Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск III. Горец

брат Панду, муж Гандхари, отец Дурйодханы (Суйодханы) и многих других сыновей; 2) один из нагов.

ДХРИТИ — «Стойкость», «крепость» как персонификация — жена Брамы.

ДХРИШТАДЬЮМНА — (дхришта — радостный, зримый дерзостный; дьюмна — огонь) брат Кришни, сын Друпады, сторонник Пандавов, убитый Ашваттаманом, сыном Дроны.

ДХРИШТАКЕТУ — «Зримое сияние», имя разных радж, в частности митхилийцев из города Видехи; сторонник Пандавов.

ДХУМРАКША — «Стерегущий дым (жертвы)», имя ракшаса.

ДХЬЯНА — состояние йогического сосредоточия, ступень, предшествующая состоянию экстаза, самадхи.

ДЭВА — бог, див. Дэви — богиня, царица, первая жена раджи.

ДЭВАЙАНИ — «Стремящийся к богу» или «дорога богов», имя матери царя Яду.

ДЭВАПИ — «Друг божий», имя одного риши; по более поздним сказаниям это царь, отказавшийся от мира и предавшийся отшельничеству (V, 148, 15).

И

ИКШВАКУ — «Огурец», имя различных царей, в частности сына Ману Вивасвата, первого царя Айодхьи (солнечная династия). Это имя он, по-видимому, получил за многочисленность своего потомства. Его также называли Харьяашва, что буквально переводится «Буланый конь» или «буланоконный»; в предлагаемом переводе имя несколько упрощенно передано через «Лошадник», Икшваку связан с Сомой.

ИНДРА — «Владыка», главный бог индийского пантеона в период Эпоса. Тип громовержца. У него есть много эпитетов, из которых важнейшие: Тысячеокий, Васава, (то есть потомок Васу), Шакра, супруг Шачи, убийца Балы, Вритры, владыка тридцати богов и пр.

ИНДРАДЖИТ — «Победитель Индры», сын Раваны.

ИНДРАКИЛАСА — «Палица Индры», название горы.

ИНДРАНИ — женская ипостась Индры, его Шакти, сила, его жена.

ИНДРИЯНИ — см. Индрани.

ИША — «владыка», эпитет богов, особенно Шивы.

ИШАНА — «властитель», один из древнейших эпитетов Рудры-Шивы — солнце, как одна из 8 форм Индры. В III, 41, 43 утверждается тождество Арджуны и Шивы, подобно тому, как во многих местах МБхы утверждается тождество Арджуны и Вишну-Нараяны; указанное место следует рассматривать, как более позднюю браминскую редакцию.

ИШВАРА — «владыка», эпитет многих богов.

Й

ЙОГА — «напряжение», «натяжение», средство, дело, связь, единение. Слово имеет очень много смысловых оттенков и в философии оно стало техническим термином для выражения идеи работы над собой, самообладания. В зависимости от метода работы различают «йогу знания» (джнана-йога), «йогу действия» (карма-йога), «йогу обладания» (раджа-йога) и пр. В философских трактатах МБхы, особенно в Бхагавадгите, слово «йога» чаще всего употребляется в смысле «единение» (подразумевается с Атманом, высшим Я).

ЙОДЖАНА — мера длины; расстояние, которое можно проехать за один перегон. Бетлинг считает, что йоджана равна 2,5 англ. милям, другие же авторы определяют это расстояние в 2 морских мили.

К

КАБАНДХА — «бочка, пузырчатый сосуд» образно о желудке, о тучах, особенно поглощающих лучи солнца на горизонте; прозвище одного данава (иногда его называют ракшасом), сына Шри (богини красоты), которому Индра за гордость вогнал голову и ноги в туловище, так что остались лишь огромные руки и рот. Кабандху убили Рама и Лакшмана и таким образом освободили от проклятья. Возможно, что при создании образа прототипом послужил кальмар, которого прибрежные жители должны были знать.

КАЙКЕЙА — дочь Кекайи, царя народа того же имени.

КАЙЛАСА — гора в Эллоре (по современному делению); она в древности считалась местопребыванием Рудры-Шивы и Куверы, владыки сокровищ; гора славится своими подземными храмами, относимыми к середине I тысячелетия н. э.

КАЙЛАСАКА — имя одного нага.

КАЙРАТА — «горец», эпитет Шивы; название одного горного племени, отличающегося тщедушным сложением.

КАЙТАБХА — «Червеобразный», имя одного асура, убитого Вишну.

КАЙШАЛЬЯ — (и Каусалья) 1) название народа, населявшего страну Кошала; имя царя этого народа; 2) имя дочери этого царя; жены Пуру и матери Джанамеджаи; 3) имя жены Дашаратхи, матери Рамы.

КАКАКШИ — «Вороноглазый», имя одного данава.

КАКУШТХА — «стоящий на вершине, на макушке», имя племянника Икшваку, сына Шашады. Какуштха стоял на макушке Индры, превратившегося в быка во время битвы богов с асурами.

КАЛА — «время», эпитет Шивы, реже Вишну (ср. Бхагавадгита XI, 32); смерть, символ смерти и разрушения.

КАЛАКАНДЖА — «Темно-синерукий», имя одного данава.

КАЛИНГА — название племени и населяемой им страны.

КАЛЬЯ — «соответствующий времени, находящийся в определенном периоде времени», рассвет; мужское имя.

КАМА — вожделение, страсть, похоть; персонификация этих понятий.

КАМБАЛА — «Шерстяной платок», одежда; род оленей; имя одного нага.

КАМБОДЖА — название народа и населяемой им страны.

КАМСА — «Кубок», имя царя Матхуры, сына Уграсены, брата Дэваки, матери Кришны; ему было предсказано, что его убьет племянник, почему он старался уничтожить всех сыновей Дэваки; Кришна избег опасности и, окрепнув, убил Камсу.

КАМЬЯКА — «желанный, привлекательный», название леса, где скрывались Пандавы во время изгнания.

КАНВА — «Глухой», имя одного прославленного риши.

КАНДАРПА — бог любви.

КАНЬЯКУБДЖА — «Хромая девушка», название города.

КАПАРДИН — «тот, чьи волосы на голове завиты в форме раковины» (капарда) или «носящий череп», эпитет Рудры-Шивы и название шиваитской секты аскетов.

КАПИЛА — «Рыжий (как обезьяна)», огонь, благовонное курение, имя древнего мудреца, отождествляемого с Вишну и считающегося основателем философской школы Санкхья.

КАРА — имя одного ракшаса.

КАРКОТАКА — «Рак» (как животное и как знак зодиака), имя одного нага, царя змей (ср. Наль, XIV).

КАРНА — «ухо», первенец Кунти, зачатый от бога Солнца, Сурьи; покинутый матерью, Карна был усыновлен возничим Адхиратхой и его женой Радхой, почему его часто называют «Радхея», а также «сын возничего».

КАРТАВИРЬЯ — «совершенная отвага», эпитет одного царя Хайхайи, убитого Парашурамой.

КАУНТЕЯ — потомок, сын Кунти, так по роду матери назывались её сыновья, три старших Пандава: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна (двое последних — Накула и Сахадэва были сыновьями Мадри).

КАУСТУБХА — название жемчужины, вышедшей при пахтанье океана; Вишну носит её, как украшение на груди.

КАУШИКА — см. Кушика.

КАШИ — см. Кеши.

КАШЬЯПА — «чернозубый», «черепаха», божество, близкое к Праджапати; во мн. ч. название гениев, осуществляющих движение Солнца (ср. египетский Хепра).

КЕКАЙЦЫ — название племени, имя его вождя; дочь одного князя из этого рода была женой Дашаратхи и матерью Бхараты, сводного брата Рамы.

КЕШАВА — «кудрявый», «лучистый», эпитет Кришны (лучи солнца уподобляются волосам).

КЕШИ (Каши) — «кулак», «солнце», название народа и его города, ныне Бенареса.

КИМНАРА — «человекообразный», согласно определения Браман — худшая сторона в человеке; возможно так назывался вид обезьян; постепенно слово приобрело значение «оборотень». Кимнары — мифические существа в свите Куверы.

КИМПУРУША — см. Кимнара.

КИМШУКА — «подобное попугаю», название дерева с мотыльковыми красными цветами.

КИРАТА — горец, название горного народа (см. Кайрата).

КИШКИНДХА — «Губительный», название горы и пещеры в ней, жилища царя «лесных людей» Бали.

КИЧАКА — бамбук, название племени народа кекайцев; имя одного ракшаса.

КОСАЛА — название народа, см. Каушалья.

КРИПА — «Сострадание», мужское имя; Крипа — сторонник Куру; женское имя (через долгое а) жена Дроны, отца Ашваттамана; Шантану, отец Бхишмы дал ей это имя, так как оказал ей сострадание.

КРИТА — «завершенный», название стороны игральной кости с 4 очками; название периода (юги) «совершенного, золотого века», длившегося 4000 лет + 400 лет «утренних и вечерних сумерок», всего в этом периоде 4800 лет Брамы или 1 728 000 человеческих лет, согласно позднейшим представлениям; древнее исчисление просто в земных годах (см. Юга).

КРИТАВАРТМАН — «Совершенная броня», имя разных раджей, в частности сына Хридики (Сердечный), отчего он по отцу называется Хардика.

КРИШНА — «Черный», имя чтимого витязя, царя, союзника Пандавов; Кришна — сын Васудэвы от его жены Дэваки, так что его родовое имя Васудэва или Ядава (по предку Яду). Его дядя, Камса, получив предсказание, что его убьёт племянник, искал убить Кришну ещё младенцем, но мальчика скрыли у пастуха Нанды, который выдавал его за своего сына; юность свою Кришна провел пастухом; по древнейшим сказаниям Кришна обожествленный витязь и учитель. Чхандогья упанишада знает Кришну, сына Дэваки, как учителя мудрости. МБха отождествляет Кришну с Вишну, рассматривая Кришну как воплощение Вишну (9е); Кришнаотец Прадьюмны, бога любви; двойственным числом Кришнау обозначаются Кришна и Арджуна, которых Махабхарата также отождествляет.

КРИШНИ (КРИШНАА) — условная транскрипция принята для устранения путаницы в тексте. «Черная» — дочь царя Друпады, отчего часто называется по отцу Драупади; общая жена братьев Пандавов.

КРОДХАВАША — «Обуянный гневом», имя разных злых духов.

КУВЕРА — (или Кубера) имя владыки подземных духов и сокровищ, хранитель севера, сын Вишравы, отчего часто называется по отцу Вайшравана; он изображается с тремя зубами и тремя ногами, а поэтому его имя объясняется как «урод». Кувера — покровитель касты вайшьев, купцов.

КУМАРА — «юноша», «сын», «княжич», эпитет Сканды, бога войны, сына Агни. Тексты говорят о «четырех Кумарах», хранителях сторон света.

КУМБХАЙОНИ — «происходящий из лона урны», м. р. — эпитет Дроны; ж. р. — имя одной апсары.

КУМБХАКАРНА — «Вислоухий» (букв. «тот, у кого уши подобны кружке»), имя ракшаса, брата Раваны.

КУМУДА — «дающий радость», название одного вида съедобной водяной лилии, серебро, мужское имя.

КУНТАЛА — «Волосок» (головы); плуг, ячмень, имя одного народа и его царя.

КУНТИ — м. р. — имя народа, его царя, также именуемого Кунтибходжа; ж. р. — эпитет Притхи, матери трёх старших Пандавов, приёмной дочери Кунтибходжи. До замужества она зачала Карну от бога Солнца, о чем рассказано в «Путешествии Бхагавана»; после замужества, по воле своего мужа, находившегося под проклятием брамина и боявшегося поэтому сближения с женой, Кунти зачала Юдхиштхиру от бога Дхармы, Бхимасену от бога Ветра, Арджуну от Индры.

КУНТИБХОДЖА — см. Кунти.

КАУРАВА — название народа, происходящего от Сомы (Луны); имя царя пятого поколения от Сомы — Нахуша; у его сына, Яяти, было 2 сына: Яду, от которого пошел род ядавов (к этому роду принадлежал Кришна) и Пуру, давший начало роду кауравов; кауравы, варша и панчала — родственные племена. Оба брата, Дхритараштра и Панду, — кауравы, но обычно под кауравами Эпос разумеет потомков Дхритараштры и их сторонников, а под бхаратами — пандавов и их сторонников.

КУХАРА — имя змия из рода Кродхаваши.

КУША — название травы из вида осоки, употреблявшейся для подстилки при различных ритуалах.

КУШИКА — имя отца Вишвамитры (иногда его считают и дедом Вишвамитры) и Гадхина, который часто отождествляется с Индрой.

КХАНДАВА (КХАНДА) — название леса, где одно время скрывались Пандавы; в III, 39, 46 намекается эпизод (последний) из I книги МБхы: «Сказание о сожжении леса Кханды». Само слово означает «сахарное печенье, сахарный тросник». Лес Кханда был посвящен Индре; он находился возле Курукшетры, поля, где произошла великая битва; Агни сжег этот лес по настоянию Арджуны.

КХАНДАВАПРАСТХА — «пребывающий в Кхандаве», имя города, основанного Пандавами в лесу Кхандаве.

КХАРА — «жесткий», «осел»; название разных птиц с резкими голосами; имя разных злых духов, в частности ракшаса, убитого Рамой, младшего брата Раваны.

КШАТТА — так назывались дети, родившиеся от брака: муж — кшатрий, жена — шудра; такие дети не пользовались правами кшатриев и составляли особую касту; обычно они были возничими или прислуживали на пирах кшатриев (князей). Видура, родившийся от матери-шудры, был кшатта и нередко это название употребляется, как его эпитет. В таких случаях в переводе слово пишется с большой буквы.

Л

ЛАКШМАНА — «имеющий (счастливый) знак», цапля сибирская. (Лакшми — богиня счастья),

Скачать:TXTPDF

. Выпуск III. Горец Махабхарата читать, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск III. Горец Махабхарата читать онлайн