V — 59. “Малавцы” — в этих шлоках ясно выражены черты матриархата.
V — 59. “Тридцати богам” — ведический пантеон насчитывал 30 или 33 главных бога.
V — 64. “Чёрный” — в шлоке 7-й этой главы Савитри видит Яму лучезарным, как солнце, и в красных царских одеждах. Сатьяван же воспринимает его, как чёрного человека. Это противоречие нельзя считать небрежностью или художественной ошибкой; приём противоречивого описания выражает идею субъективности воспринимаемого видения: разные психики воспринимают его по-разному.
< V — 75. См. прим. к V, 17.>
ГЛАВА VII
< VII — 11. “Юва-раджа” — юный раджа, цесаревич.>
VII — 15. “Нравом” — эти стихи относятся к обрамлению повести, они выражают дидактическую её цель.
VII — 17. “Несчастье” — этот стих — обычная концовка древневосточных произведений (см. прим. к “Налю”, XX, 37).
А
АВАНТИ — название страны и населяющего её народа. Название реки.
АГНИ — огонь; имя одного из наиболее чтимых ведических божеств; Агни — возноситель жертв богам, а потому он “Хуташана” — “Пожиратель жертв”; он приходит ко всем людям, поэтому он “Вайшванара” — “Всенародный”. Как популярное божество А. носил ряд эпитетов.
АЙОДХЬЯ — “незавоёвываемый” — название города.
АКХЬЯНА — сказание. Название дополнений к Ведам. А. содержит ряд трактатов, обязательных для изучения браминами и кшатриями.
АПАСТАМБА — “столп обрядов” — имя одного очень прославленного риши, преподававшего науку совершения обрядов.
АТРИ — “пожирающий” — эпитет огня. Собственное имя одного из великих риши (мудрецов), родоначальника одного из наиболее выдающихся браминских родов.
АШВАМЕДХА — жертвоприношение коня; один из самых торжественных и дорогих обрядов, сопровождающийся обильной раздачей даров браминам. В политическом отношении обряд является символом утверждения суверенности раджи, совершившего ашвамедху. Обряд совершался также для обеспечения жертвователю длительного блаженства в мире Индры.
АШВАПАТИ — “владыка коня” — имя раджи из рода, тотемом которого был конь.
АШВИН — владыка. Слово обычно употребляется в двойственном числе и обозначает богов-близнецов, олицетворение утренних и вечерних сумерок. Ашвины славились своей красотой, с которой сравнивалась красота мужчины, как с непревосходимым идеалом. Индийские Ашвины вполне аналогичны греческим Диаскурам.
АШОКА — “без горя” — название одного дерева, зацветающего весной, с которым связывался ряд поверий, как с деревом, приносящем счастье.
Б
БАЛА — “сила”; имя одного асура, соперника богов, убитого Индрой, за что тот получил эпитет “Убийца Балы” (и Вритры). Бала — олицетворение грозы.
БРИХАДАШВА — “большой конь” — имя раджи из рода с тотемом коня.
БРИХАСПАТИ — “великий владыка” — эпитет многих богов; как индивидуальность — слабо персонифицированный образ; планета Юпитер; Б. — молельщик-жертвователь, а потому — великий жрец богов.
БРИХАТСЕНА — “великое войско”; с кратким конечным “а” — мужское имя, с долгим — женское.
БХАЙМИ — дочь Бхимы.
БХАНГАСУРИ — имя по отцу Ритупарны (бханг — разрушение, асура — дух, враждебный богам).
БХАРАДВАДЖА — «жаворонок» — имя одного знаменитого риши.
БХАРАТА — “несомый, поддерживаемый” — один из эпитетов огня, который постоянно поддерживался в домашнем очаге. Мужское имя; имя родоначальника племени бхаратов.
БХИМА — “страшный”; мужское имя, часто имя раджей.
БХРИГУ — название особых мифических существ; имя риши, давшего людям огонь.
В
ВАЙВАСАН — сын Вивасвана, имя по отцу Ямы.
ВАЙШАМПАЯНА — сын Вишампаяны, имя рассказчика “Махабхараты”.
ВАЙШРАВАНА — сын Вишравана; имя по отцу Куберы Манибхадры.
ВАРУНА — древнее ведическое божество, олицетворявшее Небо с его непреложными законами. В. аналогичен греческому Урану. В. — эпическое время. В. утратил значение верховного божества и превратился в повелителя вод (небо отражается в воде).
ВАРШНЕЯ — потомок Вришни, вришниец.
ВАСИШТХА — имя одного великого риши, часто упоминаемого в эпосе. Это — один из 7 ришей (7крупных звёзд Б. Медведицы).
ВАХУКА — имя собственное, мужское.
ВЕДА — ведение, знание. Название сборников священных гимнов и заклинаний. В ранний период истории ариев насчитывалось три таких сборника (Риг-, Сама-, Яджур-Веда), позднее прибавлен ещё один сборник — Атхарва-Веда. Веды считались “словом Брамы”, самыми священными и авторитетными книгами священного кодекса индуизма.
ВЕДАНТА — “окончание Вед”. В широком смысле это священные книги толкований Вед, но обычно под В. разумеются философские трактаты, излагающие сокровенное учение о Запредельном. Как тайноучение эти трактаты называются Упанишады. Они создавались в разное время. Древнейшие из упанишад относятся к концу I — началу II тысячелетия до н. э. Теперь насчитывается немногим более 100 таких трактатов; они распределены между 4 Ведами и прилагаются в конце каждой из них, откуда и название — Веданта.
ВИВАСВАН — “светозарный” — имя бога Солнца, особенно утреннего, восходящего (ср. Гар-Эм-Хути или Ра-Гарехт египтян).
ВИДАРБХА — название страны, находящейся южнее горного хребта Виндхья; название народа этой страны. Главный город страны — Кундина.
ВИНДХЬЯ — название горного хребта.
ВИРАБАХИ – “богатырскорукий” — мужское княжеское имя, эпитет Вишну.
ВИРАСЕНА — “богатырское войско” — мужское княжеское имя.
ВРИТРА — вихрь, смерч; один из духов, враждебных богам, убитый Индрой, носящим поэтому эпитет “Убийцы Балы и Вритры”.
ВРИШНИ — название народа и обитаемой им страны.
Г
ГАУТАМА — сын Готамы; употребляется и просто, как собственное имя.
Д
ДАЛБХЬЯ — имя собственное, мужское.
ДАМА — укрощенный; имя собственное, мужское.
ДАМАНА — то же.
ДАМАЯНТИ — укротительница, победительница (о красивой женщине); имя собственное, женское.
ДАНТА — то же как и Дама.
ДВАПАРА — пара — двойной; название третьего мирового периода, когда ясны признаки одряхления мира. Название стороны игральной кости с двумя очками. Название злого духа, мало персонифицированного.
ДЖИВАЛА — живой; имя собственное, мужское.
ДРАУПАДИ — дочь Друпады (столб, колонна); имя по отцу общей жены братьев Пандавов, героев поэмы “Махабхарата”.
ДХАРМА — держава, основа, долг, закон, правда, справедливость, обряд. Термин, употребляющийся очень часто и в разнообразных смысловых оттенках в индийской литературе, особенно в философской.
ДЬЮМАТСЕНА — “блестящее, великолепное войско”. Мужское княжеское имя.
И
ИНДРА — имя царя богов, “Владыка Тридцатки”; как нарицательное употребляется в смысле — “царь, владыка”, например, “Раджендра” — “Индра царей” — “царь царей”.
К
КАЛИ — чёрный. Название последнего мирового периода; название стороны игральной кости с одним очком. Название злого духа, олицетворяющего страсть к игре в кости. В женском роде — имя страшной богини “жены”; сила Шивы
КАМЬЯКА — “вожделенный”, “приятный”; название леса, где одно время скрывались Пандавы.
КАНДАРПА — имя бога любви, аналогичного греческому Купидону.
КАРКОТАКА — рак; имя одного “змия” (нага); наги — особые мудрецы, населяющие подземное царство.
КАУНТЕЯ — сын Кунти, имя по роду матери трёх старших братьев Пандавов, в частности Юдхиштхиры, к которому обращается рассказчик, Маркандея.
КОШАЛА — название страны и живущего там народа.
КУНДИНА — главный город страны Видарбхи.
КУНТИ — мать трёх старших Пандавов; женское имя.
М
МАГХАВА — “щедрый, податель”; эпитет Индры.
МАЛАВА — название страны и народа.
МАЛАВЬЯ — относящийся к народу малава.
МАНИБХАДРА — “радующий сокровищами”, эпитет Куберы, владыки сокровищ, покровителя купцов.
МАРКАНДЕЯ — имя вечноюного мудреца, явившегося к Пандавам в лес и наставлявшего их различными, назидательными былинами.
МАТАЛИ — имя возничего Индры.
Н
НАГА — “змий”, часто “змий мудрости”; мудрец-чародей, обитатель подземного царства.
НАЛЬ — тростник; мужское имя, более точная транскрипция которого — Нала.
НАРАДА — имя божественного риши (дэвариши), одного из популярнейших, легендарных мудрецов, упоминаемых в эпосе.
НАХУША — “змий” — имя собственное, мужское.
П
ПАЙОШНИ — “тёплый, как молоко”, парной. Название реки, берущей начало в горах Виндхья.
ПАНДУ — бледный, бледно-жёлтый; имя отца братьев Бхаратов, героев “Махабхараты”, поэтому по отцу они называются Пандавами.
ПАРВАТА — гора, скала; имя одного выдающегося риши.
ПАРНАДА — “питающийся листьями”; мужское браминское имя.
ПИШАЧИ — “упырь, нежить”; злой дух из свиты Шивы.
ПУНЬЯШЛОКА — “достохвальный”; прозвище (эпитет Наля).
ПУРОХИТА — название домашних жрецов, совершающих предписанные обряды за кшатрия, которому они служат.
ПУШКАРА — цветок голубого лотоса; мужское имя.
Р
РАКШАС — название особого злого духа. Предполагалось, что ракшасы живут в лесу и там нападают на отшельников. Возможно, что так арии называли дикие племена людоедов, живших в лесах до прихода ариев (ракшасы — людоеды).
РАНТИДЭВА — эпитет Вишну (ранти — наслаждение); мужское княжеское имя.
РИКШАВАНТИ — “рикша” — медведь; название горного хребта.
РИШИ — мудрец, учитель. Различалось несколько рангов ришей: дэвариши — учители богов, махариши — великие учители, брахмариши — учители брамины и раджариши — учители раджи (кшатрии).
РОХИНИ — красноватый; название звезды (Альдебаран?). Планета Марс; собственное имя.
С
САВИТРИ — “спасительница”; женская ипостась Савитара, одного из олицетворений Солнца.
САДАГАТИ — “всегда движущийся”; ветер, солнце.
САТЬЯВАН — “говорящий правду” — мужское имя.
СОМА — священное растение (эфедра?), сок которого употреблялся при ведических жертвоприношениях; сок, влага. По представлениям древних месяц связан с влагой; месяц, как особое божество.
СУБАХУ — “прекраснорукий” — мужское, княжеское имя.
СУВАРЧА — золото; мужское имя.
СУДАМАН — “хорошо обузданный”, самообладающий; мужское имя.
СУДЭВА — “хороший бог”; мужское имя.
СУНАНДА — “хорошо радующая”, “наслаждающая”; женское имя.
Т
ТИГМАНШУ — “остро-лучистый” — эпитет бога Солнца.
У
УШИНАРА — название страны и народа; имя раджи.
Ч
ЧИТРАШВА — “пёстрый конь”; прозвище Сатьявана.
Ш
ШАЙБЬЯ — потомок Шиби.
ШАКРА — “могущий, помощник” — эпитет Индры.
ШАЛА — название дерева, употребляющегося для построек (ср. “шалаш”).
ШАЛИХОТРА — (шали — рис, хотра — вкушение жертвы, кормление), конь, вскармливаемый зерном; особое мифическое существо, владыка лошадей. Имя одного риши, знатока коней.
ШАЧИ — “помощница”; имя жены Индры, который часто называется — “супруг Шачи”.
ШИБИ — благой; имя одного знаменитого раджи; слово употребляется и в женском роде, как имя.
ШУЧИ — “чистый” — мужское имя.
Ю
ЮДХИШТХИРА — “стойкий в битве” — имя старшего из сыновей Панду, претендента на княжеский престол. По легенде Юдхиштхира — сын бога Дхармы; по роду матери часто именуемый Каунтея (сын Кунти).
Я
ЯКША — особые (благожелательные) духи природы; небожители более низкого, чем боги, ранга.
ЯЯТИ — имя древнего знаменитого царя.
2
1 За основу данного издания принято II-е ашхабадское издание 1959 г. Однако в разделе «Примечания» сохранены примечание и I-го издания 1955 г., не вошедшие во II-е издание. Для отличия здесь они помещены в угловые скобки, а в тексте поэм добавлены соответствующие этим примечаниям сноски. (Редакция сайта БОЛЕСМИР).
3
* Пользуюсь случаем выразить глубокую благодарность уважаемому профессору Г. А. Шенгели за консультацию по вопросу о ритмике перевода.
4
* Обычай самосожжения вдов (сати) Дж. Неру считает не арийским, а принесенным в Индию скифо-татарами. Соблюдался он только высшими кастами. («Открытие Индии», стр. 337).