бездетен, роди ж сына, земли владыка,
Ты спасёшь отцов и себя плодом сына!
8. Вкушающий сына плоды не отпадает от неба, раджа-риши,
Не попадает в ужасный ад, куда бездетные попадают».
9. Выслушав это и ещё многое, высказанное Галавой,
Ушинара, владыка людей, ему ответил:
10. «Я выслушал слово твоё, что ты сказал, Галава,
Рок силён, брамин, и у меня на сердце кончина!
11. Но у меня лишь две сотни подходящих коней, высший из
браминов,
А иных очень много тысяч у меня пасётся.
12. Поэтому я лишь одного сына рожу с ней, Галава;
Дваждырождённый, ведь собираюсь в путь (уже
совершённый) другими!
13. Преполовиню я цену с тобой, дваждырождённый,
Моя цель — удовлетворенье потребности граждан, не
своя услада!
14. Дающего дар за счёт других раджу
Я не считаю стойким ни в дхарме, ни в слове.
15. Я принимаю то, что мне даёт владыка,
Девушку, семя богов, но лишь для одного сына!»
16. Так говорил о девушке Ушинара, владыка народа,
И в ответ много его почтил брамин Галава.
17. Поклонясь Ушинаре, в лес отправился Галава,
А царь, сойдясь с девой, насладился, как в раю
18. В горных пещерах, у водопадов рек, в беседках,
Во дворцах, во внутренних женских покоях,
19. В пёстрых садах, в лесах, в рощах,
В прохладных чертогах и на дворцовых кровлях.
20. И в срок она родила сына, сияющего как юное солнце;
Его Шиви назвали, и был он царём превосходным.
21. И придя к (царю), взял девушку певец Галава,
А возвращаясь, он увидал сына Винаты, раджа.
Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,
в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 117 глава —
СТРАНСТВОВАНИЕ ГАЛАВЫ
Глава 118
Нарада сказал:
1. Тогда, улыбаясь, сын Винаты так сказал Галаве:
«Какое счастье, что я вижу здесь владыку брамина,
завершившего дело!»
2. Но Галава, услыхав слово, сказанное Вайнатеей,
Сообщил, что ещё осталось четвёртую часть докончить.
3. Но Прекраснопёрый, лучший из всех, обладающих словом,
Сказал Галаве: «Эта попытка тебе не удастся,
4. Ибо Гадхи, царь города Куньякубджа, сказал Ричаке,
Выбравшего в жёны его дочь, девушку Сатьявати:
5. — Коней, сияющих как луна, с одним только чёрным ухом
Ты должен мне дать десять сотен, владыка. Так он сказал,
Галава.
6. — Ладно, ответил Ричака, и отправился в мир Варуны;
Там, в «Лошадином источнике» коней получив, он отдал
их властелину.
7. Во время жертвы «Пундарика» царь их роздал
дваждырождённым;
Из них две и две сотни пошли к владыке народов;
8. Другие четыре сотни, лучший из браминов,
Погибли при переправе, когда их пригоняли.
9. Итак, недостижимого никак нельзя достигнуть, Галава,
Взамен двух сотен коней, дай девушку, как человек долга,
10. Вишвамитре, когда ты к нему пребудешь, к шести сотням
впридачу.
Так ты заблужденья избегнешь, брамин, и совершишь, что
нужно».
11. «Так и будет», ему ответил Галава и вместе с Супарной,
Захватив также девушку, отправился к Вишвамитре.
12. «Желанное тобой богатство, лошадей шесть сотен,
И за две сотни девушку эту прими, владыка;
13. Она трёх добродетельных сыновей родила от раджа-ришей,
Четвёртого ж от тебя, лучшего из людей, она родит,
14. Пусть это дополнит тебе рысаков восемь сотен, чтоб я мог
счастливо
Свершать упражненья, свободный от долга тебе,
владыка!»
15. А Вишвамитра, увидев Галаву вместе с пернатым
И широкобёдрой девушкой, такое слово молвил:
16. «Почему ты мне раньше её не дал, Галава,
Ведь у меня было б четыре сына, продолжателей рода!
17. Ради плода одного только сына девушку я от тебя
принимаю,
А лошадей пригони в мою пустынь, пусть там пасутся на
воле».
18. Тогда великолепный Вишвамитра насладился с нею;
И от него зачатого сына Аштаку Медвяная породила.
19. Когда же тот сын родился, Вишвамитра, великий муни,
Праведность, лошадей, богатство оставил ему в
20. Впоследствии Аштака отправился в город, сияющий, как
город Сомы*.
Ученику оставив девушку, отправился в лес сын Кушики.
21. Вместе с Прекраснопёрым её одарил Галава
И с удовлетворённым сердцем девушке молвил:
22. «Родила ты щедрым (первого) сына, богатым другого,
Преданным закону и правде (третьего), четвёртого ж —
великим в жертве.
23. Ступай же теперь, широкобёдрая, спасён твой отец
сынами,
Четыре раджи и я; Медвяная ты взаправду!»
24. Галава, отпустив пожирателя змей Супарну,
И девушку вернув родителю, в лес удалился.
Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,
в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 118 глава —
СТРАНСТВОВАНИЕ ГАЛАВЫ
Глава 119
Нарада сказал:
1. А тот раджа, желая снова устроить ей выбор мужа,
Отправился в обитель у слияния Ямуны с Гангой.
2. На колесницу, украшенную гирляндами цветов,
Медвяную пригласил подняться;
По дороге в обитель её бегом провожали (братья):
Пуру и Ядху.
3. Наги, якши, люди, гандхарвы, звери и птицы,
Жители гор, лесов, деревень сошлись отовсюду;
4. Обитель была полна ришами, подобными Браме,
Цари, горожане из разных стран плотно её окружали,
5. Но презрев почести, желанная из желанных,
На выборе всех отвергнув, лес избрала супругом.
6. Девушка, сойдя с колесницы, родным поклоненье
свершила,
И в чистый лес на подвиг отправилась дочь Яяти.
7. Постом, различными жертвами и чувств обузданьем
Она придала себе лёгкость, как лань ступала;
8. На полянах, в порослях сладких, приятных,
Зелёных, прохладных, чистых она блуждала.
9. Из прохладных рек, отрадных, чистых,
Она пила превосходную, сладкую, приятную воду.
10. В лесах, свободных от звериных царей — львов,
тигров,
В чащах, свободных от пожирающего огня, потаённых,
чистых,
11. Как жительница леса лань, вместе с ланями она
блуждала,
Облечённая в целомудрие суровый долг выполняла.
12. Яяти же следовал обычаям древних раджей
И в возрасте многих тысяч лет закону времени
подчинился.
13. Пуру и Яду, превосходные среди людей продолжатели
рода,
Здесь и в том мире подкрепляли народ — род Нахуши.
14. Владыка земли, царь народа, Яяти взошёл на небо,
Царь, подобный великим риши, царям вкушающим
15. Прекрасного времяпрепровожденья так много тысяч
лет миновало,
Когда раджа-риши сидел с величайшим из великих
риши;
16. Но относился с презреньем к людям, богам, сонму риши
Яяти:
Он гордыней был обуян и в заблужденьи извратилось
его сознанье.
17. Это заметил бог Шакра, губитель полчищ;
«Нехорошо, нехорошо!» — сказали все раджа-риши.
18. При виде сына Нахуши у них возникли мысли:
«Кто это? (Сын) какого царя? Как он сюда явился?
19. Какими делами достиг совершенства? Подвиги где
накопил он?
Как в рай он попал и здесь кому он известен?»
20. Так рассуждали цари, обитатели рая;
Яяти заметив, они вопрошали один другого о радже.
21. Стражи чертогов, сотни привратников рая,
Хранители престолов, спрошенные «Мы его не знаем!» —
так отвечали.
22. Распознаванье у всех закрылось, они того царя не
узнали;
И тогда этот царь свою силу мгновенно утратил.
Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,
в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 119 глава —
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЯЯТИ
Глава 120
Нарада сказал:
1. Тогда покачнулось его положенье, он лишился трона,
Сердце его трепетало, скорбь огнём опалила.
2. Увяли венки, погибло знанье, браслеты разбились,
Украшенья опали, разорвались одежды, расслабились все
члены тела;
3. Его неузнавших то видя, то снова не видя,
Опустошённый, с опустошённым сердцем он смотрел на
землю.
4. «Какая в сердце моём возникла несчастная мысль,
губящая дхарму,
Из-за которой я свергнут был с места?» — так
раздумывал раджа.
5. И тогда все совершенные цари и апсары
Увидали, как падал всеми покинутый Яяти.
6. Тогда один человек отягчённый, чистоту потерявший,
Приблизясь, перед владыкой богов промолвил радже:
7. «Ты всех презирал, ты слишком зазнался,
Ты разбит гордыней, сын царя, недостоин неба!
8. Ты не будешь здесь узнан; отправляйся ж, падай!» —
так ему молвил.
«О, если б среди праведных мог я упасть!» — такое
слово трижды промолвил Нахушей рождённый.
9. Падая, лучший из странников о пути подумал.
Бык средь властителей, в это время, равное мгновенью,
10. Четырёх увидал царей, попав между ними:
Пратархану, Васуманаса, Шиви, сына Ушинары, и
Аштаку.
11. Питьём «ваджапея» во время жертвы они владыку богов
ублажали;
Дым их жертвенных костров достигал ворот рая.
12. Приветствовав их, Яяти упал на землю,
Подобно как бы дымящемуся потоку, ниспадающему с
небес на землю.
13. Как бы следуя ходу ниспадающей Ганги, владыка мира
(Упал) меж четырёх братьев, достигших вершины
блаженства.
14. Средь величайших владык страны упал тот раджа,
Средь четырёх огней, великих как львы, зажжённых для
жертвы.
15. Так попал в среду раджа-ришей потерявший чистоту
Яяти.
Ему сказали владыки, сияющие блаженством:
16. «Кто ты, какого рода, страны и города, владыка?
Ты якша или дэва, или, быть может, ракшас, гандхарва?
17. Не человек ты по виду; цель какая тебе желанна?
Яяти сказал:
18. Я раджа-риши Яяти; потеряв чистоту, я лишился неба;
«Да упаду я средь праведных!» (падая) так я подумал и
вот — я к вам попал, владыки.
Риши сказали:
19. О бык-человек, да осуществится твоё желанье!
Прими плод всех наших жертв и выполнения долга!
Яяти сказал:
20. Я не брамин, собиратель богатств*, я кшатрий:
На разорение чистоты другого не направляю я мыслей.
Нарада сказал:
21. В это самое время, идущую поступью лани,
Раджи заметили Медвяную и приветствовав её сказали:
22. «Что за причина твоего прихода? Что прикажешь
Мы — сыны твои, богатая подвигом, повелевай всеми
нами!»
23. Выслушав их слова, глубоко-обрадованная Мадхави,
Приблизясь к отцу, преклонилась перед Яяти.
24. Прикоснувшись к их лицам, подвижница сказала сынам
такое слово:
«Владыка царей, мои, твоей дочери сыны — тебе не чужие;
Раджа, я твоя дочь, блуждающая как лань, Мадхави.
25. Мной накопленных заслуг прими половину!
Так как все люди, раджа, насладиться желают плодами
потомства,
26. А потому, не имея сына, как ты, государь, желают
дочерних внуков».
Тогда все те цари перед родительницей головами
склонились;
27. Преклонясь, почесть деду, родителю их матери, воздали,
Возвышенными, несравненными, сладкими голосами
наполняя округу.
28. Эти цари спасли деда, отца их матери, лишённого неба.
Тогда Галава, приблизясь, сказал владыке народа:
29. «В силу восьмины моих заслуг вознесись на небо,
владыка!»
Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,
в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 120 глава —
ПАДЕНИЕ ЯЯТИ
Глава 121
Нарада сказал:
1. Тогда отпущенный теми счастливыми богатырями,
Не касаясь поверхности земли, вознёсся раджа.
2. Освободясь от страданий, в своём положеньи в раю был
восстановлен Яяти:
Божественные венцы и одежды нося, в божественных
убранствах,
3. Умащенный дивными благовониями, он земли ногой не
касался.
Тогда Васуманас первым возвысил голос;
4. В (земном) мире прозванный Владыкой Даров,
Обратился к царю с приветным словом:
«Прими то, чего я достиг во всех кастах здесь в мире.
5. К этому я добавлю, владыка,
Плод моих подаяний и добронравной жизни;
6. Пусть эти плоды пойдут тебе в добавку, властитель!»
Тогда богатырь Пратардхана сказал такое слово:
7. «Радуясь постоянно долгу, не отступал я в битве
И получил в этом мире возвышающую племя кшатриев
славу;
8. Пусть же сюда добавится плод (моей) отваги и славы,
владыка!»
Почтенный Шиви, сын Ушинара, медвяным голосом
молвил:
9. «Ни в среде детей и женщин, ни в час веселья,
Ни в гневе, ни при обетах, ни в движеньи, в покое,
10. Не говорил никогда я неправды, моей этой правдой взойди
на небо!
От жизни, от царства, от удовольствий и дел, раджа,
11. Я бы мог отказаться, но не от правды; моей этой правдой
взойди на небо!
Как правдиво выполняю долг, как правда, что
огонь — очиститель,
12. Как я ублажал Шатакрату (Индру), так моей этой
правдой взойди на небо!»
Тогда раджа-риши Аштака, от Каушики Медвяной
рождённый,
13. Знающий дхарму, обратился к (приносившему) сотни
жертв (Яяти), сыну Нахуши:
«Я совершил сотни раз жертву «лотос» и сотни
однодневных жертв, владыка,
14. «Крату» и «виджанея», прими ж их в награду;
Ни золота, ни самоцветов, ни утвари разной
15. При жертвах я не жалел; этой правдой взойди на небо!»
По мере того, как царю говорили дочерние внуки,
16. Возносясь над землёй, постепенно в небо поднялся раджа.
Так те добродетельные раджи все совместно
17. Поистине возносили свергнутого с неба Яяти;
Дочерние внуки в совершении жертв, даров, обетов,
18. Отпрыски четырёх родов, продолжатели рода,
Многопознавшего деда, отца их матери, вознесли на небо.
Раджи сказали:
19. Царскими качествами и заслугами мы