Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск II. Бхагавадгита

пандитов.

Введение заканчивается всё той же формулой Макрокосмоса. Треугольник, вписанный в квадрат — символ Духа в материи. Это диалектика тернера и кватернера, в сумме — 7 — символ победы: «Spiritus dominant forman». Как точка центра треугольника дано священное слово АУМ. Так формируется методика, смысл и цель Введения. Концовка введения — великая янтра (по санскритски пантакль называется «янтра») космического сосредоточения.[21]*

Как заставки и концовки к главам Гиты взято всё то же слово-символ АУМ, только в литературном переводе — в фигуральном начертании,

а в буквальном переводе — шрифтом деванагари, которым обычно пишется текст

Шмуцтитул литературного перевода

Шмуцтитул к буквальному переводу — традиционное изображение двулепестного чакра, с тем же «АУМ» и лингамом. Об этом чакра говорится в VIII, 10 (см. также примечания). Таким образом, шмуцтитул иллюстрирует указание Гиты, как надо читать этот текст, вызывая к жизни деятельность двулепестного чакра.

Концовка к буквальному переводу — повторение в ином, проявленном аспекте концовки Введения, но там чисто геометрическая символика, а здесь — в образах: Вишну, Шива, Брама. Вишну — черепаха (земля), как первый его аватар.

Когда всё это пройдено и достаточно усвоено, тогда открывается смысл шмуцтитула перед Примечаниями. О макрокосмическом символе лингама уже сказано. Четыре слона — обычный символ проявленного. Гирлянда цветов самсары удерживает трёх птиц. Эти птицы — гуси, по санскритски “Hamsa”. Если два раза повторить это слово, то получится великая мантра освобождения: “Hamso-Hamsa”; “Hamso” — так произносится слово “Hamsa” дважды повторенное. Из последнего слога первого слова и первого слога второго получается слово “Soham” — “Я есмь То”, два становится одним (три птицы). Индусы слышат эту мантру в биении сердца.

Концовка после примечаний ещё раз напоминает: Гиту нужно читать глазами двулепестного чакра. О том же говорит и XI, 8 текста. Так формулирована методика и цель работы с текстом Гиты.

БХАГАВАДГИТА.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕВОД

Глава I

Дхритараштра сказал:

1.На поле дхармы, на поле Куру, сойдясь для битвы,

Что совершили наши, также Пандавы, Санджая?

Санджая сказал:

2.Дурйодхана, тогда строй Пандавов увидев,

Приблизясь к наставнику, слово промолвил раджа:

3.Виждь, о наставник, огромную рать Пандавов,

Её сын Друпады, мудрый твой ученик, построил.

4.Искусные лучники, витязи здесь; в бою они равны Бхиме, Арджуне:

Ююдхана, Вирата и Друпада — великий воитель

5.Дхриштакету, Чекитана, раджа Кеши могучий,

Шайбья, бык средь людей, Пуруджит, Кунтибходжа,

6.Удалой Юдхаманью, Уттамоджа могучий,

Мощные витязи — Субхадры сыны, сыны Драупади.

7.Лучших из наших узнай, дваждырождённый,

Моей рати вождей, их тебе назову для сравненья:

8.Ты сам, владыка, и Бхишма, и Карна, и победоносный Крипа,

Ашваттхаман и Викарна, и сын Сомадатты могучий.

9.Есть много других отважных, ради меня не щадящих жизни.

Разным оружьем владея, все они опытны в битве.

10.Недостаточна всё ж наша сила, водимая Бхишмой,

Их же достаточна сила, водимая Бхимой.

11.Поэтому все вы, по достоинству стоящие возле,

Всячески охраняйте Бхишму, порознь и вместе!

12.Чтоб возбудить его бодрость, старший из куру, предок,

Доблестный в раковину затрубил, звучащую львиным рёвом.

13.Тогда вмиг зазвучали раковины, литавры, бубны,

Барабаны, трубы громоподобным гулом.

14.На колеснице громадной, белыми коньми влекомой,

Стоя, Мадхава, Пандава в божественные раковины затрубили.

15.В Панчаджанью — Хришикеша, в Дэвадатту — Дхананджая;

Врикодара же, страх наводящий, трубил в огромную раковину Паундру.

46.В Анантавиджаю, раджа, дул Юдхиштхира, сын Кунти,

Накула и Сахадэва — в Сугхошу и Манипушпаку.

17.Великий лучник Кеши, витязь могучий Шикханди,

Дхриштадьюмна, Вирата и непобедимый потомок Сатьяки,

18.Друпада, его потомки, сыны Драупади, Субхадры сын долгорукий, —

Один за другим в раковины затрубили, земли повелитель.

19.Этот клич раздирал сердца сыновей Дхритараштры,

Наполняя рокотом небо и землю.

20.Тогда, увидав строй сынов Дхритараштры, мечущих стрелы,

Поднял оружье Пандава, носящий знак обезьяны на стяге,

21.И Хришикеше, земли владыка, промолвил слово,

Арджуна сказал:

Останови меж двух ратей мою колесницу, Ачьюта,

22.Чтобы мне рассмотреть предстоящих витязей, жаждущих битвы,

С ними мне нужно сразиться в возникающей схватке,

23.Тех знать я хочу, что сошлись там, в сраженье,

Готовясь исполнить волю Дхритараштры коварного сына.

Санджая сказал:

24.Вняв словам Гудакеши, остановил Хришикеша

Огромную колесницу между двух войск, Бхарата.

25.Пред лицом Бхишмы, Дроны и всех царей воскликнул:

«О Партха, смотри на сошедшихся куру!»

26.И увидал тогда Партха дедов, отцов, наставников, дядей,

Товарищей, братьев, сыновей и внуков,

27.Тестей, друзей, стоящих в обеих ратях;

Всех сошедшихся вместе родных увидал Каунтея.

28.Состраданием тяжко томим, скорбный, он так промолвил.

Арджуна сказал:

При виде моих родных, пришедших для битвы, Кришна,

29.Подкашиваются мои ноги, во рту пересохло.

Дрожит моё тело, волосы дыбом встали,

30.Выпал из рук Гандива, вся кожа пылает;

Стоять я не в силах, мутится мой разум.

31.Зловещие знаменья вижу, не нахожу я блага

В убийстве моих родных, в сраженье, Кешава.

32.Не желаю победы, Кришна, ни счастья, ни царства;

Что нам до царства, Говинда, что в наслаждениях, в жизни?

33.Те, кого ради желанны царство, услады, счастье,

В эту битву вмешались, жизнь покидая, богатства:

34.Наставники, деды, отцы, сыны, внуки,

Шурины, тести, дяди — все наши родные.

35.Их убивать не желаю, Мадхусудана, хоть и грозящих смертью,

Даже за власть над тремя мирами, не то, что за блага земные.

36.О Джанардана, после убийства сынов Дхритараштры,

Что за радость нам будет? Мы согрешим, убивая грозящих оружьем.

37.Не надлежит убивать нам кровных сынов Дхритараштры,

Ведь погубив свой род, как можем счастливыми быть, Мадхава?

38.Хоть и не видит греха их ум, поражённый корыстью,

В уничтожении рода, вероломстве преступном,

39.Как не понять постигающим зло поражения рода,

Что нам, Джанардана, от такого греха отрешиться надо?

40.С гибелью рода погибнут непреложные рода законы;

Если ж законы погибли, весь род предаётся нечестью,

41.А утвердится нечестье, Кришна, — развращаются женщины рода.

Женщин разврат приводит к смешению каст, Варшнея!

42.Если смешение будет, в ад попадут и весь род, и убийцы рода;

Ниспадают их предки, лишась возлияний и жертвенных клёцек.

43.Преступленье губителей рода, смешавших касты,

Упраздняет законы народа, семьи вековые устои.

44.Люди, поправшие родовые законы, о Джанардана,

Должны обитать в аду, так указует Писанье!

45.Горе, увы, тяжкий грех мы совершить замышляем:

Ради желания царских услад погубить своих кровных.

46.Если меня безоружного, без противленья, сыны Дхритараштры

С оружьем в руках убьют в сраженье, мне будет отрадней.

Санджая сказал:

47.Так молвив, в боренье Арджуна поник на дно колесницы,

Выронив лук и стрелы: его ум потрясён был горем.

Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,

учении о Брахмо, писании йоги,

в беседе Шри-Кришны и Арджуны

гласит первая глава,

именуемая

ОТЧАЯНИЕ АРДЖУНЫ

Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,

учении о Брахмо, писании йоги,

в беседе Шри-Кришны и Арджуны

гласит первая глава,

именуемая

ОТЧАЯНИЕ АРДЖУНЫ

Глава II

Санджая сказал:

1.Ему, охваченному состраданьем, с полными слёз глазами,

Скорбному, Мадхусудана тогда молвил слово.

Шри-Бхагаван сказал:

2.Как у тебя в беде такое смятенье возникло?

Оно для арийца позорно, лишает блаженства, к бесчестью ведёт, Арджуна.

3.Малодушию не поддавайся, Партха, это тебя недостойно!

Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник!

Арджуна сказал:

4.Как в битве сражу я стрелами Бхишму и Дрону, Мадхусудана?

Их, достойных почтенья, супостатов губитель?

5.Чем убивать этих чтимых гуру, нам лучше нищенством жить в этом мире,

Ведь гуру убив, хотя бы корыстных, уже здесь мы вкусим окровавленную пищу.

6.Не знаем, что будет для нас достойней — быть побеждёнными иль одержать победу?

Мы утратим желание жить, если погубим противоставших сынов Дхритараштры.

7.Боль состраданья меня до глубин поразила; не разумея дхармы,

Я вопрошаю, что лучше, скажи это ясно; я Твой ученик, наставь меня, к Тебе припадаю.

8.Ибо я не предвижу, чтоб эта скорбь, палящая чувства, могла утолиться

Достижением здесь, на земле, бесспорного царства или даже владычеством над богами.

Санджая сказал:

9.Это сказав Хришикеше, Гудакеша молвил:

«Не буду сражаться», — и замолк врагов утеснитель.

10.Ему отвечал Хришикеша, как бы с улыбкой, Бхарата;

Скорбящему между двух ратей молвил такое слово.

Шри-Бхагаван сказал:

11.Ты мудрую речь говоришь, а сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо:

Познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших,

12.Ибо Я был всегда, также и ты, и эти владыки народов,

И впредь все мы пребудем вовеки.

13.Как в этом теле сменяется детство на юность, зрелость и старость,

Так воплощённый сменяет тела; мудрец не смущается этим.

14.Касания плоти, Каунтея, приносят страдание, радость, жар, холод,

Непостоянны они: приходят — уходят; противостань им, Бхарата!

15.Лишь человек, не колеблемый ими, тур-Бхарата,

В страдании, радости равный, стойкий, готов для бессмертья.

16.Небытие не причастно бытию, бытие небытию не причастно;

Граница того и другого ясна для постигших Правду.

17.Неуничтожимо То, чем этот мир распростёрт; постигни:

Непреходящее уничтожимым сделать никто не может.

18.Эти тела преходящи; именуется вечным носитель тела,

Непреходящим, неисследимым; итак, сражайся, Бхарата!

19.Кто думает, что Он убивает или кто полагает, что убить Его можно,

Оба они не знают: не убивает Он сам и не бывает убитым.

20.Он никогда не рождается, не умирает; не возникая, Он никогда не возникнет;

Нерождённый, постоянный, вечный, Он, древний, не умирает, когда убито тело.

21.Кто неуничтожимого, нерождённого, непреходящего, вечного знает,

Как может такой человек убивать или заставить убить кого-либо, Партха?

22.Как обветшавшие сбросив одежды, новые муж надевает, иные,

Так обветшавшие сбросив тела, в новые входит, иные, носитель тела.

23.Не сечёт Его меч, не опаляет пламя,

Не увлажняет вода, не иссушает ветер:

24.Неуязвим, неопалим Он, неиссушим, неувлажняем;

Вездесущий, Он пребывает, стойкий, недвижный, вечный.

25.Непроявленным, непредставимым и неизменным Его именуют;

Зная Его таким, ты скорбеть не должен.

26.Но если б Его и считал ты рождающимся и умирающим постоянно,

То и тогда, могучий, ты о Нём сокрушаться не должен.

27.Рождённый неизбежно умрёт, умерший неизбежно родится;

О неотвратимом ты сокрушаться не должен.

28.Не проявлены существа в начале, проявлены в середине,

Не проявлены также в исходе; какая в этом печаль, Бхарата?

29.Один взирает на Него, как на чудо, другой говорит о Нём, как о чуде;

Иной внимает о Нём, как о чуде, но и, услышав, Его никто не знает.

30.Всегда в этом теле неуязвим воплощённый;

Так не скорби ни о каких существах, Бхарата.

31.Приняв во вниманье свой долг, не нужно тебе колебаться,

Ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва.

32.Как во внезапно отверстые райские двери, Партха,

Радостно вступают кшатрии в такую битву.

33.Если же ты справедливого боя не примешь,

Ты согрешишь, изменив своим долгу и чести.

34.Говорить станут все о твоём вечном позоре,

А бесчестие славному — горше смерти.

35.Великие витязи будут думать, что ты отказался от битвы из страха;

Ты, кого некогда чтили, станешь для них презренным.

36.Много позорящих слов твои недруги скажут,

Над мощью твоей издеваясь; что может быть хуже?

37.Убитый, ты неба достигнешь, живой — насладишься землёю;

Поэтому, встань, Каунтея, и решись на сраженье!

38.Признав, что равны счастье, несчастье, неудача и достиженье,

Пораженье, победа, готовься к битве, чтобы греха избегнуть.

39.Я доводы изложил рассудка, внемли наставлению йоги;

Приобщась этой мудрости, Партха, ты цепей кармы избегнешь.

40.Здесь не гибнет усилье, здесь нет извращенья;

Даже малая доля этой дхармы от великого горя спасает.

41.Решительна эта мысль, целостна, радость Куру;

А нерешительных мысли нескончаемы, многоветвисты.

42.Неразумные держат пышную речь, довольствуясь буквой Веды;

Партха, они говорят: «Нет ничего иного».

43.Их суть — вожделенье, они стремятся к раю, их речь сулит, как плод дел, рожденье,

Полна предписаний особых обрядов для достиженья богатства и божественной власти.

44.Кто стремится к утехам и власти, увлекается этим,

Для того недоступна решительная мысль, погружённая в самадхи.

45.В царстве трёх гун находятся Веды, отрешись от трёх гун, Арджуна,

От противоречий свободный, в действительности стой

Неизменно, откажись от владенья, будь Атману предан.

46.Сколько пользы в ключе, когда вода со всех сторон прибывает,

Столько пользы в Ведах для достигшего брамина.

47.Итак, на дело направь усилье, о плодах не заботясь;

Да не будет плод дела твоим побужденьем, но и бездействию не предавайся.

48.В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность, Партха!

В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.

49.Ибо дело значительно ниже, чем йога мудрости, Дхананджая;

Ищи прибежища в мудрости;

Скачать:TXTPDF

. Выпуск II. Бхагавадгита Махабхарата читать, . Выпуск II. Бхагавадгита Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск II. Бхагавадгита Махабхарата читать онлайн