Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

из говорящих

наилучший.

Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,

в книге «Беседа Маркандеи» гласит 188 глава

Глава 189

Бог сказал:

1. Хорошо. Поистине, певец, меня даже боги не знают,

Но, благосклонный к тебе, я возвещу, как я вершу

созиданье.

2. Ты почитаешь предков, риши-певец, и отдался под мою

защиту,

Оттого ты воочию созерцать меня можешь; великое это

тебе наученье.

3. Некогда создал я воды людского сознанья*,

Поэтому я навсегда наречён Нараяной; поистине,

это — людей дорога.

4. Нараяна, так я именуюсь, непреходящий, великий,

сущий;

Всех существ я творец, разрушитель, о лучший

из дваждырождённых.

5. Я Вишну, я Брама, богов Владыка, я Шакра,

Вайшравана и владыка предков, правитель Яма.

6. Я Шива, Сома, также владыка существ Кашьяпа;

Я Податель и Разрушитель, и Жертва, лучший

из дваждырождённых.

7. Агни — мои уста, земля — ноги, луна и солнце — очи,

Голова моя — небо, пространство и стороны света —

уши; мой пот — это воды.

8. Моё туловищенебосклон* и стороны света,

моя мысль — это воздух;

Сотни возлияний мне совершают брамины, обильные

дары получая.

9. Я пребываю в жертве богам*, знатоки Вед мне

приносят жертвы;

Цари земные*, Индры кшатриев, желая

(достигнуть) неба,

10. Мне приносят жертвы; также вайшьи, ища небесного

мира.

Ограниченная четырьмя океанами, украшена Меру* —

Мандара;

11. Став Шешей*, я её поднимаю, существ опору;

Приняв образ вепря*, некогда мир преходящий,

12. Погружённый в воды, певец, (эту) землю я вытащил

с силой;

Как подводный огонь*, я семь Агни, о лучший из

дваждырождённых.

13. Всегда владея знанием я выпиваю воду* (с земли)

и (дождём) её испускаю.

Брамины — мои уста, кшатрии — руки; вайшьи из моих

ног возникли.

14. Из стоп — возникли шудры, в порядке (их) силы;

Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарва

15. Из меня возникли и в меня вступают.

Осуществившие Атмана, пекущиеся о предельном

умиротвореньи,

16. Безгрешные, свободные от вожделения, ненависти,

гнева,

Знающие, отказавшиеся от личного начала, самости,

стоящие в правде,

17. Меня почитают брамины, всегда обо мне размышляя.

Я — всеобъемлющий огонь, я — всеобъемлющее пламя*;

18. Я — всеобъемлющее солнце, я — всеобъемлющий ветер*.

То, что видно в образе звёзд на небосводе,

19. Знай, это корни моих волос*, лучший из

дваждырождённых.

Весь океан, податель сокровищ, и стороны света,

20. Этот чертог мой и ложе, исчезновение (мира) также

ведай,

Ради успеха деяний богов я тщательно их устроил.

21. Вожделение, гнев, радость, страх, заблужденье,

Волосы это мои, знай (брамин), превосходный.

22. За совершенное и хорошее дело, певец, знай, воздаётся

людям:

За дар, правду, за суровое умерщвление плоти,

за неврежденье

23. Согласно закону, данного мной тем, что живут в моём

теле;

Они поступают не по своей воле, а в силу данного

мной распознаванья:

24. Творят различные жертвы, сосредоточенно изучают

Веды

Этого достигают дваждырождённые, победившие гнев,умиротворённые духом.

25. Но достиженье такое не под силу людям незнающим,

поступающим дурно,

Подвластным жадности, утратившим Атмана,

ничтожным.

26. У людей, осуществивших* Атмана, великий плод

бывает,

Но крайне трудно заблудшим достичь пути, доступного

йогинам.

27. Каждый раз, наилучший, когда истощается дхарма

И возрождается беззаконие, я сам себя созидаю*.

28. Когда предавшихся вредительству дайтьев не одолевают

лучшие суры,

И ужасные ракшасы восстают в этом мире,

29. Тогда в добродетельных семьях я сам себя рождаю —

И всё умиротворяю, проникнув в человеческое тело.

30. Сотворив богов, людей, гандхарвов, ракшасов, змиев,

Недвижное* и существа, я себя уношу своей майей.

31. Когда время действовать наступает снова я создаю

непредставимое тело,

Вхожу в человеческое тело, чтобы наложить на смертных

узы.

32. В крита-югу я в белом цвете, в трета-югу — в жёлтом,

В двапара-югу — в красном, а в кали—югу — в чёрном.

33. В это время для беззаконного три участи* бывают;

Когда наступает последнее время, я становлюсь

(губителем)*, ужасным Калой.

34. Я один уничтожаю подвижное и неподвижное, полностью

три мира.

Я — Атман вселенной, трёх путей* (владыка),

всему миру несущий счастье.

35. Я — всепроникающий Владыка*, бесконечный,

широкошагающий Хришикеша,

Круговоротом времён один управляю; я — безвидное

Брахмо.

36. Все существа привожу к покою, завершая конец всего

мира.

Но из существ, Индра певцов, меня никто не знает.

37. Поклонники во всём мире всячески меня почитают.

То, что ты, брамин, как мучительное во мне воспринял,

38. Всё это к счастью ведёт; во благо тебе, безупречный,

Всё подвижное и неподвижное, что ты видел в мире.

39. Ради бытия существ всячески располагается мой Атман;

Половина моего тела* есть Предок всего мира,

40. Держащий раковину, диск и палицу именуемый

Нараяной.

В течение тысячи юг, о брахма-риши,

41. Я, Атман Вселенной, пребываю в грёзе* (и тем) все

существа ввожу в заблужденье.

Так я всё время здесь пребываю, лучший муни;

42. Не младенец, под видом Младенца, пока не постигнется

Брахмо.

О глава певцов, в образе Брамы я тебе предоставил

милость;

43. (Ибо) меня, которому поклоняются сонмы ришей,

ты ублажал многократно.

Когда ты увидел одно лишь море, всего подвижного

и неподвижного гибель,

44. Я, познав, что ты в смятеньи, явил тебе мир

преходящий.

Но, когда ты проникнул в недра моего тела

45. И увидел целокупность мира, ты не постиг его,

изумлённый;

Тогда из моих уст я быстро тебя, брахма-риши, вывел.

46. Вот я тебе возвестил о себе, труднопостижимом для

суров и асуров.

47. Пока не пробудится тот владыка, великий подвижник*,

До тех пор, певец-риши, ты здесь доверчиво и счастливо

странствуй.

48. А затем, когда там пробудится всего мира Предок,

Будучи единым, я сотворю тела, лучший из

дваждырождённых:

49. Пространство, землю, свет, ветер и воду*.

И другие сущности, подвижные и неподвижные

в этом мире.

Маркандея сказал:

50. Сказав это, исчез тот бог высочайший, чудесный;

И сотворённые, различные, разновидные существа

я увидел, сын мой.

51. Вот какие дивы я там видел при конце юги, раджа,

Лучший из всех блюстителей дхармы, превосходный

Бхарата.

52. А тот древле виденный мною бог, с удлинёнными как

лепесток лотоса глазами,

О тигр-человек, это ведь твой союзник, Джанардана!

53. По его милости меня не покинула память;

Я долговечен и смерть в моей воле, сын Кунти.

54. Это — Варшнея, Кришна, Древний Человек*, Владыка.

Вот он сидит долгорукий Гари, непостижный Атман.

55. Он — Дхатар и Видхатар, всеуносящий, вечный

Праджапати, Властелин, Говинда; на груди его —

знак шриватса.

56. Когда я увидел его, превосходного вришнийца, ко мне

вернулась память

Об изначальном боге Джишну, Пуруше в жёлтой

одежде!

57. Он — отец, мать всех существ, Махадэва,

Под его защиту отдайтесь, туры-кауравы, он —

Покровитель!

Вайшампаяна сказал:

58. После тех слов сыны Притхи*, близнецы, туры-люди

Вместе с Друпади поклоненье свершили Джанардане.

59. Он же, тигр-человек, достойный почитания, с великой

любовью,

Согласно уставу, утвердил похвалой (его) почтивших.

Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,

в книге «Беседа Маркандеи» гласит 189 глава

СКАЗАНИЕ О ПРЕДСТОЯЩЕМ*

Глава 190

Вайшампаяна сказал:

1. А Юдхиштхира, сын Кунти, снова спросил Маркандею,

Великого муни: при самовластии каков будет путь

преходящего мира?

Юдхиштхира сказал:

2. О существе чудесном мы слышали от тебя, владыка,

лучший из говорящих,

Также о происшедшем в начале юги и при конце, муни,

сын Бхригу.

3. Но ещё мне желательно знать об этой кали-юге:

Каков будет исход такого смешенья законов?

4. Какова тогда будет отвага, какой тогда будут

питаться пищей?

Каков будет возраст людей в конце юги, какова

одежда?

5. В какой миг наступит, опять начнётся крита-юга?

Об этом скажи, муни — ты дивное здесь повествуешь.

6. Так он сказал. И снова речь повёл муни, риши.

Радуя тигра-вришнийца и великих Пандавов.

Маркандея сказал:

7. Раджа, внимай о виденном мной и о том, что я слышал,

(О том), что по милости Бога богов случилось,

царей владыка,

8. О будущем всего мира, о грядущем конце, тур-Бхарата;

О наступлении смутного времени мою повесть постигни!

9. В крита-югу, тур-Бхарата, без лжи, в спокойном

довольстве,

Среди людей стоит на всех ногах бык закона;

10. Поражённое в три ноги, на одной стоит беззаконье

в трета-югу;

Считается, что наполовину смешан закон (с беззаконьем)

в двапара-югу.

11. Когда ж наступает (последняя) юга, лучший

Бхарата,

В бесконечные миры войдя тремя частями, беззаконие

(там) пребывает.

12. Только четвёртая часть закона средь людей остаётся;

Жизнь, великолепие, сила, разум, Пандава,

13. Убывают в людях соответственно юге, это от меня

постигни!

Правители, брамины, вайшьи, шудры, о Юдхиштхира,

14. Лицемерно будут ходить в законе, извращённые люди.

Истину отвергнут в мире учёные и уважаемые люди.

15. Когда же будет убита Правда, их жизнь укоротится.

Из-за краткости жизни люди не будут достигать

непосредственного* знанья.

16. Лишась знания, способности распознаванья*, жадности

они предадутся.

Обезумев от жадности, гнева, вожделению предадутся

люди.

17. Они будут затевать распри, убивать друг друга;

Перемешаются друг с другом брамины, кшатрии,

вайшьи,

18. Лишённые правды, не (творящие) умерщвления плоти,

станут равноправными шудры;

Первые станут средними, а средние — последними;

это ясно.

19. Таков станет мир при наступлении конца юги.

Рогожа* будет лучшей одеждой, плевелы* будут

пищей богатых.

20. В конце юги жёны станут враждебными мужу,

Будут питаться рыбой*, коз, овец, доить будут,

21. Так как погибнут коровы; всегда стойкие в обетах

люди

И те предадутся жадности в конце юги.

22. Потомки Ману* будут друг друга грабить, будут

вредить друг другу,

Не будет шептания мантр*, все станут ворами в конце

юги.

23. По берегам рек мотыгами они будут сажать растенья,

Но урожаи будут ничтожны в конце юги.

24. (Даже) твёрдые в обетах, жертвоприношениях богам

и предкам,

Обуянные жадностью, будут поедать друг друга;

25. Пожирать будет сына отец, сын же отца в конце юги.

Будут вкушать запрещённую пищу в конце юги.

26. Брамины, порицая Веды, не станут выполнять обетов,

Введённые в заблуждение доводами, не будут творить

возлияний,

К пропасти будут стремится, запутываясь в спорах.

27. Глубоко взрыхлять* будут землю, стельных коров

запрягая,

Годовалых бычков* запрягать будут люди.

28. Отцов убивать сыновья и отцы убивать сынов будут,

Болтуны несдержаны будут, не встретят они порицания.

29. Станет весь мир нечестивым, упразднятся жертвы,

обряды,

(Мир) станет безрадостным и жестоким, празднества

прекратятся.

30. Часто имущество отнимать будут люди

У несчастных вдов, даже если у тех есть родные.

31. Многоотважные, опираясь на силу, обуянные

жадностью и заблужденьем,

На словах удовлетворяясь дарами злодеев,

32. Будут совершать ограбленья, придерживаясь лживых

нравов,

Самозванные раджи, зло замышляя, сын Кунти.

33. Глупцы, вообразившие себя учёными, будут стремится

убивать друг друга.

В конце юги кшатрии станут шипами народа,

34. Побуждаемые жадностью, гордостью, самостью,

защищать не станут (землю)

И только карами прославятся в конце юги.

35. На жён, на имущество праведных постоянно

Они покушаться будут, не взирая на их рыданья,

Бхарата!

36. Никто не станет сватать девушек, никто девушек

выдавать не будет:

Будут умыкать самовольно, когда конец юги

наступит.

37. Даже раджи, ненасытно стремясь к чужому

затемнённым сознаньем,

Всячески будут грабить, когда конец юги наступит.

38. Станет весь мир нечестивым, в этом нет сомненья.

Рука руку обворовывать будет, когда конец юги

наступит.

39. Люди, мнящие себя учёными, разрушат правду в мире;

Старики будут ребячески мыслить, у детей будет ум,

как у (дряхлых) старцев.

40. Богатырём себя трус возомнит, богатыри ж превратятся

в трусов.

Не станут (люди) доверять друг другу, когда конец юги

наступит.

41. Юга полностью* будет основана на жадности,

заблужденьи.

Тогда возрастёт беззаконие, закон проявляться

не будет.

42. Не станет различия между браминами, кшатриями,

шудрами, владыка народа,

В мире будет одна только каста в конце юги.

43. Не будет отец терпеливым с сыном, а сын с отцом,

при кончине (мира),

Мужей не будут слушаться жёны.

44. Туда, где едят ячмень* и пшеницу, в те страны

Переселятся люди в конце юги.

45. Будут своенравны мужчины и женщины, владыка

народа,

Они не станут помогать друг другу в конце юги.

46. Нечестивым будет весь мир, Юдхиштхира!

Люди жертв приносить не станут ни богам, ни предкам.

47. Послушником никто не будет, учителем также никто

не будет.

Тогда мир погрузится в ужасный мрак, царь народа!

48. Шестнадцать лет будут тогда пределом жизни*,

Будут освобождаться дыхания жизни, (праны)

в конце юги.

49. Пяти-шестилетняя девочка рожать тогда будет,

Производить — семи-восьмилетний мужчина.

50. В таком же возрасте женщины будут замужними

женатыми мужчины,

В конце юги, тигр средь людей, радости не станет!

51. Знак (касты) станет ничтожной вещью;

вредительство будет повсюду;

Никто не станет подавать другому в

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн