Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

из ритуала приёма почётного гостя.

АРДЖУНА — «белый», серебряный, дневной свет, утренняя заря. Имя третьего Пандава, сына Индры от Кунти-Притхи.

АРИШТАНЕМИ — см. Таркшья.

АРУНА — «заря», брат Гаруды; см. Таркшья.

АРУНДХАТИ — название одного целебного растения; название созвездия (Кассиопеи?), супруга Дхармы; 2) супруга Васиштхы, одного из 7 риши. По схолиасту — малая звезда двойной звезды Мицар в созв. «7 риши» («Ковша»), вторая от края хвоста; по-санскритски эта звезда называется Васиштха.

АРШИШМАТИ — «вредоносная», имя дочери Ангираса.

АРЬЯ — «почтенная», замужняя женщина; имя жены Сканды.

АСАНА — «сидение», поза, положение. Третья ступень восьмиступенной йоги. Различается много поз, некоторые из них рассматриваются как физические упражнения, другие же — как позы для сосредоточия (медитационные).

АСТИКА — сын Джаратсару, сестры змия Вазуки; как наг (змий) этот мудрец спасал змей от последствий долженствующего их уничтожить жертвоприношения, предпринятого Джанамеджаей (см. I кн. «Махабхараты» в переводе Кальянова).

АСУНИТХА — «не ведущая по благой дороге».

АТМАН — возвратное местоимение «себя». Абсолютный субъект, безусловное «я» как основное понятие индийской философии, выработанное Упанишадами. В зависимости от школы несколько модифицировалось содержание этого термина, но основное его значение сохранялось во всех традиционных школах Индии.

АТРИ — «пожирающий»; имя одного ведического мудреца (риши). Атри помогает богам (Индре, Агни, Ашвинам) в различных их бедах, часто упоминается наряду с Канвой и Джамадагни, как один из 7 риши (созв. Ковша в Большой Медведице.).

АТХАРВАН — жрец огня и Сомы. Как персонификация Атхарван постоянно упоминается наряду с Ангирасом. Рассказывается, что Атхарван низвёл с неба огонь и принёс в жертву Сому, а также, что он уничтожил огонь.

АХАНКАРА — «делающий я», основа личности, та вселенская суть (таттва), которая обусловливает эмпирическую личность, эмпирическое сознание. Для достижения истинного «я» (Атмана) необходимо преодолеть этот принцип обособления, индивидуальности.

АЧАЛА — неподвижный, гора, земля, эпитет Шивы.

АЧЬЮТА — «вечный», «бесконечный», как обращение к радже. Эпитет Вишну-Кришны.

АШВАМЕДХА — особо торжественное жертвоприношение коня, очень дорого стоющее, а потому предпринимаемое крупными раджами, как знак их суверенности.

АШВАТТХАМАН — «лошадиная сила», имя сына брамина Дроны; А-н предательски убил с помощью Шивы юных кшатриев, пробравшись в спящий во время перемирия лагерь.

АШВИНЫ — «всадники», олицетворение утренних и вечерних сумерок; Ашвины совершенно аналогичны греческим Близнецам (Диоскурам), Кастору и Поллуксу. Их «сыновьями» считались два младших Пандава, близнецы Накула («Ихневмон») и Сахадэва («С богом»).

АШРАМА — «обитель», жилище, стадия жизни. Согласно более поздним установлениям (законы Ману) различалось 4 стадии (ступени) жизни, из которых три были обязательными: состояние ученичества (брахмачарья), когда молодой человек находился в течение 12 лет на обучении у гуру, духовного учителя; в это время он соблюдал половое воздержание, отчего позже слово брахмачарья приобрело значение «целомудрие». По окончании ученичества наступала вторая стадия — домохозяина (грихастха), срок которой был менее определённым, во всяком случае до зрелости старшего сына. Третья стадия называлась ванапрастха или отшельничество (букв. — пребывание в лесу, пуще). Отец передавал сыну священный огонь, а с ним и всё хозяйство и уходил с женой в лес, где предавался размышлению и другим духовным подвигам. Четвёртая стадия санньясина или отрекшегося, была самой суровой. Санньясин только в период дождей мог жить на одном месте, но вне селения; в остальное время он мог проводить на одном месте не больше трёх суток; он не мог себе приготовлять пищу и питался подаянием, да и то не испрошенным, а добровольно поданным. Перед вступлением в эту стадию человек совершал над собой посмертные обряды и считался как бы умершим. Санньясином можно было становиться, минуя другие стадии (ашрама), даже в отроческом возрасте.

АШТАКА — «восьминный», сын мудреца Вишвамитры. О рождении Аштаки и о жертвоприношении им совершённом подробно повествуется в «Странствовании Галавы» (см. вып. III, «Путешествие Бхагавана»).

АЮС — «здоровье», «жизнь»; имя царя лягушек.

Б

БАЛА — «сила», как мужское имя: 1) сын царя лягушек; 2) демон туч, убитый Индрой; 3) эпитет Индры.

БАЛАГХНА — «убийца Балы», эпитет Индры.

БАЛАДЭВА — «сильный бог», мужское имя — Баларама, брат Кришны.

БИБХАТСУ — «брезгливый»; эпитет Вишну-Кришны и, в знак единения, Арджуны. Эпитет означает отрешённость от мира, отвращение от его соблазнов.

БРАМА — Личный верховный бог браманизма. Имя происходит от глагола «брам» бормотать молитвы, поэтому сборники священных гимнов, Веды называются также Брама или Слово Брамы. Значение «молитва» — первичное; позже прошёл процесс персонификации. Связь с Ведами отражена в иконографии: Брама изображается четырёхголовым и держащим в восьми руках по книге (Веды). Его часто называют Дед, Предок (мира) — Питамаха.

БРАХМАНА — 1) Каноническое писание, касающееся главным образом обрядности, ритуала. Бы — после Вед наиболее древний памятник индийской культуры, написанный прозой и более архаическим языком, нежели эпический санскрит. Существует несколько Бн, из них наиболее крупная и авторитетная «Брамана ста путей» — Шатапатхабрамана; 2) мужское имя; сын Ангираса, родоначальник кауравов.

БРАХМАЧАРЬЯ — период ученичества (12 лет), обязательный для высших каст; целомудрие. Брахмачарин — послушник, ученик, проходящий период Б-я; см. Ашрама.

БРАХМО — точная транскрипция — Брахман, ср. р. Высший философский принцип традиционной философии Индии, внеположный проявленному миру, вечный и неизреченный, т. е. определяемый лишь отрицательно («не То»). Идея Брахмо сближается с идеей Нирваны с одной стороны, и Атмана, абсолютного субъекта, — с другой. Основа учения о Брахмо положена Упанишадами и разработана с разных сторон философскими традиционными школами.

БРИНХИТА (ВРИНХИТА) — имя одной из мамок Сканды (значение слова не ясно).

БРИХАДАШВА — «большой конь»; Икшваку, раджа.

БРИХАДБАЛА — «многосильный»; имя царя Кошалы.

БРИХАДБРАМА — великий брама (или слово); имя одного из потомков огня.

БРИХАДБХАСА — «великий блеск»; имя одного из потомков огня.

БРИХАДБХАША — «великое сияние»; имя одной из жён Солнца.

БРИХАДГАРБХА — «большепузый»; имя сына Шивы.

БРИХАДДЖОТИ — «великое сияние»; имя одного из потомков огня.

БРИХАДКИРТИ — «великая слава»; имя одного из потомков огня.

БРИХАДМАНА — «великая честь»; имя одного из потомков огня.

БРИХАДМАНТРА — «великое изречение»; имя одного из потомков огня.

БРИХАДРАТХА — «великая колесница»; один из отцов Панчаджаньи.

БРИХАСПАТИ — «великий владыка»; эпитет многих божеств; как самостоятельная персонификация — планета Юпитер, «Владыка небесных слов» и великий жрец богов.

БУДДХИ — ж. р., синтезирующая психическая способность, разумная воля, функция которой принимать решения на основе познания, доставляемого рассудком (манасом); в системе Санкхьи вторая (или третья) психическая суть (таттва), подчинённая основе личности (аханкара).

БХАБХИ — см. Бхами.

БХАГАВАН — слово имеет смысл местоимения 2 лица, но употребляется с глаголом в третьем лице ед. ч., как особо вежливое обращение. Переводится «господин», «владыка». Как эпитет чаще всего применяется к Вишну-Кришне (ср. «Путешествие Бхагавана», вып. III); нередко применяется к Индре, как владыке богов, реже к другим богам.

БХАГАДАТТА — «Богдан», мужское имя, раджа горной страны.

БХАГИРАТХА — (бхагин — счастливый, ратха — колесница), имя древнего царя, сына Дилипы, низвергнувшего с помощью Шивы небесную Гангу на землю и направившего её к морю, чтобы омыть прах отца, сына Океана. Дилипа, в поисках украденного у него коня, приготовляемого для великого жертвоприношения, а потому целый год пасшегося на воле, перевернул всю землю, за это Вишну испепелил Дилипу.

БХАДРАШАКХА — «Счастливоветвистый» или «счастливорукий», форма Сканды.

БХАКТА — «поклонник», «почитатель», человек следующий методу бхакти-йоги. Об этом подробнее в вып. II («Бхагавадгита»).

БХАМИ — «сияющая», дочь Ангираса.

БХАНУ — «солнце» (от бха — сиять); сын Ангираса, сотворённый Панчаджанья; имя одного человека рода Кришны (ср. египетское Бану — птица Солнца, Феникс).

БХАНУМАНТ — «сияющий», лучистый, солнце; ж. р. — Бханумати, имя первой дочери Ангираса.

БХАРАДВАДЖА — «жаворонок», мужское имя разных людей: 1) один из создателей ведических гимнов; 2) рассказчик «Махабхараты»; 3) название одного огня; 4) брамин, сын Дроны (XVII, 1, 12).

БХАРАТА — «поддерживаемый»; 1) название огня, поддерживаемого заботой человека; у этого огня сын Бхарата и дочь Бхарати; 2) имя брата Рамы; 3) имя родоначальника рода бхаратов; 4) название реки.

БХАУМА — «посвящённый земле», дух Земли, дайтья Нарака (Ад), по схолиасту Наракасури — «адский асур».

БХАША — речь (и персонификация её).

БХИМА — страшный; имя второго из братьев Пандавов, сын Ветра, прозванный «Волчьим Брюхом» — Врикодара.

БХИМАБАЛА — «страшный силой»; имя одного огня.

БХИШМА — страшный. Старший из рода Куру ко времени великой войны; сын Шантану и богини реки Ганги, дядя Дхритараштры.

БХОДЖА — «щедрый», «участливый»; название народа; мужское имя, см. Критавартман.

БХРИГУ — «сверкающий, «искрящийся»; название рода мифических существ, нашедших огонь и подаривших его человеку. Имя риши из этого рода вышедшего, как искра из семени Праджапати. Сын Бхригу — Шукра (планета Венера); из рода Бхригу — Маркандея, а также Парашурама, «Рама с топором».

БХУВАДХАРАТА — «поддерживающий землю»; имя одного огня.

БХУРИ — «обильный», мужское имя; раджа.

БХУРИШРАВАС — «многоречивый»; сын Сомадатты, раджи страны Вахлики, убитый в сражении как сторонник кауравов.

БХУТА — «существо» (от бху — быть), «вещество», дух стихии, элементаль, стихия; злые духи из свиты Шивы.

В

ВАДАВА — «кобыла», ж. р.; 1) имя матери Ашвин, жены Вивасванта, принявшей вид кобылы; 2) название реки; 3) м. р. — название одного огня (по схолиасту мерин).

ВАЙМИТРА — «разлучница»; «нарушительница дружбы» — имя одной из мамок Сканды.

ВАЙНЬЯ — «лесной», «сын леса»; имя раджи, метронимиум его; Притху — «земной», «сын земли».

ВАЙШАМПАЯНА — сын Вишампы (защитника народа), мудрец, повествующий Джанамеджае «Махабхарату» в целом; ремарки «Ва сказал» означают текст основного повествования, куда включено множество вторичных повествований, сообщаемых другими рассказчиками (Маркандеей, Брихадашвой и др.).

ВАЙШВАНАРА — «всенародный», форма огня; в теле так называется огонь, переваривающий пищу.

ВАЙШРАВАНА — потомок Вишравана, имя по отцу владыки сокровищ, Куберы (Куверы).

ВАКА (БАКА) — «цапля» (м. р.). Имя асура, убитого Вишну; имя ракшаса, брата Хидимбы, убитого Бхимой.

ВАМАДЭВА — «благой бог»; имя отшельника.

ВАМЬЯ — принадлежащий Ваме. Вама 1) эпитет любви, женская грудь, кобыла; 2) левый. Название коней БПС производит от первого значения «вами», в таком случае имя коней означает что-то вроде «любимый», «любовный», но если принять второе значение, то имени придаётся смысл как «левый», «южный», а значит «зловещий». И то и другое значение символичны.

ВАРУНА — «небо», Уранос греков; старший из сыновей Адити, один из главных богов ведического периода (наряду с Митрой). Как выражение непреложной закономерности космических явлений Варуна — олицетворение Закона, Справедливости, а значит и Суда. Преступных он вяжет своими неизбежными сетями. Позже Варуна стал «отражением неба» — океаном, владыкой вод, но свой атрибут — сети не утратил.

ВАРШНЕЯ — потомок Вришни, родовое имя Кришны.

ВАСАВА — сын Васу; родовое имя Индры.

ВАСВОКА — «клад» — озеро, название озера; название города Куберы, владыки сокровищ.

ВАСИШТХА — «богатейший», «лучший»; имя одного мудреца из «Семи ришей».

ВАСУ — «благой», «богатый»; класс богов.

ВАСУДЭВА — «Васу-бог», поклонник Васу; имя царя из рода Вришни, отца Кришны.

ВАСУМАНА — «богатый»; имя раджи, брата Аштаки (см. вып. III, «Повесть о Матали» в «Путешествии Бхагавана»).

ВАСУМАТА — «богатый»; имя огня.

ВАТАПИ — «вихрь»; имя асура, сына Храды. Он превратил своего брата Илвалу в козла и дал есть браминам, а тот выполз из их живота. В наказанье риши Агастья съел Ватапи (ср. миф о Тантале, давшем богам в снедь своего сына ради издевательства над ними).

ВАТАРИВАТИ — «враг ветров», касторовое дерево; название реки.

ВАТАСТА — «останавливающая ветер»; название реки.

ВАХЛИКА — «жертвователь», название страны; имя брата Шантану, отца Бхишмы; отец Сомадатты.

ВАХНИ — «огонь»; см. Агни.

ВАЮ — воздух, ветер и мифологическое олицетворение Ветра. Ваю-Пурана — см. Пурана.

ВЕНА — название одной смешанной касты; название реки.

ВЕТРАВАТАРИ — «проникающая через камыш»; название реки.

ВИБХУРАСИ — «ты могуч»; название огня.

ВИВАСВАН — «сияющий», солнце, бог Солнца; «сын Вивасвана» — эпитет Ямы (Дхармы) и Карны.

ВИВИНШАТИ — состоящий из 20 частей»; имя сына Дхритараштры.

ВИДУРА — «ведун», «мудрец»; младший брат Дхритараштры и Панду от матери-шудры, почему он не кшатрий, а более низкой касты: кшатта (кравчий). Это слово часто употребляется как эпитет Видуры.

ВИДХАТАР — «распределитель», «делатель»; слабо персонифицированное представление творческой силы космоса.

ВИДХЬЯ — «знание», «ведовство»; женское имя (женщина из свиты Сканды).

ВИКАРНА — «изменённый», «обезображенный»; мужское имя.

ВИКАРТАН — «изменяющий»; Вивасван, одно из олицетворений Солнца. Вайкартана — сын Викартана, имя по отцу Карны (кн. XI, 21, 1).

ВИНАТА — муравей (ж. р.); 1) имя жены Кашьяпы, матери Гаруды и Аруны, «прекраснопёрых» (Супарна), отчего их имя по роду матери Вайнатея. 2) Имя злого духа какой-то болезни (ж. р.) — шакуниграха (в легенде о Сканде).

ВИНДА — «находящий», мужское имя, брат Анувинды.

ВИНДХЬЯ — название горного хребта.

ВИПАША — «необузданная»; название реки в Пенджабе.

ВИРА — «богатырь»; имя злого духа, мешающего при жертве.

ВИРАТА — «прекращение, конец», имя раджи, у которого Пандавы проводили последний (13) год изгнания.

ВИШАКХА — «без ветвей», «безрукий», бедный (др.-слав. — бедный, бедник); эпитет Сканды или его сына; Ва отождествляется также с «Козлоголовым» — формой Агни или Сканды.

ВИШАЛЬЯ — «без острия», без стрелы; название заговора против стрел; название реки (Бескамышная?).

ВИШВАМИТРА — «всеобщий друг»; имя знаменитого царя-аскета, достигшего браминства, путём суровейшего умерщвления плоти.

ВИТА — «ушедший», исчезнувший, название огня.

ВИШВАГАШВА — «пристяжной конь», мужское имя.

ВИШВАКАРМАН — «все-творец»,

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн