и (свою) супругу разбитых, бессильных
увидишь,
Никакой цели в жизни у тебя не будет, Санджая!
16. Когда ты увидишь слуг, управителей, учителей, знатоков
обряда,
Домашних жрецов, всех нас, гибнущих вместе, жизнь твоя
станет напрасной.
17. Если я не увижу деяний твоих, как (я видела) прежде,
(Тебя) великолепного, славного, как успокоится сердцу?
18. Нет их (таких деяний), коль правду молвить; так пусть
разрывается сердце!
«Нет их» — такой правды не говорили ни я, ни супруг
мой!
19. Ведь мы (для народа) защита, нельзя нам врагу
покоряться:
Если живя не увижу иного, я расстанусь с жизнью!
20. В безбрежности берегом будь нам, будь кораблём для
потерпевших крушенье*,
Дай безопорному опору, умирающих, верни нас к жизни;
21. Но если ты всех врагов одолеть не можешь, ты жить не
Раз ты упал, дойдя до такого бессилья!
22. Слабодушного, потерявшего разум, лишают и ничтожной
жизни,
Убийство ж, хотя бы одного врага, ведёт воителя к славе.
23. Индра убийством Вритры достиг верховной власти,
Он достиг верховного, царского права и стал владыкой
мира.
24. Ведь восклицая своё имя в битве, врагов натравив друг на
друга,
Убив именитого человека, обратив передовые отряды в
25. Богатырь добывает себе великую славу:
Склонясь, враги перед ним трепещут.
26. Забывающему себя в бою, щедрому богатырю людишки
Желанное в изобилии принесут поневоле.
27. Жизнь того, кто свергнут ужасно с царства, находится под
угрозой;
Ведь разумные, захватив врага, не оставляют корня.
28. — Царство подобно отверстым райским вратам, подобно
нектару,
Одним только средством его получить возможно — так
мысля, как пожар врагов преследуй!
29. Побеждай врагов, выполняй свой долг, раджа,
Не хочу тебя видеть жалким, во врагов вселяй ужас!
30. Окружённого горькими стонами и врагов ликующим
кличем,
Горькая, пусть я тебя не увижу сражённого горем!
31. Забавляйся с дочерями Сувиры, хвались богатством, как
прежде;
Пропитания ради не подчиняйся воле девушек Синдха!
32. Ты юн и красив, благородной семьи, обладаешь знаньем;
Кто славный, всемирно-известный, подобно тебе исказиться
способен?
33. Быть волом в упряжке — это смерть, так я мыслю;
Увижу ль тебя, говорящим льстиво с врагами?!
34. Идущего следом за ними? Как успокоиться сердцу?
Ещё никогда рождённый в этой семье вслед за врагами не
плёлся (как пленный).
35. Если ты за врагом поплетёшься, сынок, ты жить не
Навеки (хранит) достоинство сердце кшатрия, (это я)
знаю.
36. Из рода в род передавалось, что древние сказали
предкам:
Вечными и неизменными существа сотворил Праджапати.
37. Кто кшатрием здесь родился, кто долг кшатрия знает,
Что бы с ним ни случилось, не склонится ни перед кем из
боязни!
38. Пусть прямо стоит, не гнётся, этим мужество он покажет:
Пусть другие пред ним упадают, ни перед кем он
склоняться не будет!
39. Как слон должен шествовать знатный; склоняться ж
Ему подобает лишь перед брамином и долгом, Санджая!
40. Подчиняй себе касты, на казнь отправляй злодеев!
Используй мошенников, иль действуй без них, но пока ты
жив, так да будет!
Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,
в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 133 глава —
НАСТАВЛЕНИЕ ВИДУЛЫ СЫНУ
Глава 134
Сын сказал:
1. Вот ты замкнула сердце, я мыслю, его омрачила,
Беспощадная, гневная, постигшая, что такое отвага!
2. Я стал иным, ты же, увы, как мать врага (подстрекала);
Обычай кшатриев также меня толкает в битву.
3. Госпожа, есть ли на всей земле другая,
Которая б, не считаясь с сыном, говорила подобные речи?
4. К чему украшения мне, к чему сама жизнь, наслажденья,
Если со мной ты в сраженьи погибнешь, сына любя
бесконечно?
Мать сказала:
5. Все начинания мудрых ставят целью долг и богатства;
Я тебя побуждаю, мой сын, ради того и другого!
6. Пойми, укреплённый отвагой, что неотложное время
настало,
Если его ты пропустишь, не приступишь к делу,
7. Приняв вид побеждённого, ты смягчишь его ярость —
Чтоб не сказать: «приобщишься позору», Санджая!
8. Говорят, небесная кротость бесцельна, бесплодна;
Оставь путь, порицаемый славными, он для глупцов
годится!
9. В глубоком неведеньи люди блуждают, (ты же)
Правильного держись поведенья, так ты доставишь мне
10. Ничем иным, как сознанием долга и пользы,
Добрым обычаем, приличным богам и людям,
11. Воспитанные сыновья и внуки приносят радость;
Кто рад бесславному, плохо воспитанному, слабоумному
сыну,
12. Для того плод потомства окажется тщетным.
Кто совершает недолжные, постыдные поступки,
13. Презренный, не достигнет счастья ни здесь, ни в том мире.
Кшатрии созданы для битвы и для победы, Санджая,
14. Лишь победивший или убитый вступает в мир Индры;
Не в палатах врага, в чистом небе — счастье!
15. Покорив своей воле врагов, счастье приумножает кшатрий.
Человек разумный и гордый испепеляющим гневом,
16. Многими кознями действует против врагов, стремясь к
победе.
Или себя погуби, или врагов низвергни!
17. Но если поступать иначе, как (можно) добиться счастья?
Только с ничтожной досадой здесь примиряется мудрый;
18. У кого много приятного в мире, у того неприятного мало;
Кто же утратил услады, не достигнет счастья.
19. Конечно, он к небытью стремится, как Ганга в море.
Сын сказал:
20. Не высказывай таких мыслей, мать, особенно сыну!
Я теперь понимаю, что сострадание — глупость, слабодушью
подобно!
Мать сказала:
21. Так говоря, во мне возбуждаешь ты радость;
Теперь ты меня торопишь, (тебя) породившую, а я
тороплю ещё больше!
22. Лишь тогда уважать тебя стану, когда ты убьёшь всех
синдхов;
Я вижу: ты, несомненно, одержишь победу!
Сын сказал:
23. Но без приверженцев и без казны, как одержать мне
победу?
Так я мыслил, сам себя в безысходность ввергая.
24. Моя жизнь после утраты царства — как бы грешника,
упавшего с третьего неба.
Пусть госпожа рассмотрит, с чем сравнить положенье
такое.
25. Ты обладаешь зреньем и полным сознаньем, благоволи
Всё, что ты мне повелишь, я исполню!
Мать сказала:
26. Не презирай себя сам, мой сын, что ты прежних богатств
лишился;
Утратив богатство, нужно стремиться к его возвращенью,
а когда оно есть, враги погибают.
27. Цель требует гнева, слабосильные преуспеть не могут.
Сын мой, плоды всех поступков всегда нестойки.
28. Пойми, что они нестойки, что они существуют и не
существуют;
Однако тот, кто ничего не свершает, не существует
29. Небытье — единственный плод нежеланных действий,
А у желанных два плода: небытье и быванье.
30. Кто рано познал нестойкость всех целей,
Тот как препятствие отвергает, царевич, возрастанье
удачи.
31. Всегда нужно бодрствовать, быть напряжённым в
стремленьи к удаче,
В сердце сказать: «так да будет!» и отбросить печали.
32. Прежде всего благословенья нужно искать богов и
браминов,
Так, сынок, возрастает надежда у мудрого раджи.
33. К тому приближается Лакшми, как владыка дня к
востоку;
Показать это можно на многих примерах.
34. Я вижу твои прекрасные формы, покажи мне твою отвагу!
Ты должен сюда принести желанные для человека
богатства.
35. Ищи в округе обиженных, гордых, жестоких,
Честолюбивых, жадных, всех собрать их нужно.
36. Таким способом тебе удастся разбить большие силы;
Так ураганной скоростью разбивает Ветер грозовые тучи.
37. Этих людей одари, возвысь, говори с ними любезно;
Они же будут тебе угождать и вознесут, конечно.
38. Враг должен знать, что ты не пожалеешь жизни;
Как в дом заползшей змеи он будет (тебя) страшиться.
39. Зная, что он сильней, покорить его не пытайся,
Но поражай изнутри: клеветой, порицаньем.
40. Путь клеветы умножит твои богатства,
А к богатому льнут друзья, его покровительства ищут.
41. У кого же дела пошатнутся, того покидают друзья
и родные,
Не останутся с ним, не захотят защищать такого.
42. Заключи союз с врагом, обойди его подозренья,
Тогда, возможно, и царство его заполучишь.
Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,
в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 134 глава —
НАСТАВЛЕНИЕ ВИДУЛЫ СЫНУ
Глава 135
Мать сказала:
1. Раджа, попав в затрудненье, не должен выражать
беспокойства;
Даже потеряв сраженье он не должен вести себя, как
побеждённый.
2. Когда растеряется царь, всё приходит в расстройство,
Но при сильной власти советники подчиняют землю.
3. Одни выступают навстречу врагу, стремясь разбить его
Другие ж, бесславные, лишь унести хотят ноги*.
4. А если найдётся друг, который ему служить захочет,
Желая ему удачи, он остаётся бессильным, спелёнутым
как младенец.
5. Кто соскорбит скорбящему, как при утрате родного,
(Помня) прежние милости, тот считается другом.
6. Но стремящийся к власти погибели царю желает;
Не порывай с друзьями: отвергнутые, они над тобой
насмеются.
7. Твои силу, мужество, зрелость я узнать желаю,
Стараюсь тебя успокоить словом, чтобы усилить твоё
величье.
8. Если ты понимаешь это, если с тобой я вместе,
Выполни мне угодное, восстань для победы!
9. В казнохранилище есть у нас клад огромный, тебе
Я знаю его и тебе передам, как сама получила.
10. Не мало есть ещё у тебя друзей, Санджая,
Способных с тобой разделить и радость, и горе, сотня
богатырей, не страшащихся (боя).
11. Они готовы притти на помощь тебе, врагов каратель,
Но кое-какие придворные дивятся такому желанью.
12. Им, худоумным, не понять подобной речи,
Целесообразной, вечной, (для них) она тьмой покрыта.
Сын сказал:
13. Я должен иль собрать силы в водах*, или погибнуть в
пучине,
Но ты, госпожа, прозревая благо, водительницей мне
будешь,
14. Твоему поученью я жадно внимаю, от слова до слова.
Я всё время молчал, не желая ни в чём прекословить;
15. Не могу насытиться труднонаходимым нектаром.
Я подниму родных для покоренья врагов, для победы!
Кунти сказала*:
16. Подобно коню ты стремишься, моим побуждаемый
Итак, все мои наставленья исполни!
Кунти сказала:
17. Такое великое, страшное, в восторг приводящее слово
Советница царю сказала, поникшему, измученному
врагами.
18. Его имя — Победный; желающий победить, да внемлет
преданью!
Выслушав, скоро завоюет он землю, врагов раздавит.
19. Мать, родящая мальчиков-богатырей, этому слову
Должна постоянно внимать, имея во чреве, и богатырь
у неё родится.
20. Богатырь познанья, богатырь щедрости, богатырь-
Браминской красою он будет сиять, праведников
наставлять в несчастьях.
21. Лучезарный, он будет преисполнен силой, великолепием,
счастьем.
Будет твёрд, недоступен, непобедимого победитель!
22*. Он будет судить нечестивых, ходить в законе.
Мать из касты кшатриев такого воистину-отважного
богатыря рожает.
Так в святой Махабхарате, в книге «Усилий»,
в книге «Путешествие Бхагавана» гласит 135 глава —
РЕЧЬ КУНТИ
Глава 136
Кунти сказала:
1. Арджуне скажи: сынок, при твоём рожденьи,
Когда в покоях меня сидящие женщины окружали,
2. В небесах раздался голос божественно-прекрасный,
веселящий сердце:
«Кунти, подобен Тысячеокому* будет тобой рождённый,
3. Он победит всех кауравов, сошедшихся для сраженья,
С Бхимасеной вместе он весь мир одолеет.
4. Твой сын — победитель земли; коснётся небес его слава!
С Васудэвой в союзе, он уничтожит кауравов в битве.
5. Он Бибхатсу*, преданный правде, он будет владеть
руками подобно Ачьюте».
6. Да сбудется то, что предсказал мне голос, Дашарха!
И если закон существует, оправдается это, Варшнея.
7. Осуществи же всё это, Кришна,
Чтобы мне не роптать на вещее слово!
8. Поклоненье владыке существ, великому Дхарме!
Так передай Дхананджае, неразлучному с Врикодарой.
9. На что породила мать кшатрия, тому пришло время,
Ибо, вступая в бой, эти богатыри не слабеют!
10. Ты знаешь, уму Бхимасены никогда не будет покоя,
Пока не положит конец врагам врагов крушитель.
11. Знающей всё до конца снохе великодушного Панду,
Мадхава,
Прекрасной, преславной Кришни, (от меня) скажи
12. Тебе подобает, прекрасная, принадлежащая великому
роду,
Вести себя как должно со всеми моими сынами.
13. Скажи чтящим долг кшатриев, двум сынам Мадри,
Ценящим превыше жизни наслажденье, добытое силой,
14. Живя долгом кшатриев, они добыли отвагой богатство,
Ведь сердце всякого человека оно пленяет, из людей
15. Кто из вас двух (Близнецов), преданных долгу,
Поругание Панчалийки, бывшее на ваших глазах,
стерпеть посмеет?
16. Не злая потеря царства, не игра в кости,
Не сыновей изгнанье принесли мне горе,
17. А то, что она, чтимая, прекрасная, тогда в собраньи
рыдала,
Внимая грубым словам. Это моё великое горе!
18. Добродетельная женщина, широкобёдрая Кришни,
Преданная долгу кшатриев, не получила тогда защиты,
а защитники были!
19. Лучшему из носящих оружье скажи, долгорукий,
Идущему дорогой Драупади, человеку-тигру, Арджуне:
20. — Оба они, Арджуна и Бхима разъярены, как два
смертоносных Ямы;
Способные даже богов довести до края, прекрасно знают
21. О своём униженьи, когда втащили