Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

так смотрят решительно старцы,

4. Освобождает ото всех грехов чистота знанья.

Те, что предаются врежденью, это знание отрицают,

5. Погрязшие в заблуждении, жадности, в преисподнюю попадают.

Те, что своекорыстно всегда выполняют обряды,

6. Опьяняются этим миром и возрождаются снова и снова.

А те, что выполняют обряды благочестиво, разумно,

7. И бескорыстно те, приобщённые йоге, мудрые правильно смотрят.

Теперь дальше я возвещу о саттве и Познающем поле;

8. Постигните, лучшие, их связь и разъединенье.

Отношение к предметам, предметность* здесь называется связью.

9. Стоит в отношеньи к предметам Пуруша, саттва же всегда

называется предметом.

Об этом сказано раньше в уподоблении: «смоковница и мошка».

10. Как предмет наслажденья — не познаёт, всегда бессознательна

саттва,

А тот, кто (сознателен), познаёт и наслаждающегося* и предмет

наслажденья.

11. Мудрые говорят, что всегда с двойственностью сопряжена саттва;

Без двойственности, без частей*, без свойств вечен Познающий

поле.

12. Равно везде пребывающий согласно самосознанью,

Как лотоса лист водой, так и он всегда наслаждается саттвой.

13. Не пятнается знающий, хоть он со всеми свойствами связан;

Как подвижные капли воды на лотоса листьях,

14. Так вот и Пуруша не связан, в этом нет сомненья.

Лишь поскольку она вещественна, саттва бывает для Пуруши;

это достоверно.

15. Какова связь между делателем и вещами, такова и меж теми

двоими.

Как, идя во тьму, кто-либо берёт светильник,

16. Так стремящийся к Высшему идёт как со светильником с саттвой.

Свет появляется, поскольку существуют предметы и свойства.

17. Когда исчезают предметы и гуны, свет внутрь уходит;

Когда проявлены саттва и гуны, тогда непроявленным считается

Пуруша.

18. Это, певцы, познайте. Итак, я говорить продолжу.

И при тысячекратном (разъясненьи) неразумный не получает

знанья;

19. И четвертью (разъяснения) довольствуется разумный и счастливо

постигает.

Для выполнения дхармы нужно знать (правильное) средство.

20. Мудрый, знающий средство, вкушает бесконечное счастье.

Человек, отправляясь в путь без припасов,

21. Продвигается с великой нуждою и даже совсем исчезает, гибнет.

Так и о деятельности нужно (сперва) узнать, плодотворна ль она

или не плодотворна.

22. Для собственного блага человеку (нужно) рассмотреть хорошее

и дурное.

Подобен человеку, отправляющемуся пешком в дальнюю дорогу,

23. Неведомую раньше, тот, кто не исследовал сути;

Но как тот же самый путь на запряжённой лошадьми повозке,

24. Быстро (человек) совершает, так (совершает) путь мудрый.

Взбираясь на вершину горы, он не думает о ровной (дороге);

25. Смотри, как возничий на колеснице мучится, неразумный:

Пока есть проезжий путь, можно (ехать) на повозке,

26. Когда же проезжий путь исчезает, спешивается знающий,

повозку покинув.

Пешком идёт разумный, знающий сущность йоги и предписаний,

27. Полностью постигнув свойства, восходит он выше и выше.

Кто без корабля отправляется в ужасное море,

28. В заблужденьи (полагаясь) только на руки, к гибели тот

несомненно стремится.

Умеющий распознавать, на корабле, (захватив) хорошие вёсла,

29. По водам без устали движется и скоро переплывает море.

А переправясь на другой берег, свободный от самости,

он корабль покидает.

30. Это следует понимать, как и предыдущее уподобление

о повозке и пешеходе.

Кто подобно рыбаку в ладье из-за привязанности* в заблужденье

впадает,

31. Тот, обуянный самостью, как бы в неё окутанный остаётся.

Двигаться по земле, взойдя на корабль, невозможно;

32. Также двигаться по воде, взойдя на колесницу;

Так и при выполненьи различных дел бывает, связанных то с тем,

то с другим предметом.

33. Как свойственно выполнителю, так дела и творятся в мире.

У чего нет ни запаха, ни вкуса, ни образа, ни касанья, ни слова,

34. Что (только) мыслью постигают разумные, то называют основой

(природы).

Непроявлена здесь основа, а свойство непроявленного — Махан

(Великий).

35. Махан есть основа (природы); свойство его естества — аханкара

(личное начало);

От личного начала возникает свойство — великие сути (стихии).

36. Считается: в силу обособления сутей, как (их) свойства,

(возникают) предметы.

Непроявленное содержит само собой зарождающееся семя;

37. Семяоснова содержит Великую Душу (Махан-Атма),

и она рождается, так мы слыхали.

Она, как семя, содержит личное начало, рождающееся снова

и снова;

38. Оно содержит семя, так рождаются пять великих сутей (стихии).

Их считают содержащими себя, произрождение они совершают.

39. Как признаки воспринимаются особенности великих сутей:

Здесь у пространства есть одно свойство; у воздуха два свойства

считают;

40. Говорят, три свойства у света; у воды — четыре свойства;

Пять свойств у земли надо знать: подвижные и неподвижные

(существа) её населяют;

41. Она богиня, производящая все существа, хорошие и дурные.

Звук, касание, образ, вкус и пятыйзапах.

42. Эти пять свойств земли нужно знать, брамины.

Запах всегда присущ земле, много запахов различают.

43. Этого запаха я сообщу большое разнообразие качеств:

Приятный и неприятный запах, медвяный, кислый, острый,

44. Пронзительный, удушливый, нежный, острый, чистый;

Нужно знать: запах земли бывает десяти видов.

45. Звук, касание, образ, вкус* — такие свойства воды различают.

Я изъясню познание вкуса: вкус считается многообразным.

46. Медвяный, кислый, острый, жгучий, горький, солёный,

так насчитывают свойственных воде шесть различных вкусов.

47. Звук, касание, образ называются свойствами света,

Световое свойствообраз; образов много различают:

48. Светлый, тёмный, красный, синий, зоревый, желтый,

Короткий, длинный, тонкий, толстый, четырёхугольный, круглый.

49. Нужно знать: так образности двенадцативидное лучезарное

свойство

Различают старцы-брамины, знающие дхарму, говорящие правду.

50. Нужно знать: различают два свойства ветра — звук и касанье;

Свойство, присущее ветру, — касанье; различают много касаний:

51. Мягкое, упругое, горячее, прохладное, сухое,

Влажное, скользкое, острое, грубое, с нежностью, лаской —

52. Вот двенадцать различных касаний воздушного свойства,

Согласно указанью браминов, совершенных, знающих дхарму,

истину зрящих.

53. Звук считается единственным свойством пространства.

Я назову различные, многие свойства звука;

54. Их шесть: тон, втора, третий, средний, шестой и пятый*,

А седьмой нужно знать, как последний.

55. Есть звук приятный и неприятный, а также сочетание звуков.

Нужно знать эти десять видов звуков, возникающих в пространстве.

56. Пространство есть высшее из великих сутей, а выше — личное

начало;

Выше аханкара — буддхи, а выше буддхи — Атман.

57. Выше этого — непроявленная (природа), а выше непроявленного —

Пуруша.

Знающий порядок деятельностей и восходящий ряд сутей,

58. Став Атманом Атмана всех существ, в Непреходящего Атмана

вступает*.

Так в святой Махабхарате,

в книге «Жертвоприношение коня»,

в книге «Анугита» гласит 50 глава

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКОМ

Глава 51

Брама сказал:

1. Так как этих пяти сутей владыка — манас,

В их появленьи, исчезновеньи, то манас есть «я»* сутей:

2. Манас есть всегда руководитель великих сутей.

Буддхи провозглашает владычество того*, кто именуется

«Познающий поле».

3. Манас запрягает чувства, как добрых коней колесничий.

Индрии, манас и буддхи всегда подчиняются «Познающему поле».

4. Крупными конями запряжённой колесницы управляет буддхи;

На неё взойдя, Атман сутей (бхутатма) разъезжает повсюду.

5. Толпа индрий — упряжка, колесничий — манас,

Буддхи — постоянная узда; такова великая брахманическая

колесница*.

6. Кто, знающий, всегда постигает эту брахманическую колесницу,

Тот, мудрый среди существ, не впадает в заблужденье.

7. Протяжённостью от непроявленной (природы) до особи, вместе

с подвижным и неподвижным,

С миром, украшенным луной, планетами, звёздами, озаряемым

солнцем.

8. С узорчатой сетью горных хребтов и потоков,

С различными водами, как в украшеньях,

9. Питающий все существа, путь всех носителей жизни,

Таков вечный (лес) Брамы, там странствует «Познающий

поле».

10. Все существа, подвижные и неподвижные, в этом мире

Первыми растворяются, затем из сутей возникшие свойства,

11. После свойств — пять сутей; в такой последовательности

существа (исчезают).

Дэвы, люди, гандхарвы, пишачи, ракшасы, асуры —

12. Все от своей природы возникли, а не от (внешней) деятельности

или причины*.

Эти творящие мир певцы рождаются снова и снова;

13. И всё порождённое ими в тех пяти великих сутях,

Со временем вновь растворяется, как в океане волны.

14. От самовозникших творцов мира повсюду возникают великие сути,

И лишь освобождённые от пяти великих сутей идут высшей

дорогой.

15. Владыка Праджапати мыслью (манасом) сотворил всё это.

До богов возвысились риши в силу умерщвления плоти.

16. Всегда упражняясь в умерщвлении плоти, корнями, плодами

питаясь,

Совершенные уже здесь прозревают мыслью три мира.

17. Учение о лечебных корнях, о противоядиях и прочие разные науки

Полностью постигаются через умерщвление плоти, ибо корень

способов* — тапас.

18. Что труднодостижимо, труднопостижимо, трудноодолимо,

трудновыносимо —

Всё это тапасом усовершенствуется, ибо труднопревосходим тапас.

19. Пьяница, убийца брамина, вор, плодоубийца, ложа учителя

осквернитель,

Хорошо возогретым тапасом, освобождается от прегрешений.

20. Люди, предки, дэвы, рогатый скот, звери, птицы,

И другие существа, подвижные и неподвижные, считают,

21. Что тапас всего превыше, тапасом всегда достигают совершенства.

И дэвы, великие волхвы, тапасом достигли неба.

22. Кто всегда с расчётом свершает обряды,

Сопряженно с личным началом, тот владыки существ достигает.

23. Йогой размышления, очищеньем (освободясь) от самости,

от личного начала

Достигают махатмы великого, высшего мира.

24. Йоге размышленья предавшись, всегда с успокоенной мыслью,

Преисполненные блаженства, совершенно познавшие Атмана

в непроявленное вступают.

25. Йоге размышленья предавшись, освободясь от самости, от

личного начала,

Уже здесь получают махатмы великий, высший мир.

26. Возникнув из непроявленного и к сознанию равенства (всего)

придя снова,

Освобождённый от раджаса и тамаса пребывает лишь с саттве.

27. Надо знать: отвергший всё сотворённое, от грехов свободный,

И есть «Познающий поле»; кто это знает, тот знает Веды.

28. Собранный, сев в размышленьи, переходит муни от одного

сознанья к другому,

И о котором он размышляет, тем и становится — вечным и тайным

сознаньем*.

29. Начиная от непроявленной (природы) и вплоть до особи

признаком (всего) считается неведенье,

Постигните: таков этот мир, его признак — гуны.

30. Два слога означают смерть, три слога — Вечное Брахмо;

«Моё» — это смерть, «не моё»* — это Вечность.

31. Некоторые худоумные люди деятельность прославляют,

Но те махатмы-старцы дела* не прославляют.

32. Деятельность порождает существо с его шестнадцатью* частями.

Человек поглощает знанье, напиток вкушающих бессмертье;

33. Поэтому узревший Высшее не питает к делам влеченья:

Такой человек считается состоящим из знанья, не из действий.

34. Бессмертен, вечен, необъемлем, неуловим, постоянен,

Незапятнан, свободен Атман; кто его знает, становится

бессмертным;

35. Изначален, несотворён, незыблем, вечен,

Необъемлем, Атман бессмертье вкушает.

36. Кто такого Атмана знает — становится неуловимым,

бессмертным, непоколебимым на этих основах;

Он побеждает все отпечатки жизни* (самскара) и в себе самом

собой владеет;

37. Он знает то, что превыше всего — благое Брахмо.

Достигнув спокойствия саттвы, он (достигает) удовлетворенья.

38. Признак удовлетворенья в том, что (человек) смотрит на всё

как на сновиденье;

Это путь свободных, утверждённый в познаньи,

39. Изменчивость происходящего зрящих;

Это дорога бессмертия; это вечная дхарма.

40. Достижение знающих — безупречное поведенье,

Одинаковое отношение ко всем существам, отсутствие надежд,

желаний.

41. Кто на всё одинаково смотрит, тот по этому пути идти способен.

Итак, я всё возвестил (вам), лучшие певцы-риши;

Выполняя это, вы совершенства достигнете быстро.

Учитель сказал:

42. Так тогда говорил тем молчальникам гуру Брама.

Мира бытия достигли, выполнив это махатмы.

43. И ты, причастный великой доле, изречённое Брамой слово

Полностью соблюдай; очистив себя, ты совершенства достигнешь.

Сын Васудэвы сказал:

44. Так тогда высший закон ученику разъяснил учитель.

Выполняй всё это, сын Кунти, и ты совершенства достигнешь.

45. Тот ученик, выполнив всё, подлежащее выполненью, о лучший

из рода куру,

Достиг Запредельно, пришедший туда не знает скорби.

Арджуна сказал:

46. О Кришна, кто этот брамин, кто ученик, Джанардана?

Если дозволено мне это слышать, скажи, как действительно есть,

владыка!

Сын Васудэвы сказал:

47. Я тот гуру, ученик же — мой манас*, знай долгорукий,

Из приязни к тебе я открыл, Дхананджая, тебе эту тайну.

48. Если ты навсегда сохранишь любовь ко мне, потомок рода куру,

Выслушав о высшем Атмане, ты полностью будешь в нём жить,

верный обетам.

49. О влекущий людей, полностью этот закон соблюдая,

Совершенно избавясь от всех прегрешений, ты войдёшь

в отрешённость*.

50. То же и раньше я тебе говорил, когда наступило время битвы*.

Итак, прими это разумом*, долгорукий.

51. Но я давно не видел своего владыку-отца, лучший Бхарата,

С твоего согласия, о рождённый под звездой Пхальгуна, я с ним

хочу повидаться,

Вайшампаяна сказал:

52. На эти слова Кришны отвечал Дхананджая:

«Ныне отправимся в

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн