дар», имя одного дайтья, сына Вирочаны, завладевшего тремя мирами. К Бали пришёл Вишну в образе карлика и просил дать ему столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. Получив согласие, Вишну перешагнул через три мира, низвергнул Бали в подземное царство, властелином которого тот стал. Имя брата Сугривы; Бали отнял у Сугривы царство и был убит Рамой.
БАРБАРА — название народа.
БИБХАТСУ — «испытывающий отвращение», брезгливый, разборчивый, эпитет Арджуны, выражающий отрешенность от всего мирского.
БИЛЬВАПАТТРА — «лист растения бильва»; бильва — из породы цитрусовых, плоды его ценятся; незрелые, они употребляются как лекарство; имя одного нага.
БРАМА — (м. р.) верховное божество индуизма, олицетворение священного писания и молитвы; творец Вед; первое лицо браманической троицы: Брама — Вишну — Шива. В эпосе часто именуется Предок, Дед.
БРАХМАЧАРЬЯ — первый из предписываемых законом периодов жизни — ученичество, за которым следует период жизни домохозяина и, наконец, период отшельничества. Так как в период брахмачарья, длящийся 12 лет, предписывалось половое воздержание, то слово приобрело позже значение «целомудрие».
БРАХМО — (ср. р., обычно транскрибируется Брахман) философское понятие, аналогичное Атману (см. это слово), абсолютная субстанция, единая Реальность, Бытие, в противоположность относительной реальности и быванию проявленного мира. Учение о таком Абсолюте является основной темой Упанишад.
БРИХАСПАТИ — «владыка слов», ведическое божество, аналогичное египетскому Тоту; учитель богов; планета Юпитер; олицетворение благочестия; автор военного трактата.
БРИХАТ — «великий, обширный»; «речь», название одного гимна (самана), написанного размером «брихат»; сборник гимнов (саманов).
БУДДХИ — «разум», третий модус души по системе Санкхья (см. введение к Санатсуджатапарван).
БХАВАН (БХАВА) — воздействующий, творящий, осуществляющий; эпитет Шивы.
БХАГАВАН — этимологически употребляется как местоимение 3 лица при вежливом обращении; «владыка» (в обращении к богам и людям). В Эпосе часто употребляется, как эпитет Вишну-Кришны.
БХАГИРАТХИ — эпитет Ганги как «дочери» царя Бхагиратхи, который с помощью Шивы низвел Гангу с неба и направил в море.
БХАРАДВАДЖА — потомок Бхарадваджи; планета Марс. Бхарадваджа (Жаворонок) — ведический риши, сын Брихаспати.
БХАРАТА — «Поддерживающий» воин; 1) сын Шакунталы и Душьянти, отец Куру, родоначальника рода кауравов и бхаратов; 2) имя сводного брата Рамы. В санскритском личное имя пишется с кратким «а», название же рода с долгим; в русском тот или иной смысл приходится вкладывать согласно контекста. В переводе, в тех местах, где нужно было подчеркнуть, что речь идет не об отдельном лице и не о семье Пандавов, а о племени, слово писалось через строчное «б», а не прописное.
БХИМА — «Страшный», имя второго из братьев Пандавов; сын Ветра (Ваю) и Кунти, жены Панду; его также зовут Бхимасена («Страшное войско») или Врикодара «Волчье Брюхо».
БХИМАСЕНА — см. Бхима.
БХИШМА — «Страшный», имя старшего из представителей рода куру в период событий, описываемых в Махабхарате; Бхишма — сын Шантану и богини реки Ганги, правнук Бхараты, дед Дхритараштры и прадед Дурйодханы и братьев Пандавов. О роде Бхишмы см. V, 148.
БХОГАВАТИ — «Рогатый», название горы (м. р.); название подземного города и страны нагов, мудрецов-змиев.
БХОДЖА — «Щедрый», название племени, его города, имя царя этого племени.
БХУРИШРАВА — «Многославный», имя сына Сомадатты.
БХУТАПАТИ — «владыка существ», слабо ипостазированное божество; эпитет Шивы и некоторых других богов.
В
ВАДЖАПЕЯ — название укрепляющего напитка, употребляемого при жертвоприношении Сомы; он предназначен только для браминов и высших князей.
ВАДЖРАБАЛА — «Сильный, как гром», мужское имя.
ВАДЖРАВЕГА — «Быстрый, как молния», имя одного ракшаса.
ВАЙДЖАЯНТА — «победный», название стяга Индры; вообще стяг; название чертога Индры.
ВАЙНАТЕЯ — сын Винаты, имя Гаруды по отцу.
ВАЙТАРАНА — «Переправа», название южной реки подземного царства, аналогичной греческому Стиксу.
ВАЙШАМПАЯНА — сын, потомок Вишампы («защитник народа»), имя старого ведического учителя, ученика Виасы; от его имени ведётся повествование Махабхараты; ремарками «Вайшампаяна сказал» отмечены те части текста, которые являются прямым повествованием Вайшампаяны; части с ремаркой о том, что повествует кто-либо иной (Маркандея, Брихадашва), относятся к «обрамленным» повестям поэмы; это вставки в основное повествование, рассказываемое царю Джанамеджае из рода Бхаратов.
ВАЙШРАВАНА — сын, потомок Вишравана — Кубера (Кувера), владыка сокровищ.
ВАКА (БАКА) — имя ракшаса, брата Хидимбы, об убийстве которого повествуется в МБх-е (1, 143).
ВАКРА — «Кривой», имя ракшаса; так называется планета, находящаяся в попятном движении, в частности Марс, Сатурн.
ВАЛЬМИКИ — (от вальмика — муравейник) имя сына Гаруды; имя риши, которому приписывается создание Рамаяны.
ВАМАДЭВА — «Благой бог», имя одного риши.
ВАМАНА — «Карлик», имя одного из слонов, поддерживающих землю (южного); имя одного нага; имя одного из сыновей Гаруды.
ВАНА — «Подкоп» или «Бор», имя одного ракшаса.
ВАНГА — имя народа и его страны (бенгальцы); «древесный хлопок».
ВАРАНАВАТА — «Удерживающий», «Запрещенный», название города, находящегося в трёх днях пути от Хастинапуры на берегу Ганги.
ВАРУНА — имя ведического божества (греческий Уран); старший сын Адити (Безгранности), олицетворение звездного неба, с его непреложно закономерным движением. В послеведические времена Варуна утратил свое первенствующее значение и превратился в повелителя вод, став «собственным отражением» (небо отражается в воде).
ВАРУТХИНИ — «Несущая щит», «войско», имя одной апсары.
ВАРШНЕЯ — относящийся к Вришни; родовое имя Кришны.
ВАСАВА — происходящий от Васу; родовое имя Индры (Васу — «благой», эпитет многих богов).
ВАСАНТА — «время года, приносящее свет» весна, персонификация её.
ВАСИШТХА — «Лучший, богатейший», имя выдающегося риши.
ВАСУДЭВА — «тот, чей бог Васу», поклонник Васу; имя царя из рода Вришни, отца Кришны, родовое имя Кришны.
ВАСУКИ — (васу — благой, хороший) имя нага.
ВАСУМАНАС — «Обладающий имуществом», богатый; имя одного царя.
ВАСУШЕНА — «Богатое войско», другое имя Карны.
ВАХЛИКА (ВАХНИКА) — «Жертвователь», 1) брат Шантану, отца Бхишмы; 2) название страны.
ВАЮ — ветер, как явление природы и как персонификация, божество ветра; отец Бхимасены, второго из братьев Пандавов.
ВЕДА — веденье; в единственном числе с добавлением Риг-, Сама-, Яджур-, Атхарва- название четырех книг, сборников ритуальных гимнов с их «дополнениями». Во множественном — название или трёх, или четырёх названных книг. Обычно первой и главной, наиболее авторитетной Ведой считается Ригведа, но иногда и какая-либо другая Веда, например, Самаведа. Разные разряды жрецов исполняли в зависимости от их роли в обряде жертвоприношения гимны одной из Вед. Хотя все 4 Веды считались откровением Брамы и пользовались безусловным авторитетом, между ними отмечается антагонизм, выражающий противоречие разного ранга жрецов. Так, запрещалось одновременно исполнять гимны Ригведы и читать заклинания Яджурведы, считавшиеся нечистыми. Каждая из Вед имела свои «Дополнения» (анга, шакха). Дополнения, касавшиеся разъяснения обрядов назывались Браманами; существуют дополнения, излагающие разные науки, например, науку управления, военную науку; изучение этих дополнений вменялось в обязанность кшатриям. Но самым важным дополнением являлись философские трактаты Араньяки, наставления отшельникам, пребывающим в лесу и непосредственно связанные с Араньяками Упанишады, где излагается философия индийцев, основная тема которой учение об Абсолюте, как безусловном Бытии (Брахмо) и абсолютном Субъекте (Атман).
ВИБХИШАНА — «Пугающий», «ужасный», имя благочестивого ракшаса, брата Кубера и Раваны, которому Рама поручил управление Ланкой после гибели Раваны.
ВИВАСВАНТ — «светоносный»; утреннее Солнце (ср. Гар-эм-хути египтян), один из Адитьев, отец Ямы-Дхармы; позднее Солнце вообще.
ВИВИНШАТИ — «Двадцатая часть» (виншати — двадцать), имя одного из 100 сыновей Дхритараштры (ср. латинсткое «секст», тюркское алты — «шестой», как мужское имя).
ВИДЕХА — «Бестелесный», название народа и страны. Царь Видехи, Джанака, был отцом Ситы. Столица страны называлась Митхила, почему Сита называется иногда митхилийкой, иногда — видехийкой.
ВИДЕХИЙКА — см. Видеха, Сита.
ВИДУЛА — женское имя.
ВИДЬЮТАПРАБХА — зарница, молния; буквальный перевод слова: «возникновение блеска» (см. также прим. к V, 110, 21 и введение к «Путешествию Бхагавана»), «блисковица». Эти блисковицы назывались апсарами, возникшими из воды, водяницами (см. Апсара).
ВИКАРНА — «Изменение», мужское имя.
ВИНА — струнный музыкальный инструмент, род лютни.
ВИНАТА — «Муравей» (ж. р.), имя матери Гаруды и Аруны, дочери Дакши и супруги Кашьяпы; почему Гаруда часто называется Вайнатея.
ВИРАТА — «Прекращение», «конец», мужское имя; царь матсьев.
ВИРУПАКШАНА — «Имеющий изуродованный глаз», имя одного ракшаса.
ВИЧИТРАВИРЬЯ — «Разнообразный отвагой», имя сына Шантану от Сатьявати. С женой Вичитравирьи риши Виаса родил Дхритараштру, Панду, Видуру.
ВИШВАВАСУ — «Всеблагой», имя одного гандхарва.
ВИШВАДЭВА — «все боги», особый класс богов; эпитет некоторых богов: Индры, Брихаспати и др.
ВИШВАКАРМАН — «Всетворящий», имя творца мира; подобно Праджапати, этот образ мало персонифицирован; архитектор богов.
ВИШВАМИТРА — «Друг всех», имя знаменитого риши, часто называемого вместе с Джамадагни.
ВИШИШТХА — «Отличный, отменный», имя одного риши.
ВИШНУ — имя божества, маловыдающегося в Ведах, но в послеведическое время достигшего значения верховного божества; второе лицо браманической троицы; олицетворение Солнца. Поклонение Вишну отличалось роскошью культа и было распространено преимущественно среди кшатриев, тогда как аскетический шиваизм был религией бедных классов, Вишну неоднократно воплощался; в начале насчитывалось 9 его воплощений, из которых предпоследнее Рама, а последнее Кришна; 10-е, грядущее воплощение должно произойти в конце мирового периода. Основная часть МБхы — вишнуитская; шиваизм был внесен в поэму позже, при браманической её обработке и многие шиваитские части легко выделяются из целого. Более того, в поэме можно видеть следы большой борьбы вишнуизма и шиваизма наряду с явными признаками борьбы классов: кшатриев и браминов. Так, битва Рамы, как представителя касты кшатриев с Парашурамой, как представителем касты браминов, весьма показательна. Сторона пандавов, находящаяся под защитой Кришны, воплощения Вишну, явно вишнуитская. Очень знаменательно, что кауравы лишь тогда наносят тягчайший удар пандавам, когда сын Дроны, то есть брамин, Ашваттаман, получает помощь от Шивы и его войска оборотней. Браманизм (индуизм) с его стремлением объединить различные религиозные течения Индии, позже провозгласил тождество Вишну и Шивы и включил оба соперничающие божества в браманическую троицу: Брама–Вишну–Шива, но полностью замазать антагонизм культов не удалось. В вишнуизм входит ряд культов под видом культов разных воплощений Вишну: Рамы, Кришны, Бхагавана и пр. Вишну покоится в водах Вечности на змие Ананта (Шеша) до конца миропроявления.
ВИШНУПАДА — «шаг Вишну». Основная ведическая легенда о Вишну гласит, что Вишну явился данаву Бали, овладевшему тремя мирами, и просил его дать ему столько пространства, сколько он сможет отмерить тремя шагами. После согласия Бали, Вишну из карлика превратился в великана и прошел тремя шагами мир. Легенда обоснована на «трёх шагах Солнца» с востока, через зенит, на запад. Поэтому зенит называется Вишнупада.
ВИШУНДА — имя одного нага; «шунда» — жидкость, вытекающая у слонов во время течки из виска; опьяняющий напиток.
ВРИКАСТХАЛА — «Волчье место», название деревни.
ВРИКОДАРА — «Волчье брюхо», «пасть», прозвище Бхимы.
ВРИТРА — «Враг», имя злого духа (затмения, тучи), убитого и растерзанного Индрой, отчего Индра носит эпитет «Убийца Вритры».
ВРИШНИ — «мужественный», «овен», имя племени, к которому принадлежал Кришна; часто оно упоминается вместе с андхаками.
Г
ГАВАЯ — «Бык», имя одного «лесного человека».
ГАДА — «Яд», имя младшего сводного брата Кришны.
ГАДЖА — «Слон», имя одного «лесного человека».
ГАДХИ — «Певец», имя царя города Каньякубаджи, отца Вишвамитры.
ГАЛАВА — название разновидности черного (эбенового) дерева; имя брамина, ученика Вишвамитры.
ГАНГА — название