Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

припадаю к владыке

И голову склоняю, певец; что подлежит сообщенью

скажи мне».

5. Тому вопрошающему ученику, сын Притхи, учитель ответил:

«Всё тебе возвещу, в чём у тебя есть сомнение, дваждырождённый».

6. После слов учителя, лучшего из гуру, учителя любимец

Как вопрошал, сложив руки, это узнай, многомудрый.

Ученик сказал:

7. Откуда я, ты откуда? Эту высшую истину открой мне!

Подвижные и неподвижные существа как родились?

8. Чем живут существа, каков их крайний возраст?

Как праведные разъясняют, певец, что такое истина, что тапас,

что гуны?

9. Какие благие пути бывают, что такое счастье, несчастье?

Эти мои вопросы, благообетный владыка, разъясни досконально.

10. Благоволи разъяснить здесь, сообразно истине, певец-риши,

Ибо никто иной, кроме тебя, на эти вопросы ответить не может.

11. Говори, беспредельна моя любознательность, из знающих

лучший,

Чтобы ты, преуспевший в законе, в освобожденьи, в мирах был

воспет, владыка!

12. Не видно другого, способного разрешить сомненья —

Мы страшимся самсары, желаем освобожденья.

Сын Васудэвы сказал:

13. Ему прибегшему, вопрошающему, как должно,

Ученику, обладающему (добрыми) свойствами, достигшему

мира,

14. Следующему как тень (за учителем), прилежному послушнику

На те вопросы ответил мудрый, твёрдый в обетах.

Гуру сказал:

15. Вся эта, блюдомая высшими ришами, изречённая Брамой,

В истине бытия пребывающая, согласная с Ведами мудрость,

16. Есть знание высшего Брахмо, отречение и высшее умерщвление

плоти.

Кто неизреченную сущность знания решительно постигает

17. И во всех существах пребывающего Атмана, тот считается

вездесущим.

Кто, знающий, совместное и раздельное существование видит,

18. А также единственность и множественность, тот полностью

от страданий свободен.

Кто ничего не желает, ни о чём не мечтает,

19. Тот уж в этом мире бытию Брахмо причастен.

Обладающий знаньем основы* и сущность свойств всех существ

постигший,

20. Без собственности*, без самости освобождается, в этом нет

сомненья.

Огромно (дерево)*, возникшее из семени непроявленного*; его

подножие* — буддхи;

21. Великая основа личности — его ствол, индрии — побеги и

дупла*,

Великие сути* — развилки, особенности* — разветвленья;

22. Всегда оно производит привлекательные плоды, цветы, листья;

Это обитель существ, вечное семя Брахмо!

23. Знающий дерево и таттвы, мечом высшего знанья

Срезав его, получает бессмертие, отвергнув смерть и рожденье.

24. Объемлющий прошлое, настоящее и будущее, удостоверяющий

цель, закон и желанье,

Вполне известный сонмам совершенных, несомненный, вечный,

25. Высочайший ныне я тебе путь возвещу, о многопознавший;

Постигнув его, разумные уже здесь достигают совершенства.

26. Некогда вместе сошлись ищущие познания риши:

Праджапати, Бхарадваджа, Гаутама, Бхаргава,

27. Васиштха, Кашьяпа, Вишвамитра, Атри,

Прошедшие все пути, изнурённые своими делами.

28. Сурового риши Ангираса во главе поставили те брамины.

В обители Брамы они желали узреть безгрешного Браму.

29. Ему, счастливо пребывающему, Махатме поклонились великие

риши

И, преисполненные смиренья, вопросили о высшем благе:

30. — Как нужно выполнять благое дело, как стать от грехов

свободным,

Каков благой наш путь, что есть истина, что злодеянье?

31. Как достигаются два пути деятельности: северный, южный?

Возникновенье, бытие и гибель существ как происходит?

32. Что сказал Предок на слова лучших муни —

Я теперь возвещу, внимай, ученик, как это было.

Брама сказал:

33. Недвижные и подвижные существа родились от Правды;

Подвигом они живут, благообетные, это знайте.

34. Свей деятельностью они развиваются, вступив в своё лоно.

Истина, сопряжённая с гунами, пять признаков носит.

35. Высшая истина есть истинное Брахмо; истина есть существ

владыка;

От истины родились существа, этот преходящий мир возник

Правдой*.

36. Поэтому певцы, пребывающие в правде, постоянно устремляются

к йоге.

Преодолев гнев, самообузданные, они предаются подвигу, долгу;

37. Обуздывая друг друга, они преданы Ведам, живут по закону;

О них возвещу, о вечных хранителях мира,

38. О четверичной науке*, о кастах, и особенно о четырёх ступенях

жизни.

Единой дхармы четверичный путь мудрые называют вечным.

39. Брамины, я путь возвещу вам благой, ведущий к покою,

Постоянный, древних мудрецов приведший к Брахмо,

40. Вам, о высшем, труднообъяснимом пути меня вопросившим.

Постигните, причастные великой участи, полностью высшую

Обитель

41. Ступень брахмачарья первой зовётся из (жизненных ступеней)

ашрама;

Состояние домохозяина — второй; отшельничество же в лесу —

третьей.

42. Затем следует высшая ступень, касающаяся Атмана,

так знайте.

Свет, пространство, солнце, ветер, Праджапати, Индра

43. Не постигают высшего Атмана, поскольку его не созерцают.

Я возвещу для этого способ — древние его разумели

44. Муни, питающиеся плодами, корнями, воздухом — обитатели

леса.

Предписывая отшельничество для трёх (каст) дваждырождённых,

45. Ступень домохозяина должны соблюдать все касты*.

Признак благочестия — почитание предков*, так мудрые

считают.

46. Так объясняется путь «дэваяна», по нему ступая

Праведные, мудрые (своей) деятельностью прокладывают мост

к Основе (дхарме).

47. Также кто иначе* подвизается в долге, заострив обеты,

Со временем постоянное возникновение и закат существ

прозревает.

48. Теперь, с надлежащим обоснованием, я скажу о таттвах:

Они пребывают* в (соответственном) распределении во всех

предметах.

49. Великий*, как проявленный Атман, принцип личности* также,

Одиннадцать индрий и пять великих сутей*,

50. Пять особенных свойств (этих) сутей — вот постоянное

проявление —

Вот двадцать четыре таттвы и одна, перечисленные в Санкхьи.

51. Кто знает все таттвы, их возникновенье, исчезновенье,

Тот, мудрый среди существ, не идёт к заблужденью.

52. Кто, сообразно действительности, познал все таттвы с (их)

божествами и гуны,

Тот сдувает (с себя) грехи, освобождается от уз и чистые миры

вкушает.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 35 глава

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

Глава 36

Брама сказал:

1. Тот непроявленный, неисчерпаемый*, всепроникающий

и постоянный

Девятивратный кремль* подобает знать, трёхгунный

из пяти влаг состоящий.

2. Его окружают одиннадцать индрий с манасом,

сущность которого — распознаванье.

Повелительница в нём буддхи, таков этот превосходный

одиннадцатичленный* город.

3. Три потока туда стремятся снова и снова,

Они состоят из гун, катятся проникнутые праной.

4. Тамас, раджас и саттва называются эти свойства

(гуны);

Они сочетаются друг с другом, друг из друга возникают,

5. Сталкиваются друг с другом, одно за другим вращаясь,

Перекрывая друг друга; из пяти соков (дхату)

состоят те свойства.

6. Тамас сочетается с саттвой, саттва сочетается с раджас;

Также раджас с саттвой и сочетается саттва и тамас.

7. Когда подавляется тамас, тогда возрастает раджас;

Где подавляется раджас, там возрастает саттва.

8. Мрак присущ свойству тамас, оно тройственно

качеством, известно как заблужденье;

Признак его — беззаконие, постоянно (присущее)

злодеям*.

9. Деятельность по сути называется (свойством) раджас

причиняющим измененья;

Развиваясь во всех существах, оно заметно по признаку

возвышенья.

10. Ясность во всех существах, благочестие, лёгкость —

Таков образ саттвы; лёгкость с праведностью схожа.

11. Суть этих гун подлежит изложенью и доскональному

обоснованию;

В общем и частном, сообразно действительности,

я расскажу. Постигни это.

12. Заблуждение, неведенье, непредприимчивость

в деятельности, скупость.

Сонливость, упрямство, малодушье, презренье к добру,

горе, жадность.

13. Отрицанье, забывчивость, незрелость, слепота,

безрассудность, распутность — вот поведенье

худшей гуны.

14. К исполненному, неисполненному пренебреженье,

пренебреженье к незнанью, знанью,

Недружелюбность, извращённость, неблагочестие,

заблужденье,

15. Непрямодушие, обособленность, худоумие, злодейство,

Тяжесть, несдержанность, безволие, неповоротливость,

коварство

16. Вот перечислены тамаса свойства; есть и другие

свойства, причисляющиеся к той же (гуне)

в природе этого мира.

17. То там, то здесь подавляются все эти тёмные свойства.

Те, что постоянно противоречат Ведам, порицают

браминов,

18. Проявляют скупость, гордость, заблужденье, нетерпеливость,

Корысть, те существа считаются окутанными тьмою.

19. Незакономерные дары, незакономерные начинанья,

Незакономерное вкушение пищи под воздействием

тамаса бывают.

21. Подобные этому здесь в мире злодеи,

Люди преступные, они все считаются тёмного свойства.

22. Я назову тебе лона, предназначенные тем злодеям:

(Их удел) состояние ниспадения, животное состоянье,

23. В недвижных растениях, рогатом скоте, в упряжных

животных,

В хищниках, пресмыкающихся, змеях и птицах,

24. В существах из яйца рождённых, в четвероногих.

(Они рождаются) с дурными болезнями, безумными,

глухими, немыми;

25. Погружённые в тьму, дурного поведенья, своих дел

они отмечены знаком;

Ниспадающие, тёмные, они (ещё глубже) погружаются в

тамас.

26. Как они извлекаются вверх, я объясню теперь дальше,

Как чистыми делами они мира праведных достигают.

27. Приняв иное направленье, они возрастают (своими)

делами,

И (силой) от своих дел отказавшихся браминов*,

желающих блага,

28. Очищаясь, они восходят, подвизаясь вместе с миром,

И вступают в небо богов; так сказано в Ведах.

29. В иное направленье попав, вразумляясь своими

делами,

Они вновь становятся людьми, возвращаются к дхарме

снова.

30. (Сначала) попав в дурные лона, косноязычные, немые,

(Затем) они других каст достигают, поднимаясь

выше и выше;

31. Перейдя через лоно шудры и другие тёмные лона,

(Хотя) они в средний поток вступают, но сохраняют

тёмные свойства.

32. Пристрастие к наслаждениям — великое заблужденье;

так указует Преданье;

В этом заблуждаются, желая счастья, риши, муни, боги.

33. Тьма, заблуждение, великое ослепление, затемнённость

называются злобой;

И смерть есть ослепление, затемненье; гнев считается

тёмным*.

34. По кастам, свойствам, рожденьям досконально

Всё это, певцы, о тамасе возвещено согласно закону.

35. Кто, праведный, постигает это? Кто правильно видит?

Вот признак тёмного: это тот, кто на недействительное,

как на действительное смотрит.

36. Свойство тамаса разносторонне разъяснено, соответственно

сказано, насколько простирается тамас.

Человек, знающий об этих свойствах, всегда освобождается

от качеств мрака.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 36 глава

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

Глава 37

Брамин сказал:

1. О раджасе я возвещу, сообразно действительности,

лучшие (брамины);

Страстные свойства, о причастные великой участи

поймите.

2. Столкновение, телесная красота, холод и жар,

радость и страданье,

Царственность, мир и война, состязание,

снисходительность, неудовлетворённость,

3. Неустойчивость и задор, сила, отвага, опьянение,

ярость,

Покровительство, себялюбие, зависть, предательство;

пересуды,

4. Убийство, связанность, бедствия, купля-продажа,

«Уничтожай, разбивай», — нападение на врагов с таким

криком,

5. Повелительность, защита, угроза, вспыльчивость, ужас,

Заботливость и небрежение к миру, стяжательность,

пересуды,

6. Лицемерие, лицемерная щедрость, лесть, сомненье,

Величие, слава, порицание, восхваленье,

7. Тревоги, послушанье, услужливость, уныние, жажда,

Воеводство, государственность, нерадивость,

дружественность, подозренье,

8. Хлопоты, что каждый в народе предпринимает особо,

Мужчины и женщины: о скоте, богатстве, жилище,

9. Изнурение плоти, подозрительность, обеты и обузданье,

Выполнение всевозможных дел, сопряжённое с расчётом,

10. С возгласом «свага» — хвала, «намас» — поклоненье,

«свадха» — полученье, «вашат» — отдача,

Порученье творить жертвы, изученье Писаний,

совершение жертв, наставленье в законе*,

11. Раздача даров, отнятие, покаяние, благоприятные

приметы и заклятья,

Желание того или иного, пристрастие — из этой же гуны

проистекают.

12. Донос, отвод глаз, унижение, гордость,

Воровство, вреждение, отвращение, настороженность,

самоистязанье,

13. Лживость, чванство, страстность, преданность,

приязнь, весёлость,

Приветливость, привязанность к женщинам, игра

в кости,

14. Склонность к пляске, пению, музыке всякого рода —

Певцы все эти свойства страстными считают.

15. В прошлом, настоящем и будущем все существа земные

Радуются всегда этим трём: закону, вожделению, богатству;

16. Вращаясь в желаниях, радуются всем вожделенным удачам,

Окутанные раджасом, сюда стремятся эти люди.

17. Рождениями в этом мире они постоянно опьяняются снова и снова

Существования мирского они вожделеют и после смерти.

18. Они дают и принимают воздаянье, приносят жертвы

богам и предкам.

Вот перечислены многие свойства раджаса, обволакивание

(этим) качеством объяснено досконально;

И человек, знающий страстные свойства, от этих

качеств становится свободным.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 37 глава

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

Глава 38

Брамин сказал:

1. Теперь далее возвещу о третьей гуне, высшем свойстве;

Оно благо для всех существ мира, свято, закономерно,

безупречно:

2. Восторг, приветливость, озарённость, счастье,

Бескорыстие, равнодушие к утехам, благочестие,

удовлетворённость,

3. Терпение, стойкость, невреждение, уравновешенность,

прямота, правдивость,

Безгневность, отсутствие осужденья, щедрость,

чистота, отвага,

4. Бескорыстное познанье, бескорыстное поведенье,

бескорыстный труд, бескорыстное богослужение

Кто так подвизается в дхарме, тот запредельную

бесконечность вкушает.

5. Без собственности, без самости, без надежд,

уравновешенное совершенно,

Без вожделений существованье — такова святых вечная

дхарма.

6. Неутомимость, совестливость, стойкость, отречение,

чистота, постоянство,

Невреждение, незаблуждение, сострадательность

к существам, отсутствие коварства,

7. Восторженность*, удовлетворённость, изумление,

сдержанность — вот благих поведенье;

Умиротворённая деятельность, очищение, благость,

просветлённость мысли,

8. Незаинтересованность, целомудрие, полная отрешённость,

Отсутствие самолюбия, отсутствие расчётов, соблюдение

уставов.

9. Бескорыстные дары, бескорыстные жертвы (богам),

бескорыстные обеты,

Бескорыстное принятие подаянья, бескорыстное

соблюдение уставов, бескорыстный (духовный)

подвиг,—

10. Таково поведение тех, что в этом мире стремятся

к саттве,

О брамины, рождённые от лона браминок, мудрые,

зрящие правду.

11. Так потомки Ману, беспечальные, все грехи отбросив

И достигнув неба, мудрые, себе избирают тело*.

12. Творчество, мышленье, лёгкость, волю

(Себе) создают те махатмы, как боги третьего неба.

13. Их восходящих, изменяющихся (произвольно),

богоподобными считают;

Они по-разному изменяют (свою) природу, достигнув неба.

14. Чего б ни пожелали, они получают и распределяют.

Так поведенье саттвичных изъяснено вам, туры-брамины.

15. Это познав согласно закону, вы

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн