Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

рождению Сканды, о чём повествовалось раньше; по-видимому, текст попал сюда из другого мифа.

226, 26. Шива — текст явно путает два варианта: рождение Сканды от Агни и от Шивы.

226, 28. Жестокая. Женские воплощения жестокости, войны, известны многим народам. В Индии это бесчисленные Ренуки, божества, по-видимому, дравидского происхождения, различные варианты которых соединены в свирепой Кали-Дурге. В Асиро-Вавилонии — это отрицательный аспект Истар, в Египте — львицеголовая богиня Сохмет и свирепый аспект Хатор (ср. сказание о кровавом море), в Элладе тип смягчается в образе Афины Паллады и Артемиды, в Германии — жестокие Валькирии.

226, 29. Став козлоногим Найгамеей. О значении имени см. словарь. В данном тексте важно отметить, что сам Агни стал Овном зодиака, что ясно свидетельствует в пользу толкования, данного в прим. 225, 7. Астрологически этот знак начинает — «тригон огня». Текст всё время сплетает астральные, социальные и ритуальные мотивы.

ГЛАВА 227

227, 2. С толпою мамок — ненужное повторение, свидетельствующее о недостатке редакционной работы.

227, 3. Владыка Суров — Индра; Айравата — его «вахана», «колесница», на которой он ездит. Текст как бы продолжает шлоку 20, гл. 226, так что получается впечатление, что 226, 21—29 и 227, 1—2  — позднейшая вставка, прерывающая нить рассказа.

227, 5. Деревянные луки. В тексте употреблено особое название лука, буквально значащее «сделанное из дерева кримука».

227, 6. Сопровождал Кумара. Текст даёт единственное число, и ясно, что здесь говорится о Кумаре-Сканде, а не о других Кумарах (например, сыновьях Ману); таким образом получается несообразность: Сканда выступает военначальником Индры в битве против себя же. Это вынуждает принимать данные шлоки за какой-то отрывок сказания о борьбе Индры с данавами, в которой ему помогал Сканда.

227, 11. Изо рта — единственное число здесь явно ошибочное: у Сканды 6 лиц.

227, 17. Безрукого — Вишакха (букв. «лишённый ветвей»), а отсюда безрукий и бедный (первичное значение «бедный» или «бедник» и в русском было «безрукий»). Символ, по-видимому, нужно понимать в том смысле, что война порождает калечество и нищету.

ГЛАВА 228

228, 3. Козлоголовый владыка. В подлиннике «тот» грамматически относится к Вишакхе, но по смыслу выходит, что речь идёт о Сканде. Определение логического подлежащего ещё затрудняется общностью эпитетов Агни, Сканды, Вишакхи, Бхадрашакхи. По существу не так нужно уточнять подлежащее, т. к. названные мифологические образы легко сливаются и заменяют друг друга. Вишакха и Бхадрашакха слабо отделены от Сканды и являются скорее его формами, ипостасями. Такие неустойчивые формы вообще характерны для индуизма, в частности для вишнуизма.

228, 5. Рудре в образе Агни. Эта шлока выявляет тенденцию подменить Агни Шивой-Рудрой, сгладить кшатрийские элементы легенды, что в индуизме, при его слабой индивидуализации божеств, легко сделать; почти каждое божество можно подменить другим, путём отождествления. Из тождества Шивы и Агни вытекает тождество Дурги и Сваги.

228, 6. Тапас — коллективное имя дочерей Хуташаны — выражение всё той же тенденции к разделению объединённого и объединению разделённого. В искусстве это выражается в создании многоголовых, многоруких образов.

228, 9. Сонм матерей удалился. В тексте опять разрыв. Выше шла речь о дочерях Сканды, эти же слова относятся к его мамкам.

228, 10. Были мамками. Текст опять спутан. Сначала говорится о дочерях Сканды, признавших его отцовство, затем без всякого перехода о мамках. Впечатление, что в повествование включён текст какого-то заговора против «матерей»—болезней, содержащий особый миф, лишь впоследствии связанный со Скандой. Сказание о «матерях» видимо очень древнего происхождения и восходит к культу Великой Матери до арийской эпохи. Культ таких злостных, жестоких матерей сохранился и по сю пору в глухих дравидских деревнях. Культы эти отличаются большой жестокостью, сопроводждаются длительным истязанием животных и пр.

ГЛАВА 229

229, 1. С заплетёнными волосами. Слово «щуда», употреблённое текстом, означает свитые в валик волосы, в частности, пучок волос на затылке, оставляемый при ритуальном острижении ребёнка (ср. украинское «оселедцы»). Текст этим подчёркивает ещё ребяческий возраст Сканды. Этот художественный приём, к сожалению, не удаётся сохранить в переводе.

229, 6. Шестисуточным рожденьем — так в тексте, но вернее было бы «зачатием», т. к. имеется в виду шестикратная встреча Сваги и Огня.

229, 13. Зрелости — букв. «зрелой формы», сформирования.

229, 14. Состояния Индры. В брманизме представления о том или ином «боге» носят не столько личностный характер, сколько характер представления об известной функции, положении. Браманизм допускает, что любая живая сущность может оказаться на любой ступени «перемен», самсары.

229, 26. Крушитель Трипуры — Шива, дэви — его жена, Дурга—Парвати.

229, 27. Владыка с диском на стяге — Шива. Эта шлока даёт ряд отождествлений, свидетельствующих о значительном продвижении развития религии Шивы. Во-первых, уже закончился процесс отождествления Шивы и Рудры, во-вторых, начинается серьёзное наступление на ведических богов, в частности на Агни, который здесь считается Ангирасой, следовательно, не брамином, а кшатрием, подобно Индре, которого миф пытается заменить Скандой; браминство последнего спешно доказывается его происхождением от Шивы. Редакторы стремятся показать, что Агни есть лишь форма Шивы, единого, но пока что не единственного. Шива проявляется в формах Рудры, Агни и других. При этом происходит сложный процесс отделения Рудры от ведических Марутов; в поздний ведический период эти боги сильно сблизились. Представляет значительный исторический интерес проследить связь Рудры с Раваной и значение этой связи в истории взаимоотношения вишнуизма и Шиваизма, т. е. кшатриев и браминов. Что касается женской ипостаси Шивы: Дурги-Умы-Парвати, то через обобщение «дэви» или «махадэви» (царица или великая царица) редакторы легенды о Сканде стремятся связать её со Свагой, ритуально связанной с Агни и всеми женскими аспектами божества, мантры которым должны кончаться этим возгласом. По общему правилу функциональные связи мифологически выражаются родственными связями. Для взаимодействующих, но полярно направленных сил, это отношение мужа и жены, узы брака; для причинно-следственного ряда — отношение родителей и детей и т. д.

229, 28. Стожары. Текст принимает характер настоящей криптограммы, все слова которой принимаются в двойном значении, а потому буквальный перевод получается мало вразумительным. Слово «шукра» приходится переводить здесь через «семя», чтобы как-то связать с нитью повествования. Но это не снимает другого значения, а скорее требует его. Шукра есть планета Венера — один из мифических мудрецов, автор чуть ли не первого трактата о стратегии. Это «хозяин дома» созвездия Тельца, в котором находятся Стожары, жёны ришей и их очаг (Альдебаран? — похожий на раскалённый уголь очага). Текст говорит, что Стожары поместили Шукру на Белой Горе, Швета. Важно отметить, что в первой полушлоке Швета названа Парвати (гора, имя супруги Шивы), а во второй — «нага» (змий). Употребление двойных эпитетов является одним из признаков «криптограммной» литературы у разных древних народов. Значение «Парвати» ясно; гораздо сложнее объяснить здесь неожиданный термин «нага». Среди значений слова «нага» есть и значение «гора», но кроме того оно значит «дерево, змея, солнце». Дерево есть очень древний символ жизни, а значит Великой Матери проявленного мира. Символика змия также крайне сложна и носит выраженный фаллический оттенок, свойственный культу Шивы, одним из атрибутов которого является змея. Значение «солнце» опять возвращает нас к астральной символике перемещения равноденствий из знак Тельца в знак Овна. Встречается использование половых образов и в астральной символике. Так, Изида помещает семя Озириса в звезду Сотис (Сириус). В данном разрезе Озирис есть убитое Солнце, Изида — Луна, семя же помещается в звезду Сотис (Сириус) потому, что появление этой звезды в лучах утренней зари (конец августа) совпадает со временем разлива Нила, источника плодородия страны. Из семени, помещённого в Сотис, рождается Юный Гор (Гар-эм-хути — великий воитель и мститель за отца. Природные условия обеих стран повлияли на выбор небесных тел, богов, участвующих в мифе, но схема самого мифа одна.

229, 34. Шакти. Художественный приём этой шлоки основан на двойном значении слова «шакти» — «сила» (как женская ипостась божества) и «копьё». Таким образом, слово использовано так, что оно даёт ключ к символике колесницы бога войны. Колесница украшена стягом со знаком петуха, о значении которого сказано выше (прим. IV, 225, 24) и боевым копьём, которое вместе с тем есть «сила» или «жена» бога.

229, 34. Суля богам победу — букв. «взращивающий победу».

229, 35. Врождённая — образ сросшейся с телом брони — атрибут героев, связанных с Солнцем. Такая же броня, как у Сканды, была и у Карны, сына Солнца. Иногда герой получает такую броню не как врождённое свойство, а силой особых чар (Ахилл, Зигфрид).

ГЛАВА 230

230, 2. Покинули — см. прим. 226, 17.

230, 8. Абхиджит — название шестого лунного дома. Звезда Рохини («Красноватая») одно из названий планеты Марса. Миф опять возвращается к астральному мотиву. В символике Сканды шестой лунный день имеет большое значение. Если принять, что рождение Сканды происходит в 25° Козерога (ср. прим. IV, 224, 15), то на шестой день Луна должна быть в 13° Овна, т. е. в «доме» Марса, и в знаке, куда перешла точка равноденствия, на что и намекает текст. Если же слово «Абхиджит» принять в смысле «шестой лунный дом», то тогда нужно думать, что речь идёт о созвездии Близнецов с их двумя яркими звёздами: Кастором и Поллуксом или по-санскритски — Ашвинами. Шестой дом луны астрологически: «благоприятствует охоте, осаде городов, распрям князей, портит посевы и препятствует лечению болезней» — всё это, как нельзя более точно характеризует Сканду и сильно говорит в пользу такого толкования.

230, 8. Совершать умерщвление плоти — фраза вполне логична с точки зрения индийского миросозерцания, допускавшего, что таким приёмом можно добиться чего угодно, лишь бы хватило настойчивости.

230, 10. Начальное время. Смысл стиха не ясен, речь идёт о природе созвездий, причём между словами «Дханишта» и «начальное время» нет союза и второе можно рассматривать, как приложение по отношению к первому. В таком случае стих можно понимать, как рассуждение о порядке предварения равноденствий. Это явление, конечно, трудно укладывалось в умах древних астрономов, а потому Индра и заявляет, что он «сбит с толку». Все эти моменты очень важны для истории культуры.

230, 11. Счастливое созвездие — созвездие «Семь риши» или 7 крупных звёзд Большой Медведицы. Васиштха остаётся со своей женой, как двойная звезда, а остальные супруги, будучи изгнанными, образуют созвездие Плеяд. Изложение здесь опять прерывается, нужно думать, что известное количество шлок утрачено.

230, 12. Винати (точная транскрипция Винатаа) — дочь Винаты, Гаруды, женская ипостась Гаруды, «Крылатого Солнца» индийцев.

230, 14. Матерей. Миф опять начинает путаться, как только дело касается «матерей», что свидетельствует об искусственном присоединении обрывков другого мифа. Особенно затрудняет то обстоятельство, что «матери» не отдифференцированы: текст называет так то «жён 7 ришей», то «матерей мира», кормилиц Сканды, то дочерей Сканды. В данном месте астральный мотив сменяется биологическим. Как бог войны и сын губительного Рудры, Сканда окружён толпой всяких вредоносных существ, болезней и пр. В миф о рождении Сканды были включены обрывки разных мифов, заклинаний, зачастую явно не арийского происхождения, а потому особенно сильно пострадавших от редакционной обработки. Весь дальнейший эпизод с матерями — нагромождение таких отрывков. Ведущей нитью для их понимания нужно взять представление о вредоносных силах свиты Сканды. Текст производит впечатление заговора против

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн