Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 29 глава

ПЕСНЬ БРАМИНА

Глава 30

Предки сказали:*

1. Об этом ещё такую древнюю быль повествуют,

Внимай ей, лучший брамин, и тогда принимайся за дело.

2. Был очень великий подвижник, раджа-риши по имени Аларка.

Знающий долг махатма, правдивый, очень твёрдый в обетах.

3. Он луком полностью покорил приморскую землю*;

Совершив это очень трудновыполнимое дело, он (духовному)

подвигу предался.

4. Когда у корней дерева сел он, закончив великое дело,

О многочтимая*, к тончайшим (вопросам) его мысль устремилась.

Аларка сказал:

5. В моём манасе народилось войско; победив манас (я достигну)

прочной победы.

Внутрь туда я пущу стрелу, окружённый врагами!

6. Он своей мятежностью разрушает дела всех смертных,

Против манаса я пущу с очень острыми наконечниками стрелы.

Манас сказал:

7. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,

А твои жизненные узлы они раздробят; с разбитыми узлами ты

погибнешь.

8. Иные стрелы измысли, которыми ты меня сможешь прикончить.

Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,

Аларка сказал:

9. Обонянье слишком много запахов (воспринимает), они же

привлекают;

Поэтому против обоняния буду метать я острые стрелы.

Обоняние сказало:

10. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,

А твои жизненные узлы они раздробят; с разбитыми узлами ты

погибнешь.

11. Иные стрелы измысли, которыми ты меня сможешь прикончить.

Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,

Аларка сказал:

12. Он лакомится сладкими вкусами, они ж привлекают;

Поэтому против языка я стану метать острые стрелы.

Язык сказал:

13. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,

А твои жизненные узлы они раздробят; с разбитыми узлами ты

погибнешь.

14. Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.

Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,

Аларка сказал:

15. Осязает кожа различные касанья, они ж привлекают;

Поэтому различными оперёнными стрелами я разорву кожу.

Кожа сказала:

16. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,

А твои жизненные узлы они раздробят; с разбитыми узлами ты

погибнешь.

17. Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.

Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,

Аларка сказал:

18. Ухо слышит различные звуки, а те привлекают;

Поэтому против него выпущу острые стрелы.

Ухо сказало:

19. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,

А твои жизненные узлы они разобьют, тогда ты лишишься жизни.

20. Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.

Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,

Аларка сказал:

21. Глаз видит многие образы, они ж привлекают;

Поэтому его я убью отточенными стрелами.

Глаз сказал:

22. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,

А твои жизненные узлы раздробят; с разбитыми узлами ты

погибнешь.

23. Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.

Этому вняв, он стал размышлять, затем такое слово молвил,

Аларка сказал:

24. Познавая, она разные принимает решенья;

Поэтому против буддхи я выпущу острые стрелы.

Буддхи сказала:

25. Никаким образом меня не пронзят, Аларка, стрелы,

А твои жизненные узлы раздробят; с разбитыми узлами ты

погибнешь.

Иные измысли стрелы, которыми ты меня сможешь прикончить.

Брамин сказал*:

26. Тогда Аларка предпринял ужасное, трудновыполнимое истязание

плоти,

Но не добился стрел, способных тех семерых прикончить.

27. Тогда, крепко собрав сознанье, стал размышлять владыка

И, размышляя, в короткое время*, Аларка, лучший из дваждырождённых*

28. Постиг, этот лучший мыслитель, что выше йоги нет блага;

На нём единственно сосредоточив мысль, он непоколебимо

утвердился в йоге.

29. Могучий, одной стрелой убил он чувства.

Йогой проникнув в Атмана, он высшего достиг

совершенства.

30. Ликуя, он такое раджа-ришам сказал изреченье:

«Увы, плохо, что мы за всем внешним гонялись,

31. Привязанные к жажде наслаждений, мы некогда ценили царство,

Впоследствии ж я узнал, что нет счастья выше, чем йога.

32. Итак, Рама, не губи кшатриев с их потомством,

Предайся страшному умерщвлению плоти, и ты достигнешь

блага».

33. Согласно такому слову предков, сын Джамадагни предался

страшному умерщвлению плоти

И весьма счастливо достигнул труднодостижимых совершенств

йоги.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 30 глава

ПЕСНЬ БРАМИНА

Глава 31

Брамин сказал:

1. Есть три врага в мире, они, соответственно гунам, девятикратны:

Радость, любовь, блаженство — присущи качеству саттва;

2. Жажда, гнев, горячка — присущи качеству раджас;

Изнурение, вялость и заблужденье — присущи качеству тамас.

3. Их уничтожает стойкий множеством стрел неустанно.

Недругов победив, победивший чувства, может успокоиться

духом.

4. Люди, знающие стародавнее, об этом такое изречение хвалят:

Его пропел Амбариша-раджа, некогда достигший мира;

5. Пробудив добродетели, преоборов пороки,

Власти достигнул упорством, многославный Амбариша;

6. Он соблюдал себя от пороков, почитал добродетель;

Придя к великому совершенству, он такое произнёс изреченье:

7. — Многие побеждены пороки, все враги убиты,

Один порок, но тягчайший, мне нужно убить, я его не осилил.

8. Пока (моя) сущность с ним связана, я не достигну бесстрастья,

Пока (человека) гонит жажда вниз, остаётся он неразумным.

9. Но человек бестелесному здесь причастный,

Искореняя острым мечом, да уничтожит ту жадность*.

10. (Ибо) от жадности рождается жажда, отсюда возникает забота.

И (человек) стремится к желанному, а достигнутое

преимущественно бывает страстного свойства;

Получив такое (свойство), он получает (затем) то,

что преимущественно относится к тёмному свойству.

11. Обременённый этими свойствами, он попадает в узы, стремится

к делам и рождается снова и снова.

Когда жизнь истощается, распадается и рассеивается тело,

а (человек) идёт снова к рожденью и смерти.

12. Поэтому, полностью прозревая жадность, решительно её схватив,

в Атмане искать нужно царства.

Кроме этого царства нет другого, а царь в нём — как должно,

постигнутый Атман,

13. Такое изреченье спел Амбариша, прославленный раджа;

Искоренив жадность, он достиг высшего царства.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 31 глава

ПЕСНЬ БРАМИНА

Глава 32

Брамин сказал:

1. Об этом ещё такую древнюю быль повествуют,

О лучезарная, брамина с Джанакой беседу.

2. Как-то провинившемуся брамину, наказания ради

«В моей области ты не должен жить», — так молвил раджа

Джанака.

3. На эти слова брамин лучшему радже ответил:

— Укажи область, раджа, подчинённую твоей воле,

4. Чтобы в иную область, раджа, я бы пошёл,

владыка.

Слово твоё исполнить хочу согласно закону, земли владыка.

5. На эти слова многославного брамина, раджа,

Внезапно вздохнув, ничего не ответил.

6. На того сидящего в размышленьи неизмеримо сильного раджу

Сомнение вдруг надвинулось, как пожиратель (Раху) —

на солнце.

7. Раджа вздохнул, когда прошло смущенье,

И быстро такое слово сказал брамину:

Джанака сказал:

8. В унаследованном от отца и деда царстве,

Подумав о всей земле, не нахожу области (моей)

воле подвластной,

9. И не найдя на всей земле, я ограничился (городом) Митхилой;

И там не найдя, я ограничился семьёю.

10. И здесь не найдя, пришёл я в смущенье,

Но смущенье закончилось, когда новая мысль возникла:

11. Так как нет такой области, я подумал, то всё — моя область.

Если и сам я не свой, то значит вся земля — моя (область);

12. Но как моя, так и других, так полагаю, дваждырождённый,

Итак, живи, поскольку можешь, и наслаждайся, поскольку

хочешь.

Брамин сказал:

13. В унаследованном от отца и деда царстве,

Свою область, скажи, на каком основании отрицаешь?

14. Какую мысль постигнув, полагаешь, что всё твоя область,

Раз не имеешь области, то почему всё своей областью считаешь?

Джанака сказал:

15. Преходящим считается здесь занятость всяким делом,

Поэтому здесь своего ничего не нашёл я.

16. «Чьё это, кто обладает этим?» — такое слово говорят Веды*,

И не нашёл ничего, о чём бы «это моё» мог подумать,

17. Придя к такой мысли, я тебе отрицал своё обладанье,

Слушай, постигнув какую мысль (я сказал): «всё — моя область».

18. Не ищу для себя запахов, даже в нос вошедших,

Поэтому победил я землю*, она навсегда в моей власти.

19. Не ищу для себя, даже находящихся во рту вкусов,

Так победил я воду, она навсегда в моей власти.

20. А образов, света в глазах для себя не желаю,

Поэтому свет победил я, он навсегда в моей власти.

21. Не ищу для себя касаний, даже достигших кожи,

Поэтому воздух я победил, он всегда в моей власти.

22. И звуков для себя не ищу, даже (проникших) в ухо,

Поэтому я победил звук*, он навсегда в моей воле.

23. Я манаса для себя не ищу, хотя постоянно внутри (меня)

манас,

Так победил я манас, поэтому он навсегда в моей воле.

24. Ради богов, предков, стихий и ради гостя,

Вот ради кого существуют все эти стремленья.

25. Тогда брамин, улыбнувшись, снова сказал Джанаке:

«Чтоб испытать (тебя) в этом, я ныне сюда явился, знай, что я

Дхарма.

26. Ты — трудновращаемого колеса достижения Брахмо,

Обтянутого ободом саттвы, единственный вращатель*».

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 32 глава

ПЕСНЬ БРАМИНА

Глава 33

Брамин сказал:

1. Не таково моё странствие в мире, робкая, в каком

ты меня, благомудрая, упрекала*:

Я брамин, домохозяина долг соблюдший, свободный обитатель

леса*.

2. Я не таков, каким ты меня видишь в дурном и хорошем,

Я объемлю всю эту (вселенную), с подвижным и неподвижным.

3. Знай, для всего подвижного и неподвижного, что родилось в мире,

Для всех я последний, ужасающий Очиститель*.

4. Вся земля — моё царство, я охватил даже третье небо;

Знай, они — сознанье*, а сознанье (это) моё богатство.

5. Один есть путь для браминов, по нему идёт мудрый,

Будь то домохозяин, отшельник, учитель иль нищий*.

6. Во многих образах* почитается сознание, направленное к высшей

цели,

Теми, кто владеет познаньем покоя при разных образах жизни,

на разных её ступенях;

7. Такие к единому Бытию направляются, как реки к океану;

С этим сознанием нужно идти по пути, с плотным* идти

невозможно.

8. Деятельность (связана) с началом, концом; поступки

обусловливают тело*;

9. Поэтому тебе, благой причастная доле, не следует страшиться

иного мира,

Радуясь небытию быванья, в мой Атман ты вступишь.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 33 глава

ПЕСНЬ БРАМИНА

Глава 34

Браминка сказала:

1. Этого не могут познать малодушные, несовершенные люди;

Моя мысль множественна, расплывчата, рассеяна, ничтожна.

2. Скажи мне средство, которым я овладею мыслью;

Дай мне постигнуть причину такого познанья.

Брамин сказал:

3. Знай, что браминки мягкая часть арани, его верхняя часть

учитель.

Изнурение плоти, изученье писаний есть трение, зарождающее

огонь познанья.

Браминка сказал:

4. Каков признак этого Брахмо, известного, как «Познавший

поле»?

Где такой признак, если я в состоянии это постигнуть?

Брамин сказал:

5. Оно без признака, без качеств, не видно его причины,

Но я скажу тебе средство, которым оно познаётся и не

познаётся.

6. В уподоблении пчёлам совершенное средство видно

В (их) работе*; «То» недоступно познанью, но через

символ* к нему приблизиться можно:

7. Указания (Шастр): то следует делать, того не делать

освобождению не научат;

Смотрящего и слышащего «я»* должно родиться познанье,

8. Нужно столько частей собрать, поскольку это здесь возможно,

Образов ясных и неясных — сотни сотен, тысячи тысяч.

9. В сочетании с обусловливающими их причинами, накопление

разных предметов (познанья)

Ещё не приводит к восприятию Высшего, но при усердии оно

будет.

Шри Бхагаван* сказал:

10. Так Познавший поле разрушил (неверную) мысль той

браминки,

Но потом Познавший поле развил (в ней) знанье Познавшего

поля.

Арджуна сказал:

11. Кто эта браминка, кто тот брамин, Кришна,

Те, что достигли такого совершенства, те, чью беседу я слушал?

Шри Бхагаван сказал:

12. Знай, брамин — это мой манас, а буддхи — браминка,

А Познавший поле, о котором шла речь, это я сам, Дхананджая.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 34 глава

ПЕСНЬ БРАМИНА

Глава 35

Арджуна сказал:

1. То высшее Брахмо я хотел бы знать, о нём благоволи мне

поведать,

Утончённому (познанию) радуется моя мысль по милости владыки.

Сын Васудэвы сказал:

2. Об этом ещё такую древнюю быль повествуют:

Беседу об освобождении, вопросы ученика великому гуру.

3. Некоего брамина с отточенными* обетами, занятого

наставленьем*,

Разумный ученик спросил: «Что есть благо, врагов крушитель?*

4. К благу стремясь, я

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн