— совершенно познавший, ты мудр, обширен твой
Не печалюсь и я за владыку: насыщен твой разум,
познал ты дхарму.
31. Прощаюсь с тобой, да будешь ты счастлив; да сохранит
тебя всячески Дхарма!
Неленностно действуй в законе, лучший носитель закона.
32. «Благо», — так ему, сложив руки, охотник молвил;
И обойдя того справа, отправился лучший из
дваждырождённых.
33. А придя тот брамин тогда совершил полностью всё
послушанье —
Матери и отцу, обоим старцам, и получил должное
наставленье.
34. Так тебе полностью всё поведано, Юдхиштхира,
О чём ты, мой сын, вопрошал относительно дхармы,
лучший блюститель дхармы:
35. О величии преданности мужу, о (величии) брамина,
О послушании праведного охотника отцу—матери
поведано, лучший.
Юдхиштхира сказал:
36. Чрезвычайно чудесное, брамин, непревзойдённое это
сказанье о дхарме,
О лучший из всех знатоков закона, возвещено (тобой),
лучший муни!
37. Во внимании (этому), мудрый, счастливо для меня
прошло время, как одно мгновенье!
Но я не насытился, владыка, слушаньем о высшей
дхарме.
Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,
в книге «Беседа Маркандеи» гласит 216 глава —
БЕСЕДА БРАМИНА И ОХОТНИКА
Глава 217
Вайшампаяна сказал:
1. Дхармараджа, выслушав это, касающееся дхармы
прекрасное сказанье,
Снова так вопросил того мудреца Маркандею,
Юдхиштхира сказал:
2. Как Агни отправился в лес и как некогда
Ангирас
После гибели огня, став Агни, вознёс (приношение)
хавис, великолепный?
3. Агни — один, но всё же множественен в своих деяньях;
Рассмотрение всего этого я слышать желаю.
4. А также, как возник Кумара и как он стал сыном Агни,
Как он возник от Рудры и Ганги среди Стожаров —
5. Это хочу от тебя слышать, высочайший владыка,
Всё досконально; я полон любознательности, великий
муни.
Маркандея сказал:
6. Об этом такую древнюю быль повествуют,
Как разгневанный (Агни), Возноситель Жертв,
отправился в лес творить умерщвление плоти.
7. Как в Ангираса превратился Агни, владыка,
Самонакаливаясь, уничтожая тьму, сияя.
8. Некогда, долгорукий, Ангирас творил величайшее
умерщвление плоти,
Превосходя Возносителя Жертв, причастный великой
доле он в обители находился;
И тогда озарил весь мир, став самим (Агни).
9. И совершил подвиг Вкуситель Жертвы (Хутабхудж),
накалился блеском Ангираса.
Сильно огорчился великолепный и не производил уж
ничего больше.
10. Тогда размышлял владыка, Вкуситель Жертвы:
«Иного Агни для миров уготовал Брама;
11. Огненность погибла, накаливанье* мне совершить
подобает;
Как снова мне стать огнём? — так он думал.
12. И накаливающего миры огнём великого муни он увидел;
Тогда тихонько подполз к нему и робко сказал Ангирас:
13. «Скорей стань снова огнём, поддерживающим жизнь
мира.
В трёх мирах, двигающихся в собственной области,
ты известен,
14. Ты — Агни, прогоняющий тьму, первозданный Брамы,
О разгоняющий тьму, в своё состоянье возвращайся
скорее!
Агни сказал:
15. Рождённый, как Вкуситель Жертв, я, владыка, утратил
в мире славу
(Теперь) Очистителем (Павакой) тебя, владыка,
не меня признают люди.
16. Огненность я отброшу, ты становись теперь Агни,
Вторым владыкой существ я буду.
Ангирас сказал:
17. Сотвори существам небесное благо, будь тьму
изгоняющим Агни!
Меня же, бог Агни, сделай твоим первенцем, родным
сыном.
Маркандея сказал:
18. Услышав слово Ангираса, он сотворил тогда
Джатаведу;
Так Ангирас по имени Брихаспати стал его сыном.
19. Узнав, что Ангирас первородный сын Вахни-Агни,
О причине этого боги, придя, вопрошали, Бхарата.
20. Он же, вопрошенный богами, причину тогда поведал;
И тогда боги восприняли это слово от Ангираса.
21. Теперь расскажу об огнях разнообразных,
многолучистых
Здесь признаваемых браминами в различных обрядах*
для различных целей.
Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,
в книге «Беседа Маркандеи» гласит 217 глава —
ОБ АНГИРАСЕ
Глава 218
Маркандея сказал:
1. Брахмана, родоначальник кауравов*, был его
третьим сыном,
Женой его была Субха; услышь от меня о его потомках:
2. Брихадкирти, Брихадджоти, Брихадбрама, Брихадмана,
Брихадмантра, Брихадбхаса, Брихаспати* также,
3. Среди этих потомков по красоте он* был первым.
Первая же дочь Ангираса — царица по имени
Блистающая — Бханумати,
4. Та, чья страсть была как бы всех существ (страстью).
Рагадрага — так её звали — это вторая дочь Ангираса.
5. Та, которую называют дочерью Капарди, зримая
и незримая для воплощённых,
Вследствие (своей) тонкости, то Синибали, третья дочь
Ангираса.
6. Пашьяти, Аршишмати, Бхабхи, Хавибхи, Хавишмати;
Шестой дочерью Ангираса называют чистую Махишмати.
7. Среди великих жертвоприношений сияющая,
о многомудрый из рода Ангираса,
Махатма именуемая — седьмая дочь Ангираса.
8. Та владычица, увидев которую, как Новую Луну (Куху),
прославляют,
Именуется также Экананша-Куху*, это дочь Ангираса.
Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,
в книге «Беседа Маркандеи» гласит 218 глава —
ПОВЕСТЬ ОБ АНГИРАСЕ
Глава 219
Маркандея сказал:
1. Преславная Чандрамаси была супругой Брихаспати.
Она породила чистые огни и дочь Шадеку.
2. При жертвоприношении огню, тот огонь, которому
полагается возливать топлёное масло,
Это — сын Агни-Брихаспати, великий в обетах по имени
Шамью.
3. Он пожирает скот при совершающейся каждые четыре
месяца ашвамедхе.
Тот самый сияющий многими (языками) пламени
могучий Агни.
4. Несравненные жёны Шамью: Сатья, Асатья,
Дхармаджа*;
У него сын — пламенеющий Агни и три дочери —
преданные обетам.
5. Первый Агни — чествуется топлёным маслом при
жертве адхвара.
Этот Агни, его первенец, именуется Бхарадхваджа.
6. Во все полнолуния жертвоприношения совершаются
возлиянием топлёного масла ложкой
Тому огню по имени Бхарата, второму сыну Шамью.
7. Есть другие три девушки, их супруг — Бхарата,
А у его сына, Бхараты, была лишь одна дочь — Бхарати.
8. Бхарата — сын огня Бхараты, Очиститель же (Павака) —
сын Праджапати,
Огромный, величественный, о лучший Бхарата.
9. Супруга отважного Бхарадваджи, отважная Пиндада,
«Дающая галушки»;
Дваждырождённые ей возливают тихо топлёное масло.
10. Тот, кому приносится жертва хавис совместно с Сомой,
Который прокладывает дороги колесницей, именуется
Кумбхаретас.
11. Чтоб породить завершение года, Бхабхис окутала
Огненность (его) всегда почитается; в жертвенном
возгласе оно возродится.
12. Но тот, кто никогда не утрачивает славы, блеска,
счастья,
Огонь «Неугасаемый» по имени, восхваляет лишь землю.
13. Очищенный им злодей освобождается от осквернения,
он сияет блеском.
«Безгрешный» огонь — его сын, истинный, праведному
14. Тот Агни, который взывающих (к нему) существ
покаянием очищает,
«Покаянным» зовётся; подвизающихся он ущедряет,
15. О нём стенают люди ради даров и приношения хавис,
Его сын по имени Свана; тот очиститель причиняет
страданье;
16. Того же, который пребывает, овладев разумом всего
мира,
Всепобедным Очистителем познавшие высшего Атмана
называют.
17. Огонь, известный как внутренний, который пищу
воплощённого переваривает, Бхарата,
Во всех мирах при жертвоприношениях он
Всепожирающим зовётся.
18. Самообузданный брахмачарья, постоянно преданный
обетам;
Брамины его, очистителя, чтят в жертве «Пака».
19. Очистительная река по имени Гомати была его подругой;
В ней все обряды совершают блюстители дхармы.
20. Вадава-огонь выпивает воды; он крайне ужасен;
Певец «Причастный Высотам» (Урдхвабхадж) обитает
в пране;
21. У северной двери дома ему постоянно возливают
топлёное масло,
Чтобы потом удачно совершить обряд жертвы; кто
хорошо выполняет это, считается превосходным.
22. В умиротворённых существах возникает огонь, это
У жестокого вскоре горделивая дочь родилась;
23. Свага* — имя её; ужасная, жестокая, она во всех
существах пребывает.
В трёх небесах никого нет, подобного ему красотою,
И за бесподобную красоту боги дали тому очистителю
имя Кама.
24. Возбуждающий ревность и гнев, с луком стоящий на
колеснице,
Огонь, именуемый Амогха, губить врагов способен.
25. Причастный великой доле (огонь) по имени Уктха
тремя изречениями прославляют;
Он родил великое слово, оно как «утеха» известно.
Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,
в книге «Беседа Маркандеи» гласит 219 глава —
ПОВЕСТЬ ОБ АНГИРАСЕ
Глава 220
Маркандея сказал:
1. Сын Кашьяпы, сын Васиштхи и Прана, сын Праны,
Агни и Чьяван, тройственным блеском,
2. Ради получения сына творили много лет тяжкое
умерщвление плоти;
«Да получим мы сына, праведного, славой подобного
Браме»,
3. Так эти пять тогда задумали, великие произнося
заклятья.
И родился (у них сын), блистающий пятью цветами,
многолучистый,
4. С головой — как пылающий огонь, с плечами
подобными солнцу,
С золотыми глазами, с чёрными ногами*, Бхарата.
5. Он сотворён был пятиродным подвигом, пятицветный,
Отчего этот дэва и прослыл Панчаджаньей* —
Пятиродным.
6. Десять тысяч лет он, великий подвижник, творил
умерщвление плоти
И создал ужасного Очистителя Предков* и поколенья,
7. Из головы — великий саман «Ратхантара», ветер и
насилие — из чрева.
Шиву сотворил из пупка, из силы — Индру, Ваю,
Агни — из (своей) праны,
8. Из плечей — два безударных слога* и все существа
мирские;
Этих тогда сотворив, пять сынов для (своих) отцов он
создал:
9. Для Брихадратхи — Пранидхану; для Кашьяпы —
Махаттару,
Для Ангираса — Бхану; для Золотистого ж (Агни) —
мудрого сына Саубхару.
10. Для Праны — Анудатту; таковы названия этой пятёрки.
Он сотворил двадцать дэвов*, жадных до жертвы и
ещё пятнадцать высших:
11. Субхиму, Атибхиму, Бхиму, Бхимабалу и Абалу —
Этих жадных до жертвы дэвов сотворил Тапас*;
12. Сумитру, Митравита, Митраджана, Митравардхану,
Митрадхармана* — и этих дэвов сотворил Тапас.
13. Супаравиру, Виру, Сурешу, Суварчасу,
И даже Богоубийцу* — этих пятерых сотворил Тапас.
14. На три образца установил их последовательно по
пятёркам.
Здесь пребывая, грабят они совершающих жертвы
для (достижения) рая;
15. Пожертвованное они у тех уносят и губят великое
возлияние хавис;
Оспаривая возлияние хавис, они убивают и похищают,
16. Внешние науку и дары, благих достоянье*,
Но не вползают они туда, где пребывает Агни;
17. По сторонам они расплёскивают жир, из пламени уносят;
Усмирённые заклятием, они не грабят жертвы, ни
приготовленного для жертвы.
18. Приближается к земле сын Тапаса, великий Уктха,
Когда совершено жертвоприношение агнихотра и
праведные его приносят в жертву.
19. И превозносится Ратхантара, сын Агни, подвижник;
Для завязывания дружбы ему возливается топлёное
масло — так указывают адхварьи.
20. И он, многославный, вполне ублаженный, вместе
с сыном ликует.
Так в святой Махабхарате, в книге «Лесная»,
в книге «Беседа Маркандеи» гласит 220 глава —
ОБ АНГИРАСЕ
Глава 221
Маркандея сказал:
1. Силой тяжких воздержаний рождённый очиститель, по
имени Бхарата;
Когда этот огонь, производящий благоденствие
удовлетворён, он благоденствие доставляет;
Народ его поддерживает, а потому и зовётся он
«Поддерживаемый» — Бхарата.
2. Огонь, преданный силе и поклоненью, Благим зовётся,
Шивой,
Он творит благо всем скорбящим, а потому он Благой,
Шива.
3. Увидев плод подвига, великому подвигу он предался
Светозарный, мудрый, ввысь устремляясь, он родил
Пурандару, сына.
4. Жар порождён был жаром; этот огонь отличие существ
отмечает.
Огонь, именуемый Ману, произвёл потомство
Праджапати*.
5. Шамбху-огонь (его) называют брамины, постигшие
Веды,
Авасатхья называют дваждырождённые пламенеющий
огонь, многосветящий.
6. Укрепляющих, возносящих жертву, подобно золоту
блестящих,
Тогда пять жертвоприношений — сынов родил здесь
Тапас.
7. Умиротворённый огонь, утомлённый подвигом, владыка
быков, сопричастный великой доле,
Родил ужасных асуров, а также разнообразных
смертных.
8. Сына Ману и Солнце подвигом сотворил Ангирас,
Великим Солнцем его именуют Брамины, превзошедшие
Веды.
9. Супруги Солнца — Супраджа и Брихадбхаша, рождённые
Сурьей*,
Обе они породили шесть сыновей; их родословную
слушай.
10. Который слабосильных, бесплодных существ одаряет,
Тот огонь называется Балада, Податель силы; это
первый сын Солнца.
11. Который в мирных существах свирепый гнев вызывает,
Тот огонь Яростным зовётся; это второй сын Солнца.
12. Тот, в который вливают масло в (день) нового и полного
месяца, называется Хавис;
Огни здесь называемые Вишну и Дхритиман — потомки
Ангираса.
13. Тот, которому вместе с Индрой совершается возлияние
хавис при жертве первинок,
Тот огонь по имени Аграяна* — Первинка — потомок
Бхану-Солнца.
14. В четырёхмесячье постоянное возлияние хавис (творят в
огонь), что от Нирагни* происходит,
Это Стубха, его сопровождают четыре сына Бхану-
Солнца.
15. От Ночи родилась дочь, а также двое: Агни, Сома;
Она* была супругой Ману и пять огней породила.
16. В четырёхмесячии почитается первичным возлиянием
хавис Очиститель-Павака.
Вместе с Дождём-Парджаньей святой огонь
Вайшванара-Всенародный
17. Печёт (пищу) того, кто всего мира владыка*.
Второй сын Ману — огонь по имени Всевладыка.
18. Затем следует хорошо приносить жертву аджа топлёным
маслом огню Свиштакриту*.
Та молодушка по имени Рохини, дочь Златовласого —
Хираньякашьяпу,
19. Как супруга блистала делами; а Вахни есть существ
Проникнув в живущих, тела воплощённых он образует.
Сын его по имени Саннихита облеченного в слово
производит*.
20. Светло-чернорожденный дэва распространяет
Пожирателя Жертвы;
Безгрешный, он совершает грех, когда приходит
в ярость.
21. Подвизающиеся всегда говорили, что Кашьяпа —
величайший риши;
Тот огонь по имени Капила — основатель Санкхья йоги.
22. Тот, посредством которого существа существам
постоянно дают начало,
Здесь, в различных телах, тот огонь называется Вахни;
23. Он сотворил другие очистители, что на земле
существуют
Преизбыточно для исправления испорченного обряда
агнихотра.
24. Когда друг с другом огни соприкасаются каким-либо
ветром,
Следует совершать жертвоприношение на
восьмисосудном огне (по имени) Шучи — Чистый.
25. Когда первый огонь соединяется двумя (языками),
Тогда непременно