Пулома.
История о брахмане Астике.
Происхождение первых созданных существ.
Удивительное повествование богов о происхождении.
Сожжение смоляного дома.
Убийство демона Хидимбы.
Убийство демона Баки.
Читраратха, царь гандхарвов.
Доброчестивая царевна Панчали выбирает себе мужа.
После того, как все соперничающие между собой цари терпят поражение, она выходит замуж по закону кшатриев.
Появление Видуры.
Обретение царства.
Арджуна обитает в лесу.
Похищение царевны Субхадры.
Свадебный дар.
Сожжение леса Кхандава и встреча с таинственным зодчим Майей.
Убийство Джарасандхи.
Покорение мира.
Жертвоприношение Раджасуя.
Приношение гостям.
Убийство Шишупалы.
Игра в кости.
Что последовало за игрой в кости.
Жизнь в лесу.
Убийство Кирмиры.
Арджуна сражается с Господом Шивой, перевоплотившимся в охотника.
Вознесение к планете Индры.
Мудрый царь Куру странствует по святым местам.
Убийство демона Джатасуры.
Битва с якшами.
История о питоне.
Встреча с мудрецом Маркандейей.
Беседы меж царицами Драупади и Сатьябхамой.
Путешествие к пастушьим стоянкам.
Сон об олене.
История о Врихи-Драунике.
Сайндхава похищает Драупади из леса.
Кража серег.
Аранея-парва.
Вирата.
Убийство кичаков.
Кауравы пытаются украсть коров царя Вираты.
Женитьба Абхиманью на Вайрати.
Великое, чудесное деяние.
Посольство Санджайи.
Тревоги и бессонница Дхритараштры.
История о Санат-Суджате, объясняющая сокровенные тайны души.
Попытки примирения.
Путешествие великого Господа.
Великий духом Карна высказывает свое суждение.
Армии Куру и Пандавов сходятся на поле сражения.
Воины и еще более великие [ади-ратха] воины.
Посланец Улука вызывает гнев у Пандавов.
История о царевне Амбе.
Бхишма поразительным образом становится главным военачальником.
Сотворение материка Джамбу.
Земля и ее великие острова.
Господь Кришна излагает «Бхагавад-гиту».
Убийство Бхишмы.
Дрона становится главным военачальником Куру.
Убийство воинов-самшаптаков.
Убийство Абхиманью.
Арджуна клянется убить Джаядратху.
Убийство Джаядратхи.
Убийство Гхатоткачи.
Ужасающий рассказ об убийстве Дроначарьи.
Метание всесокрушающего оружия Нараяна.
Последние дни Карны.
Последние дни Шальи.
Дурьодхана укрывается в озере.
Смертельное единоборство на палицах.
Священная река Сарасвати и особенности всех священных мест.
Зверское истребление спящих воинов.
Устрашающая история об оружии Айшика.
Поминание водой погибших родственников.
Скорбь женщин.
Похороны покойных родственников и грядущие существования убитых Куру.
Мудрого Юдхиштхиру, праведного царя, чествуют как властителя мира.
Смерть ракшасы Чарваки, принявшего обличие брахмана.
Распределение домов.
Мир, обязанности и нравственный долг царей.
Обязанности и нравственный долг в смутные времена.
Обязанности и знания, необходимые для освобождения.
Наставления.
Мудрый Бхишма возносится на небо.
Жертвоприношение Ашвамедха: история, устраняющая все последствия дурных деяний.
Анугита (повторная песнь), объяснение духовной философии.
Жизнь в ашраме.
Встреча с сыновьями.
Прибытие знаменитого мудреца Нарады.
Полное описание ужасного случая с железной палицей.
Великое отбытие.
Вознесение на духовные планеты.
Дополнение, известное как «Хариванша», с описанием детства Господа Кришны.
Великое удивительное описание грядущих событий.
Великий духом Вьясадева полностью поведал все эти сто частей, и сын Ромахаршаны, Сута Госвами, повторил их мудрецам в лесу Наймиши, разделив, однако, все содержание на восемнадцать книг, как изложено ниже. Затем он вкратце пересказал все книги-парвы, что и составляет содержание всей Махабхараты.
КНИГА ПЕРВАЯ. АДИ-ПАРВА
Сута Госвами продолжил:
[Первая часть Ади-парвы, известная под названием] «Паушья», рассказывает о славной судьбе Уттанки, а часть «Пулома» подробно описывает укрепление рода Бхригу. Следующая часть, посвященная Астике, повествует о происхождении всех змей и великого Гаруды, о пахтании океана, рождении небесного коня Уччайхшравы, о великих царях Бхаратах, о которых шла речь во время жертвоприношения, устроенного царем Джанамеджайей, а также о происхождении различных царей и мудрецов и великого мудреца Вьясы.
Часть «Происхождение первых созданных существ» описывает происхождение полубогов, дайтьев, данавов и якшей. Эта часть также говорит о происхождении змей нага, гандхарвов, птиц и различных других созданий. История Васу повествует о том, как эти великие мужи вынуждены были родиться во чреве богини Ганги в доме царя Шантану и как они вновь вернулись на небо. Все Васу поделились своей силой с одним-единственным Васу, который родился под именем Бхишмы, впоследствии отрекся от царского престола и принял трудный обет безбрачия, соблюдавшийся им с неуклонной решимостью.
[Вместо Бхишмы] на трон Куру воссел его младший сводный брат Читрангада; он правил, пользуясь наставлениями старшего брата, но когда молодой властитель был убит, Бхишма возвел на престол Вичитравирью, младшего брата Читрангады, и неусыпно о нем заботился.
Первая книга также рассказывает о том, как Шрила Вьяса, сдержав данное матери обещание, породил Дхритараштру, Панду и Видуру [на самом деле это был Дхарма, бог справедливости, которого появиться на свет в человеческом облике вынудило проклятие мудреца Мандавьи-насаженного-на-копье]. Книга описывает рождение сыновей Панду, их путешествие в Варнавату, коварные исхищрения их двоюродного брата Дурьодханы погубить их, а также, подсказанное мудрым советом Видуры, бегство через тайный подземный ход.
Далее рассказывается о встрече Пандавов с ракшаси Хидимбой, эта встреча, происшедшая в ужасном лесу, привела к рождению Гхатоткачи; повествуется о том, чем занимались Пандавы, тайно живя в доме брахмана, и об убийстве чудовищного ракшаса Баки, этот подвиг вызвал восхищение брахмана и всех жителей города.
Подробно говорится о рождении пленительной Драупади и ее горячего нравом близнеца-брата Дхриштадьюмны. Пандавы услышали о ней от брахмана и, поощряемые Шрилой Вьясадевой, решили принять участие в состязании, которое должно было определить ее мужа. Они тут же без промедления отправились в царство Панчалы, где правил отец Драупади, чтобы принять участие в этой сваямваре.
По пути, на берегу Ганги, Арджуна нанес поражение царю гандхарвов Ангарапарне. Победитель и побежденный близко подружились, и, услышав от Ангарапарны много любопытных историй, Арджуна вместе с братьями отправился в царство Панчалов. Попутно рассказываются замечательные истории о Тапатье, Васиштхе и Аурве.
В столице Панчалы один лишь Арджуна смог поразить стрелой невероятно трудную мишень и таким образом завоевал руку царевны. Потерпевшие неудачу цари во главе с Карной и Шальей были в бешенстве, но Бхима и Арджуна победили их в очень нелегкой схватке. Обратив внимание на непостижимые, можно сказать, сверхчеловеческие подвиги Бхимы и Арджуны, Господь Кришна с Его великой проницательностью и Его старший брат Господь Баларама сразу же догадались, что они сыновья Панду, [хотя те и тщательно изменили свой облик], и отправились в дом горшечника, где нашли себе пристанище Пандавы. Сообщается поразительный рассказ о пяти Индрах. Царь Друпада был весьма озадачен тем, что его дочь станет женой сразу пятерых братьев, но этот необычный брак благословил сам Господь Шива.
Дхритараштра отправил к Пандавам Видуру, который встретился не только с ним, но и с Господом Кришной. Дабы предотвратить столкновение между Пандавами и Куру, царство было поделено надвое, и Пандавы поселились в местности, которая называлась Кхандава-прастха. Следует история о Сунде и Упасунде. По велению Нарады Муни пятеро братьев решили, что будут проводить равное время наедине со своей прелестной женой Драупади, [при этом каждый из них поклялся, что если случайно застанет с ней другого брата, то тут же отправится в добровольное изгнание].
В скором времени случилось так, что в комнату, где Юдхиштхира пребывал наедине с Драупади, зашел Арджуна, чтобы взять оружие, которое понадобилось ему для оказания помощи святому брахману. Вернув последнему похищенное у него имущество, верный общей клятве, Арджуна покинул царский