Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск III. Горец

держатся

истиной.

Их вратаистина; сказано, что в истине покоится

бессмертие.

35. Отвратясь от грехов, нужно исполнять обеты

подвижничества.

Таково поведение, сотворённое Дхатаром; истина есть обет

благих.

36. Разрыв связи с такими пороками и обладание такими

качествами — в этом (состоит) чрезвычайно

благодетельное и отрешённое подвижничество.

37. Я сказал тебе в основном то, о чём ты меня вопрошал,

царь царей. Таково уносящее зло благое (деяние), оно

низвергает рождение, смерть и старость.

Дхритараштра сказал:

38. Знающего все пять: (четыре) Веды и их дополнение

люди называют наилучшим, равно и знающих четыре

Веды, а также и тех, кто знает три Веды,

39. Также и знающих две Веды или одну Веду и даже тех,

кто без (ведических) гимнов. Из них которого должен

я считать дваждырождённым?

Санатсуджата сказал:

40. Вследствие незнания Единого, подлежащего познанию,

было создано много Вед, (незнания) Того, Единственного,

в котором мало кто действительно стоит.

41. Эту науку (Веду) знающий, «я есмь познавший» — так

мыслит. Раздача даров, изучение (Шастр),

жертвоприношения возникают из жадности.

42. У отпавших от истины возникают желания, поэтому

принесение жертв распространяется вследствие

утверждения, что они соответствуют истине.

43. У некоторых это возникает от разума, у иных — от слова,

У других — от действия. Человек, достигая желанного,

утверждается в желаниях.

44. Не будучи в состоянии удержаться в Том, человек

упражняется в священных обетах. Лишь пустое имя то,

что возникло от Дхатара*; для благих же истинное есть

наивысшее.

45. Знание именуется очевидностью, а подвижничество

порождает запредельное. Знай, что много изучающий

брамин разбрасывается.

46. Поэтому, о кшатрий, не тот дваждырождённый, кто много

болтает, но тот, кто не уклоняется от истины, такого ты

должен знать, как дваждырождённого.

47. Именно гимны Атхарва некогда пелись в собрании

великих риши. И те, кто знает эти гимны, и те, кто не

изучал Веды не знают сущности (таттва), познаваемой

через Веду.

48. Ибо священные гимны, о лучший из людей, возникают

сообразно себялюбивым стремленьям. Знатоки священных

гимнов, а также неизучавшие (гимнов) не знают того,

что исходит не от Вед.

49. Некоторые не знают Вед, другие же, напротив, знатоки

их, о раджа; но знающий Веды ещё не знает

подлежащего познанию, а пребывающий в истине

знает подлежащее познанию.

50. Некоторые не знают Вед и под подлежащим познанию

мыслят Непознаваемое. Кто знает Веды, тот знает

лишь познаваемое, а тот, кто знает (лишь) познаваемое,

не знает истины.

51. Кто знает Веды, тот знает и познаваемое; но ни знатоки

Вед, ни Веды не знают То. Брамины, которые через Веды

знают познаваемое (науку), остаются (лишь) знатоками

Вед.

52. Как ветвь земного растения занимает лишь часть частицы

пространства между небом и землёй, так и Веды. Так

(нас) учат о познании Высшего Атмана.

53. Я признаю за брамина (только) мудрого толкователя;

он, отвергнув сомнительные предания, излечивает все

сомнения.

54. В поисках за ним не следует итти ни на восток, ни на юг,

ни по сю сторону, ни тем более вширь; его не следует

искать нигде (во вне).

55. В поисках за ним не следует ни в коем случае бродить в

противоречиях (проявленного). Не предполагающий

(искать его) в Ведах, видит, что владычествует

подвижничество (тапас).

56. Следует сесть в молчаньи и не разбрасываться мыслями

(манасом), обращаясь к тому Брахмо, которому

можно внимать в глубинах «я».

57. Мудрецом-молчальником (муни) становятся не

посредством (простого) молчания, не посредством

пребывания в лесу (становятся) муни, но кто знает

значение самого себя (лакшана), тот называется лучшим

муни (молчальником).

58. Испытующий все вещи называется испытателем

(вайакарана), потому что он исследует их корень, он так

и называется.

59. Человек отчётливо видящий в мирах, называется

всевидящим; брамин же, утверждённый в истине и

знающий То, становится всеведующим.

60. Также утверждённый в дхарме и в прочем видит Брахмо,

кшатрий, равно, как и исследователь Вед. Это я тебе

говорю продуманно.

Так гласит в святой Махабхарате, в книге «Усилий»

в «Книге Санатсуджаты» 42 глава

РЕЧЬ САНАТСУДЖАТЫ

Глава 43

Дхритараштра сказал:

1. Санатсуджата, ты сказал мне слово о высшем,

всеобразном Брахмо. Это высшее откровение, конечно,

очень трудно воспринимаемое, возвести мне, Кумара!

Санатсуджата сказал:

2. Не торопливостью возможно достичь то Брахмо,

спрашивая о котором ты взволновался. Лишь после того,

как манас растворится в буддхи, достигается это

умопостигаемое познание (практикой) брахмачарья.

Дхритараштра сказал:

3. Бесконечное, вечное знание, о котором ты сказал, что

оно осуществляется (упражнением в) брахмачарья,

непостижимо здесь, пока длится время деятельности;

но как же тогда достижимы браминство и бессмертие?

Санатсуджата сказал:

4. Я назову тебе нераскрытое знание древних,

осуществлённое ими разумом (буддхи) и (упражнением в)

брахмачарья; достигшие этого покидают мир смерти;

оно (присуще) всегда тем, кто воспитан духовным

учителем (гуру).

Дхритараштра сказал:

5. Если познание можно поистине постигнуть

(упражнением в) брахмачарья, то что же тогда

брахмачарья, это скажи мне, брамин.

Санатсуджата сказал:

6. Происшедшие из лона учителя, став его семенем,

выполняют брахмачарья; здесь, на земле они становятся

законодателями, а покинув тело, они уходят в высшее

единение (йогу).

7. Ведь они (уже) в этом мире побеждают страсти и,

утвердясь в Брахмо, они крепятся. Они вырывают себя

из тела, как бы освобождая стебель (от коры); они

утверждены в истине.

8. Двое создают это тело: отец и мать, о Бхарата. Но

рождение согласно веления учителя, (иное): оно чисто, не

стареет и не умирает.

9. Того, кто наполняет уши неложным, совершающего

закономерное, обеспечивающего бессмертие, его следует

считать отцом и матерью и нельзя оскорблять столько

сделавшего человеку.

10. Ученик должен всегда с поклоном приближаться к

учителю и с чистотой и почтительностью просить

(о научении), не превозноситься, не замышлять злого —

это первая ступень (упражнения) в брахмачарья.

11. Кто, чистый, постепенно ученичеством достигает знания,

тот именуется (проходящим) первую ступень

брахмачарья.

12. Пусть он совершает угодное учителю и своей жизнью и

имуществом, действием, сердцем (манасом), словом; это

называется вторая ступень.

13. Такого же поведения, как к учителю, да придерживается

он и к жене учителя, также и по отношению к его сыну;

это называется второй ступенью.

14. Постижение, что его «я» создано учителем, и постижение

значения (изречения): «Я существую им» когда ученик

мыслит о нём с восторженным сознанием (буддхи),

называется третьей ступенью.

15. Не отблагодарив учителя после получения познания, он

не должен предпринимать ухода, подумав: «Я и так

много для него сделал!» Хвастливо пусть он так не

говорит; это — четвёртая ступень (выполнения)

брахмачарья.

16. С течением времени он должен достигнуть (первой)

ступени, затем — цели познания (Вед), потом ступени

единения с учителем, затем степени приложения усилий

пусть достигает, а затем он достигает степени познания

(Шастр).

17. Двенадцать обетов: выполнение дхармы и прочие,

усвоив, он так достигает других отделов (закона);

тогда о нём говорят: «Он выполняет в силу единения

с учителем и единения с Брамой (Ведами) (упражнение)

в брахмачарья».

18. Достигнув такого поведения, он предложит учителю дар;

так он (усваивает) образ жизни добродетельных; по

отношению к сыну учителя должно вести себя подобным

же образом.

19. Кто так живёт, тот будет преуспевать во всех отношениях,

получит много сыновей и состояние. Прольётся на таких

дождь со (всех) сторон и люди будут жить у него,

как (ученики) — брахмачарьи.

20. Таким (упражненьем в) брахмачарья боги достигли

божественности; и велико-блаженные риши, мудрые

(достигли этим) мира Брамы.

21. Им же гандхарвы и апсары достигли красоты; в силу же

брахмачарья солнце порождает день.

22. Подобно тому, как достигли цели изучающие свойства

соков, так же и они познанием достигают подобного

состояния.

23. Тот, кто опирается на это, очищает всё тело, возогревая

подвижничество (тапас). Так знающий становится

подобным ребёнку и побеждает смерть в последний час.

24. О кшатрий, конечны миры, в которые направляются люди

чистых дел, но знающий Брахмо этим достигает Всего и

ему не приходится итти по другому пути.

Дхритараштра сказал:

25. В каком виде созерцает здесь знающий, праведный

брамин ту бессмертную, непреходящую обитель? Сияет ли

она светлым, или красным, или чёрным, или тёмным

(цветом)?

Санатсуджата сказал:

26. Она не сияет светлым или красным, или чёрным цветом,

или (блеском) железа и солнца. Не на земле

пребывает она и не в воздухе, и не облекается она в воды

океана (как в одежду).

27. Не обитает она ни в звёздах, ни в молнии; в облаках не

является её образ. Ни в ветре, ни в божественности, ни в

луне, ни в солнце её не видно.

28. Она не являет себя ни в словах (Риг Веды), ни в

жертвоприношениях (Яджур Веды), ни в (собрании

гимнов) Ратхантара или Брихат, ни даже в великих

обетах не видимо То, вечное, о раджа.

29. Оно непобедимо, потусторонне тьме и смерть растворяется

в нём в час гибели; по форме оно меньше наименьшего,

подобно лезвию ножа; оно и велико по форме, больше,

чем горы.

30. Это — Основа, это — Бессмертие, это — Слава;

существа изошли из Него и приходят к растворению

в Нём же.

31. Оно безболезненное, Великое, Преславное,

Превознесенное, изменяется лишь на словах, так говорят

вещие.

Весь преходящий мир на Том основан; тот, кто это знает,

становится бессмертным.

Так гласит в святой Махабхарате, в книге «Усилий»

в «Книге Санатсуджаты» 43 глава

РЕЧЬ САНАТСУДЖАТЫ

Глава 44

Санатсуджата сказал:

1. Уныние, гнев, жадность, похоть, гордость, сонливость,

зависть, заблуждение, непостоянство, немилосердие,

ропот

2. Эти поедают жизненные силы человека.

3. Каждый из них, о царь царей, подстерегает людей;

обуянный этим (пороком) человек, с помутившимся

разумом, решается на злое.

4. Завистливый, жестокий, болтливый, гневный, гордый,

хвастливый — эти шесть (видов) людей

человеконенавистники: даже побуждаемые, они не

выражают почтенья.

5. Стремящийся к наслаждениям, недоброжелательный,

заносчивый, хвалящийся щедростью, прибедняющийся,

слабосильный, честолюбивый, ненавидящий жену — эти

семеро, (люди) дурного поведения, называются

вредоносящими людям.

6. Выполнение долга (дхармы), подвижничество (тапас),

самообуздание, доброжелательность, стыдливость,

стойкость, безропотность, щедрость, изучение Шрути,

терпеливость, кротость — вот двенадцать великих обетов

брамина.

7. Кто не отпадает от этих двенадцати, тот становится

выдающимся на всей земле. Кто соблюдает три, два или

даже один из них, тот не утверждён в самости, это

нужно знать.

8. Сдержанность, отречение, отсутствие заблуждения — в них

пребывает бессмертие; они (присущи) мудрым браминам,

которые во главу (ставят) Брахмо.

9. Справедливые и несправедливые пересуды не подобают

брамину; люди, совершающие подобное, подлежат аду.

10. В заблуждении восемнадцать пороков, как об этом было

возвещено раньше. Ненависть к миру, упрямство, ропот,

лживость,

11. Похоть, гнев, самонадеянность, пересуды, наушничество,

сварливость, зависть, мучительство существ,

12. Самолюбие, заблуждение, болтливость, сомнение,

осуждение; поэтому не должно впадать в заблужденье,

оно всегда подлежит порицанью.

13. В добросердечии также нужно различать шесть качеств:

сочувствие в радости и сострадание в горе, предоставление

просящему того, что для него потребно, а также

подаяние и непросящему.

14. Моление с чистой мыслью о сынах, имуществе, жене;

при утрате имущества отсутствие к нему вожделения,

отсутствие наслаждения делами, связанными с

собственным удовольствием.

15. Совершающий такое отречение становится богатым

(добрыми) качествами и преисполнен саттвы. Такой

(человек) отвращает пять (своих чувств) от пяти

элементов.

16. Таково совершенное, чистое подвижничество, ведущее

вверх даже тех, которые за недостатком саттвы

выполняют его с желанием (награды).

17. Ибо жертвоприношения удаются только в утверждении

истины — некоторыми в сердце, другими в словах, иными

в делах.

18. Но свободный от желаний стоит выше человека,

стремящегося к желаньям, особенно если это брамин;

выслушай от меня ещё нечто иное.

19. Вещие на основании изучения, утверждают, что

изменения Того, Великого, Преславного (совершаются)

лишь на словах. На единении (йоге) с ним основана

эта вселенная; знающие То становятся бессмертными.

20. О раджа, ни обрядами. ни добродетелью не достигается

истина, она не почитается ни возлияниями, ни жертвой.

Поэтому простак не достигает бессмертия, не получает

он покоя в час конца.

21. В безмолвии и одиночестве нужно почитать То, когда

недвижим манас. Тогда следует отвратиться от похвалы

и порицания, удовольствия и досады.

22. И тогда, ещё пребывая здесь, вступают в Брахмо, сперва

созерцая его в Ведах. Это я говорю тебе как знающий.

Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»

в «Книге Санатсуджаты» гласит 44 глава

РЕЧЬ САНАТСУДЖАТЫ

Глава 45

Санатсуджата сказал:

1. То — чистый, великий свет, пламенеющий, многославный;

Поистине, То почитают боги, из него сияет солнце.

2. Сущее, вечное То

Скачать:TXTPDF

. Выпуск III. Горец Махабхарата читать, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать онлайн