название одного народа.
ЧУЧУПА — «сосок», название одного народа.
Ш
ШАЙВЬЯ — (или Шайбья), относящийся к Шиби (см. это слово).
ШАКА — название народа.
ШАКРА — «могучий», эпитет Индры.
ШАКТИ — «сила», название палицы Кришны; персонификация, как женская ипостась разных божеств, их жена; проявляющаяся сила непознаваемой сути; учение о Шакти особенно развито в позднейшем шиваизме (тантризме).
ШАКУНИ — «Сокол», сын Субалы, царя Гандхары, брат Гандхари, матери Дурйодханы; имя одного нага, асура.
ШАКУНТАЛА — «Птичка», имя одной апсары; имя дочери Вишвамитры от апсары Менаки; Шакунтала известна по эпизоду МБхы о Шакунтале и Душьянте; тема эта разработана Калидасой в его знаменитой драме того же названия.
ШАМБА — «Посох», имя одного злого духа, врага Индры и бога любви; имя палицы Индры, эпитет самого Индры; в III, 51, 28.
ШАМБАРА — см. Шамба.
ШАМИ — «усердие, труд»; название одного вида мимозы, из которого делают «арани», прибор для добывания огня.
ШАНАЧАРА — «медленно идущий», одно из названий планеты Сатурна.
ШАНДИЛЬЯ — имя разных учителей (от Шандила — мужское имя).
ШАНКАРА — «Благодетельный», эпитет Шивы; распространенное мужское имя.
ШАНКХА — «Раковина», имя одного злого духа из хранителей кладов Куберы; имя одного сказочного слона; одного асура; имя сына Вираты, царя, у которого скрывались Пандавы в 13й год их изгнания; сторонник Пандавов.
ШАНТАНУ — «Миротворец», имя отца Бхишмы, отчего Бхишма называется Шантанава.
ШАРАБХАНГА — (шарабха — сказочное восьминогое животное; анга — член, конечность); имя одного риши.
ШАРАДВАНТ — «Годовалый», имя потомка Готамы.
ШАРДХЬЯ — (шардха — толпа, стадо) Маруты (боги ветра, спутники Индры).
ШАРМИШТХИ — (шарман — покров) дочь Вришапарвана, жена Яяти.
ШАРНГА — «рог, лук», имя лука Кришны.
ШАТАКРАТУ — «владеющий стократной силой», эпитет Индры.
ШАТАПАРВАН — «стоузловой», одно из названий бамбука, сахарного тросника; мужское имя.
ШАТРУГХНА — «Врагоубийца», мужское имя; имя одного из сыновей Дхритараштры.
ШАУРИ — родовое имя Кришны (Шура — витязь, лев, имя отца Васудэвы, деда Кришны).
ШАЧИ — «Помощница», имя жены Индры.
ШЕША — «Конец», «последний», Ананта (Бесконечный) имя змия, несущего землю; на нём покоится во время манвантары (миропроявления) Вишну-Нараяна; в Пуранах Баладэва или Самкаршана считается воплощением Шеши.
ШИВИ — (или Шиби) «Благой»; царь, сын Ушинары, прославившийся щедростью и самоотреченностью: он отдал своё тело, как выкуп за голубя (сказание в III кн. МБхы), когда боги испытывали степень его жертвенности; его именем называется его племя.
ШИВА — «Благой», имя бога аскетов, отождествленного с Рудрой; позднее, при сформировании браманизма, Шива вошел как третья ипостась в браманическую троицу: Брама (созидатель), Вишну (хранитель), Шива (разрушитель). Шива, разрушая формы, освобождает дух, поэтому он покровитель йоги; ж. р. — имя жены Шивы Парвати-Дурги; женское имя, в частности одной браминки.
ШИКХАНДИ — «носящий вихор, челку»; эпитет Рудры-Шивы; имя сына Друпады, брата Кришни, который убил Бхишму. Шикханди родился девочкой и был превращен одним якшей в мальчика. В V книге МБхы рассказывается о причинах вражды Шикханди и Бхишмы; будучи женщиной в одном из прошлых воплощений, Ши была оскорблена мужчиной, который в одном из следующих воплощений стал Бхишмой; она поклялась ему отомстить, что и осуществляется в другом воплощении во время битвы на поле Куру.
ШИРИШАКА — (или Шириша) «Акация», имя одного нага.
ШИШУПАЛА — «Охранитель детей», имя чедийского царя, убитого Кришной.
ШРАДДХА — «благочестие», «вера», заупокойные обряды, жертвоприношение предкам; распространенное женское имя.
ШРИ — красота, богиня красоты; жена Вишну-Нараяны — Лакшми; эпитет, добавляемый к имени равносильный «чтимый, честной, святой».
ШРИВАТСА — священный знак счастья, завиток волос на груди у Кришны, ставший особым знаком вишнуитов.
ШРУТАСЕНА — «Прославленное войско», мужское имя (княжеское), имя различных мифических существ, в частности эпитет Бхимасены-Врикодары, второго из Пандавов, а также Шатругхны.
ШРУТАШРИ — «Славный красотой», имя одного дайтья.
ШРУТИ — «услышанное», равносильно термину «св. Писание», «Откровение». Под Шрути разумеются Веды с их дополнениями, в частности Упанишады, безусловный авторитет Шрути утверждается в противовес относительному авторитету Смрити «предания», к которому относится и МБха.
ШУКА — «Попугай», мужское имя; имя придворного Раваны.
ШУКРА — «Светлый», планета Венера; сын риши Бригу, учитель асуров; этот мифологический образ часто встречается в Эпосе. Дочь Шукры Дэваяни была матерью Яду, предка Кришны.
ШУРУПАНАКХА — (шурупа — плетёнка, корзина; накха — ноготь) имя ракшаски, сводной сестры Раваны.
ШЬЕНАДЖИТ — «Побеждающий орла», мужское имя.
ШЬЯВАНАШВА — «Вороной конь» или «имеющий вороных коней», мужское имя, в том числе одного слагателя гимнов.
Э
ЭКАЧАКРАЯ — «одного круга, степени, находящийся под защитой одного вождя»; мужское имя; название города.
Ю
ЮГА — «иго», мировой период; 4 юги составляют манвантару или время проявления одного мира; каждая юга разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерок»; длительность юг последовательно убывает: первая юга называется «совершенная» (крита), она длится 4000 + по 400 лет «сумерок» итого 4800 лет; вторая «тройная» (трета) юга длится 3000 + по 300 лет «сумерок» итого 3600 лет; третья «двойная» (двапара) юга длится 2000 + по 200 лет «сумерок» итого 2400 лет и четвертая, «черная, бедственная» кали юга длится 1000 + по 100 лет «сумерок» итого 1200 лет. Сначала, по-видимому, под «годами» разумелись обыкновенные человеческие года, но потом, с развитием учения о «днях и ночах» Брамы (ср. Бхагавадгита, VIII, 17), в «сутках» Брамы стали насчитывать 12000 юг, так что «век» Брамы достиг величины в 285420000 земных лет.
ЮДХИШТХИРА — «Стойкий в битве», имя старшего брата Пандава, претендента на престол отца, Панду. По легенде — сын бога Дхармы (Ямы), а потому особенно стойкий в соблюдении закона (дхармы), что выражается его эпитетом «дхармараджа» — «Праведный раджа».
ЮЮТСУ — «Желающий сражаться», мужское имя, в частности имя одного из сыновей Дхритараштры.
Я
ЯВАКРИТИ — (ява — ячмень) «Готовый ячмень», имя сына Брихадваджи.
ЯВАНА (ЯВАНЦЫ) — санскритское название греков.
ЯДАВА — потомок Яду; название племени, другое название которого турваши или турвасу; это племя родственно кауравам, к нему принадлежал Кришна, которого поэтому часто называют Ядава.
ЯДЖУРВЕДА — (Яджус) название третьей Веды, сборника обрядовых гимнов и заклинаний. Различают «Белую» и «Черную» Яджурведу; в последней много формул колдовского характера, то есть направленных на причинение «вреда», «порчи» и пр.
ЯДУ — имя сына Яяти от Дэваяни; Яду — брат Турвасу или Пурвасу и внук Харьяшвы («Лошадника») — Икшваку; Яду — сводный брат Шармиштры, от него происходят ядавы (племя Кришны), от Шармиштры — кауравы (через его сына Пуру).
ЯКША — (якш — двигаться, проявлять жизненность) «живущий», мифические существа, призраки из свиты Куверы.
ЯМА — «Близнец», первый из умерших, ставший судьёй и владыкой мертвых, а потому и владыкой Закона, воплощением закона, Дхармой и богом смерти, хотя в индийском пантеоне есть и женская персонификация смерти — Мритью (ср. с египетским Озирисом). Слияние Ямы и Дхармы произошло не полностью; иногда они появляются как две раздельные личности (напр. в XVIII кн. МБхы).
ЯМУНА — название реки, притока Ганги.
ЯТИ — (от ям — покорять) потомки риши Бригу; в Браманах сказано, что Индра дал им в пищу дичь. Некоторые комментаторы считают, что яти — настоящие аскеты, другие же, что это прикидывающиеся аскетами асуры; слово значит «укрощенный».
ЯТУДХАНА — Яту, нежить, злой дух, принимающий разные формы, оборотень.
ЯВАРАДЖА — «юный раджа», княжич, цесаревич, посвящаемый при жизни отца и правящий при его жизни.
ЯЯТИ — (ят — соединять, ять) имя древнего родоначальника, сына Нахуши, отца Яду и Пуру, сводных братьев; общий родоначальник племени кауравов и ядавов, к которому принадлежит Кришна.
2
Оба текста впоследствии были переведены и изданы. (Примечание редакции).
3
* Здесь и далее слова в угловых скобках добавлены редакцией. (Примечание редакции сайта).
4
* «Крылья» солнца — это его корона, видная при затмении, как то показала астроном Н. М. Субботина для египетского крылатого Солнца-Ра-Гарахте храма в Эдфу.
5
1 В оригинале: Дашарха (исправлено согласно Словарю). (Примечание редакции).
6
1 В оригинале: Шурпанаки (см. Словарь, а также шл. 275, 8; 275, 19). (Примечание редакции).
7
1 В оригинале: Дашарха (см. Словарь, а также шл. 277, 2; 277, 5). (Примечание редакции).
8
1 В оригинале: Дашасану (исправлено, см Словарь, а также. шл. 277, 52). (Примечание редакции).
9
1 По-видимому, нужно читать: Кабандха (см. Словарь, шл. 279, 28, а также название этой главы). (Примечание редакции).
10
1 Здесь, а также в 287, 21; 287, 23 и 287, 27 разночтение имени ракшаса (Душасана, Духшасана, Душана). Согласно Словарю, нужно Душана. (Примечание редакции).
11
1 Здесь, а также в 286, 27 и 287, 27 разночтение имени ракшаса (Праматитхи, Праматхин, Праматин). Согласно Словарю, нужно Праматхин. (Примечание редакции).
12
1 Здесь, а также в 289, 13 и 290, 3 разночтение имени (Майдана, Майнда). Согласно Словарю, нужно Майнда. (Примечание редакции).
13
1 В Словаре: Васиштха. (Примечание редакции).
14
1 В Словаре «Горца»: Васиштха. (Примечание редакции).
15
2 В Словарях «Мокшадхармы», «О Нале» и других: Васиштха. (Примечание редакции).
16
1 В Словаре «Горца»: Дхриштакету. (Примечание редакции).
17
2 В Словаре «Горца»: Дхриштадьюмна. (Примечание редакции).
18
1 Вероятно, нужно Врикастхалы (см. шл. 88,2, а также 84, 16 и 85, 1; см. также Словарь). (Примечание редакции).
19
1 Разночтение имени (в Словаре «Горца»: Ниватикарвача; в тексте «Мокшадхармы» Ниватакавача). (Примечание редакции).
20
1 В оригинале Гунакеша (см. Словари «Гиты» и «Горца»). (Примечание редакции).