книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 29 глава —
ПЕСНЬ БРАМИНА
Глава 30
Предки сказали:*
1. Об этом ещё такую древнюю быль повествуют,
Внимай ей, лучший брамин, и тогда принимайся за дело.
2. Был очень великий подвижник, раджа-риши по имени Аларка.
Знающий долг махатма, правдивый, очень твёрдый в обетах.
3. Он луком полностью покорил приморскую землю*;
Совершив это очень трудновыполнимое дело, он (духовному)
подвигу предался.
4. Когда у корней дерева сел он, закончив великое дело,
О многочтимая*, к тончайшим (вопросам) его мысль устремилась.
Аларка сказал:
5. В моём манасе народилось войско; победив манас (я достигну)
прочной победы.
Внутрь туда я пущу стрелу, окружённый врагами!
6. Он своей мятежностью разрушает дела всех смертных,
Против манаса я пущу с очень острыми наконечниками стрелы.
Манас сказал:
7. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,
А твои жизненные узлы они раздробят; с разбитыми узлами ты
погибнешь.
8. Иные стрелы измысли, которыми ты меня сможешь прикончить.
Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,
Аларка сказал:
9. Обонянье слишком много запахов (воспринимает), они же
привлекают;
Поэтому против обоняния буду метать я острые стрелы.
Обоняние сказало:
10. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,
А твои жизненные узлы они раздробят; с разбитыми узлами ты
погибнешь.
11. Иные стрелы измысли, которыми ты меня сможешь прикончить.
Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,
Аларка сказал:
12. Он лакомится сладкими вкусами, они ж привлекают;
Поэтому против языка я стану метать острые стрелы.
Язык сказал:
13. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,
А твои жизненные узлы они раздробят; с разбитыми узлами ты
погибнешь.
14. Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.
Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,
Аларка сказал:
15. Осязает кожа различные касанья, они ж привлекают;
Поэтому различными оперёнными стрелами я разорву кожу.
Кожа сказала:
16. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,
А твои жизненные узлы они раздробят; с разбитыми узлами ты
погибнешь.
17. Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.
Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,
Аларка сказал:
18. Ухо слышит различные звуки, а те привлекают;
Поэтому против него выпущу острые стрелы.
Ухо сказало:
19. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,
А твои жизненные узлы они разобьют, тогда ты лишишься жизни.
20. Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.
Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,
Аларка сказал:
21. Глаз видит многие образы, они ж привлекают;
Поэтому его я убью отточенными стрелами.
Глаз сказал:
22. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,
А твои жизненные узлы раздробят; с разбитыми узлами ты
погибнешь.
23. Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.
Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,
Аларка сказал:
24. Познавая, она разные принимает решенья;
Поэтому против буддхи я выпущу острые стрелы.
Буддхи сказала:
25. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,
А твои жизненные узлы раздробят; с разбитыми узлами ты
погибнешь.
Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.
Брамин сказал*:
26. Тогда Аларка предпринял ужасное, трудновыполнимое истязание
плоти,
Но не добился стрел, способных тех семерых прикончить.
27. Тогда, крепко собрав сознанье, стал размышлять владыка
И, размышляя, в короткое время*, Аларка, лучший из дваждырождённых*
28. Постиг, этот лучший мыслитель, что выше йоги нет блага;
На нём единственно сосредоточив мысль, он непоколебимо
утвердился в йоге.
29. Могучий, одной стрелой убил он чувства.
Йогой проникнув в Атмана, он высшего достиг
совершенства.
30. Ликуя, он такое раджа-ришам сказал изреченье:
«Увы, плохо, что мы за всем внешним гонялись,
31. Привязанные к жажде наслаждений, мы некогда ценили царство,
Впоследствии ж я узнал, что нет счастья выше, чем йога.
32. Итак, Рама, не губи кшатриев с их потомством,
Предайся страшному умерщвлению плоти, и ты достигнешь
блага».
33. Согласно такому слову предков, сын Джамадагни предался
страшному умерщвлению плоти
И весьма счастливо достигнул труднодостижимых совершенств
йоги.
Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 30 глава —
ПЕСНЬ БРАМИНА
Глава 31
Брамин сказал:
1. Есть три врага в мире, они, соответственно гунам, девятикратны:
Радость, любовь, блаженство — присущи качеству саттва;
2. Жажда, гнев, горячка — присущи качеству раджас;
Изнурение, вялость и заблужденье — присущи качеству тамас.
3. Их уничтожает стойкий множеством стрел неустанно.
Недругов победив, победивший чувства, может успокоиться
4. Люди, знающие стародавнее, об этом такое изречение хвалят:
Его пропел Амбариша-раджа, некогда достигший мира;
5. Пробудив добродетели, преоборов пороки,
Власти достигнул упорством, многославный Амбариша;
6. Он соблюдал себя от пороков, почитал добродетель;
Придя к великому совершенству, он такое произнёс изреченье:
7. — Многие побеждены пороки, все враги убиты,
Один порок, но тягчайший, мне нужно убить, я его не осилил.
8. Пока (моя) сущность с ним связана, я не достигну бесстрастья,
Пока (человека) гонит жажда вниз, остаётся он неразумным.
9. Но человек бестелесному здесь причастный,
Искореняя острым мечом, да уничтожит ту жадность*.
10. (Ибо) от жадности рождается жажда, отсюда возникает забота.
И (человек) стремится к желанному, а достигнутое
преимущественно бывает страстного свойства;
Получив такое (свойство), он получает (затем) то,
что преимущественно относится к тёмному свойству.
11. Обременённый этими свойствами, он попадает в узы, стремится
к делам и рождается снова и снова.
Когда жизнь истощается, распадается и рассеивается тело,
а (человек) идёт снова к рожденью и смерти.
12. Поэтому, полностью прозревая жадность, решительно её схватив,
в Атмане искать нужно царства.
Кроме этого царства нет другого, а царь в нём — как должно,
постигнутый Атман,
13. Такое изреченье спел Амбариша, прославленный раджа;
Искоренив жадность, он достиг высшего царства.
Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 31 глава —
ПЕСНЬ БРАМИНА
Глава 32
Брамин сказал:
1. Об этом ещё такую древнюю быль повествуют,
О лучезарная, брамина с Джанакой беседу.
2. Как-то провинившемуся брамину, наказания ради
«В моей области ты не должен жить», — так молвил раджа
Джанака.
3. На эти слова брамин лучшему радже ответил:
— Укажи область, раджа, подчинённую твоей воле,
4. Чтобы в иную область, раджа, я бы пошёл,
Слово твоё исполнить хочу согласно закону, земли владыка.
5. На эти слова многославного брамина, раджа,
Внезапно вздохнув, ничего не ответил.
6. На того сидящего в размышленьи неизмеримо сильного раджу
Сомнение вдруг надвинулось, как пожиратель (Раху) —
на солнце.
7. Раджа вздохнул, когда прошло смущенье,
И быстро такое слово сказал брамину:
Джанака сказал:
8. В унаследованном от отца и деда царстве,
Подумав о всей земле, не нахожу области (моей)
воле подвластной,
9. И не найдя на всей земле, я ограничился (городом) Митхилой;
И там не найдя, я ограничился семьёю.
10. И здесь не найдя, пришёл я в смущенье,
Но смущенье закончилось, когда новая мысль возникла:
11. Так как нет такой области, я подумал, то всё — моя область.
Если и сам я не свой, то значит вся земля — моя (область);
12. Но как моя, так и других, так полагаю, дваждырождённый,
Итак, живи, поскольку можешь, и наслаждайся, поскольку
хочешь.
Брамин сказал:
13. В унаследованном от отца и деда царстве,
Свою область, скажи, на каком основании отрицаешь?
14. Какую мысль постигнув, полагаешь, что всё твоя область,
Раз не имеешь области, то почему всё своей областью считаешь?
Джанака сказал:
15. Преходящим считается здесь занятость всяким делом,
Поэтому здесь своего ничего не нашёл я.
16. «Чьё это, кто обладает этим?» — такое слово говорят Веды*,
И не нашёл ничего, о чём бы «это моё» мог подумать,
17. Придя к такой мысли, я тебе отрицал своё обладанье,
Слушай, постигнув какую мысль (я сказал): «всё — моя область».
18. Не ищу для себя запахов, даже в нос вошедших,
Поэтому победил я землю*, она навсегда в моей власти.
19. Не ищу для себя, даже находящихся во рту вкусов,
Так победил я воду, она навсегда в моей власти.
20. А образов, света в глазах для себя не желаю,
Поэтому свет победил я, он навсегда в моей власти.
21. Не ищу для себя касаний, даже достигших кожи,
Поэтому воздух я победил, он всегда в моей власти.
22. И звуков для себя не ищу, даже (проникших) в ухо,
Поэтому я победил звук*, он навсегда в моей воле.
23. Я манаса для себя не ищу, хотя постоянно внутри (меня)
манас,
Так победил я манас, поэтому он навсегда в моей воле.
24. Ради богов, предков, стихий и ради гостя,
Вот ради кого существуют все эти стремленья.
25. Тогда брамин, улыбнувшись, снова сказал Джанаке:
«Чтоб испытать (тебя) в этом, я ныне сюда явился, знай, что я
26. Ты — трудновращаемого колеса достижения Брахмо,
Обтянутого ободом саттвы, единственный вращатель*».
Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 32 глава —
ПЕСНЬ БРАМИНА
Глава 33
Брамин сказал:
1. Не таково моё странствие в мире, робкая, в каком
ты меня, благомудрая, упрекала*:
Я брамин, домохозяина долг соблюдший, свободный обитатель
леса*.
2. Я не таков, каким ты меня видишь в дурном и хорошем,
Я объемлю всю эту (вселенную), с подвижным и неподвижным.
3. Знай, для всего подвижного и неподвижного, что родилось в мире,
Для всех я последний, ужасающий Очиститель*.
4. Вся земля — моё царство, я охватил даже третье небо;
Знай, они — сознанье*, а сознанье (это) моё богатство.
5. Один есть путь для браминов, по нему идёт мудрый,
Будь то домохозяин, отшельник, учитель иль нищий*.
6. Во многих образах* почитается сознание, направленное к высшей
цели,
Теми, кто владеет познаньем покоя при разных образах жизни,
на разных её ступенях;
7. Такие к единому Бытию направляются, как реки к океану;
С этим сознанием нужно идти по пути, с плотным* идти
невозможно.
8. Деятельность (связана) с началом, концом; поступки
обусловливают тело*;
9. Поэтому тебе, благой причастная доле, не следует страшиться
иного мира,
Радуясь небытию быванья, в мой Атман ты вступишь.
Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 33 глава —
ПЕСНЬ БРАМИНА
Глава 34
Браминка сказала:
1. Этого не могут познать малодушные, несовершенные люди;
Моя мысль множественна, расплывчата, рассеяна, ничтожна.
2. Скажи мне средство, которым я овладею мыслью;
Дай мне постигнуть причину такого познанья.
Брамин сказал:
3. Знай, что браминки мягкая часть арани, его верхняя часть —
Изнурение плоти, изученье писаний есть трение, зарождающее
огонь познанья.
Браминка сказал:
4. Каков признак этого Брахмо, известного, как «Познавший
поле»?
Где такой признак, если я в состоянии это постигнуть?
Брамин сказал:
5. Оно без признака, без качеств, не видно его причины,
Но я скажу тебе средство, которым оно познаётся и не
познаётся.
6. В уподоблении пчёлам совершенное средство видно
В (их) работе*; «То» недоступно познанью, но через
символ* к нему приблизиться можно:
7. Указания (Шастр): то следует делать, того не делать
освобождению не научат;
Смотрящего и слышащего «я»* должно родиться познанье,
8. Нужно столько частей собрать, поскольку это здесь возможно,
Образов ясных и неясных — сотни сотен, тысячи тысяч.
9. В сочетании с обусловливающими их причинами, накопление
разных предметов (познанья)
Ещё не приводит к восприятию Высшего, но при усердии оно
Шри Бхагаван* сказал:
10. Так Познавший поле разрушил (неверную) мысль той
браминки,
Но потом Познавший поле развил (в ней) знанье Познавшего
поля.
Арджуна сказал:
11. Кто эта браминка, кто тот брамин, Кришна,
Те, что достигли такого совершенства, те, чью беседу я слушал?
Шри Бхагаван сказал:
12. Знай, брамин — это мой манас, а буддхи — браминка,
А Познавший поле, о котором шла речь, это я сам, Дхананджая.
Так в святой Махабхарате,
в книге «Жертвоприношение коня»,
в книге «Анугита» гласит 34 глава —
ПЕСНЬ БРАМИНА
Глава 35
Арджуна сказал:
1. То высшее Брахмо я хотел бы знать, о нём благоволи мне
Утончённому (познанию) радуется моя мысль по милости владыки.
Сын Васудэвы сказал:
2. Об этом ещё такую древнюю быль повествуют:
Беседу об освобождении, вопросы ученика великому гуру.
3. Некоего брамина с отточенными* обетами, занятого
наставленьем*,
Разумный ученик спросил: «Что есть благо, врагов крушитель?*
4. К благу стремясь, я