Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

дела (человек) вкушает:

исполненное не погибает*:

28. Кто добродетелен, тот возрождается чистым; злодеями

возрождаются ничтожные люди.

Сюда человек возвращается (влекомый) своими делами

и возникнув, их продолжает.

Брамин сказал:

29. Злодей и чистый в каких возрождаются лонах?

И как, наилучший, идёт возрождённый к чистым

или нечистым?

Охотник сказал:

30. Это зависит от обрядов*, совершаемых при зачатьи,

Об этом вкратце тебе возвещу, дваждырождённый.

31. Когда собрано подлежащее собиранью, (человек)

рождается снова:

Доброе совершивший в хорошем лоне, совершивший

злое — в дурном лоне.

32. Чистые начинанья ведут к божественности, смешанные —

к человеческому состоянью;

Вниз направляются грешники, в разделённости

блуждая,

33. Они постоянно подвержены скорби рождения, старости,

смерти.

От соделанных грехов созревает нрав человека;

34. Пройдя через тысячи лон, даже до (самого) ада,

Связанный узами дел, всё возвращается джива.

35. Родившийся, совершив другие злые дела, после кончины

за них страдает,

И отягощённый грехами, он (вновь) получает нечистое

лоно;

36. Затем, снова собрав много деяний, как хворый

Вкусивший нездоровую пищу, ими палим он снова.

37. Изведавшему только счастье, не страдавшему, всегда

угрожает страданье:

Опьянённый делами, он попадает в узы

38. И странствует, как метательный диск в многоскорбной

самсаре;

Распутав узы, очистясь делами,

39. Он начинает заниматься упражнениями йоги, лучший

дваждырождённый,

(Плоды) многих дел потомок Ману в мирах вкушает;

40. Освобождённый от уз, очищенный делами,

Он миров праведных достигает; не скорбит туда

пришедший.

41. Кто ж делает зло, окружённый злом, тот злого пути

не избудет.

Потому нужно прилежать о добром и от зла

отвращаться.

42. Неропщущий, совершенно знающий приобщается благу:

Сообразно совершённому долгу, человек получает счастье.

43. Кто совершенно познал, смирился, (кто) собой

овладевает прилежно,

Мудрый, не уклоняется тот в поступках ни здесь, ни в

ином мире.

44. Как свой долг в мире (принимая) дела,

неосквернённость, обряды,

Благие отличаются знаньем Агам, постигают Шастры.

45. Радуется долгу познавший, следует долгу в жизни;

Поэтому, брамин, полученным от (выполнения) долга

богатством,

46. Он поливает корни того, в чём (добрые) качества видит;

Так он становится праведным и успокаивается

его сознанье.

47. Здесь ему дружелюбные приятны; он блаженствует

и после смерти.

Над звуком, касанием, образом, запахом, вкусом

48. Он получает власть. Это как плод дхармы известно.

Но и плода кармы достигнув, не успокаивается он

(на этом), о дваждырождённый.

49. Ненасыщенный, он к бесстрастию* познания взор

устремляет;

Человек, обладающий оком познанья, не движется здесь

к пороку;

50. Он остывает и по влечению (уже) не отклоняется

от дхармы,

Он усердствует в отрешённости, суетность мира увидев.

51. Тогда он старается освободиться, не нуждаясь

в подсобных средствах*.

Так, накопляя (свою) отрешённость, злые деяния он

отвергает,

52. Становится праведным, высшего Освобождения

достигает.

С (духовным) подвигом сопряжено блаженство;

спокойствие, самообладание — его корень.

53. Так получает он все желанья, к которым стремится

сердцем;

Укрощением индрий, самообладанием, правдой

54. Он достигает высочайшей дороги Брахмо, (знай),

лучший из браминов.

Брамин сказал:

55. Какие органы называются «индрии», преданный обетам?

Как совершается укрощение и каков плод укрощенья?

56. И как он (всего) этого плод получает, о лучший

носитель дхармы?

Наставь меня досконально, хочу я знать эту дхарму!

Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,

в книге «Беседа Маркандеи» гласит 209 глава

БЕСЕДА БРАМИНА И ОХОТНИКА

Глава 210

Маркандея сказал:

1. Так говорил певец праведному охотнику, Юдхиштхира;

Как отвечал тот певцу, это услышь, владыка народа!

Охотник сказал:

2. Сперва у потомков Ману к познаванию обращается

сердце;

Вожделённое так они получают; затем гнев возникает,

лучший из дваждырождённых.

3. Тогда ради этой цели (человек) предпринимает великое

дело:

Изучению желанных образов, запахов он предаётся.

4. Так возникает влеченье, после ж него — отвращенье,

А после этого возникает великая жадность.

5. У обуянного жадностью, страстным влечением

и отвращеньем

Разум не зарождается в дхарме* и лицемерно (такой)

выполняет дхарму.

6. Лицемерно совершающего дхарму, её цель лишь

по видимости привлекает.

Лицемерием он преуспевает в почёте, богатстве,

о лучший из дваждырождённых.

7. Этим и тешится разум, оттого он зло совершать

желает*,

Хоть и предупреждают его друзья и пандиты,

лучший из дваждырождённых;

8. Лицемерный ответ он даст (якобы) сообразный Шрути,

но не приобщённый Шрути.

Беззаконие бывает трояким у развивающего порочные

страсти:

9. Он злое мыслит, говорит, совершает.

У завлечённого в беззаконие праведные свойства

гибнут.

10. Злодей утрачивает дружественность, целостность

поведенья,

Поэтому его настигают беды и потусторонне он

сбивается с дороги.

11. Так возникают злодеи. Теперь же, как достигается

дхарма, внемли.

Кто, познавая, последующие пороки замечает,

12. Довольный в несчастии, счастии, тот в праведности

пребывает;

От благих начинаний его разум сияет в Законе.

Брамин сказал:

13. Весьма праведный закон ты возвещаешь; говорящих

подобно тебе не бывает*.

Ты — дивный, весьма великий, владычный риши, так

полагаю.

Охотник сказал:

14. Брамины всегда причастны великой доле, это отцы

с могучей рукою;

От всей души человеку угодное им выполнять

подобает.

15. Я возвещу тебе, что им угодно, лучший из

дваждырождённых,

Совершив поклоненье браминам, науку о Брахмо

от меня постигни.

16. Эта вселенная, весь целиком этот мир преходящий,

Состоящий из великих сутей*, покорен Брахмо; оно —

запредельно.

17. Великие сути: эфир, земля, вода, огонь, воздух;

Звук, образ, запах — это свойства;

18. Во всех этих (три) гуны; гуны окутывают одна другую,

Одна за другой — гуны во всём; (всё) поочерёдно

в трёх гунах.

19. Шестым из (воспринимающих) индрий* считается

манас,

Седьмым — буддхи, основа личности — последним.

20. И пятерица индрий (состоит) из (гун) — саттва,

раджас, тамас.

Таковы эти семнадцать; во главе их — непроявленная

(природа).

21. Проявленная и непроявленная (природа) всеми

предметами чувств хорошо закрыта;

Итак, сутей двадцать четыре; проявленную

и непроявленную (природу) образуют гуны.

Вот они все тебе перечислены, что ещё слышать ты

хочешь?

Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,

в книге «Беседа Маркандеи» гласит 210 глава

ВЕЛИЧИЕ БРАХМО

Глава 211

Маркандея сказал:

1. Так праведный охотник говорил певцу, Бхарата,

И продолжал изложенье, ума умножая радость.

Брамин сказал:

2. О великих сутях, которых как ты сказал пять, лучший

носитель дхармы,

О каждой поочерёдно вместе с её качествами, о всех

пяти мне поведай.

Охотник сказал:

3. Земля, вода, огонь, воздух, пространство

Преисполнены качеств; об их качествах слушай:

4. Пять качеств присущи земле; воде присущи четыре;

Три качества (присущи) огню, три — воздуху

и пространству*:

5. Звук, касание, образ, вкус, запах (всего) пятёрка;

Это пять качеств земли в перечисленьи всех качеств.

6. Звук, касание, образ, вкус, лучший из

из дваждырождённых,

Качества воды, брамин, сообщены тебе, стойкий

в обетах.

7. Звук, касание, образ — это огня три свойства.

Звук и касание — воздуха; звук же есть качество

пространства.

8. В пяти сутях, брамин, эти пятнадцать качеств,

Они вращаются во всех существах; ими миры возникли;

9. Не вытесняют они одно другое, но совместно бывают,

дваждырождённый.

Когда различные существа подвижные, неподвижные,

заканчивают существованье,

10. Тогда воплощённый со временем входит в другое тело.

Так посменно погибают, рождаются существа

одни за другими.

11. Пяти сутей повсюду видны составные части (дхату),

Которыми окутано всё подвижное и неподвижное, весь

этот мир преходящий.

12. Индриями создаётся всё то, что здесь под проявленным

разумеют,

А непроявленное, превосходящее чувства, познаётся в

знаках.

13. Когда эти — звук и прочее воспринимаются, как

принадлежащее (человеку),

Тогда индрии как бы удерживают воплощённого и мучат.

14. Себя распростёртым в мире и мир в себе распростёртым

он видит;

Причинно-следственный ряд познавая, привязанный, он

на существа взирает;

15. Видящее все существа во всех, при всех обстоятельствах,

постоянно,

Слито с существами Брахмо; неправедному его

не постигнуть.

16. Человечность — вот коренное знанье преоборовшего

страданья.

Светом развития мира, он идёт по дороге познания.

17. О безначальном, пламенеющем, радующемся в

собственном лоне, всегда непреходящем,

Владыка*.

18. Корень всего, о чём ты меня вопрошал, певец, —

духовный подвиг, тапас*;

Этот подвиг совершается не иначе, как через укрощение

индрий.

19. Индрии — это всё между двумя: адом и раем;

Сдержанные или распущенные они ведут иль к раю,

иль к аду.

20. Удержание индрий — в этом полнота закона йоги*;

В этом корень всего духовного подвига, (рая) и ада*.

21. Влечение чувств несомненно приводит к пороку,

Совершенство же достигается их укрощеньем.

22. Кто достигает постоянного владычества над своей

шестёркой*,

Того грех не вяжет; откуда быть неудачам

у победившего чувства?

23. Увидев себя водителем, а тело — колесницей духа*,

лошадьми называют чувства;

На них, как на породистых конях едет блаженный,

устойчивый колесничий неленностно, благополучно.

24. Кто шестёркой своих, постоянно сдерживаемых

чувств управляет,

И крепко держит вожжи, тот становится лучшим

возничим.

25. А кто сердцем (манасом) следует за блужданием

индрий,

Буддхи (разум) того уносится ими, как корабль

волнами*.

26. Те, у которых по заблуждению препятствует

достиженью плода шестёрка,

Усердным изучением Шрути достигают плода,

рождённого размышленьем.

Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,

в книге «Беседа Маркандеи» гласит 211 глава

БЕСЕДА БРАМИНА И ОХОТНИКА

Глава 212

Маркандея сказал:

1. Когда о тонких (сутях) рассказал праведный охотник,

Тогда внимательный брамин ещё вопросил о тонких

(сутях).

Брамин сказал:

2. Гун — саттвы, раджаса и тамаса досконально

Сущность мне поясни, раз ты здесь вопрошаем.

Охотник сказал:

3. Ладно, разъясню тебе то, о чём ты меня вопрошаешь.

Об этих гунах по отдельности сообщённое мной,

постигни!

4. Из них — заблуждение есть сущность тамаса; раджаса —

продвиженье;

Изобилует просветлением саттва, оно побеждающим

здесь зовётся.

5. Будучи в заблуждении, много не знает сонный,

неразумный,

Тамасический человек; он ленив, плохо управляет

чувствами, подвержен гневу.

6. Разглагольствующий советник, староста, о певец-риши,

Безропотный*, (но) завистливый, эти чванливы от

раджаса.

7. Изобилующий светом, без замыслов, безропотный,

стойкий,

Безгневный, разумный, укрощённый человек

саттвичен.

8. Саттвичный, но (ещё) не пробудившийся страдает от

суетности мира.

Когда же он постигает подлежащее постиженью, он

мирской суеты избегает.

9. Сперва он облекается в образ бесстрастия,

Смягчается его личное начало*, он в прямоте

преуспевает;

10. Затем умиротворяются одно за другим его противоречья:

Ни в чём и нигде у него нет колебаний.

11. Он в правдивости укрепляется, родясь в лоне шудры,

Затем достигает состояния вайшьи, потом кшатрия,

дваждырождённый,

12. Стезей прямоты он достигает состояния браминства.

О гунах всё тебе сказано: что ещё ты хочешь услышать?

Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,

в книге «Беседа Маркандеи» гласит 212 глава

БЕСЕДА БРАМИНА И ОХОТНИКА

Глава 213

Брамин сказал:

1. Как, свойства земли получив, огненным становится тело,

И как совершенно заполняет (все) промежутки воздух.

Маркандея сказал:

2. На этот вопрос, возбуждённый брамином, о Юдхиштхира,

(Праведный) охотник сказал махатме-брамину:

Охотник сказал:

3. В голове пребывает вахни-огонь, охраняя всё тело;

Прана в голове и огне движется как бы вращаясь*.

4. Прошлое, настоящее, грядущее — всё пребывает в пране,

Это — превосходное лоно сущностей, (принадлежащее)

Браме — так мы определяем*;

5. Это — душа всех существ, рождённый Пуруша*;

он вечен,

Он — махан-буддхи, личное начало существ и

предметов,

6. Он здесь всегда полностью охраняется праной.

Затем саманой* каждый на свою дорогу вступает.

7. К месту корня, к заднему проходу очистительный огонь

вниз проникает;

Вынося мочу и кал, самана превращается в апану.

8. (Ток), пребывающий в этих трёх: прилежании, делах

и силе,

Называют уданой знающие высшего Атмана люди.

9. Во все промежутки проникает (ток) анила;

В людских телах его называют вьяна.

10. Среди первичных веществ* (дхату) распростёрт огонь;

он вздымается ветром;

Он круговоротом пробегает соки, первичные вещества и

болезни.

11. От упадка пран возникает упадок (тела);

Пищу воплощённого переваривает горячий огонь

так знать надо.

12. Между саманой, уданой движется прана*, апана.

Соответственно местопребыванию (пищи) совместно

огонь-очиститель варит;

13. Подобает знать, что прямая кишканижний его

отдел*,

Узлом пран* воплощённого здесь зарождаются токи;

14. В конце заднего прохода движенье огня прана гонит

обратно,

И очистительный огонь, придя наверх, взметается снова.

15. Вместилище переваренной (пищи) ниже пупка; выше

находится вместилище непереваренной пищи.

Возле пупка, посредине тела пребывают все праны.

16. Возникнув из сердца наискось вверх и вниз все

(сосуды)*,

Побуждаемые десятью пранами, несут жир, питательные

соки.

17. Таков путь йогинов — им они к тому Запредельному

идут —

Самообладающих, преодолевших усталость; во главу

они Атмана ставят.

Ведь во всех телах распространены прана

и апана*.

18. Полное число одиннадцати изменений первичных

веществ* носит Атман.

Знай его, как обладателя формы, постоянно

побеждающего йогой.

19. Огонь, что там постоянно пребывает, как бы помещён

в жаровню.

Знай, что Атман постоянно побеждает йогой.

20. То божество, что там пребывает, как в лотосе капля,

Знай то — Познающий поле, постоянно побеждающий

йогой.

21. Познай как носителей жизни раджас, саттву*, тамас;

То — свойства живой души, Атмана, запредельного

личному*, это постигни.

22. Самопознание — качество дживы; говорят, он

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн