Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

в небе, бесконечности достигает.

Пять индрий образуют склон, по нему многоводным

(потоком) стремится манас;

63. Этот поток впадает в море заблуждения, похоти, гнева;

побороть их должен

Свободный ото всех пороков; тогда запредельное он увидит;

64. В манасе манас замкнув, на Атмана в себе взирая,

Всё познав во всех существах, он Атмана в себе находит.

65. То там, то здесь в единичного или во множественного

превращаясь,

Достоверно он прозревает образы, как светильник его сто

светильников зажигает.

66. Он и Вишну, и Митра-Варуна, и Существ Владыка,

Он Творец, Устроитель, Владыка вселикий.

67. В сердцах всех существ проявляется Махан-Атма,

Его всегда восхваляют сонмы певцов, суры, асуры,

пишачи, предки,

Птицы, толпы ракшасов, толпы бхутов и все великие риши.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 42 глава

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

Глава 43

Брама сказал:

1. Из людей раджи, кшатрии принадлежат к средней гуне;

Из упряжных животных — клыкастый (слон), лев —

из обитателей леса.

2. Из всего рогатого скота — овен, из подземных

жителей — змеи*,

Среди коров — бык, среди женщин — мужчина;

3. Из деревьев ньягродха, джамбу, пиппала, шалмали,

Шиншапа, мешашринга, камыш-тростник* также;

4. В здешнем мире это раджи деревьев, в чём нет сомненья.

Химават, Парьятра, Сахья, Трикутаван, Виндхья,

5. Швета, Нила, Бхаса и гора Коштхаван,

Гурускандха, Махендра и гора Мальяван —

6. Это цари гор; из сонмов небожителей — Маруты;

Царь планет — Солнце, среди созвездий ночи — Месяц;

7. Царь озёр — океан, Яма — предков;

Над жителями вод царь — Варуна, царём Марутов

считается Индра.

8. Горячего верховный властитель Солнце, а светил —

считается Месяц.

Агни постоянный царь сутей, Брихаспати — браминов.

9. Сома — лечебных корней владыка; из могучих —

наилучший Вишну.

Высший царь образов — Тваштар, владыка рогатого

скота — Шива.

10. Высшее из священнодействий — жертва, из богов —

их владыка (Индра);

Наивысшая из сторон — север*, (наивысший) из

певцов — могучий Сома.

11. Кувера есть (царь) всех сокровищ, (царь) богов —

Пурандара*.

Это творчество есть владыка сутей; Праджапати —

владыка тварей.

12. (Владыка) существ это Я, Великий, состоящий из Брахмо;

Из существ высшего, чем я не видно, кроме Вишну*.

13. Великий Вишну есть царь царей, состоящий из Брахмо.

Царственность творца познайте, несотворённого Хари;

14. Людей, киннаров, якшей, ракшасов, змиев,

Богов, данавов, нагов — он владыка.

15. Великолепная владычица всех поклонников женского

начала —

Прекрасноокая Махадэви, именуемая Парвати*.

16. Высочайшую из женщин прекрасную Уму познайте.

Апсары* обогащают сокровищами женщин.

17. Исполнители закона — раджи, брамины же — мост

к закону,

Поэтому раджи должны усердствовать в охранении

дваждырождённых*.

18. Раджи, в чьих государствах бедствуют праведники

(брамины),

Губят свои заслуги и ниспадают в преисподнюю по исходе.

19. Таково достижение великодушных, знайте, быки-брамины.

Теперь вам открою признаки вечной дхармы.

21. Высший закон — неврежденье; беззакониепризнак

врежденья;

Озарённость — признак дэва; деятельностьпризнак

человека;

22. Звукпризнак акаши; прикосновениепризнак ветра;

Признак света — образ; вкус — воды признак;

23. Признак земли, носительницы всех существ — запах.

Слово, образующееся из согласных и гласных, —

признак речи.

24. Признак манаса — мысль*, изречённая мысль

признак буддхи;

Манасом мыслимые предметы буддхи определяет.

25. Признак буддхи — умозаключение, чтоб не оставалось

сомненья*,

Признак манаса — глубокое размышленье (дхьяна)*;

признак праведника — скрытость.

26. Деятельность* — признак йоги, знаниепризнак

отреченья;

Поэтому сначала знание нужно мудрому, потом —

отреченье.

27. Санньясин, владеющий знаньем, высшего пути достигает;

Преодолев двойственность, он отходит от мрака,

старости, смерти.

28. То, что касается признаков дхармы, изложено вам

по Писанью.

О восприятии гун полностью возвещу вам в дальнейшем.

29. К земле относящийся запах воспринимается носом,

Носовой Ветер* восприятие запахов доставляет.

30. Основа воды есть вкус; язык постоянно его воспринимает.

Язычный Сома знание вкуса доставляет.

31. Свойство света — образ, он воспринимается глазом;

Глазное Солнце познание образа всегда доставляет.

32. (Свойство) ветра — осязанье, оно всегда воспринимается

кожей;

Кожный ветер всегда ощущенье касания доставляет.

33. Свойство пространства всегда воспринимает ухо;

Ушные все Стороны Света доставляют восприятие звука.

34. Манаса свойствомысль, её воспринимает познанье;

В сердце пребывающее Основное Свойство знание манаса

доставляет;

35. (Свойство) буддхи — разумная воля*, Махан её постигает;

Его решением распознаётся ясное и неясное, чтоб

не было сомненья.

36. Без признаков воспринимается вечный, бескачественный

в себе, Познавший поле*;

Единственный признак бескачественного Познавшего

поле есть знанье.

37. Непроявленная природа есть область признаков,

прихода-ухода свойств — поле;

В ней растворяясь, всегда я познаю, вижу, слышу.

38. Пуруша познаёт это поле и потому называется

«Познающим поле»:

Происходящее здесь вращение свойств он прозревает

насквозь.

39. Проистекающему бессознательному — начало, середина

упадок, конец присущи.

Проистекая снова и снова, Атмана не знают гуны;

40. Никто его не находит, но Познающий поле находит.

Великое Высшее превыше гун и того, что из гун возникает;

41. Поэтому гуны, даже саттву, здесь должен покинуть

знающий дхарму,

Уничтожив пороки, превзошедший гуны в Познавшего

поле* вступает.

42. Без двойственности, не совершая поклонения,

не произнося «Свадха»,

Недвижный, бездомный, он становится Познавшим поле,

Владыкой.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 43 глава

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

Глава 44

Брама сказал:

1. О том, чему присущи начало, средина, конец, о том, что

восприятия средством (считают),

Чему присущи имя и признак, я возвещу досконально.

2. Сперва день, затем ночь* считается; в месяце — его

светлая половина* сначала.

Начало созвездий — Шравана (Орёл); времена года

начинаются с Шишира.

3. Земляначало запахов; вода — вкусов;

Образов — свет, солнце; касаний — ветер;

4. Акашаначало звука; таковы свойства сутей.

О высшем накале существ я скажу теперь дальше.

5. Солнце есть начало светил; Агни называется началом сутей;

Савитри — всех наук (начало); богов — Праджапати.

6 Слог АУМ — (начало) всех Вед; (всех) слов (начало) —

прана.

Савитри называется (началом) всех предписаний;

7. Творчество началом существ зовётся; Гаятри —

размеров начало.

Дваждырождённые — начало людей; четвероногих — корова.

8. Орёл — начало летучих; возлияние масла — высшее

из жертвоприношений.

Наилучшее из пресмыкающихся — змеи, (знайте),

наилучшие брамины.

9. Крита — начало всех юг, в этом нет сомненья.

Золото всех сокровищ начало; ячмень* — злаков.

10. Из всех яств и приготовлений лучшей называется

рисовая каша;

Вода лучше всех жидкостей и напитков,

11. А из произрастающих существ, всех без исключенья,

Первой считается смоковница (плакша), вечно чистая

обитель Брамы.

12. Я* — из всех существ владыка, в этом нет сомненья;

А надо мною Вишну, именуемый непредставимым

Атманом, Самосущим.

13. Перворождённая из гор — великий Меру,

Из сторон света, (основных) и промежуточных,

восточная считается начальной.

14. Из рек считается первородной проходящая через три

мира* Ганга.

Море есть первородное из озёр, водоёмов.

15. Богов, данавов, бхутов, пишачей, ракшасов, змиев,

Людей, киннаров, якшей всех их владыка

Ишвара-Шива.

16. Начало всего преходящего мира — великий Вишну,

состоящий из Брахмо;

Среди существ в трёх мирах превосходней его не видно.

17. Лучшее из всех ступеней жизни — состояние

домохозяина, в этом нет сомненья.

Начало миров, их конец — непроявленная природа.

18. Конец дня — закат, а восход — (конец) ночи.

Конец радости всегда страданье, страдания — радость.

19. Конец всех намерений — уничтоженье; возвышений

(конец) — нисхожденье;

Всех соединений (конец) — разъединенье; смерть

конец жизни,

20. Всего сотворённого — гибель; рождённого — смерть, вестимо.

Не бесконечно и устойчивое и подвижное в этом мире.

21. Жертва, дары, умерщвление плоти, изученье Писаний,

воздержанье, обеты —

Всё это погибнет, а знанью конца не видно*.

22. Поэтому очищением через знание, умиротворённый,

победивший чувства,

Без собственности, без основы личности, ото всех грехов

достигает свободы.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 44 глава

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

Глава 45

Брама сказал:

1. Буддхи — втулка, манас — спицы, множество индрий —

обод,

Великие сути — обтяжка, обитель* (домохозяина) —

(того колеса) закрепы*.

2. Отягчено оно старостью, горем, существует в болезни,

страданьи,

Двигаясь в этом пространстве и времени, в холоде, зное,

3. Оно неустойчиво, скрипит от усталости, запылено

днём и ночью,

Гонимо счастьем, страданьем, гвоздимо голодом, жаждой,

4. Потрескавшееся от тени* и жара, открыванием

и закрыванием глаз приводимое в трепет,

Забрызганное ужасной водой заблужденья, вращается (оно)

без смысла.

5. В счёте полумесячий, месяцев бродит оно по ухабам мира,

В грязи мрака грузнет, подстёгиваемое напором страсти,

6. Освещено великим личным началом, порождено

вращением качеств;

Недовольство ему мешает, а горе подхлёстывает, вертит.

7. Вяжет его причина и следствие, область страстей

окружает,

Сотрясает жадность, желанье, поддерживает различное

незнанье.

8. Окутанное страхом заблужденья, оно существа

в заблужденье вводит;

В восторге удовольствий бродит, охваченное вожделеньем,

гневом.

9. Оно простирается от Махана до различных признаков,

неудержимое в бесконечном возникновеньи.

Как манас быстрое, для манаса желанное — таково

колесо времени в своём вращеньи.

10. Колесо времени сопряжено с двойственностью, лишено смысла;

Его разрушив, отбросив, можно бессмертный мир постигнуть.

11. Вращающееся колесо времени остановить действительно можно;

Живя среди существ, не заблуждается человек, который, который это знает.

12. Отрешась ото всякой двойственности, ото всех

отпечатков прошлого свободный,

Ото всех грехов свободный, на высший путь он вступает.

13. Состояние домохозяина, послушника, отшельника и санньясина

Коренятся в состоянии домохозяина; так возвещены

четыре ступени жизни.

14. Из всех учений, провозглашённых в мире,

Это наилучшее, оно ведёт к конечной цели; его веление вечно.

15. Сперва подготовленный посвящениями, как должно

выполняющий обеты,

В прирождённом состоянии, определяемом добрыми свойствами,

да пребудет знающий правду.

16. Всегда довольный своей женой, доброго поведенья

сдержанный в чувствах,

Пять* великих жертв здесь да приносит благочестиво.

17. Радуясь исполнению Вед, вкушая от богов и гостей остатки,

Творя жертвы, дары посильно, счастливо.

18. Пусть не торопится муни двигать ногами, руками, глазами,

Не торопится телом и словом: таково отличное поведенье.

19. Пусть всегда носит белую одежду, священный шнур*

(и соблюдает) благие обеты.

Занятый самообузданьем, дарами, с лучшими всегда общаясь,

20. Покорив детородный член и живот, занятый общением

с лучшими, дружелюбный,

Пусть носит бамбуковую трость, а для воды — кружку.

21. Пусть изучает и проповедует (Закон), за себя и других

творит жертвы,

Пусть даёт и получает дары; да следует такому шестеричному

поведенью.

22. Знайте, три занятия поддерживают жизнь браминов:

Преподаванье, совершение жертв за других — это два,

(третье) — от чистого даров полученье.

23. Три другие занятия: даров раздача,

Изученье писаний, принесение жертв (за себя),

относятся к обязанностям (браминов).

24. Не должен быть нерадивым в выполнении этих трёх занятий,

знаток закона;

Щедр, терпелив, ко всем существам дружелюбен муни.

25. Всё это пусть соблюдает чистый певец посильно.

Так, подвизаясь, блюдущий обеты домохозяин победит небо.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 45 глава

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

Глава 46

Брама сказал:

1. Следуя этим путём, указанным раньше, сообразно Писанью,

Пусть брахмачарья* изучает (Закон) сколько сил хватает,

2. Радуясь своему долгу, знающий, укротивший чувства молчальник

Преданно (заботясь) о приятном и полезном гуру, чистый,

считающий высшим долгом правду.

3. С дозволения учителя безропотно вкушая пищу,

Питаясь от возлияния хавис и подаянья, он стоит, сидит, ходит

(по указанию гуру).

4. Будучи собранным, чистым, пусть дважды в день он Агни

приносит жертву.

Из дерева била или палаша пусть всегда держит посох,

5. (Пусть носит) льняную, бумажную одежду или шкуру лани.

Пусть будет жёлтый, или красный, или другой, присущий

дваждырождённым цвет одежды.

6. Да будет перепоясан (травой) мунджа, пусть заплетает косы,

всегда при себе (хранит) воду.

(Пусть носит) жертвенный шнур, изучает писанье, нежадный,

пусть блюдёт обеты.

7. Очистителями, изреченьями всегда божество ублажая,

Пусть прилежно подвизается (всем своим) существом:

такой послушник похвалы достоин.

8. Так, подвизаясь, да победит он миры, пустынник победивший

чувства;

Найдя убежище в высшей обители, он не подвержен рожденьям.

9. Посвящённый во все таинства, целомудрие блюдущий,

Пусть оставит деревню муни, бездомный, пусть в лесу обитает.

10. Одеваясь в шкуру или рогожу; утром и вечером пусть творит

омовенье.

Постоянно питаясь в лесу, он должен входить в деревню.

11. В час еды почитая гостя, он помогать ему должен.

Пусть существует плодами, листьями, полезными корнями,

хлебного дерева плодами.

12. Ключевой водой, воздухом и всем, что в

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн