священная из Вед, сборник гимнов (рич), возникший в середине II тысячелетия до н. э. (см. Веда).
РИЧАКА — имя отца Джамадагни, деда Парашурамы; название страны.
РИШАБХА — телец, бык; как эпитет для выражения идеи: «вождь, глава, лучший».
РИШИ — «пророк», «слагатель гимнов» — Времена ришей — «золотой век». Позже риши становятся сверхземными существами, не подверженными земным законам; они по желанию пребывают в небе, на земле, в подземном царстве, поучают богов и людей, могут появляться и исчезать как духи. Риши делятся на 3 класса: 1) дэва-риши, учители богов, 2) брахма-риши, риши-брамины и 3) раджа-риши, риши-кшатрии, мудрые и праведные цари. Особенно выделяются «7 риши» — звезды Б. Медведицы. В Эпосе чаще других фигурируют Нарада, Канва, Бригу, Парашурама-Джамадагнья, Парвата.
РИШЬЯМУКХА — «Глава риши», название горы в Южной Индии.
РОХИНИ — «Возрастающий», название различных растений, женское имя.
РОЧАНАМУКХА — «Светлоликий», имя одного дайтья.
РУДРА — «ревущий», древний дравидский бог, по-видимому, бог стад, впоследствии отождествленный с богами грозы, Марутами и с Шивой.
РУДРАНИ — женская ипостась Рудры.
С
САВАРНА — «Одноцветный», «одной касты»; как отчество — имя одного Ману или риши.
САВИТАР — «Спаситель», одно из олицетворений Солнца.
САДХЬЯ — «Подчиняющий», покоряющий, упорядочивающий, выводящий на путь; название известных богов (во мн. ч.); имя одного риши (в ед. ч.)
САМАВЕДА — название второй Веды, сборника гимнов, несколько менее авторитетного, нежели Ригведа (см. Веда).
САМАДХИ — экстатическое состояние, достигаемое путем концентрации, сосредоточия, во время которого исчезают внешние восприятия.
САМКАРШАНА — «перетянутый», эпитет старшего брата Кришны Халаджудхи (Плуг), который был чудесным образом перенесен из чрева Дэваки, матери Кришны, в чрево Рохини. В позднейших мистических спекуляциях вишнуитов — вторая ипостась четверицы Пурушоттамы (Вишну-Нараяны), символ индивидуальной души, божественной по своей сути, но «перенесенной в иное лоно» (Пракрити).
САМПАТИ — «слетающийся», имя легендарного коршуна, брата Джатаю, сына Аруны.
САНАТСУДЖАТА — «Вечнопрекрасный», имя риши, одного из 7 духовных сынов Брамы.
САНДЖАЯ — «Победоносный», «победа»; название особого войскового построения; мужское имя, в частности имя возничего Дхритараштры и раджи из эпизода «Наставление Видулы».
САНДХЬЯ — «Сумерки», (ж. р.) жена Пуластьи, возлюбленная Солнца; вечерняя молитва.
САНТАНАКА — непрерывный ряд (поколений), потомство; название одного из 5 деревьев на небе Индры.
САРАНА — «Слабительное», «понос», имя одного из придворных Раваны.
САРАСВАТИ — «Богатый водами», имя гения, хранителя небесных вод; имя почитаемой священной реки; так как речь уподобляется течению реки, то в женском роде слово является именем персонификации речи, богини красноречия, науки.
САТВАТА — название южного племени ядавов, к которому принадлежал Кришна.
САТЬЯВАН — «Говорящий правду», мужское имя.
САТЬЯКИ — «Правдивый», имя по отцу витязя Юютсу.
САУБХА — название сказочного, витающего в воздухе города, управляемого Шалвой (название, по-видимому, возникло от наблюдения миражей).
САУБХАДРА — сын Субхадры (ж. р. «великолепная»), имя по роду матери Абхиманью («мужественный»), сына Арджуны.
САУГАНДХИКА — «Благоуханный», название горы; некоторых благоуханных растений: белой водяной лилии и др.
САХАДЖАНЬЯ — «Ровесница», имя одной апсары.
САХЬЯ — «Поддержка», название горы и её окрестностей.
СВАГА (СВАХА) — священный возглас при жертвоприношении; как олицетворение — жена Агни.
СВАРБХАНУ — «пожиратель Солнца», раху, см. это слово.
СВАСТИКА — крестообразная часть аппарата для добывания огня, фигура свастики стала символом счастья и закономерности, «колесо закона» миропроявления. Позже так называлось крестообразное положение рук, ног, как символ счастья, крестообразный знак на теле, в частности на груди, с тем же значением.
СВАТИ — название созвездия (13-го или 18-го по БПС). Фош считает, что это название Арктура из созвездия Возничего.
СВАЯМПРАБХА — «Самосияющий» (ая), имя одной апсары.
СИДДХА — «достигший», название блаженных в мире Индры.
СИНДХУ — «Поток», название реки Инда, страны им орошаемой и её обитателей (синдхийцы).
СИТА — «Борозда», дочь митхилийского царя Джанаки, жена Рамы. Сита была вынута отцом из проведенной плугом борозды; отождествляется с Лакшми, женой Вишну.
СОМА — сок растения сомы; луна издревле связывалась с влагой, соком, росой, а потому постепенно эти два понятия слились и Сома стал персонификацией и священной влаги, поддерживающей богов при жертвоприношениях, и месяца.
СОМАДАТТА — «Данный Сомой», мужское (княжеское) имя.
СРИНДЖАЯ — (сринджайцы) имя народа и страны.
СТХАУНАКАРНА — (стхауна — столб; карна — ухо) имя одного риши.
СУБАЛА — «Очень сильный», сын Вайнатеи; имя царя Гандхары, отца Шакуни и жены Дхритараштры, Гандхари, матери Дурйодханы.
СУБХАДРА — «Великолепный», имя одного из сыновей Кришны; ж. р. — имя младшей сестры Кришны, жены Арджуны; имя легендарной коровы.
СУВАРНА — «Золотой», «прекрасноцветый», название легендарной страны (V, 98, 5).
СУВАРЧА — «полный жизненных сил», «цветущий», мужское имя; имя одного из сыновей Дхритараштры.
СУВИРА — «мужественный», имя народа из Западной Индии; имя царя этого народа; ж. р. Саувири — дочь Сувиры.
СУГРИВА — «прекрасношеий», имя коня Кришны; имя царя «лесного народа», союзника Рамы.
СУДАКШИНА — «Достойный уважения», мужское имя; имя царя Камбоджи.
СУДХАРМА — «Праведный»; ж. р. имя жены Матали, возничего Индры.
СУЙОДХАНА — «Легко победимый», переделка имени Дурйодханы его противниками.
СУМАНАС — «Благожелательный», мужское имя.
СУМИТРА — «Добрый друг», ж. р. — имя одной из жен Дашаратхи, матери Лакшманы и Шатругны.
СУМУКХА — «Прекраснолицый», «Красавец», мужское имя; имя одного нага.
СУПАРНА — «прекраснопёрый», эпитет Гаруды.
СУПРАТИКА — «миловидный», «красивый», эпитет бога любви и Шивы; имя одного из слонов (северного), поддерживающих землю.
СУРА — бог в противопоставлении асура — злой дух.
СУРАБХИ — «Благоуханная», «весна», имя коровы, родоначальницы рогатого скота, дочери Дакши, жены Кашьяпы, матери Рудры; вообще «корова», земля, золото. В V, 101, 1 говорится, что Сурабхи возникла из амриты, то есть вышла из океана амриты при его пахтаньи в числе прототипов других животных.
СУРАСАЯ — «Вкусный», «влекущий», имя дочери Дакши, жены Кашьяпы, матери нагов.
СУРУЧА — «Лучистый», имя одного из князей гандхарвов.
СУРЬЯ — Солнце, божество солнца, один из сыновей Адити.
СУШЕНА — «имеющий хорошую пращу», «метательный диск», эпитет Вишну-Кришны; имя одного из вождей «лесного народа».
Т
ТАКШАКА — (такш — тесать, плотничать) «Плотник», строитель; имя одного нага.
ТАЛАЧАРА — «блуждающий по земле», «кочевник», имя одного народа.
ТАМАС — тьма, инерция, см. Гуна.
ТАПАС — жар, накаливание, аскеза, закалка воли и тела. По мифологическим взглядам арийцев тапасом осуществлено мироздание и он является средством к достижению любой цели (ср. также введение к Санатсуджатапарван).
ТАРА — «Всепроникающий», «искрящийся», имя одного «лесного человека» из союзников Рамы; в ж. р. имя жены Бали, царя «лесных людей»; «звезда», «метеор» — одна из форм Дакшаяни, женского божества, почитаемого на горе Кишкиндха; это имя носит ряд богинь, оно перешло и в буддизм.
ТАРКШЬЯ – мифическое существо, олицетворение солнечного диска (подобно египетскому Атону). Иногда Таркшья изображается в виде лошади (более ранняя форма), чем олицетворяется движущая сила Солнца (ср. египетского скарабея, Хепра); позднее Тя изображался в виде птицы — с той же символикой (ср. с египетским крылатым Гором Гар-эм-хути); имя старшего брата Гаруды, сына Кашьяпы; позднее, в Эпосе — сам Гаруда.
ТВАШТАР — «Творец», мало персонифицированное представление о сознательной творческой силе Вселенной.
ТИЛАК — название одного кустарникового растения.
ТИМИТАМАНЧАЛА — сказочное морское чудовище.
ТРЕТА — «тройной», сторона игральной кости с 3 очками; второй мировой период, исчисляемый так: 3000 лет + по 300 лет «утренних и вечерних сумерок», всего 3600 лет (см. Юга).
ТРИДЖАТА — «Трехкосая», с тремя косами; женское имя, имя ракшаски, стерегшей Ситу.
ТРИКУМА — «трегорбый», название некоторых гор, в том числе горы на о. Ланке (Цейлоне), на вершине которой стоял город Ланка, столица Раваны.
ТРИПИШТАПА — обитель 33 богов, небо Индры.
ТУМБУРУ — «Кориандр», (эфироносное растение); имя одного гандхарвы.
ТУНДА — «Клюв», «хобот», эпитет Шивы; имя одного ракшаса.
ТУШАРА — «мороз», имя одного народа.
У
УГРАСЕНА — «Ужасное войско», мужское (княжеское) имя, в частности брата Джанамеджаи.
УДРА — название одного народа.
УМА — «Лён», «белокурый», имя дочери Химавата от его жены Мены; жена Шивы (Парвати, Сати, Дурга).
УПАПЛАВА — «Наплыв», «Наводнение», напасть, несчастье; название деревни.
УРВАШИ — «Вожделение», имя апсары, о любви к которой Пуруравы говорится уже с гимне Ригведы (X, 95). Пурурава и Урваши были родоначальниками родов Пуру и Яду и таким образом предками Пандавов и Кришны. Смысл поведения Арджуны относительно Урваши (ср. Восхождение на небо Индры) заключался именно в том, что Арджуна относился к Урваши, как к прародительнице.
УРМИЛА — (урми — волна) «Волнистая»; дочь Джанаки, жена Лакшманы.
УРНАЮ — «Паук, ткач шерсти», женское имя (ср. греческ. Арахна); имя одной апсары.
УТТАМАУДЖА — «Высочайшая сила», отвага, мужское (княжеское) имя.
УЧЧАЙШРАВА — «Востроухий», прототип коней; конь, вышедший из амриты при пахтаньи океана.
УШАНА — риши, слагатель гимнов; Эпос отождествляет его с Шукрой (план. Венера), учителем богов; Уа — автор трактата по военному делу.
УШИНАРА — «Желанный человек» (?), название народа и его князя; сын Ушинары — Шиви.
УШИРА — название одного благовонного растения.
УШМАПА — «пьющий пары, дым», особый вид навий, покойников.
Ф
ФАЛЬГУНА — (или Пхальгуна) «фальгу» — «красноватый, весна», «нежный, утро»; рожденный под созвездием Пхальгуни (Близнецы)?; эпитет Арджуны.
Х
ХАНУМАН — «Скуластый», имя вождя «лесного народа», сторонника Сугривы и преданного почитателя Рамы, ставший образцом «бхакты», почитателя божества; сын бога Ветра.
ХАРА — «Несущий», «уносящий», мужское имя; название одного народа; имя ракшаса. Эпитет Шивы; имя одного гандхарва.
ХАРДИКА — «Сердечный», имя по отцу Критавартмана.
ХАРИ — (в принятой транскрипции — Гари), «светло-желтый, буланый», обезьяна, лошадь; имя одного гандхарвы; имя одного из сыновей Кашьяпы; эпитет Вишну-Кришны-Нараяны.
ХАРИМЕДХА — Ашвамедха (см. это слово); эпитет Вишну в V, 09,13, «Жертва Хари, Вишну».
ХАРИРОМНА — «белокурый»; неясный мифический образ (V, 109, 12).
ХАРЬЯШВА — «буланый конь» в переводе: «Лошадник» (см. Икшваку).
ХАСТИНАПУРА — «Слоновий город» — Нагапура, Нагасахвая; город основан князем по имени Хастин (Слон) на берегу Ганги; столица кауравов.
ХАЯГРИВА — «Лошадиная грива», мужское имя; эпитет Вишну; имя чудовища, похитителя Вед, убитого Вишну.
ХИДИМБА — (хид — яриться) имя ракшаски, потребовавшей от Бхимы сына и впоследствии убитой Бхимой (ср. МБха, I).
ХИМАВАТ — «зимний» — Хималая («область зимы»), название горного хребта на севере Индии; персонификация: отец Умы-Парвати, жены Шивы.
ХУХУ — призывное междометие, имя одного гандхарва.
Ч
ЧАЙДЬЯ — относящийся к Чеди, чедийский князь.
ЧАЙТРАТХА — относящийся к Читратхе (гандхарву); название леса, посвященного гандхарвой Читратхой Кубера (V, 110, 11).
ЧАКРАДХАНУР — «Лук круга», созвездие Стрельца, кульминирующее летом около полуночи (когда Солнце в Раке).
ЧАКУРА — «Волосы (на голове)», «гора», «змей», имя одного нага.
ЧАНДРА — месяц; божество Луны, Месяца; имя одного дайтья; имя царя Камбоджи (его также зовут Чандравартман — «путь Месяца»).
ЧАНДРАБАЛА — «Кардамон», имя одного «лесного человека».
ЧАНДРАМАСА — Чандра.
ЧАНДРАШВА — см. Чандра.
ЧАРАНТАКА — «Долголетний», имя одного из сыновей Гаруды.
ЧАТАКА — птица, род куропатки; одна из любимых птиц индийской поэзии.
ЧЕДИ — название народа, населявшего страну Банделаканду; Эпос подчеркивает приверженность этого народа к древнему закону; главный город страны Шуктимати; в Эпосе не раз упоминается о чедийских царях: Субаху (в Нале), Дхриштакету и др.
ЧЕКИТАНА — «Понятливый», эпитет Шивы; имя одного царя сторонника Пандавов.
ЧИТРАВАРМАН — «с блестящей кольчугой» имя одного из сыновей Дхритараштры.
ЧИТРАЛЕКХА — «Картина», имя апсары.
ЧИТРАСЕНА — «обладающий блестящим копьем (или войском)», имя одного нага, одного гандхарва.
ЧОЛА — «куртка»,