Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск III. Горец

благоволи ж ему

ты разъяснить, владыка,

11. Чтобы тому внимая, повелитель народа освободился ото

всякой скорби,

Чтоб неудача и достиженье, приятное и ненавистное,

смерть и старость,

12. Страх и унынье, надменность и возбужденье,

неудовольствие, вялость,

Похоть и гнев, унижение и возвышенье над ним не имели

бы власти.

Так гласит в Махабхарате,

в книге «Санатсуджаты» 40 глава

ПРОСЬБА ВИДУРЫ

Глава 41

Вайшампаяна сказал:

1. Тогда мудрый царь Дхритараштра, честь воздав

слову Видуры,

Наедине Санатсуджату о высшей мудрости вопрошал,

желая стать махатмой.

Дхритараштра сказал:

2. Санатсуджата, я слышал, что ты изрёк: «Нет смерти!»

Но даже асуры и боги путём брахмачарья хотят

добиться бессмертья.

Так что ж из двух правда?

Санатсуджата сказал:

3. Существует ли смерть, иль нет, ты вопрошал с обрядом.

Выслушай, что я скажу, чтобы рассеять твои сомненья

раджа.

4. Знай, правильно и то и другое, но лишь в заблужденьи

певцы учат о смерти, кшатрий.

Я ж называю обманом смерть, а необманом бессмертие

называю.

5. В самообмане асуры погибли, необманом бытье

достигается в Брахмо.

И смерть не как тигр пожирает рождённых —

воспринимаемой нет у ней формы.

6. Иные считают, что Яма отличен от смерти, а хождение в

Брахмо бессмертно, оно в Атмане пребывает;

Этот же бог* царит в мире предков, благ он к благим,

к неблагим же не благ он.

7. Велением его проявляются в людях гнев, заблужденье и

смерть, принявшая жадности образ.

Самостью сбитый с дороги, единения с Атманом не

достигает.

8. Во власти смерти заблудшие движутся этой колеёю и,

умерев, снова и снова туда попадают.

За ними с пути сбиваются боги* (органов?), поэтому

смерть называют Марана*.

9. Увлекаясь делами, в погоне за их плодами, они

продолжают итти в таком направлении и не

превозмогают смерти.

Вместо стремленья к праведным целям, воплощённый

вращается в кругу наслаждений.

10. Это — великое заблуждение чувств, с тщетными целями

соединяясь, они идут по тщетной дороге.

Поражённое связью со тщетными целями, о них

помышляя, сокровенное «Я» поклоняется внешнему миру.

11. Первое, что поражает людей, — желанье чужого, вскоре

оно за собой влечёт гнев и похоть.

Эти (три) глупцов приводят к смерти, а стойкие

стойкостью смерть побеждают.

12. Устремлённой мыслью бурлящие чувства утишив,

пренебреженьем с ними нужно бороться.

Для таких нет смерти, как бы превзошедших смерть:

они знанием преодолели страсти.

13. А человек, стремящийся за вожделеньем, идя за

страстями, гибнет.

Но победив желанья, с себя всякий прах страстей

человек сдувает.

14. Для существ ад кажется тьмой беспросветной;

Как безумные они стремятся беспечно к провалу.

15. Но человеку, который отринул безумье, что может

сделать смерть, соломой набитое (чучело) тигра?

Кто же отказался от обладанья, тот пусть ни о чём ином

не мыслит, как бы изгнав силу жизни, кшатрий!

16. Гнев, жадность и заблужденье глубинного «Я» — вот

смерть; они — в этом теле.

Он знает, что так порождается смерть, и смерть его здесь

не пугает.

В его области смерть исчезает, подобно тому, как исчезает

смертный, попав в область смерти.

Дхритараштра сказал:

17. Но говорят, что совершая жертвы дваждырождённые

могут достигнуть блаженных миров, чистейших

непреходящих.

Веды их называют высочайшей целью; кто это знает, как

он может заняться делами?

Санатсуджата сказал:

18. Лишь невежды туда стремятся, и для них сохраняет

значение то, что говорится в Ведах.

Свободный от желаний стремится выше, путём

высочайшего Атмана, другие пути отвергнув.

Дхритараштра сказал:

19. Кто способен соединиться с Нерождённым, Вечным, с тем,

кто есть эта Вселенная, со всеми (её ступенями)?

Каковы его действия, в чём его счастье, это скажи мне,

истинно всё познавший.

Санатсуджата сказал:

20. Единение с раздробленным (порождает) великое горе, но

соединение с Безначальным становится вечным.

От этого он никак не теряет достоинства: единением с

Безначальным люди бытье получают.

21. Ибо тот Сущий и Вечный (своей) связью с изменяемым

создал Вселенную.

Такой считается его Шакти (творческая сила); подобно ж

от сочетания с (частными) целями возникли Веды.

Дхритараштра сказал:

22. Есть здесь такие, которые следуют дхарме (закону),

другие живут без закона;

Грехом ли бывает низвергнут закон, или ж грех бывает

низвергнут законом?

Санатсуджата сказал:

23. Оба, закономерное действие и противоположное, здесь

сочетаются с плодом.

24. Пребывающий же в том, знающий, устраняет навеки оба

достиженья.

Однако воплощённый получает (плод) как чистого (дела),

так и греха, когда они достигли завершенья.

25. В силу соединения с делами, он (воплощённый),

несомненно, получает хорошее и нехорошее, оба как

(плод дел).

А знающий отгоняет грех законом, так (помышляя):

«Дхарма сильней»; таково его достиженье.

Дхритараштра сказал:

26. О тех мирах, что обещают дваждырождённые за

(выполнение) своего долга, блаженных, вечных,

Об их ступенях поведай, а также о противоположных

(мирах); об этом я хочу знать, о знающий,

а не о делах.

Санатсуджата сказал:

27. Соревнующиеся здесь в обетах, как силачи в силе,

Те брамины, уйдя отсюда, воссияют в мире Брамы.

28. Для соревнующихся же здесь в дхарме, это есть

средство, чтобы достигнуть знанья,

Такие брамины, освободясь отсюда, вступают в три

небесных мира.

29. «Их странствование закончено» — говорят о них люди-

знатоки Вед.

(Такой человек) не должен считать (стоящим выше себя)

ни дальнего, ни близкого человека.

30. Но если кого он считает особенным, то пусть, как в период

дождей кустик травы (обрывают),

Так и он сократит (себе) пищу и питьё (по сравнению)

с тем брамином и так живёт без зависти*.

31. Если молчальника (просящего подаяние) кто-либо

встретит недружелюбно, с угрозой,

И тот, не придав этому значения (останется спокойным),

такой (молчальник) считается лучшим человеком,

никто иной.

32. А имуществом такого брамина, который не позаботился о

молчальнике*, не следует пользоваться* — так мыслится

о питании праведных.

33. Как постоянно во вред свою блевотину пёс поедает,

Так блевотину поедают заботящиеся (лишь)

о собственном благополучии.

34. «Пусть будет вечно неведом мой путь» — так мыслит

брамин,

Но и того, кто остаётся среди родных, мудрые называют

брамином.

35. Ибо какой брамин может убить внутри себя Атмана,

Свободного от признаков, недвижимого, чистого,

свободного от всякой двойственности?

Ибо Брахмо (войдя) в него, поселяется в кшатрии

и оттуда взирает.

36. Кто иначе о сущем Атмане мыслит, тот погибает.

Ибо какого греха не способен совершить вор,

похищающий Атмана?

37. Неутомимым, непринимающим даров, без самомненья,

без спешки,

(Хотя) и учёный, как неуч должен быть знающий Брахмо

вещий брамин.

38. Кто небогат в человеческом наследии, но богат

в божественном озарении, кто недоступен, непоколебим,

таких нужно знать, как обитель Брахмо.

39. А убеждённый, что здесь (на земле) всех богов можно

склонить к исполнению своих желаний, не равен

(такому) брамину, но всецело он предан

(служенью богам).

40. Тот, которого, хоть он и не старается, (боги) уважают,

тот (поистине) достоин уважения; но сам он не

считает себя достойным уважения и не завидует

уважаемому.

41. Мир всегда вращается сообразно своей природе

(появляясь и исчезая), как если бы открывать

и закрывать глаза.

Знающие здесь так и считают, а он полагает*, что его

почитают.

42. Привыкшие к беззаконию непробуждённые в мире,

опытные в мире майи, станут почитать недостойных

уважения и пренебрегать достойными уважения.

43. Ибо никогда почесть и безмолвие не живут вместе.

Этот — мир почестей, а тот — безмолвия*; так

известно.

44. Счастье здесьобитель наслажденья, но оно только

препятствие. Счастье Брахмо очень трудно достижимо

для лишённых познанья, о кшатрий.

45. Для проникновения в него, говорят благие, есть много,

но трудно-открываемых, входов: правдивость, прямота,

сдержанность, чистота, познание; они препятствуют

заблуждению.

Так гласит в святой Махабхарате, в книге «Усилий»

в «Книге Санатсуджаты» 41 глава

РЕЧЬ САНАТСУДЖАТЫ

Глава 42

Дхритараштра сказал:

1. Чьё это молчальничество и каково оно, скажи, о знающий,

в чём здесь сущность молчальничества. Приходит ли

молчальничеством мудрый к Безмолвию и как, о

молчальник, здесь упражняются в молчаньи?

Санатсуджата сказал:

2. Посколько Веды вместе с манасом в него не проникают,

постолько возрастает (его) молчальничество. А где

раздаётся слово Вед, там, вследствие проникновения

в него (этого слова), он начинает отражать их

сущность, о раджа.

Дхритараштра сказал:

3. Кто знает Риг, Яджур и Сама-Веду, (тот) пятнается или

не пятнается злом, совершая злое?

Санатсуджата сказал:

4. Ни (гимны) Саман, ни (изреченья) Риг, ни (заклинанья)

Яджур не спасут незрячего от злых деяний; я не пустое

тебе говорю.

5. Священные песнопения не спасут от кривды того, кто

поддаётся обману, кто пребывает в майе.

Как птицы покидают гнездо, когда у них вырастают

крылья, так и священные песнопения покидают его, когда

настаёт время.

Дхритараштра сказал:

6. Если же Веды без выполнения долга (дхармы) не

спасают, то к чему эти бесконечные разговоры браминов?

Санатсуджата сказал:

7. Для этой цели (спасенья) указываются (в Ведах) два

(средства): подвижничество и принесение жертв, через

них знающий достигает чистоты; чистотой отгоняет грех

самоозарённый знанием.

8. В силу знания приближается к Атману знающий, но если

же он обычных плодов желает, он захватывает (с собой)

всё здесь совершённое и в небе вкусив (плоды),

снова идёт по пути.

9. Подвижничество совершается в этом мире, а плоды его

вкушаются в другом: для браминов, предающихся

подвижничеству, предназначены те миры.

Дхритараштра сказал:

10. Как отрешённое подвижничество само по себе может

быть удачным или неудачным? Скажи это, Санатсуджата,

чтобы мы познали.

Санатсуджата сказал:

11. Безгрешное подвижничество рассматривается, как

отрешённое; такое отрешённое подвижничество бывает

удачным или неудачным.

12. Подвижничество есть корень всего того, о чём ты меня

вопрошал, кшатрий. Подвижничеством знатоки Вед

впоследствии достигли бессмертия.

Дхритараштра сказал:

13. О грешном подвижничестве расскажи, о безгрешном

подвижничестве я уже слышал; да станет мне ведома

эта вечная тайна, Санатсуджата!

Санатсуджата сказал:

14. Кто (одержим) гневом и прочими двенадцатью пороками,

а также тринадцатью вредностями (тот грешен).

Кто (обладает) дхармой и прочими двенадцатью

качествами, которые разъясняют брамины, согласно

заветам праотцев, (тот безгрешен).

15. Гнев, похоть, жадность, заблужденье, вожделенье,

жестокость, ропот, тщеславие, уныние, влеченье,

зависть, отвращенье — вот человеческие пороки, людям

следует избегать этих двенадцати.

16. Каждый из них подкарауливает людей, о могучий, желая

завладеть их нутром, как охотник подкарауливает

дичь.

17. Хвастливому, похотливому, высокомерному, злопамятному,

неустойчивому, отказывающему в защите (присущи) эти

шесть грехов, совершаемых беззаконными, несмотря на

большую (их) опасность.

18. Погоня за наслаждениями, враждебность, хвастовство

своей щедростью, скупость, слабоволие, прославление

сонма (ощущений), ненависть к супруге — вот семь

наихудших врагов человека.

19. Соблюдение дхармы, правдивость, сдержанность,

подвижничество, самоотрешённость, стыдливость, терпенье,

отсутствие зависти, принесение жертв, раздача

милостыни, изучение Писаний — вот двенадцать обетов

браминов.

20. Кто укрепит эти двенадцать, тот отличится на всей

земле; кто соблюдает три, два или даже один из них, тот

считается самоутверждённым; в отречении и

незаблуждении заключается бессмертие. Мудрые брамины

их называют вратами истины.

21. В самообуздании есть восемнадцать качеств:

(сдержанность) в действии и бездействии, (обуздание)

несправедливости, осуждения, самолюбия, желаний,

гнева, уныния, жадности, наушничества, зависти,

зложелательности, раздражения, беспокойства,

22. Забывчивости, многословия, самонадеянности;

освободившегося от этих пороков праведные именуют

«Укротителем».

23. В заблуждении есть восемнадцать пороков, отречение же

бывает шести видов. Первые считаются

противоположностями добрых качеств и называются

пороками заблуждения.

24. Но лучше шестивидное отречение: три (вида) трудно

выполнимы, (но) они спасают от страдания;

выполняющий их завоёвывает себе друга.

25. Но лучше шестивидное отречение: достигнув счастья, не

радоваться. Совершение жертв и добрых дел, если оно

сопряжено с бесстрастием, это второй (вид).

26. Отречение от похоти, о царь людей, это — третий (вид),

как учит предание (смрити); его также называют

неизречённым; таково (учение) предания о третьем

качестве,

27. Том (качестве), что бывает вследствие отречения от

богатств и несвязывания себя с ними из-за похоти.

Неудача в делах — не беда, пусть она не приводит в

смущенье.

28. Впрочем, даже богатый может обладать всеми

качествами; но когда его постигнет неприятность,

он никак не должен приходить в смущенье.

29. Хоть и желанны сыновья и жена, но он ни в коем случае

не должен их домогаться. Уважаемому человеку, если

он просит, подобает давать, от этого проистекает благо.

30. Так (человек) становится трезвым, он обладает восемью

качествами: праведностью, способностью к размышлению

(дхьяна), к самоуглублению (самадхи), к (научному)

исследованию, (а также) бесстрастием,

31. Честностью, целомудрием, собранностью. Соответственно

есть пороки заблуждения, этих пороков следует избегать.

32. Таковы отречение и трезвость; в ней мыслится восемь

качеств. Есть восемь пороков заблуждения, этих пороков

следует избегать.

33. Освобождённый от пяти (индрий) и манаса, Бхарата,

достигший свободы от настоящего и будущего, становится

счастливым.

34. Будь правдив душой, о царь царей: миры

Скачать:TXTPDF

. Выпуск III. Горец Махабхарата читать, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать онлайн