угодно.
Сатьяван сказал:
81. Унялась головная боль, тело моё здорово,
Мать и отца хочу видеть, ты мне идти поможешь.
82. Ведь никогда на ночь глядя не уходил я из дома,
Мать, только вечер наступит, мне отлучаться не позволяет,
83. Если уйду, даже и днём, родители оба в тревоге,
В сопровожденьи пустынников ищет меня отец всюду.
84. И прежде отец мой и мать не раз в большой тревоге
Так меня упрекали: “Как часто приходишь ты слишком поздно!”
85. Подумай, из-за меня, что они терпят сегодня!
Тяжко скорбеть они будут, если меня не увидят.
86. Старики говорили и раньше, по ночам надо мной склоняясь,
Острой тревогой томимы, движимы нежной любовью:
87. “Тебя лишась, сынок, не проживём и мгновенья,
Сколько, сынок, проживёшь, столько и мы будем живы.
88. Старцев слепых ты зренье, держится род наш тобою,
В тебе — наши жертвы, слава, продление рода”.
89. Мать уж стара, и отец мой; я опора для них, конечно.
90. Я на свой сон негодую: из-за него мой родитель
И кроткая мать обо мне в такой сильной тревоге.
91. Я также охвачен тревогой, томлюсь тяжким горем:
Невмоготу мне жить, мать и отца утратив!
92. Ясно, слепой мой отец охвачен тревогой
И поминутно отшельников он обо мне вопрошает.
93. Не о себе сокрушаюсь, прекрасная, об отце горюю
И матери дряхлой, вслед за супругом идущей.
94. Из-за меня они ныне так жестоко страдают;
Их жизнью живу, они же моей существуют.
Я постоянно их радовать должен, хорошо это знаю.
Маркандея сказал:
95. Так праведный говорил, чтущий родителей, ими любимый,
Он громко рыдал, руки закинув в печали.
96. Видя горе, страдание мужа, с очей вытирая слёзы,
Подвижница Савитри утешать его стала.
97. “Если подвиг я совершила, если жертвы, дары приносила,
Свекор и свекровь этой ночью счастливы будут.
98. Помню, неправды, даже случайно не говорила я прежде:
Наших родителей пусть эта правда поддержит!”
Сатьяван сказал:
99. Видеть родных желаю, в путь торопись, Савитри,
Если мать и отца в несчастьи увижу,
Широкобёдрая, жить не стану, с собой покончу.
100. Если ты долгу покорна, если ты хочешь, чтоб жил я,
Если хочешь мне сделать радость — вернёмся в обитель.
Маркандея сказал:
101. Тогда, заплетши косы, красавица Савитри встала,
Супругу помогла подняться, поддержала за плечи.
102. Встал Сатьяван, растирая руками суставы,
По сторонам оглянулся, посмотрел на корзину;
103. Савитри ему возразила: “Завтра придёшь за плодами.
Для безопасности всё же этот топор захвачу я”.
104. К склоненным ветвям подвесив корзину с грузом,
Топор захватив, в обратный путь пошла близ мужа.
105. Себе на плечо положила левую руку супруга,
Правой его обнимая, тихо, как слон, выступая.
Сатьяван сказал:
106. “Робкая, путь мне знаком, здесь проходил я часто,
Вижу сиянье луны между ветвями деревьев.
107. Этой дорогой мы проходили вместе, плоды собирая,
Возвращайся, прекрасная, тем же путём, иди, не сбиваясь.
108. В гуще этих кустов раздвоится наша тропинка,
Той, что на север иди, торопись же.
109. Я бодр и здоров, очень хочу родителей видеть”.
Так говоря, он спешил, направляясь в обитель.
Так гласит в святой “Махабхарате”,
в книге “Лесная” 297 глава
ВЕЛИЧИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ
Глава VI
Маркандея сказал:
1. В это самое время просветлели очи могучего Дьюматсены;
Получив зренье, он всё стал видеть.
2. Обошёл обитель вместе с женою Шайбьей;
В тяжкой тревоге за сына, лучший Бхарата,
3. Пустынь, лес, реку, озёра они обыскали;
Вместе скитались муж и жена этой ночью.
4. Случайный ли шум раздастся — слушают, с мыслью о сыне:
“Вот идут Сатьяван и Савитри!” — так они восклицали.
5. Камыш им изранил ноги, оба забрызганы кровью,
Оба в колючих занозах, как обезумели оба.
6. Тогда, истомлённых, брамины, что обитали в пуще,
Привели в обитель, обступив утешали.
7. Здесь тот царь вместе с супругой, в кругу благочестивых старцев,
Внимал назиданиям разным, преданьям о древних раджах.
8. Успокоились старцы немного, сына мечтая увидеть,
Сильно скорбя вспоминали случаи из его детства.
9. И жалобно снова они восклицали, мучимые горем:
“Милый наш сын, скажи нам — где ты? О где же ты!” — рыдали.
Брамин Суварча сказал:
10. Жив Сатьяван, в том порукой благочестье, смиренье,
Подвиг духовный Савитри, его супруги.
Гаутама сказал:
11. Изучением Вед и Веданты, умерщвлением плоти я накопил заслуги,
В честь Агни и гуру с юности нёс воздержанье.
12. Строго хранил обеты, строгий пост соблюдая,
Воздухом только питался по предписанью закона,
13. В силу заслуг моих многих я обладаю прозреньем —
Постигните эту правду: в живых Сатьяван остался!
Ученик сказал:
14. Что мой наставник изрёк — всегда сбудется точно,
Не ошибался он раньше: жив Сатьяван этой правдой!
Риши сказали:
15. В силу того, что Савитри носит все лучшие знаки,
Останется жить Сатьяван, не предстоит овдоветь ей.
Бхарадваджа сказал:
16. Жив Сатьяван, в том порукой благочестье, смиренье,
Подвиг духовный Савитри, его супруги.
Далбхья сказал:
17. Как ты прозрел, как Савитри верно обет свой сдержала,
Пост соблюла, так верно, что жить Сатьяван остался.
Анастамба сказал:
18. Спокойны стороны неба, звери и птицы вещуют
Царственный рок тебе, раджа, значит жить Сатьяван остался!
Дхаумья сказал:
19. Добрыми свойствами сын твой, друг всех людей, обладает,
Знак долголетья он носит, значит он жить остался.
Маркандея сказал:
20. Утешен отшельников правдой, успокоясь немного,
Царь стал искать причину, задержавшую сына.
21. Вдруг Сатьяван появился, с ним и его супруга,
Ночью придя в обитель, радостно они явились.
Брамины сказали:
22. Царь, ты встретился с сыном, он тебя зрячим видит,
О всём происшедшем мы вас вопрошаем, раджа.
23. Сын твой вернулся, ты снова видишь Савитри,
И получил прозренье — ты вознесён тройным счастьем.
24. Что мы тут все сказали, сбудется без сомненья,
Скоро всё больше и больше будет расти твоё счастье.
Маркандея сказал:
25. Дваждырождённые там огонь разожгли,
Почтив Дьюматсену как махараджу, Партха.
26. Подле стояла Шайбья, с ней Сатьяван и Савитри,
По их приглашенью все беспечально уселись;
27. Сидя кругом возле раджи, пустынники начали, Партха,
С большим, живым участьем расспрашивать царского сына.
Риши сказали:
28. Отчего ты с женой не явился раньше, владыка?
Отчего только ночью ты возвратился? Чем был задержан?
29. Мать и отец исстрадались, и мы с ними вместе, царевич;
Знать бы хотелось причину, благоволи рассказать нам.
Сатьяван сказал:
30. Я, с дозволения отца, ушёл вместе с Савитри;
Когда рубил деревья в лесу, у меня голова разболелась.
31. От этой болезни я, кажется, спал очень долго,
Так длительно спать мне никогда не случалось раньше.
32. Достопочтенные, верьте, — горе нас всех да минует —
Только в этом причина, что я вернулся так поздно ночью.
Гаутама сказал:
33. А по какой причине прозрел Дьюматсена, отец твой?
Если тебе неизвестно, быть может Савитри скажет?
34. Мы бы хотели послушать, ты происшедшее знаешь, Савитри,
Ведомо нам, что с богиней Савитри ты сходна блеском.
35. Ты здесь причина, так объясни всю правду,
Если какой-либо тайны ты не хранишь, расскажи нам.
Савитри сказала:
36. Выслушав ваше желанье, охотно исполню просьбу,
У меня никакой нет тайны, слушайте, как всё случилось:
37. Великий риши Нарада мне предсказал, что супруг мой
Нынче умрёт, и я сегодня не покидала мужа.
38. Только уснул он, как Яма и слуги его появились;
К праотцам мужа увлечь, крепко связав, хотел Яма.
39. Я восхвалила бога, правдивым словом владыку,
Он мне внимал и пять даров предоставил выбрать:
40. Вернул свекру зренье и царство — это два первых дара,
Сто сыновей дал отцу, я также сто сыновей получила:
41. Мужу и мне обещал он возраст четыре столетья,
Ведь ради спасения мужа я свой обет выполняла.
42. Вот я правдиво, подробно поведала вам причину,
Как превратилось в пресветлую радость моё великое горе.
Риши сказали:
43. В мрачной пучине, постигнутый горем,
Род властелина народа спасла ты,
О добронравная, верная мужу,
Правдивая, чистая, знатная родом!
Маркандея сказал:
44. Воздав так хвалу и почтенье
Наилучшей из женщин, простились риши
С владыкой народов, с его царственным сыном
И радостно в кельи свои удалились.
Так гласит в святой “Махабхарате”,
в книге “Лесная” 298 глава
ВЕЛИЧИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ
Глава VII
Маркандея сказал:
1. Когда миновала ночь, поднялся лик лучезарный солнца,
После свершенья обрядов вновь собрались старцы.
2. О большом счастьи Савитри, о её великой доле
Они царю Дьюматсене не уставали твердить снова и снова.
3. Вдруг появились люди из шалвского царства, властитель;
Они известили, что враг тот убит своим придворным:
4. Советники же, узнав, что убит он вместе со свитой, с родными,
О случившемся извещают, а также о бегстве враждебного войска.
5. “Единослитно стремится мысль всех людей к владыке:
— Зрячий ли он, иль ослепший — пусть он царём нашим будет!
6. С эти им посланы и пред тобой явились, властитель.
Вот колесницы готовы и четырёхчленное войско.
7. Счастливо в путь собирайся, раджа; в городе все восклицают: победа!
Долго владей своим царством, древним отцовским наследьем!”
8. И увидав его зрячим, царственным и величавым,
Очи раскрыв в изумленьи, все пали на землю.
9. Раджа приветствовал старцев, пустынников пущи,
Ими почтённый, к городу путь свой направил.
10. Шайбья вместе с Савитри счастливо, на превосходной,
Влекомой людьми колеснице, двинулись вместе с войском.
11. Жрецы-пурохиты раджу благословили на царство;
Его великодушного сына юва-раджей* провозгласили брамины.
12. Ширилась слава Савитри долгое, долгое время:
Она сто сынов родила, витязей, вспять не глядящих в битве;
13. У неё были братья: сто благородных, прекрасных, могучих
Сыновей царицы Малавьи от Ашвапати, владыки мадров.
14. Вот как себя, отца, мать, свекра, свекровь, мужа — род весь
Освободила Савитри от безысходных страданий.
15. Также спасёт Драупади, верная, добрая нравом*.
Всех вас подобно Савитри, свой род сохранившей.
Вайшампаяна сказал:
16. Великодушный сын Панду, утешенный этим рассказом,
Жил беспечально, спокойно, в дебрях Камьяки, раджа.
17. Кто превосходный рассказ о Савитри благоговейно прослушал,
Преуспевать во всём будет, его не коснётся несчастье*.
Так гласит в святой “Махабхарате”,
в книге “Лесная” 299 глава
ЗАКОНЧЕНО СКАЗАНИЕ
О ВЕЛИЧИИ СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ
Примечания
СКАЗАНИЕ О НАЛЕ
Эпизод из “Махабхараты”, III, гл. 52–77, шл. 2073–3099.
ГЛАВА I
I — 1. “Наль” — в переводе принята привычная для русского уха транскрипция индийского имени “Нала”, означающего “тростник”. <Имя Вирасены означает «мощное войско».>
I — 3. “Кости” — в целиком хвалебной характеристике Наля страсть к игре в кости не выставляется как отрицательная черта, но лишь как необходимая для дальнейшего развития повести и характера героя.
< I — 4 . “Ману” — легендарный мудрец и законодатель Индии.Слово означает «мыслитель».>
< I — 6–9. Даман значит «укротитель»; имена детей Бхимы все происходят от одного корня и означают «укротитель» (Дама) и «укрощённый» (Данта). Дамаянти также значит «укротительница». Эти имена надо понимать в том смысле, что носящий их обладает способностью владеть собой, укрощать свои страсти. Способность самообладания очень высоко ценилась в эпической литературе. По буддийским легендам («Джатака») Дамаянти есть одно из предшествовавших воплощений Гаутамы Будды.>
< I — 13 . “Шри” (Лакшми) — богиня красоты. “Якши” — мифические существа, полубоги>
I — 15. “Тигром” — обычный эпический эпитет героя, выражающий не свирепость, а царственность, силу: в Индии тигр считается “царём джунглей” (ср. “Наль”, гл. 12). Эпитет “тигр” соответствует эпитету “лев” западной культуры.
< I — 15. “Кандарпа” — бог любви, соответсвует греческому Купидону.>
I — 19. “Фламинго” — индийский гусь, птица, которую народная фантазия наделяет особыми чудесными качествами.
< I — 27. “Ашвины” — «Всадники» аналогичны греческим Близнецам-Диоскурам, олицетворение Вечера и Утра, боги красоты.>
< I — 29. “Гандхарвы” — мифические небесные музыканты. “Ракшасы” — демоны, злые духи, противники богов и героев.>
I — 29. “Змиев” — мифические существа, живущие под землёй в особом царстве; мудрецы и маги. О встрече Наля с таким существом повествует XIV глава поэмы.
ГЛАВА II
II — 1. “Бхарата” — обращение рассказчика к царевичу Юдхиштхире (см. комментарии). Это обращение не раз встречается в текстах поэм.
II — 9. “Мужа” — обычай явно матриархального