Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск III. Горец

священной реки Индии; воды Ганги очищают от грехов; это — дочь Химавата (Гималая) и мать Бхишмы, жена Шантану; Ганга была низведена с неба при помощи Шивы и близка его культу.

ГАНДИВА — оружие (лук) богов, сделанный из дерева ганди, откуда и название. Он переходил от одного бога к другому; Гандива — символ молнии, громового удара. Арджуна получил его от своего отца, Индры, как об этом повествует «Восхождение на небо Индры».

ГАНДХАМАНДАНА — «Пьянящий ароматом», «благовонный», название горы, известной своими ароматными лесами; название самих лесов.

ГАНДХАРА — «Благоуханный», название страны и её царя; Гандхари — дочь царя Гандхара; особенно часто так называется жена Дхритараштры, мать Дурйодханы.

ГАНДХАРВА — небесный музыкант; в Ведах обычно говорится об одном таком музыканте, но Эпос знает их множество; обычно говорится, что они живут на небе или в поднебесье, но иногда упоминается, что гандхарвы живут и в воде, таким образом они особенно связаны с Сомой-Месяцем, как их покровителем, который и сам изредка называется гандхарвой; гандхарвы — мужья апсар, водяниц и отцы лечебных корней, их знатоки.

ГАНЕША — «Владыка сонма», слоновоголовый бог мудрости, сын Шивы; в Индии воззванием к нему принято начинать книги; в МБхе III, 39, 80 Ганешей назван сам Шива.

ГАРИ — см. Хари.

ГАРУДА — имя легендарной птицы, сына Кашьяпы от жены Винаты, почему Гаруда так часто называется Вайнатея; Гаруда есть одно из олицетворений Огня и Солнца. Только родясь, он сиянием своих лучей приводит в трепет богов. Аруна (утренняя заря) — младший брат Гаруды, возничий колесницы Солнца. Вероятно имя происходит от глагола «гар» — глотать, что выражает поглощающую силу огня. Гаруда исконный враг змей (нагов), ведущих свой род также от Кашьяпы; существует особая легенда для объяснения этой вражды; змея один из символов не только огня, но и воды, так что в легенде отразилась борьба стихий. Но Гаруда тесно связан с Вишну, это его «колесница» (вахана), Вишну летает на этой птице, а змея есть один из важнейших атрибутов Шивы, так что во вражде Гаруды и нагов отразилась также и вражда культов Вишну и Шивы, имеющая не только социальные, но и национальные корни, ибо Шива несомненно есть исконное божество дравидов (ср. также борьбу «крылатого Солнца» Гар-эм-хути и змия Апопи-Сета в египетской религии).

ГАРУТМАН — см. Гаруда.

ГАУРИ — «Корова», «земля»; дочь Химавата Ума, жена Шивы.

ГИРИША — «владыка горы», эпитет Шивы.

ГОВАРДХАНА — «Взращивающий коров», название горы возле Матхуры. Когда Индра навел страшный ливень, желая утопить коров Кришны, Кришна поднял гору Говардхану и держал её как крышу над своим стадом в течении семи дней (Харивамса, Прем Сагар).

ГОВИКША — «Надсмотрщик коров», имя одного вождя «лесных людей».

ГОВИНДА — «получающий коров», эпитет некоторых богов, особенно Вишну-Кришны, о котором рассказывается, что он был пастухом. Эта легенда свидетельствует, что в личности Кришны произошло слияние нескольких мифологических и исторических течений: Вишну, как солнечный бог, слился в Кришне с Бхагаваном, пастушьим богом, а Кришна, один из царей народа вришни, отождествился с мудрецом Кришной, учеником Гхоры Ангирасы, о котором говорится в Чхандогья упанишаде. Подобный же процесс наблюдался и в культе Шивы.

ГОВРАТА — «давший обет коровы», то есть аскет, давший обет следовать в умеренности своих потребностей образу жизни коровы.

ГОДАВАРИ — «Ссужающий коров», название реки в Дакшинапатхе.

ГОМАТИ — «Коровья», название реки, притока Инда, а также одного из притоков Ганги, о котором упоминается в III кн. МБхы.

ГОМУКХА — «коровья морда», «крокодил»; название особого музыкального инструмента; сын Матали, возничего Индры.

ГОПАЛИ — «Пастушка», имя одной апсары.

ГРХИТАЧИ — (грхита — жертвенное масло), имя одной апсары.

ГУНАКЕШИ — «та, чьи волосы убраны в пряди», имя дочери Матали, возничего Индры.

ГУРУ — «тяжелый», важный, почтенный, духовный учитель; родитель (особенно с двойственном числе).

ГУХЬЯКА — «потаённый, пещерный», название класса богов, входящих в свиту Куверы, владыки сокровищ, хранителей его кладов. Название происходит от того, что эти духи прячутся в пещеры (пещерик, пещур).

ГХАТОТКАЧА — (гхата — горшок, уткача — торчащие волосы), имя ракшаса, сына ракшаски Хидимбы и Бхимасены; Гхатоткача был убит Карной (эпизод о Хидимбе, см. кн. I МБхы).

Д

ДАДХИМУКХА — (дадхи — простокваша, мукха — лицо, голова) имя нага; имя «лесного человека», шурина Сугривы.

ДАЙТЬЯ — сын Дити (Ограниченности), асур, враг суров (богов).

ДАКША — «Деятельный, способный, духовная сила, воля». Как персонификация отождествляется с Праджапати; индивидуальность Дакши, как и Праджапати очерчена слабо: то он один из сыновей Брамы, то один из 10 Праджапати; его сыны очерчены ещё слабей, но зато его дочери получают более выдающуюся роль, как жены разных богов: Кашьяпы, Дхармы и др. Самая выдающаяся из дочерей Дакши — Парвати–Дурга–Сати–Ума–Шакти считающаяся также дочерью Химавата). Эти имена выражают различные смыслы символа; Парвати — супруга Шивы. Дакша не позвал Шиву на жертвоприношение, не выделил ему части, за что разгневанный Шива нарушил обряд; Дакша, в свою очередь, расторг брак дочери с Шивой и та добровольно сожгла себя, чтобы в следующем воплощении встретиться с мужем; этой легендой оправдывался обычай самосожжения вдов, которые, по имени жены Шивы, назывались «сати».

ДАКШИНА — правый, праведный, южный; дойная корова, обычный дар жрецу-брамину за совершение ритуала; вообще дар жрецу.

ДАМАЯНТИ — «Укротительница», жена Наля (см. вып. I).

ДАМБОДБХАВА — «Насильник», имя царя.

ДАНАВА — злой дух, согласно позднейшим представлениям данавы — враги богов, они дети Кашьяпы от Дану, откуда и название (по роду матери); часто Эпос объединяет данавов и дайтьев в их общей вражде к богам.

ДАНАПАТИ — «Владыка (жертвенных) даров», «Щедрый», мужское имя.

ДАНДАЧАУРИ — (данда — наказание, чаура — разбойник) имя апсары; в этом имени сказывается отрицательное отношение Вед к апсарам.

ДАНДИКА — «Палка», «древесный», название страны, во времена Рамы сплошь покрытой лесом. (Лесистая).

ДАНДИМУКХА — «Главный жезлоносец» или «глава (ходящих) с посохом», то есть нищенствующих аскетов; имя одного «лесного человека».

ДАНУ — имя жены Кашьяпы, матери данавов.

ДАРАДА — название народа, жившего в верховьях Инда.

ДАРДУРА — «Лягушка», «облако»; название горного хребта в Малабаре; здесь — родина сандалового дерева.

ДАРУКА — «Даритель», «даятель»; сын Сатьяки, возничий Кришны.

ДАШАГРИВА — «Десятиголовый» или «с десятью шеями», Равана.

ДАШАРАТХА — «имеющий 10 колесниц», имя разных князей, из которых славнейший — отец Рамы из рода Икшваку, правитель Айодхьи.

ДАШАРХА — название одного рода, к которому принадлежал Кришна, отчего это слово употребляется как эпитет.

ДВАЙПАЯНА — (двипа — остров) «островитянин», эпитет риши Вьясы; эпитет Кришны-Двайпаяны, автора Упанишады (см. МБха, I, 1 и Чхандогья уп.).

ДВАПАРА — сторона игральной кости с двумя очками; название 3го мирового периода (юги) с длительностью в 2000 + по 200 лет «утренних и вечерних сумерок», всего 2400.

ДВИВИДА — «Двувидный», имя лесного человека, сына Ашвинов и союзника Рамы.

ДЖАЙТРА — «Победный», название колесницы Индры.

ДЖАМАДАГНИ — отец Парашурамы (см. Рама); значение слова не ясно; схолиаст объясняет «горящий», «пылающий»; Джамадагни — известный риши, часто упоминаемый вместе с Вишвамитрой; он противник Васиштхы.

ДЖАМБАВАН — (джамбу — особое плодовое дерево из вида эугениа); название особо ценимого золота, добываемого из реки Джамбу; имя царя медведей, союзника Рамы; он — отец Джамбавати, одной из жен Кришны. Этот момент свидетельствует о том, что под «медведями», как и под «обезьянами» вернее понимать не зверей, а племена, имеющие тотемом соответственного зверя.

ДЖАМБУ — название плодоносного дерева и реки с золотоносным дном; золото этой реки особенно ценилось в Индии, подобно тому, как в Малой Азии ценилось золото офирское.

ДЖАМБХА — «Укус», «клык», «пожиратель», имя ракшаса, побежденного Кришной, а также разных других ракшасов.

ДЖАНАКА — «Родитель», имя царя Видехи (Митхилы); отец Ситы.

ДЖАНАМЕДЖАЯ — «приводящий людей в трепет», сын Парикшита, царя Хастинапуры (Ср. МБха 1, 3).

ДЖАНАРДАНА — «угнетатель людей», «побуждающий людей», эпитет Кришны.

ДЖАРАСАНДХА — имя царя Магадхы и Чеди; Да — тесть Камсы, противник Кришны; был убит Бхимой. По легенде он родился несрощенный, двумя половинами, которые были соединены (самдхита) ракшаской Дарой, откуда и его имя.

ДЖАРАТКАРУ — «Старый певец», имя одного риши.

ДЖАТАЮ — «косматый», легендарный коршун, сын Аруны, брата Гаруды; Джатаю — брат Сампати.

ДЖАХНАВА — имя по отцу Ганги, приёмной дочери Джахну.

ДЖАЯДА — «дающий победу», имя одного народа.

ДЖАЯДРАТХА — «Победная колесница», имя царя Синдху и Саувиры, сторонника кауравов.

ДЖИВАПУТРИ — «дочь Дживы» («живой») — Притха, мать Пандавов.

ДЖИМУТИ — «Грозовая туча», гора; имя одного ракшаса.

ДЖИШНУ — «победитель», эпитет Индры, Вишну, Кришны, Арджуны.

ДЖЙОТИСНАКАЛИ — «Лунная ночь», имя дочери Месяца, супруги Пушкары, сыны Варуны.

ДИВОДАСА — «Слуга неба», мужское имя.

ДИЛИПА — предок Рамы, сын Анушманта (Лучезарного), то есть Солнца.

ДИТИ — «Ограниченность», мало персонифицированное ведическое божество, дочь Дакши и мать дайтьев, врагов сыновей Адити (Безгранность), адитьев.

ДРАВИДА — название народа, уроженца Индии, жившего на восточной стороне Деканского полуострова; дравиды — негроиды; покоренные арийцами, вошли в систему их каст, как шудры (каста слуг); считалось, что это кшатрии, деградировавшие до состояния слуг (покоренные воины); различалось 5 племен дравидов.

ДРАУПАДИ — дочь Друпады Кришни (Кришнаа), общая жена братьев Пандавов.

ДРОНА — «Кадушка», брамин, наставник Пандавов и Дурйодханы в военном деле. Его отец, Брихадваджа, увидев апсару, потерял семя, пролившееся в кадушку, где и родился мальчик, названный Дрона, Кадушка. Хотя и брамин, Дрона был воином и учителем военного дела, он предводительствовал вместе с Бхишмой войском кауравов в великой битве.

ДРУПАДА — «Деревянная колонна», «столб»; царь Панчалы, отец Кришни (Кришнаа), жены Пандавов и витязя Дхриштадьюмны, сторонника Пандавов.

ДУДНДУБХИ — «Флейта», имя одной апсары.

ДУРВАЗА — «Дурно одетый», эпитет Шивы; имя одного брамина.

ДУРГА — «Труднодостижимая», супруга Шивы — Парвати, Ума, Сати, Шакти.

ДУРГАВИДЖА — «Трудноодолимый», имя ракшаса.

ДУРЙОДХАНА — «Трудноодолимый» или «дурносражающийся» — старший сын Дхритараштры от Гандхари; зачинщик братоубийственной войны кауравов с пандавами. Его часто, искажая имя, называют Суйодхана.

ДУХШАСАНА — «Трудноукротимый», один из 100 сыновей Дхритараштры.

ДУХШВАНТА — в V, 116, 15 вместо правильного Душьянта или духшанта. «Плохосуществующий», имя царя, отца Бхараты.

ДУШАНА — «Погибельный», ракшас, один из военначальников Раваны.

ДХАНАНДЖАЯ — «победоносный» или «добывающий богатства», эпитет Арджуны; эпитет одного нага (V, 102, 9).

ДХАНЕШВАРА — «владыка сокровищ», эпитет Куверы.

ДХАРМА — «держава», основной закон, долг, этические устои рода, касты и пр., правда (ср. «Русская Правда» как сборник законов). Олицетворение понятия Дхарма — Яма, первенец из умерших, загробный судья и владыка (ср. Озирис), отец старшего из Пандавов, Юдхиштхиры. В ведические времена понятие Дхарма олицетворялось Варуной.

ДХАРМАРАДЖА — «праведный царь», эпитет Юдхиштхиры, старшего из Пандавов.

ДХАТАР — «Основоположник», «управитель», мало персонифицированное божество наряду с Тваштаром (Творец), Праджапати (Владыка существ) и др.

ДХАУМЬЯ — (дхума — дым «сын Дыма», имя одного риши (намёк на дым жертвенного костра).

ДХВАДЖАВАТИ — «Знаменная», «ознаменованная», имя мало очерченной легендарной женщины (см. также введение).

ДХЕНУКА — «коровий», злой дух в виде осла, убитый Кришной (Рамой).

ДХРИТАРАШТРА — «тот, чьё царство держится крепко», 1) слепой царь кауравов,

Скачать:TXTPDF

. Выпуск III. Горец Махабхарата читать, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать онлайн