конце юги;
52. Деревенщина будет хвалиться башнями*, дротиком
Шивы*,
(Даже) женщины в волосах носить будут стрелы
в конце юги.
53. Нечестиво будут жить ужасные злодеи, есть будут
всё, (без разбора)*.
(Таковы будут) в последнее время люди, в этом нет
сомненья.
54. При (купле)-продаже все друг друга обманывать
будут,
Из-за жадности так станут делать в конце юги, лучший
Бхарата!
55. Даже изученье наук и выполненье обрядов
По произволу будет вестись, когда конец юги наступит.
56. Жестокие деянья сами свершая,
Других будут винить все люди, когда конец юги
наступит.
57. Невозмутимо уничтожать они будут сады и рощи,
В мире необеспечена будет жизнь воплощённых.
58. Обуреваемы жадностью тогда будут люди,
Станут убивать браминов, на их имущество зарясь.
59. Притесняемые людишками, дваждырождённые,
мучимые страхом,
Не находя спасения, будут скитаться по этой земле,
стеная.
60. Когда убийцами, жестокими, грозными станут люди,
Вредоносными для существ, тогда конец настанет юги.
61. У рек, на горах и холмах будут искать укрытия
Дваждырождённые в страхе (спасаясь) бегством
каурава,
62. Лучшие из браминов — как вороны; разбойники*
Будут непосильными тяготами злые правители мучить.
63. О царь земли, при ужасающем конце юги, покинув
стойкость,
Преступные дела совершат подчинённые шудрам:
64. Шудры будут возвещать закон, а брамины внимать
им будут,
Учениками их станут, следовать их примеру.
65. Сверху донизу этот мир извратится,
Почитать станут мощи*, а богов отвергнут.
66. Шудры не будут служить дваждырождённым в конце
юги.
В обителях великих риши, в домах браминов,
67. В становищах богов, в надгробиях, в области нагов,
(Всюду) земля запечатлится мощами, а божьих
домов украшать не станут.
68. (Ещё) предстоит в конце юги такой признак гибели
юги:
Жестокие губители закона, пьяницы*, мясоеды —
69. Когда такие утвердятся люди, погибнет юга.
О раджа, когда цветок к цветку и плод к плоду
приникая,
70. Будут истощать (друг друга), тогда, махараджа,
погибнет юга,
Несвоевременно в году дожди начинаться будут в конце
юги.
71. Тогда люди нарушат порядок обрядов,
Тогда с браминами враждовать будут людишки*.
72. Вскоре чужие народы* осквернят и потрясут землю,
Напуганные тяжестью дани, певцы на десять
сторон разбредутся.
73. Землевладельцы будут тогда селян утеснять
непрестанно,
В обителях не будет тогда соблюдаться питанье
плодами, корнями.
74. Так в смятённом мире (все) пути совратятся,
Послушники будут творить неугодное, не стоять
в наставленьях.
75. Откровенья учителя подвергнутся тотчас насмешкам,
Привязанность к богатствам оттолкнёт родных, друзей,
знакомых.
76. Прекратится бытие всех существ в конце юги,
Воспламенятся стороны света, все созвездия запылают.
77. Зловещими будут светила, неблагоприятными звёзды,
Обильно посыпятся звёзды, наводя великий ужас.
78. Накалять будет солнце вместе с шестью другими.
Глухими громами избороздится и сожжётся небо,
79. При восходе Кабандха поглотит солнце.
Не в срок будет проливать дожди Тысячеокий
владыка*,
80. Не станут семена прорастать, когда конец юги наступит.
Грубые, жестоко говорящие люди рыданьям
злорадствовать будут.
81. Женщины не станут выполнять велений супругов,
Матерей и отцов будут убивать сыновья в конце юги.
82. Уничтожать будут жёны мужей, на сынов опираясь.
Не в лунных узлах* Раху будет приближаться
к солнцу,
83. Везде будет пылать Пожиратель Жертв* в конце юги.
Странники будут выпрашивать* питьё и пищу,
84. Не получив пристанища, вынуждены будут отдыхать
на дороге.
Вихри, наги, хищные птицы, яйцерождённые, звери
85. Кликать зловеще будут, когда конец юги настанет.
Даже друзей и родных тогда покинут люди,
86. Домочадцев и челядь, когда конец юги наступит.
Тогда в (разных) странах по сторонам света,
в кремлях, посадах,
87. Смятенные будут искать укрытия, когда конец юги
наступит;
«Увы, отец (мой), сын (мой), увы», — слова тяжкой
скорби
88. Выкрикивать будут друг другу люди; по земле скитаясь
В толпы будут сбегаться, блуждая при конце юги.
89. Но постепенно дваждырождённые (вновь) станут
первыми в мире
И нового возрождения мира тогда приспеют сроки.
90. Новые боги и потомки Ману возникнут.
Когда Солнце, Луна, Тишья и Брихаспати
91. В одном доме сойдутся*, тогда настанет крита-юга.
В своё время будет дождить Праджанья, созвездия
благоприятными будут.
92. Планеты будут находится справа* и двигаться
прямо.
Наступит снова терпеливость, благая милостыня,
здоровье; исчезнут болезни.
93. Повинуясь срокам, дваждырождённый по имени
Калики — Слава Вишну,
Явится могучий, отважный борец, премудрый.
94. Он будет из деревни Шамбхала, прекрасной
обители браминов;
Силой его мысли возникнут колесницы,
95. Воители, войска, оружие, доспехи,
Родится праведный, колесо вращающий* раджа,
96. К благоденствию он поведёт все те поколенья,
Когда воссияет осиянный брамин, возвышенный
мыслью, несущий конец разоренью.
97. Он всё повернёт (по-иному), прекратит ту югу.
Окружённый браминами, дваждырождённый, он
уничтожит
Отовсюду пришедших, презренных, толпы пришельцев.
Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,
в книге «Беседа Маркандеи» гласит 190 глава —
СКАЗАНИЕ О ГРЯДУЩЕМ
Глава 191
Маркандея сказал:
1. Вместе с браминами, уничтожив пришельцев,
он эту землю
Приготовит, согласно уставу, для совершения
ашвамедхи, великой жертвы.
2. Своей земли рубежи, благие, прекрасные, обозначив,
Он, прославленный чистым делом, в приятный лес
удалится.
3. Его поведению последуют обитатели человеческого
мира.
Когда брамины воров* прогонят, наступит крита-юга.
4. Шкуру чёрной лани*, дротики, копья, луки
Утвердив в покорённых странах,
5. Восхваляемый чистыми браминами, сам чтущий
дваждырождённых,
Всегда уничтожению разбойников радуясь, по земле
будет странствовать Калики.
6. «Увы, (моя) мать, сын (мой), отец», — вот слова
прискорбных,
Уничтожаемых; много разбойников он погубит.
7. Тогда беззаконие сгинет и восстанет закон, Бхарата,
При наступлении крита-юги; люди начнут выполнять
обряды.
8. (Обновятся) сады и храмы; пруды, озёра,
Разнообразно будут цвести; (возобновится)
богослуженье,
9. Жертвы, различные обряды возобновятся
в крита-югу,
Появятся праведники — брамины, подвижники, муни.
10. Обители лжеучителей* теперь наполнят праведные
люди,
Начнут семена прорастать, развиваться.
11. Все времена года дадут свои плоды, владыка раджей,
Дарам, обетам, воздержанию возрадуются люди.
12. Певцы предадутся шептанию мантр и жертвам,
возрадуются закону,
По закону станут раджи охранять эту землю.
13. Радостно торговать будут вайшьи в крита-югу.
Шести обетам возрадуются певцы, а кшатрии — силе.
14. Радостно будут повиноваться шудры трём кастам.
Такова дхарма в крита-югу, в трета и в двапару,
15. И в последнюю (кали)-югу, о которой тебе сказано,
Бхарата.
Так различение юг, их признаки стали тебе известны.
16. Я поведал тебе прошлое, грядущее также,
Мысленно вспоминаю Ваю Пурану*, которую
восхваляют риши.
17. Таковы пути самсары; за долгую жизнь многократно
Я их видал, о них я тебе (ныне) поведал.
18. Вместе с братьями выслушай это высшее слово, вечный;
Стремясь освободиться от сомненья в Законе, моё
постигни слово!
19. С долгом себя сочетай постоянно, лучший из носителей
долга,
Ведь добродетельный наслаждается счастьем и здесь
и в том мире.
20. Постигни эти прекрасные речи, я тебе их возвещу,
Никогда не высказывай пренебреженья к брамину:
21. Разгневанный брамин может миры погубить своим
знаньем.
Вайшампаяна сказал:
Выслушав речь Маркандеи, лучший царь кауравов,
22. Мудрый, полный достоинства промолвил высшее слово:
«Пребывая в каком законе, муни, народ охранять
я должен?
23. Придерживаясь какой колеи не отклонюсь я от своей
дхармы?»
Маркандея сказал:
Будь участлив, радуйся благу существ, (берегись)
осужденья.
24. Будь сдержанным, мягким, правдивым, народ охраняй
усердно;
Покинь беззаконье*, держись закона, почитай богов
и предков;
25. Искорени нерадивость*, прекрати совершенно;
побеждай дарами,
Гордость смири, будь защитником, к высшему
стремись постоянно;
26. Всю землю завоевав, будь радостным и счастливым.
Такова прошлая и грядущая, предстоящая тебе
27. Ни в настоящем, ни в будущем нет для тебя
неизвестного в битве*,
Оттого-то эта печаль, сынок, в твоё сердце проникла.
28. Мудрые ж, сын мой, не заблуждаются, их время
не мучит,
О долгорукий, даже для небожителей существует
29. Но временем утеснённое, заблуждается простонародье.
Сынок, в моих словах, безупречный, у тебя не должно
быть сомненья.
30. А если в моих словах сомневаться будешь,
закон нарушишь;
Но в славном племени кауравов ты ведь рождён,
превосходный Бхарата.
31. Так во всём поступай — делом, мыслью, словом.
Юдхиштхира сказал:
Тобой изречённое слово, радует слух и сердце,
дваждырождённый;
32. Всё, что ты сказал мне, владыка, исполню.
Вайшампаяна сказал:
Тогда возрадовались Пандавы и обладатель лука
Шринга*, раджа,
33. Певцы-риши и все, что пришли на беседу.
Вняв прекрасной повести Маркандеи, мудрый
(Юдхиштхира)
И все сошедшиеся восхитились сказом этой были.
Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,
в книге «Беседа Маркандеи» гласит 191 глава —
НАСТАВЛЕНИЕ ЮДХИШТХИРЕ
Глава 192
Вайшампаяна сказал:
1. «Благоволи рассказать ещё о великой участи браминов*», — сказал Маркандее Пандава.
2. Тогда поведал Маркандея это древнее сказание о деянии брамина.
3. В Айодхье был царь из рода Икшваку по имени Парикшит. Однажды он отправился на охоту.
4. На лошади, он один преследовал лань, которая его завлекла далеко.
5. В пути его одолели усталость, голод и жажда; далеко в стороне он увидел синий, таинственный лес.
6. Он вошёл в него. Заметив среди этой части леса очень приятное озеро, он вместе с конём в него погрузился.
7. Затем бросив перед мордой лошади корневища лотосов, улёгся на лотосовом берегу отдыхать. Лёжа, услыхал поющий пленительный голос.
8. Услыхав, так подумал: «Я не вижу здесь следов человека, чей же это голос звучит в безлюдьи?»
9. Тогда он увидал очень красивую видом девушку, поющую, собирая цветы. Постепенно она приближалась к радже.
10. Раджа ей сказал так: «Чья ты, благая, кто же ты?» Она так ответила: «Я девушка». Раджа сказал: «Я тебя желаю!»
11. Тогда девушка сказала: «С (одним) условием ты можешь меня получить, не иначе». Раджа спросил её об условии. Девушка сказала: «Мне нельзя показывать воду».
12. Раджа ей сказал: «Согласен» и сочетался с ней. Заключив брак*, раджа Парикшит, сойдясь (с ней), очень долго тешился в тишине.
13. Затем к обитавшему там радже пришла (его) дружина.
14. Эта дружина, остановившись, расположилась вокруг. Приветствуемый ею раджа, рядом (с женой) отправился в паланкине. Придя в свой город, он скрытно жил с ней.
15. И когда он с ней жил, он ни с кем не видался: даже первый советник спрашивал о нём у приближённых женщин.
16. «В чём тут дело?»* — так спрашивал. Тогда сказали ему женщины:
17. «Как небывалое мы считаем воду; пусть её сюда не приносят». Так сказали. Тогда советник устроил безводную рощу с хорошими деревьями, с цветами, плодами, корнями; в чаще он сделал пруд с нектарной водой: его берега (были украшены) жемчугом. Тайно придя, (советник) сказал радже:
18. «Та прекрасная роща готова, в ней можно наслаждаться».
19. По его слову раджа вошёл в рощу вместе с царицей. Однажды в той роще он вместе с ней наслаждался; томимый голодом и жаждой, он увидел (чащу) благовонных кустов.
20. Раджа туда вошёл с подругой и заметил приготовленный пруд, полный чистой, как нектар, воды.
21. Увидев его, он остановился с царицей на берегу. Тогда раджа так молвил царице: «Низойди, богиня, в воду этого пруда».
22. Услыхав его слова, она спустилась в пруд, нырнула и вновь не вынырнула.
23. В поисках её, раджа приказал выпустить из пруда воду. Увидав у входа в нору лягушку, разгневанный раджа приказал:
24. «Пусть везде будут уничтожены лягушки. Кто ко мне пожелает явиться, тот должен, придя, принести мне в дар убитую лягушку».
25. Тогда по всей стране произошло ужасное избиение лягушек. Лягушек охватил страх. Испуганные, они, прискакав, поведали царю лягушек о происходящем.
26. Тогда повелитель лягушек, нося одежду отшельника*, явился к царю и, подойдя, сказал ему:
27. «Раджа, не поддавайся гневу, благоволи смиловаться и не предавай смерти неповинных лягушек. Об этом есть две шлоки:
28. Не желай убивать лягушек, сдержи свой гнев,
о вечный,
Возрастание богатств прекратится для отвергающих
знанье.
29. Пусть так и будет, что ты утолишь свой гнев,
лишь обет* исполнив.
Хватит с тебя и того, что ты совершил неправду;
что тебе в этих убитых лягушках?»
30. На эти слова, скорбя душой о любимой, раджа сказал:
31. «Я не успокоюсь и буду их убивать, ведь эти злодейские твари пожрали мою возлюбленную; благоволи не мешать мне, мудрец, в истребленьи лягушек!»
32. Восприняв это слово, тот смутился чувствами и мыслью, сказал: «Прости, раджа, я царь лягушек, зовут меня Аюс. Собственную мою дочь зовут Прекрасная. Своим дурным