Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск II. Бхагавадгита

из неподвижных Я Хималая;

26.Из деревьев — ашваттха, из божественных риши — Нарада;

Из гандхарвов Я Читраратха, из блаженных Я муни Капила.

27.Знай, из коней Я Уччайшрава, из амриты возникший;

Из царственных слонов — Айравата, из людей Я властитель.

28.Из оружий — Ваджра, из коров Я Камадук,

Из порождающих Я Кандарпа, из змиев Я Васуки.

29.Я Ананта из нагов; из обитателей вод Я Варуна;

Арьяман из предков, из вожатых — Яма;

30.Из дайтьев Я Прахлада, из счётчиков — Время;

Из зверей Я царь зверей, из птиц Я Вайнатея.

31.Из очистителей Я — Ветер, из носящих оружиеРама,

Из рыб Я Макара, из потоков Я — Ганга-Джахнави;

32.Я начало, конец, а также середина творений, Арджуна;

Из наук Я ученье о высшем Атмане, Я речь одарённых словом;

33.Я из букв — А, из сочетаний — двоица;

Я бесконечное Время, творец всюдуликий,

34.Всеуносящая смерть, возникновенье всего, что возникнет;

В Женственном Я красота, речь, слава, память, рассудительность, стойкость, стыдливость.

35.Из гимнов Я Брихатсаман, из размеров — гаятри;

Из месяцев Я Маргаширша, из времён года Я время цветенья;

36.Из прельщающих Я игра в кости, Я великолепие великолепных;

Я победа, решимость, Я правда правдивых.

37.Из рода Вришни Я Васудэва, из рода Панду Я Дхананджая;

Из муни Я Вьяса, из певцов Я певец Ушана.

38.Я скипетр правителей, Я государственность стремящихся к победе;

Я безмолвие тайн, Я знающих знанье.

39.Я то, что во всех существах есть семя:

Нет существа подвижного иль неподвижного вне Меня, Арджуна.

40.Моим божественным силопроявлениям нет конца, подвижник,

О разнородных Моих проявленьях Я сказал тебе вкратце.

41.Всё, что мощно, правдиво, крепко, прекрасно, постигни —

Из частицы Моего могущества возникло.

42.Но к чему тебе это множество знаний, Арджуна?

Утвердив весь этот мир преходящий частицей Себя, Я пребываю.

Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,

учении о Брахмо, писании йоги,

в беседе Шри-Кришны и Арджуны

гласит десятая глава,

именуемая

ЙОГА СИЛОПРОЯВЛЕНИЯ

Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,

учении о Брахмо, писании йоги,

в беседе Шри-Кришны и Арджуны

гласит десятая глава,

именуемая

ЙОГА СИЛОПРОЯВЛЕНИЯ

Глава XI

Арджуна сказал:

1.Из благоволенья ко мне высочайшую тайну, познаваемую, как Высший Атман,

Ты мне поведал, этим словом рассеяв моё заблужденье.

2.О возникновении, исчезновеньи существ я подробно от Тебя услышал,

Лотосоокий, также о Твоём непреходящем величье,

3.Таким, каким Ты сейчас Себя описал, великий Владыка,

Вожделею узреть Твой божественный Образ, Пурушоттама.

4.Если Ты полагаешь, что я могу его созерцать, повелитель,

Яви мне Себя, непреходящего, владыка йоги!

Шри-Бхагаван сказал:

5.Созерцай Мои стократные, тысячекратные образы, Партха,

Разновидные, дивные, различные цветом и статью.

6.Виждь Адитьев, Васавов, Рудров, Ашвин, Марутов,

Многое созерцай, раньше невиданное, чудесное, Бхарата!

7.Созерцай ныне здесь, в Моём теле, пребывающий целокупно,

С подвижным и неподвижным, весь мир, Гудакеша, всё, что хочешь видеть.

8.Но ты не можешь Меня созерцать этими своими глазами:

Божественные очи дарую тебе, виждь Мою владычную Йогу!

Санджая сказал:

9.О раджа, это сказав, великий владыка Йоги, Хари,

Явил сыну Притхи всевышний, владычный Образ

10.В бесчисленных видах, со многими устами, очами,

Со многим божественным убранством, со многим воздетым божественным оружьем,

11.Облаченный в божественные венцы, одежды, умащенный божественными маслами,

Всечудесный, пламенеющий, вездесущий, бесконечный, всюдуликий.

12.Если бы светы тысячи солнц разом на небе возникли,

Эти светы были бы схожи со светом того Махатмы.

13.Там, в теле Бога богов тогда увидел Пандава

Весь многораздельный мир целокупно стоящим.

14.Потрясённый изумленьем, со вздыбленными волосами, Дхананджая

Тогда воззвал к Богу, преклонив главу, сложив руки.

Арджуна сказал:

15.Вижу богов в Твоём теле, также множество разных существ, боже!

Владыку Браму, сидящим на лотосе-троне, всех риши, божественных змиев;

16.Вижу Тебя повсюду в образах неисчислимых, с многочисленными руками, чревами, устами, глазами;

Владыка всеобразный, Твоих начала, середины, конца не вижу!

17.Венчанного, лучезарного, всеозаряющего, со скипетром, диском,

Труднозримого, неизмеримого, в блеске огня и молний я Тебя вижу!

18.Ты высочайшее, Непреходящее (АУМ), подлежащее постиженью, кров высочайший вселенной,

Ты бессмертный хранитель вечной дхармы, Ты неизменный Пуруша, так мыслю.

19.Безмерномощного, неисчислиморукого, без конца, середины, начала,

Солнце-лунноокого вижу Тебя; жертвенным пламенем пылают Твои уста, Ты озаряешь весь этот мир своим блеском,

20.Ибо то, что между землёй и небом преисполнено одним Тобой, также все стороны света.

Узрев Твой чудесный, ужасающий образ, тройственный мир трепещет, Махатма.

21.Эти сонмы богов в Тебя вступают, трепеща, сложив руки; другие (Тебя) славословят, восклицая «Свасти!».

Великие риши и сонмы совершенных воспевают Тебя в прекрасных гимнах.

22.Рудры, Адитьи, Васавы, Садхьи, Вишвы, Ашвины, Маруты,

Ушмапы, сонмы гандхарвов, якшей, асуров, сиддхов на Тебя восторженно взирают.

23.Твой великий образ со многими очами, устами, о долгорукий, со многими руками, бёдрами, ступнями,

Со многими туловищами, со многими торчащими клыками узрев, миры трепещут; я — также.

24.Неба касаясь, Ты сияешь огромными, палящими очами, многоцветный, разверзнув зевы;

Увидев Тебя таким, трепещет до глубин моя душа, не нахожу ни решимости, ни покоя, о Вишну!

25.Узрев подобные огням губительного времени Твои страшные зевы с торчащими клыками,

Не узнаю сторон, не нахожу спасенья; будь милостив, богов владыка, обитель мира!

26.Все сыновья Дхритараштры со множеством других владык народа,

Бхишма и Дрона и этот сын возничего, Карна, с вождями наших ратей

27.Спешат вступить в Твои ужасные, с торчащими клыками зевы;

Вижу иные повисли между зубов, с размозженными головами.

28.Как водные потоки многих рек отовсюду стремятся к океану,

Так эти витязи людского мира в Твои палящие уста стремятся.

29.Как мотыльки, в блестящее пламя попав, гибелью завершают стремленье,

Так на гибель вступают миры в Твои зевы, завершая стремленье.

30.Ты, облизывая со всех сторон миры, их поглощаешь пламенными устами;

Наполнив сияньем весь мир, Твой страшный жар его раскаляет, о Вишну!

31.Поведай, кто Ты, ужаснообразный, смилуйся владыка богов; Тебе поклоненье!

Стремлюсь Тебя познать, изначальный, но постичь не могу Твоих проявлений.

Шри-Бхагаван сказал:

32.Я Время, продвигаясь миры разрушаю, для их погибели здесь возрастая;

И без тебя погибнут все воины, стоящие друг против друга в обеих ратях,

33.Поэтому — воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством,

Ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин, стоящий слева.

34.И Дрону, и Джаядратху, и Бхишму, и Карну, а также и всех других богатырей, убитых

Мною в сраженье, рази не колеблясь, сражайся, одолей соперников в битве!

Санджая сказал:

35.Вняв этим словам Кешавы, трепеща, сложив руки, венценосец

Совершил поклоненье и, снова заикаясь, трепеща, ужасаясь, склоняясь, промолвил Кришне:

Арджуна сказал:

36.Достойно, Хришикеша, радуется и ликует мир о Твоей славе;

Ракшасы, трепеща, разбегаются во все стороны, и преклоняются сонмы блаженных.

37.Как им не славить Тебя, Махатма, превосходящий величием Браму?

Первотворец, бесконечный, владыка богов, миродержец, вечное бытие-небытие и То, что им запредельно.

38.Ты изначальный Бог, древний Пуруша, Ты высшая опора мира!

Ты познаваемое и познающий, обитель горняя, Ты распростёр весь мир, о бесконечноликий!

39.Ты Ваю, Яма, Агни, Варуна, Луна, Праджапати,

Предок, Тысячекратная слава Тебе, и снова, и больше, слава Тебе, и слава!

40.Ты Всё; слава Тебе с востока и с запада, слава Тебе отовсюду!

Твоя мощь бесконечна, неизмеримо движенье; Ты сам — всё, ибо Ты всё проникаешь!

41.Если, считая за друга, я говорил Тебе дерзко:

«Эй, товарищ, Ядава, эй, Кришна!»,

Не зная Твоего величья, по беспечности или по дружбе,

42.Иль ради шутки Тебя не почтил при прогулке, при возлежании, сиденье, при вкушении пищи,

Наедине, Ачьюта, иль даже при людях — это прости, неизмеримый.

43.Ты Отец подвижного и неподвижного мира, Ты его чтимый, преславный Учитель!

Нет никого в трёх мирах, кто был бы Тебе подобен, иль кто Тебя превосходит, необорномощный!

44.Поэтому преклоняюсь, простирая тело, умоляю Тебя, достохвальный Владыка:

Как отец к сыну, как друг к другу, как любимый к любимой, снисходительным будь ко мне, Боже!

45.Возрадован я, невиданное раньше узрев, и моё сердце трепещет от страха;

Прежний яви мне образ, Боже, смилуйся, владыка богов, миродержец!

46.Венчанного, со скипетром, с диском в руках — таким Тебя лицезреть желаю.

Прими свой четырёхрукий образ, о всеобразный, тысячерукий!

Шри-Бхагаван сказал:

47.По Моей милости и силой Моей йоги ты созерцал, Арджуна, Мой высший Образ,

Преславный, бесконечный, всеобщий, изначальный; кроме тебя, его никто не видел.

48.Ни силой Вед и жертв, ни изученьем, ни силой суровых подвигов, обрядов,

Никто, кроме тебя, в человеческом мире не может созерцать тот Мой образ, витязь каурава!

49.Не скорби, не теряй рассудка, лицезрев Мой ужасающий образ.

Отогнав страх, с успокоенным сердцем созерцай снова этот знакомый Мой облик.

Санджая сказал:

50.Так говоря Арджуне, Васудэва принял опять свой образ,

Махатма успокоил его страх, явясь вновь в своём кротком виде.

Арджуна сказал:

51.Увидев Твой кроткий, человеческий облик, Джанардана,

Я снова прихожу в себя, в своё сознанье, в свою природу.

Шри-Бхагаван сказал:

52.Ты созерцал тот образ Мой, который трудно увидеть;

И даже боги постоянно жаждут созерцать тот Мой образ.

53.Ни силой Вед и подвигов, ни силой даров и жертвоприношений

Нельзя Меня таким увидеть, каким ты видел.

54.Лишь нераздельной бхакти возможно таким Меня познать, Арджуна,

Созерцать и воистину достичь, подвижник!

55.Кто творит Моё дело, кто поставил Меня высшей Целью, Мне предан,

Кто отрешён от связей, ко всем существам не враждебен, тот приходит ко Мне, Пандава!

Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,

учении о Брахмо, писании йоги,

в беседе Шри-Кришны и Арджуны

гласит одиннадцатая глава,

именуемая

ЙОГА СОЗЕРЦАНИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ФОРМЫ

Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,

учении о Брахмо, писании йоги,

в беседе Шри-Кришны и Арджуны

гласит одиннадцатая глава,

именуемая

ЙОГА СОЗЕРЦАНИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ФОРМЫ

Глава XII

Арджуна сказал:

1.Те, что постоянно преданы и чтут Тебя, Твои бхакты,

А также чтущие Непроявленное, Непреходящее, кто из них совершенней в йоге?

Шри-Бхагаван сказал:

2.Постоянно преданных Мне, в Меня погрузивших сердце,

Чтущих Меня с глубокой верой, их наиболее преданными считаю.

3.Но и те, что Непреходящее, Неизреченное, Непроявленное почитают,

Вездесущее, Горнее, Неизменное, Незыблемое, Непредставимое мыслью,

4.Укротившие чувства, всегда в равновесии держащие разум,

Радующиеся благу всех существ, — также Меня достигают.

5.Только чрезмерен труд Непроявленному преданных сознаньем,

Ибо пути Непроявленного воплощённому трудно достигнуть.

6.Тех, что все действия Мне предоставили, признав Меня высшей Целью,

И нераздельной йогой Меня почитают, обо Мне размышляя,

7.Тех, погружённых в Меня сознаньем, Я скоро спасаю

Из океана самсары и смерти, сын Притхи.

8.Погрузи в Меня своё сердце, в Меня углуби свой разум,

Так ты пребудешь во Мне, превзойдя самсару, в этом нет сомненья.

9.Но если ты не можешь стойко углубить в Меня свои мысли,

Старайся достичь Меня напряжённым упражнением, Дхананджая.

10.Если и на упражненье ты не способен, тогда выполняй дела Меня ради;

Выполняя дела Меня ради, ты совершенства достигнешь.

11.Но если и действовать ты не способен, то единенью со Мной предавшись,

Осуществляй прилежно отреченье от плодов всех действий, собой владея.

12.Ибо знание лучше, чем упражненья, размышление — знания лучше,

Отреченье от плодов действий лучше, чем размышленье, скоро приносит мир отреченье.

13.Без ненависти к существам, сострадательный, милосердный,

Без собственности, без самости, равный в горе и радости, терпеливый,

14.Всегда довольный йогин, постоянный в единении, самообузданный, твёрдый в решеньях,

Вручивший Мне сердце и разум, преданный Мне, он Мне дорог.

15.Перед кем не робеют люди, кто пред людьми не робеет,

Кто свободен от радости, нетерпения, страха, волненья — тот Мне дорог.

16.Сосредоточенный, решительный, хладнокровный, неунывающий, чистый,

Покинувший все начинанья, чтущий Меня, он Мне дорог.

17.Кто не радуется, не ненавидит, не тоскует, не вожделеет,

Кто хорошее и дурное покинул, благоговейный, тот Мне дорог.

18.Равный к недругу, другу, равнодушный к бесчестию, славе,

К холоду, жару, приятному, неприятному, от связей свободный,

19.Равнодушный к хвале, порицанью, молчаливый, что б ни случилось, довольный,

Бездомный, стойкий в помыслах, благоговейный, такой человек Мне дорог.

20.Чтущие здесь возвещённую бессмертную Дхарму,

Преисполненные веры, благоговейные, поставившие Меня высшей Целью, дороги Мне чрезвычайно.

Так в Достославных Упанишадах Святой Бхагавадгиты,

учении о Брахмо,

Скачать:TXTPDF

. Выпуск II. Бхагавадгита Махабхарата читать, . Выпуск II. Бхагавадгита Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск II. Бхагавадгита Махабхарата читать онлайн