Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск III. Горец

нам

милость!

Наиболее достойное поведение — ученика и учителя,

Бхарата,

46. Мы так себя и ведём по отношению к тебе, благоволи ж

и ты к нам так относиться!

Только отец нас родил, как мы уже вступили на путь

несчастья.

47. Поддержи нас в пути, поставь на нашу дорогу!

К тебе, тур-Бхарата, и к этому собранью твои сыны

взывают!»

48. Недолжного здесь да не будет средь знатоков закона,

сидящих в собраньи;

Ведь где беззаконье — закон, там и кривдаправда.

49. Где убиты свидетели, там и члены собранья убиты,

Где раненный беззаконьем закон вступает в собранье,

50. Там раненные члены собранья его тетиву не разрежут!

Их с корнем закон вырывает, как поток, растущие по

берегам (деревья).

51. Те, что взирая на дхарму молча сидят в размышленьи,

Истину называют мерилом и дхармой, тур-Бхарата!

52. Кто может сказать здесь иное, владыка народа,

чем: «подлежит возвращенью!»?

Пусть скажут цари земные, что сидят в собраньи,

53. Закон и пользу взвесив, говорю ли я правду.

Освободи же кшатриев, тур средь людей, от сети смерти!

54. Успокойся, лучший Бхарата, не попадай под власть

гнева!

Отцовскую часть, как должно, отдай Пандавам!

55. С сыном тогда счастливо блага вкушай, врагов крушитель,

Всегда стоек в дхарме благих непобедимый Юдхиштхира.

56. Он ведёт себя так, как и вёл по отношению тебя и твоего

сына, владыка народа:

Опальный, низвергнутый, идёт под твою защиту снова.

57. Когда в Индрапрастха он жил с тобой и твоим сыном,

Всех царей земных покорил, там обитая;

58. Он их привёл под твоё главенство, не желал тебя

превзойти, владыка,

И когда он был в таких мыслях, сын Субалы, захватить

желая

59. Добычу, богатства и царство, к подлому прибег обману*.

Юдхиштхира, попав в такую беду, видал как привели

Кришни в собранье,

60. Но и тогда от долга кшатрия не отступил безмерный

духом.

Твоего, также их блага желаю, Бхарата!

61. От закона, пользы и счастья не уводи народ, раджа!

Думая о своей неудаче-удаче, об их неудаче-удаче

(подумай)!

62. Сыновей, совсем погрязших в жадности, обуздай, владыка

мира!

Стоят сыны Притхи, повиноваться они готовы, но и

сражаться готовы, врагов смиритель!

63. Впрочем, что больше тебе приемлемо, раджа, на том

и стой, врагов крушитель!

Вайшампаяна сказал:

64. Все цари это слово в сердцах почтили;

Но сперва из них ни один не выступил слово промолвить.

Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,

в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 94 глава

РЕЧЬ БХАГАВАНА

Глава 95

Вайшампаяна сказал:

1. Когда это слово окончил великодушный Кешава,

Недвижно, со вздыбленными волосами все сидели в

собраньи.

2. Ни один муж ему не мог возразить ни слова.

«Правильно» — все цари в сердцах помышляли.

3. И когда все раджи пребывали в молчаньи,

Сын Джамадагни молвил такое слово в собраньи

кауравов:

4. — Эту правдивую притчу мою не сомневаясь слушай;

Вняв ей, установи благо, если «праведно» — так

помыслишь.

5. Некогда был раджа всей земли по имени Дамбодбхава —

Так слышали мы — нераздельно он всей землёй

наслаждался.

6. Могучий, он постоянно, по миновании ночи, встав рано,

Спрашивал, великоколесничий, кшатриев и браминов:

7. — Есть ли кто лучший или мне равный в битве, иль был

когда-либо,

Шудра ли, вайшья, иль кшатрий, или даже брамин, из

носящих оружье?

8. Говорят, объезжал этот раджа ту землю,

Ни о ком другом не думая, опьянённый великой гордыней.

9. Раз сведующие, беспечальные, вполне бесстрашные,

брамины

Остановили раджу, бахвалившегося снова и снова.

10. Остановясь, он вопрошал неоднократно этих

дваждырождённых;

Тогда гордецу, опьянённому счастьем, сказали брамины,

11. Махатмы-подвижники, преисполненные преданности

Ведам,

(Отвечали) настойчиво-вопрошающему радже,

дваждырождённые, пламенея гневом:

12. «Многопобеждающим в битве, из людей наилучшим,

Тем двум, раджа, ты никогда не будешь равен!»

13. Так они сказали, и раджа снова спросил

дваждырождённых:

«Где эти витязи? Какого они рожденья? Подвиги их

каковы? Кто они оба?»

Брамины сказали:

14. Нара и Нараяна эти подвижники, так мы слыхали,

Оба пришли в человеческий мир, с ними потягайся-ка,

раджа!

15. Слышно, что оба махатмы, Нара и Нараяна,

подвиг.

16. Тогда раджа, собрав большое шестичленное войско*,

В ярости отправился туда, к двум непобедимым.

17.

К тем подвижникам, жившим в лесу, пошёл по

звериным тропам.

18. Он увидал их, иссушенных голодом, жаждой, обуздавших

чувства,

Мучимых холодом, зноем, из людей — величайших.

19. Подойдя к ним, припал к их ногам*, спросил о здоровьи;

Ему предложив сиденье, плоды, корни, воду,

20. Так они молвили радже: «Что мы должны тебе сделать

Тогда снова он всё рассказал по порядку:

21. «Моими руками я всех врагов убил и покорил землю;

Желая с вами сразиться, я пришёл на эту гору!

22. Как дар гостю, исполните это давнишнее моё желанье!»

Нара-Нараяна сказали:

23. Эта пустынь свободна от гнева и жадности, лучший

раджа,

В этой пустыне нет сражений, откуда ж оружье, откуда

кривда?

24. На бой вызывай в другом месте, кшатриев много в

народе!

Рама* сказал:

25. Так говорящим он всё больше противоречил;

Снова и снова они терпели, дружески убеждали,

Бхарата.

26. Желая боя, вызвал подвижников Дамбодбхава;

Тогда Нара, набрав горсть соломы, Бхарата,

27. Сказал: «Выходи, сражайся, жаждущий боя кшатрий!

Всё оружье собрав, приведи своё войско,

28. Я твою жажду войны прогоню отсюда далёко!»

Дамбодбхава сказал:

29. Если ты думаешь, что это оружье для нас годится,

И с таким я с тобой сражусь, ведь я пришёл ради битвы!

Рама сказал:

30. Это сказав, Дамбодбхава, вместе с войском разом

Пустил отовсюду дождь стрел, подвижника убить желая.

31. Врагов отражая, его те ужасные стрелы

Уничтожил молчальник и противостал соломой.

32. Тогда ужасные, соломенные, неостановимые стрелы

Непобедимый бросил в него: это было как чудо.

33. В их уши, глаза и носы силой майи*

Как в цель попадал соломой подвижник,

34. Увидев, что светлое небо закрыто стрелами,

Раджа, к его ногам припадая, воскликнул: «Прошу

пощады!»

35. Этому радже, просящему о покровительстве,

покровительственно* молвил Нарада:

«Будь благочестивым, будь добродетельным и впредь так

не делай!

36. Человек, кшатрия долг вспоминающий в сердце, раджа,

Чужие города, о тигр средь людей, осаждать не будет.

37. Обуянный гордыней, не порицай кого-либо:

Ничтожнейшего иль величайшего; это запомни, раджа!

38. Достигнув познанья, без жадности, без самолюбья, собой

владея,

Терпеливый, щедрый, приветливый, кроткий, охраняй

народ, владыка!

39. Впредь, сильного или бессильного, не порицай кого-либо,

не зная!

Отпущенный, иди счастливо, не поступай так снова.

40. Старательно о здоровьи вопрошай браминов по нашему слову».

Тогда раджа, поклонясь тем двум махатмам в ноги,

41. Отправился в свой город и строго жил по закону.

Таково великое дело, совершённое некогда Нарой.

42. А Нараяна по многим качествам был ещё лучше.

Итак, дабы ни стрелы не было заложено в отличнейший

лук Говинду,

43. Самомненье отбросив, раджа, иди к Дхананджае.

Чары стрел нёба и неба*, сглаз также*,

44*. Безысходность, пляс (нежити), ужас и пасти

(ракшасов), хмельное зелье,

(Вот) восемь (заклятий); уязвлённые ими люди идут к

Марене*.

45. (Также) похоть и гнев, безумие, жадность, опьяненье,

гордость,

Себялюбие, зависть накопляются постепенно.

46. В исступлении мечутся, обезумев, потеряв сознанье,

Спят, уплывают, блюют такие люди,

47. Мочатся, постоянно рыдают, смеются —

Ведает все (эти) дела создатель миров*, владыка.

48. Чей союзник Нараяна, Арджуна, труднооборный в битве,

Того в трёх мирах кто одолеет, Бхарата?

49. Богатырю с обезьяной на стяге, Джишне, в бою никто не

равен:

Качества сына Притхи неисчислимы, а Джанардана его

превосходит.

50. Ты Дхананджаю знаешь только как сына Кунти,

А ведь Нара и Нараяна это — Арджуна, Кешава.

51. Узнай, эти два преславные — высочайшие из людей,

махараджа;

Коль ты это знаешь и мне доверяешь,

52. Прими благой совет, с Пандавами примирись, Бхарата!

Решай так, если о благе ты мыслишь: «Нет мне выбора в

этом!»

53. Примирись же, лучший Бхарата, на войну не настраивай

сердца!

На земле очень чтится ваш род, лучший каурава!

54. Таким способом ты благополучно достигнешь цели, так

должен ты мыслить.

Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,

в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 95 глава

РЕЧЬ СЫНА ДЖАМАДАГНИ

Глава 96

Вайшампаяна сказал:

1. Выслушав слово сына Джамадагни, величайший риши

Канва,

В собраньи кауравов такое слово сказал Дурйодхане.

Канва сказал:

2. Бесконечный, непреходящий Брама есть предок вселенной,

А эти два владыки, Нара и Нараяна — риши;

3. Среди всех Адитьев Вишну — единственный, вечный,

Нерождённый, непреходящий, постоянный владыка;

4. Все же иные явления смертны: великие светила, луна,

солнце,

Пространство, Агни, Ветер и сонмы созвездий;

5. Тройственный мир образуя, они при конце вселенной

Всегда к погибели идут, а при созданьи появляются

снова и снова*.

6. Умирают мгновенно иные люди, звери и птицы,

Те, что от лона животных странствуют в мире живущих.

7. Почёт, позор раджи вкушают особо, а после смерти

Нежного возраста вновь достигают, чтобы вкусить плодов

добрых и злых деяний.

8. Благоволи, владыка, мир заключить с сыном Дхармы,

Пусть правят землёй Пандавы, как и Кауравы.

9. «Я силён», так Суйодхана, не думай;

Бык средь людей, ведь на сильного сильнейший

найдётся!

10. И сила не считается силой средь сильнейших, каурава,

А все Пандавы сильны, отважны, как боги!

11. Об этом такую древнюю быль повествуют,

О Матали сватавшем дочь, искавшем ей мужа.

12. У царя трёх миров был колесничий — Матали;

В его семье была дочь, красавица, известная всему миру,

13. Красивая, как богиня; Гунакеши её звали;

Превосходила она всех женщин добротой и красою.

14. Матали с женой узнав, что пора выдать её замуж,

Обсуждал это, раджа, глубоко погружаясь в думу.

15. — Ну и беда* тем слабовольным, (хоть) и

прославленным, знатным,

Тихонравным людям, в семье которых девушка созрела!

16. Род матери, род отца и тот род, куда выдаётся,

Три добрых рода девушка ввергает в сомненье.

17. Два мира — богов и людей умственным взором окинув,

(Матали подумал): «Подходящего мужа не вижу!»

Канва сказал:

18. Ни из богов, ни из дайтьев, ни из людей иль гандхарвов

Не пожелал он выбрать, также из многих риши.

19. Раз ночью, посоветовавшись с женой Судхармой,

Матали задумал отправиться в мир нагов.

20. «Ни средь богов, ни средь людей я не вижу мужа,

Равного по красоте Гунакеши; конечно, средь нагов

найдётся!»

21. Так сказав Судхарме, он совершил прадакшину,

Дочь в голову поцеловал и вступил на земную

поверхность.

Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,

в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 96 глава

ПОВЕСТЬ О МАТАЛИ

Глава 97

Канва сказал:

1. Матали, следуя по пути, с великим риши Нарадой

Встретился, шедшим также навестить Варуну.

2. Молвил тогда ему Нарада: «Куда, господин, ты путь

держишь?

По своему ли, возничий, делу, иль по приказу

Шатакрату-(Индры)?»

3. Так спрошенный Нарадой, Матали, продолжая дорогу,

Всё своё дело к Варуне ему поведал.

4. Муни тогда ему молвил: «Пойдём вместе,

Чтоб навестить повелителя вод и я спустился с неба;

5. Я тебе всё расскажу, покажу подземные страны;

Их посетив, какого-либо мужа мы наглядим, Матали!»

6. Тогда опустились на землю оба, Матали, Нарада,

И увидали махатмы властителя вод, миродержца.

7. С почётом, как дэвариши там был принят Нарада;

Матали тоже воздали честь, как полагается (слуге)

Махендры.

8. С радостным сердцем оба они совершили обряд

поклоненья*

И отпущенные Варуной, отправились в мир нагов.

9. Родословную всех существ, что живут в земных недрах,

По пути рассказал Нарада, всех без остатка.

Нарада сказал:

10. Ты видал, колесничий, Варуну в окруженьи сынов и

внуков;

Осмотри же удел владыки вод, во всех отношеньях

богатый, счастливый.

11. Вот — владыка земли, многомудрый сын Варуны.

Он добрым нравом и чистотой известен;

12. Этот сын почтенный, лотосоокий Пушкара,

Прекрасный, видный; его избрала супругом дочь Сомы

13. Джйотиснакали; говорят, она как вторая Шри красива;

А старший сын Адити (Варуна) считается (из лучших)

лучшим.

14. Посмотри: вот целиком золотой чертог Варуны;

Его получить, мой друг, — получить божественность,

божественность богов владыки!

15. А там — дайтьев, лишённых царства,

Видны разные пламенные доспехи, Матали;

16. Неуничтожимые и величавые, они, конечно,

Пускались (в дело) для победы богов, Матали!

17. Здесь (обитают) потомки ракшасов и дайтьев, Матали,

Хоть и вооружённых дивно, их всё же победили боги.

18. Вот и великий, неусыпимый огонь, сияющий в пучине*

Варуны;

Вот Вишну изогнутый диск*, которому воины приносят

жертвы,

19.

Скачать:TXTPDF

. Выпуск III. Горец Махабхарата читать, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать онлайн