Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск IV. Беседа Маркандеи

Творец; зодчий и ювелир богов.

ВРИДДХАКШАТРА — «старший кшатрий». Вардхакшатра — «сын старшего кшатрия», т. е. Вахлика.

ВРИДДХИКА — «рождённая в дереве», древесница, дриада; род ракшасок-людоедок.

ВРИКОДАРА — «волчье брюхо», эпитет Бхимы.

ВРИХАНТА (БРИХАНТА) — «большой», мужское имя; раджа.

ВРИШАДАРБХА — «бычья трава»; имя раджи Кеши (Бенареса).

ВРИШАКА — «бычок», «жеребец»; мужское имя.

ВРИШАСЕНА — приблизительный перевод: «Имеющий войско мужей»; сын Карны.

ВРИШНИ — «мужественный, «овен»; имя народа, к которому принадлежал Кришна.

ВЬЯНА — название тока тела (ан+ви — пропускать дыхание через тело); см. Прана.

ВЬЯСА — «изложение», «сопоставление»; имя легендарного мудреца, которому приписывается изложение «Махабхараты», Пуран, Веданты и множества других памятников; сын Парашары от матери Сатьявати. Его отождествляют с Кришной-Двайпаяной. Предок кауравов и пандавов. Так как по преданию Ва распределил гимны Вед по отделам, то он и назван «Вьяса» («распределитель, редактор»). Создание канонических текстов приписывалось высшему сознанию (Браме), а люди «лишь излагали их».

Г

ГАВАЛЬГАНА — «множество буйволов», мужское имя; отец Санджаи, который по отчеству зовётся Гавальгани.

ГАДЖАСАХВАЯ — «именуемый слоном»; Гаджапура — «Город Слонов» — то же и Хастинапура.

ГАНГА — название священной реки, дочери Хималая, жены Шантану и матери Бхишмы. Ганга с помощью Шивы, принявшего её на свои плечи, была низведена с неба на землю и потому близка его культу.

ГАНДАСАХВАЯ — «именуемая пузырём»; название реки.

ГАНДИВА — оружие богов; лук, сделанный из дерева ганди, откуда и название; Га переходил от одного бога к другому; с одной стороны, это символ молнии, с другой — радуги. Арджуна получил его от своего отца Индры, но в кн. XVII говорится об участии Агни в снабжении этим оружием и стрелами, а также Варуны. В «Горце» описывается сражение Арджуны с Шивой и упоминается о чудесном луке Арджуны, хотя он получил его позже; там же говорится, что Варуна дал Арджуне не лук, а свои сети. Таким образом существует ряд сказаний о Гандиве достаточно противоречивых, что свидетельствует о сложности символики и о различных её наслоениях.

ГАНДХАРВА — небесный музыкант: в Ведах говорится обычно об одном гве, но эпос знает их множество. Говорится, что гы живут в поднебесьи, но также и в воде, чему соответствует и сказание о том, что супруги гов — апсары, водяницы. Отмечается связь гов с Сомой-Месяцем, откуда гвы — отцы лечебных корней и знатоки снадобьев.

ГАНДХАРВАГРАХА — «гандхарва-пожиратель»; род злого духа, наводящего безумие.

ГАНДХАРИ — дочь Субалы, царя Гандхара; название народа и страны, жена Дхритараштры и мать 100 его сыновей и 1 дочери, слово «гандхара» восходит к корню «гандха» — запах, благоухание. По существу Гандхари не собственное имя, а эпитет по народности.

ГАРИ — см. Хари.

ГАУРИ — «корова», «земля»; Ума-Парвати, дочь Химавата, жена Шивы; иногда Ги называют одну из женщин его свиты (в легенде о Сканде).

ГАУТАМА — потомок Готамы, мудреца из рода Ангираса; как отчество многих лиц.

ГАЯТРИ — «спасительная песнь». Священная формула обращения к Савитару, которую брамины должны произносить 3 раза в день (ведическая Гри), произнесение этой формулы членам других каст запрещено.

ГОВИНДА — «получающий коров», эпитет некоторых богов, но в особенности Вишну-Кришны. В легендах о Кришне повествуется, что в юности он был пастухом; таким образом, Кришна сливается с пастушьим богом Бхагаваном.

ГОДАВАРА — «сосущий коров»; название реки в Дакшинапатхе.

ГОМАТИ — «коровья»; название реки, притока Инда.

ГУНА — «волокно»; три основных качественных нити, из которых сплетается вся ткань природы (Пракрити); саттва, раджас и тамас (см. введение).

ГУРУ — «тяжёлый», «важный», духовный учитель, родитель; в двойственном числе — отец и мать.

ГУРУСКАНДХА — «скамья учителя»; название горы.

ГУХА — «скрытый», «тайный», эпитет Шивы и Сканды, как его сына.

ГУХЬЯКА — «прячущийся»; название особых духов из свиты Куберы, владыки сокровищ; духи-хранители кладов.

ГХОТОКАЧА — «лошадиная», «кобылья»; название реки.

Д

ДАЙТЬЯ — сын Дити (Ограниченности), духи, враждебные богам (сурам), асуры.

ДАЙТЬЯСЕНА — «войско дайтьев», дочь Праджапати, жена дайтьи.

ДАКША — «деятельный», «способный», духовная сила, воля; как персонификация отождествляется с Праджапати и также слабо индивидуализирован. Более индивидуализированы его дочери, как жёны разных богов: Кашьяпы, Дхатара и пр. Наиболее из них яркая — жена Шивы. (Ума-Парвати, по другим сказаниям дочь Химавата).

ДАКШАЯНИ — дочь Дакши (см. это слово).

ДАЛА — «клочок»; имя сына царя лягушек.

ДАЛБХЬЯ — «обман», «грех»; имя одного риши.

ДАНАВА — сын Дану (мать) и Кашьяпы; данавы — враги богов, подобно Дайтьям, с которыми они часто объединяются.

ДАНДАКА — палка; название леса в Декхане, считавшегося священным.

ДАШАРХА — название одного рода кшатриев, к которому принадлежал Кришна; слово часто употребляется как эпитет Кришны.

ДВАЙПАЯНА — «островитянин», см. Кришна-Двайпаяна.

ДВАЙТА — «двойной»; название леса возле поля Куру.

ДВАПАРА — «пара», двойца», название 3 юги (см Юга) и особого духа, связанного с игрой в кости: в его природу вступил Шакуни (см. также вып. I, гл. 6 «Наль»).

ДВАРАКА — «многовратный», название столицы Кришны, на западном выступе Гусрата. По преданию, после смерти Кришны, город опустился в море. Один из эпитетов Кришны — «Владыка Двараки» (Дваракеша).

ДЖАМАДАГНИ — имя риши, отца Парашурамы. Значение слова не ясно, схолиаст толкует его как «пылающий».

ДЖАМБУ — название растения; название золотоносной реки; это золото ценилось особо.

ДЖАНАКА — «родитель»; имя раджи, отца Ситы (жена Рамы).

ДЖАНАРДАНА — «утесняющий людей» или «побуждающий людей», эпитет Вишну-Кришны.

ДЖАТАВЕДА — точное значение слова утрачено в ранний период санскрита. Перевод по составляющим словам нечто вроде «знающий существа». В браманическом толковании — тайное имя Агни.

ДЖАЯДРАТХА — «победная колесница», имя раджи синдхов и саувиров; муж Духшалы, единственной дочери Дхритараштры; убит Арджуной.

ДЖАЯНТА — «победительный»; имя стяга Индры.

ДЖАЯТСЕНА — «победное войско», имя раджи Магадхи.

ДЖИВА — «живой», жизненный, самосознающий принцип, понятие индийской философии наиболее близкое понятию «душа» европейской философии.

ДЖИШНУ — «победитель», эпитет Индры, Вишну, Арджуны.

ДЖРИМБХАКА — «зевака», название известных духов; заклятие для оружия.

ДЖЙОТИШТОМА — особо торжественный праздник Сомы-Месяца.

ДЖЙОТИШТХАМА — «светлейший»; имя одного огня.

ДИКША — «священный обет», посвящение; как персонификация — жена Сомы.

ДРАУПАДИ — дочь царя Друпады, Кришнаа (Кришни в переводе), общая жена Пандавов. Драупади появилась на алтаре как воплощённая Шри и была принята Друпадой, как дочь.

ДРОНА — «кадушка», брамин, наставник Пандавов и кауравов в военном деле; предводительствовал вместе с Бхишмой войсками кауравов. Имя своё получил потому, что его отец Брихадваджа, увидев апсару, потерял семя, которое упало в кадушку, здесь и развился Дрона.

ДРУПАДА — «столб», царь Панчалы, отец общей жены Пандавов (Кришнаа) и витязя Дхриштадьюмны, сторонника Пандавов.

ДУРЙОДХАНА — «дурно сражающийся» или «труднооборный»; старший сын Дхритараштры, незаконно претендовавший на вотчину Пандавов, сыновей его дяди Панду. С помощью своего дяди по материнской линии, Шакуни, бесчестно обыграв Юдхиштхиру, Дурйодхана добился изгнания Пандавов, а затем раздул междоусобную войну, во время которой и был убит.

ДУРМУКХА — «безобразный», один из 100 сыновей Дхритараштры.

ДУХСАХА — «трудновыносимый», один из 100 сыновей Дхритараштры.

ДУХШАЛА — «плохое копьё» (опасное копьё); имя единственной дочери Дхритараштры, жены Джаядратхи.

ДУХШАСАНА — трудноукротимый», один из сыновей Дхритараштры.

ДУШЬЯНТА (ДУХШАНТА) — «дурносуществующий», древний раджа; отец Бхараты, рождённого от Шакунталы.

ДХАНАНДЖАЯ — «добыватель сокровищ», эпитет Арджуны.

ДХАРМА — «держава», «основа», долг, закон, олицетворенный в Яме (Близнец), первом человеке (андрогине), ставшим судьёй и владыкой умерших. Дхарма — отец Юдхиштхиры. Иногда Дхарма и Яма представляются как две разных мифических личности.

ДХАРМАРАДЖА — «праведный раджа» или «Владыка закона», эпитет Юдхиштхиры.

ДХАТАР — «благой», творец, слабо персонифицированная идея творческой силы природы.

ДХАТУ — составная часть сложного вещества; пять основных соков организма (иногда насчитывают 7 и даже 10 составных частей).

ДХАУМЬЯ — сын Дыма (намёк на дым жертвенного костра); имя одного риши.

ДХРИТАРАШТРА — «тот, чьё царство держится крепко», слепой царь кауравов, брат Панду, муж Гандхари, отец Дурйодханы и его 99 братьев; имя одного нага.

ДХРИТИМАН — «сдержанный», «удовлетворённый»; имя одного огня.

ДХУНДХУ — (звукоподражательное слово); имя одного асура (олицетворение вулкана).

ДХУНДХУМАРА — «смерть Дхундху», эпитет Кувалаяшвы, царя Пратардханы.

ДЭВА — бог, сура, в ж. р. дэви — богиня, царица.

ДЭВАГРАХА — «богопожиратель»; название злых духов, вызывающих безумие.

ДЭВАКА — «бог», ж. р. богиня, как мужское имя — раджи, отца Дэваки (ж. р.), матери Кришны.

ДЭВАЛА — «набожный», имя одного риши.

ДЭВАМАТА — «божественный»; имя одного риши (по-видимому, правильней Дэвамант).

ДЭВА-РИШИ — «учитель богов», божественный риши, высший класс ришей, к которому принадлежит, например, Нарада.

ДЭВАСЕНА — «рать богов», дочь Праджапати, жена Сканды.

И

ИКШВАКУ — «огурец». Имя разных царей, в частности сына Ману-Вивасванта, первого царя Айодхьи (солнечная династия). Это имя, по-видимому, связано с многочисленностью потомства раджи. Царя Айодхьи называли также Харьяшва, что значит «Буланый конь». С ним связана легенда «о царевне-лягушке». Икшвакава — сын, потомок Икшваку.

ИНДРА — главный бог позднего ведического пантеона, в эпический период. Иа, хотя и оставался «владыкой тридцати богов», однако по существу уже был второстепенным богом, подчинённым браманической троице в одном из её аспектов. Индра — громовник и борется с демонами туч (асурами). Постепенно имя стало нарицательным и приобрело смысл «владыка, царь». Раджи часто титулуются «Индра народа».

ИНДРАДЬЮМНА — «свет Индры», имя раджа-риши.

ИНДРАПРАСТХА — «обитель Индры»; столица ядавов, народа Кришны.

ИНДРАСЕНА — «рать Индры», мужское имя.

ИНДРИЯ — психофизиологические органы, числом 10; 5 воспринимающих соответствуют органам чувств, пять действующих соответствуют некоторым активным функциям организма (пищеварительной, двигательной, детородной и пр.). Центр индрий манас, который получает сигналы от воспринимающих индрий и посылает импульсы к двигательным.

ИРАМА — жидкость, напиток, наслаждение.

Й

ЙОДЖАНА — мера длины, приблизительно соответствует 3 километрам.

К

КАБАНДХА — «бочка», образно о желудке, о тучах, особенно о поглощающих лучи на горизонте; эпитет одного данава (или ракшаса), сына Шри (богини счастья и красоты), которому Индра за гордость ударом вогнал ноги и голову в туловище (см. «Сказание о Раме», вып. III). Иногда Ку отождествляют с Раху (см. это слово).

КАВЕРИ — «шафран», моча; название реки («Жёлтая»).

ы и Аруны; имя ракшаски, пожирающей зародыши.

КАЙКЕЙЦЫ — название народа.

КАЙТАБХА — имя асура, убитого Вишну; слово, по-видимому, означает «насекомообразный».

КАКИ — «дочь вороны», имя мамки Сканды.

КАКУШТХА — «Стоящий на вершине, на макушке», имя племянника Икшваку; предок Рамы, помогавший Индре в битве с асурами.

КАЛА — «время», смерть; одна из форм Шивы (реже Вишну).

КАЛИ — «чёрный», м. р. — имя злого духа, соблазняющего играть в кости (ср. «Наль», вып. I); название последнего мирового периода (см. Юга). Дурйодхана — воплощение Кали; в ж. р. — имя жены Шивы, Дурги.

КАЛИКИ — имя Вишну в грядущем (10-ом) воплощении в конце юги.

КАЛИНГА — «слон», «змея»; название одного воинственного народа и его страны.

КАЛЬПА — «готовый»; название мирового периода (см. Юга).

КАМА — «страсть», особенно половая; желание, олицетворение страсти, соблазнитель, название особого огня.

КАМАДУК — «корова желаний», название коровы, находящейся в мире Индры и выполняющей желания блаженных.

КАМБОДЖА — название народа и страны.

КАМПА — «трепет», мужское имя; имя одного раджи.

КАМСА — «кубок»; имя царя Матхуры, сына Уграсены, брата Дэваки, матери Кришны. Ему было предсказано, что его убьёт племянник, почему он и старался уничтожать детей своей сестры.

КАМЬЯКА — «желанный», прелестный; название леса, где скрывались Пандавы во время изгнания.

КАПИЛА — «красноватый», «рыжий»; один из эпитетов Агни-Хираньягарбха (Золотого семени); имя мудреца, основателя школы Санкхьи, ж. р. — название реки.

КАПИЛАШВА — «рыжий конь»; имя сына Кувалаяшвы.

КАПОТАРОМА — (капота — голубь; рома — волос); имя потомка Шиби.

КАРАНДЖА — название дерева с маслянистыми семенами, употреблявшимися в индийской медицине.

КАРНА — «ухо», первенец Кунти, зачатый от Солнца, когда Кунти не была ещё замужем. Кунти выбросила младенца, но его нашёл возничий и воспитал, отчего Карна называется «сын возничего» или по имени приёмной матери «Радхея», сын Радхи (см. вып. III «Путешествие Бхагавана»).

КАРТАВИРЬЯ — «совершенная отвага», имя одного раджи.

КАРТИКЕЯ — «сын Криттики» (Плеяд) — Сканда.

КАУНТЕЯ — «сын Кунти»; имя Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны по материнской линии.

КАУШИКА — «ихневмон», «сова», «половая любовь»; по третьему значению — имя одной ракшаски.

КАУШТУБХА — название жемчужины, получившейся при пахтаньи океана богами; её носит как украшение Вишну.

КАШЬЯПА — «чернозубый», черепаха, мало персонифицированное божество, близкое Праджапати; во мн. ч. — название гениев, осуществляющих движение Солнца (ср. с египетским Хепра); мужское имя.

КЕЙКАЙЦЫ — (или кайкайцы); название народа.

КЕШАВА — «кудрявый» или «лучистый»; эпитет Вишну-Кришны, как олицетворения Солнца.

КЕШИН — «волосатый», имя одного данава; ж. р. Кешини — имя женщины из свиты Шивы.

КИМПУНА — «как очищающая»; название реки.

КИМПУРУША — «как человек», оборотень; род духов из свиты Шивы, «полубог» (Дейссен).

КИННАРА — см. Кимпуруша.

КОШАЛИЙЦЫ, КОШАЛЫ — название народа.

КОШТАНАМА — (кошта — клад, сокровищница; нама — имя); название горы.

КРАУНЧА — кулик; название горы, сына Химавата.

КРИПА — «сострадательный»; м. р. — раджа, сторонник кауравов; ж. р. — имя жены Дроны (Крипи в переводе).

КРИТА — «совершенный», название первой юги, см. Юга.

КРИТАВАРМАН — «совершенная броня», мужское имя; сын Хридики («Сердечного»), по отцу именуемый Хардика.

КРИШНА — «чёрный». 1) Имя чтимого раджи, считавшегося 9м воплощением Вишну; сын Васудэвы и Дэваки, внук Яду, отчего его называют Ядава. 2) Кришна-Двайпаяна — мудрец, отец Дхритараштры, именуемый ещё Вьяса («распределитель», «редактор»), так как ему приписывается приведение в порядок Вед, редакция «Махабхараты», Пуран и многих других священных книг; ж. р. — Кришнаа (в переводе Кришни) по отцу именуемая Драупади — дочь Друпады, считается воплощением богини Шри (жены Вишну), родилась на алтаре;

Скачать:TXTPDF

. Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск IV. Беседа Маркандеи Махабхарата читать онлайн