царя Калмакшпады, внука Ритупарны (см. «Наль», вып I). Судаса — почитатель, слуга, имя царя и управляемого им народа.
САУТИ — потомок Суты (возничего), рассказывающий мудрецам «Махабхарату» в лесу Наймиша.
САХА — могучий, одолевающий; муж дочери Апаса.
САХАДЭВА — «Могучий бог» или «с богом», имя пятого из братьев Пандавов, сын Мадри от Ашвин.
САХЬЯ — могучий; название горы.
СВАГА — (точнее Сваха) священный возглас, олицетворённый в виде богини, влюблённой в Агни.
СВАДХА — сладкий сок (винограда), олицетворённый как богиня, дочь Дакши и жена Ангираса.
СВАНА — звук, крик; имя одного огня.
СЕДУКА — мужское имя.
СИДДХАГРАХА — «совершенный пожиратель», злой дух, наводящий безумие.
СИНДХИЙЦЫ — обитатели бассейна Синдха.
СИНДХУ — поток, название реки (Северная Индия).
СИНИБАЛИ (СИНИВАЛИ) — богиня зачатия и новолуния; название этого дня; дочь Ангираса, супруга Дхатара, жена Сканды.
СИНХИКА — название враждебных богам духов.
СИТА — «борозда», имя жены Рамы; название города.
СКАНДА — выбрызгивание, выкидывание, напасть; имя воеводы богов. Сын Рудры, принявшего образ Агни.
СМРИТИ — память, священное предание, менее авторитетное, чем Шрути (Веды, Упанишады). «Махабхарата» относится к Смрити.
СОМА — сок растения (вероятно, эфедры, из которого добывается тонизирующее, адренолиноподобное вещество — эфедрин), из которого делается опьяняющий напиток, употребляющийся при жертвоприношениях: так как луна мифологически связана с влагой, Сома стала олицетворением Месяца.
СОМАДАТТА — «данный Сомой»; раджа страны Вахлики, отец Бхуришраваса.
СРИНДЖАЯ — «победительный», имя народа; мужское имя.
СТОЖАРЫ — группа звёзд, входящих в созвездие Тельца. Греки называли их Плеядами, девами, оплакивающими лето, т. к. это созвездие начинает появляться в конце августа. По-санскритски они называются Криттика; индийцы считают, что Стожары находятся под особым покровительством Агни (вероятно, воспоминание о периоде, когда равноденствие происходило в созвездии Тельца), а также Сканды, который называется Картикея, т. е. «сын Криттики». Индийцы изображали Сы или пламенем, или мечом.
СТУБХА — «восклицающий», ликующий; название огня.
СУБХАДРА — «великолепная», мать Абхиманью, жена Арджуны, сестра Кришны, бабка Парикшита.
СУВАРЧАСА — «золотой»; имя злого духа, мешающего при жертве.
СУВЕНА — «хорошая вода», название реки.
СУГРИВА — «прекрасногривый», имя коня Кришны; имя «лесного человека», союзника Рамы.
СУДАКШИНА — хороший, любимый, имя князя Камбоджи.
СУДХАРМАН — прекрасный блюститель дхармы, имя главного жреца кауравов.
СУЙОДХАНА — «хорошо сражающийся» или «легко завоёвываемый», так враги называли Дурйодхану, сына Дхритараштры.
СУЙОДХВА — «хороший воин», имя раджи.
СУКХАПРАДА — дающая счастье, имя жены Сканды.
СУМИТРА — «добрый друг»; имя одного огня.
СУПРАВИРА — «хороший, высший богатырь»; имя злого духа, мешающего при жертве.
СУПРАДЖА — «имеющая хорошее потомство», имя жены Солнца.
СУПРАЙОГА — «доброе начинание», исток; название реки.
СУРА — бог, в противоположность к асуре — злой дух.
СУРАБХИ — «благоуханная», весна, «матерь коров», обитающая в подземном мире; мамка Сканды, причиняющая детскую болезнь (оспа?).
СУРАБХИМАТ — «благоухающий», имя огня.
СУРАТХА — «хороший колесничий», отец Шиби.
СУРЕША — царь богов (суров).
СУРЬЯ — «солнце»; имя одного из олицетворений солнца.
СУШЕНА — обладатель хорошей пращи, эпитет Вишну-Кришны, в кн. XI — как эпитет Карны.
Т
ТАКШАШИЛА — (такша — плотник, шила — обычай); главный город Гандхары, родины жены Дхритараштры.
ТАМАС — тьма, название третьей гуны, см. Гуна.
ТАМАСА — «тёмный», источник; название притока Ганги.
ТАМРА — тёмно-красный, название реки.
ТАМРАВИ — то же.
ТАПАС — нагревание, накаливание, теплота как миросозерцательное начало; изнурение плоти, аскеза.
ТАРКША — смысл слова неясен. БПС предполагает, что это искажение «твакша», действительность. Мифологический образ также неясен; в более ранние времена Та представлялся конём, потом птицей, солнечным диском. Позднее образ Таркши сливается с Гарудой. Ариштанеми — эпитет одного муни по имени Таркша. Слово переводится: тот, чьи колёсные ободья остаются невредимыми».
ТАРКШЬЯ — острие, мифическое существо, защищающее небо; созвездие «Стрелы», шестой по более ранним представлениям и 8 по более поздним представлениям знак зодиака, соответствующий знаку «Рак».
ТАТТВА — основа ткани; индийская философия учит о 24+1 основ ткани Природы (см. введение).
ТРЕТА — третичный, второй мировой период, см Юга.
ТРИВИДА — «знающий три» (подразумевается Веды), как эпитет Шивы.
ТРИДИВА — «третье небо», рай.
ТРИКУТАВАН — «состоящий из трёх острых веществ» (имбиря, чёрного и красного перца).
ТРИПУРА — тройной город, или «три города»: золотой, серебряный и железный, название города асуров, разрушенного Шивой.
ТУНГАВЕНА — «высокая вода», половодье; название реки.
У
УГРАСЕНА — «ужасное войско», имя раджи.
УДАНА — «восходящий жизненный ток», см. Прана.
УДГАТАР — жрец, возносящий хваления; особый вид жрецов.
УДЖДЖАЛАКА (УДЖДЖАНАКА) — «подъём», название страны, вероятно происходящее от «удъяна», «восходящий». Текст говорит о южных, по отношению к бассейну великих рек, пустынных плоскогориях Декана.
УКТХА (или Брихадуктха) — изречение, хвала (или великое изречение, хвала), ритуальная формула; мифологически — сын Тапаса.
УЛУПИ — имя дочери нага Кауравья, одна из жён Арджуны.
УМА — лён, покой; имя дочери Химавата, жены Шивы (Дурга, Парвати, Сати).
УПАВЕНА — низкая вода; название реки.
УРДХВАБХАДЖ — «причастный высоте», одна из форм Агни.
УТТАНКА — «Возвышенной сердце»; имя одного риши (анка — грудь, сердце).
УТТАРА — «возвышенный», северный; м. р. — имя раджи. В ж. р., по переводу Роя, имя дочери Вираты, жены Абхиманью, снохи Арджуны и Субхадры. БПС не даёт этому слову значения женского имени.
УТТАУМОДЖА — «крайне сильный», могучий, брат Юдхаманью.
УШИНАРА — «Вожделенный человек» (уши — желание); название народа, имя его правителя. Аушинара — потомок Ушинары, Шиби.
Х
ХАВАНИЯ — жертвенный огонь, получающий жертву Хавис (возлияние масла), в частности так называемый восточный из домашних священных огней.
ХАВИБХИ — «сияющая жертвой»; имя дочери Ангираса.
ХАВИС — особое жертвенное возлияние топлёного масла в огонь.
ХИВАШМАТИ — «жертвенная», относящаяся к жертве хавис; имя дочери Ангираса.
ХАЙХЕЕЦ — (хейхеец), см. Кайкейцы; название народа.
ХАЛИМА — имя мамки Сканды.
ХАРА — «носитель», «разрушитель», эпитет Шивы. Двойственное значение Шивы ярко выражается двойственным значением эпитета. С одной стороны, это носитель жизни, принявший на свои плечи ниспадающую с неба Реку Жизни (Гангу) — эта сторона соответствует фаллическому аспекту Шивы; но Шива есть и Кала; всеразрушающее Время, а потому и сама Смерть, что и выражено вторым значением эпитета.
ХАРИ — «бледно-жёлтый», буланый (конь); один из эпитетов Вишну-Кришны, мужское имя.
ХАСТИНАПУРА — «город слона» (хастин — рукатый, одно из названий слона) — Нигапура, Ганджасахвая, столица кауравов.
ХИМАВАТА — «зимний», «снежный», название горного хребта — Хималая — «Область зимы».
ХИРАНЬЯГАРБХА — «золотое семя», мифический образ, относимый к различным философским понятиям, выражающим идею абсолютного субъекта; в тексте значение слова снижено до эпитета Сканды, сына огня, золотое семя которого — горящие угли.
ХИРАНЬЯКАШЬЯПУ (а) — «Золотая черепаха», см. Кашьяпа.
ХОМА — см. Сома.
ХОТАР — жрец особого разряда, ведущий в ритуале жертвоприношения.
ХРИДАШВА — «сердце коня», имя сына Кувалаяшвы.
ХРИДИКА — «сердечный», раджа, отец Критавартмана.
ХРИШИКЕША — «владыка чувств», или «кудрявый», эпитет Вишну-Кришны.
ХУТАБХУДЖ — «вкуситель жертвы», эпитет огня.
ХУТАВАХА — «ведущий жертву» (богам), эпитет огня.
ХУТАШАНА — «пожиратель жертвы», эпитет огня.
Ч
ЧАЙТРАРАТХА — сын Читраратхи; название леса; Читраратха — Красивая (пёстрая колесница); мужское имя; имя одного гандхарва.
ЧАНДРА — месяц; мужское имя.
ЧАНДРАБХОГА — часть месяца; мужское имя.
ЧАНДРАМАСИ — луна, месяц (как мера времени); дочь Ангираса.
ЧАНДРАШВА — «лунный конь», имя сына Кувалаяшвы.
ЧАРМАВАТИ — «покрытый шкурой»; ж. р. — имя реки (Пенистая?).
ЧИТРА — пёстрый, цветистый; имя змея.
ЧИТРАСЕНА — пёстрое войско, сын Дхритараштры.
ЧИЯВАН — «отгоняющий»; имя риши, превратившего Ашвин в юношей.
Ш
ШАДЕКА — «единая в шести», мифологическая фаза луны; дочь Чандрамаси (ж. р.) и Праджапати.
ШАЙБЬЯ — потомок Шиби.
ШАЙЛЬЯ — сын Шальи — брат Мадри, дядя со стороны матери Накулы и Сахадэвы, близнецов-Пандавов; раджа мадров.
ШАКА — ветвь, рука; употребляется как имя.
ШАКРА — «мощный», эпитет Индры.
ШАКУНИ — «сокол», м. р. — имя дяди Дурйодханы с материнской стороны, воплощение злого духа игры в кости — Кали, отведший глаза Юдхиштхире и способствовавший его проигрышу царства. Ши всегда вдохновлял Дурйодхану на злое; ж. р. — Соколица, мамка из свиты Сканды, причиняющая детские болезни.
ШАЛА — песок, копьё, мужское имя.
ШАЛМАЛИКА — хлопковое дерево, колючее, с красными цветами.
ШАЛЬЯ — острие (стрелы), кинжал, заноза; посторонний предмет, внедрённый в тело; в медицине — зародыш. Дядя Пандавов с материнской стороны, сторонник кауравов.
ШАМБХАЛА — м. р. — название деревни, родины Калики, смысл слова неясен; в ж. р. — Шамбхали, сводница.
ШАМБХУ — «благодетельный», название одного огня; эпитет Шивы.
ШАМЬЮ — то же.
ШАНКАРА — то же.
ШАНКХА — «раковина» (атрибут Вишну); имя витязя, брата Уттары.
ШАНТАНУ — «благой образ»; имя мужа Ганги, отца Бхишмы.
ШАРАДВАТА — «осенний», пожилой; имя отца Крипы.
ШАРАЮ — «доставляющий стрелы»; название реки.
ШАРНГА — имя лука Вишну; «обладатель лука Шарнга», эпитет Вишну-Кришны.
ШАСТРА — священный закон, канонизированные законодательные книги. Откровение.
ШАТАКРАТУ — «стократно сильный» или «приемлющий сто жертв», эпитет Индры.
ШАТАКУМБХА — «стокувшинная», название реки.
ШАТАРДА — громовержец.
ШАУРИ — родовое имя Кришны, шура — витязь, имя отца Васудэвы, деда Кришны.
ШАЧИ — «помощница», имя жены Индры.
ШАШАДА — зайцеед, название хищной птицы (сова?).
ШАШТХИ — шестой, шестая часть; ж. р., эпитет Умы-Парвати, жены Шивы.
ШВЕТА — светлый, белый; название горы.
ШИВА — «благой», эвфемическое название шакала, а также страшного бога Рудры; ж. р. — Шиваа, имя жены Ангираса, образ которой приняла Свага, чтобы соблазнить Агни.
ШИВИ (ШИБИ) — «благой», потомок Ушины; единоутробный брат Аштаки.
ШИКХАНДИ — «носящий волосы узлом»; имя витязя — гермафродита, в прошлом воплощении женщины, оскорблённой Бхишмой, в прошлом его воплощении. Силой аскезы она добилась в следующем воплощении возможности сразиться с Бхишмой и убить его.
ШИРВАНА — орёл, созвездие Орла.
ШИШИРА — прохладный период года: январьмарт.
ШЛОКА — двустишие, в узком смысле особый размер: 2 (8+8) основной в эпической поэзии.
ШОНА — кроваво-красный, название реки.
ШРАВА — раджа, сын Юванашвы.
ШРАВАСТАКА (или Шраваста — имя раджи и основанного им города в Кошальской стране.
ШРИ — счастье, блаженство, богиня счастья и красоты, жена Вишну; как эпитет — приставка к имени в смысле блаженный, святой (Шри Махабхарата, Шри Кришна).
ШРИВАТСА — особый завиток волос на груди Вишну-Кришны как знак счастья.
ШРУТИ — слышанное, священный закон, Шастра, откровение.
ШУКА — попугай, имя сына Кришны-Двайпаяны (Вьясы).
ШУКРА — «светлый», светлая жидкость; мужское семя. Имя потомка Бхригу; планета Венера; знаток военного дела.
ШУЧИ — «чистый», мужское имя; название огня.
Ю
ЮВАНАШВА — молодой конь, жеребчик; мужское имя.
ЮГА — мировой период; 4 юги составляют манвантару или время существования одного мира, подвластного одному Ману. Каждая юга разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерок». Длительность юг последовательно убывает. Первая юга называется «совершенная», крита-юга, она длится 4000 + по 400 лет сумерок = 4800. Вторая, тройственная, трета-юга длится 3000 + 300 + 300 = 3600. Третья, двойственная, двапара-юга длится 2000 + 200 + 200 = 2400 лет и, наконец четвёртая, чёрная, кали-юга длится 1000 + 100 + 100 = 1200 лет. По-видимому, сперва под годами разумелись обыкновенные земные годы, но потом, с развитием учения о «днях», «ночах» и «годах» Брамы (ср. «Бхагавадгита», VIII, 17) в «сутках» Брамы стали насчитывать 20000 юг, так что век Брамы достиг величины 285 420 000 земных лет.
ЮДХАМАНЬЮ — «пыл битвы», мужское имя кшатриев.
ЮДХИШТХИРА — «стойкий в битве». Старший Пандава, которому принадлежит право престолонаследия, сын Кунти-Притхи от бога закона Дхармы-Ямы, поэтому особенно стойкий в соблюдении закона, правды (дхармы), отчего и получил эпитет Дхармараджа (праведный раджа).
ЮПАДХВАДЖА — «тот, у которого на стяге жертвенный столб», эпитет Бхуришраваса, сына Сомадатты раджи Сатьяки.
ЮЮДХАНА — «намеревающийся сразиться», имя раджи Митхилы.
ЮЮТСУ — «жаждущий сразиться», воинственный начальник слуг Дхритараштры, как его сын от матери вайшьи.
ЮЮТСУНА — «воинственный», мужское имя.
Я
ЯВАНА — греки.
ЯДЖАСЕНА — «многожертвенный», в ж. р. — эпитет Драупади-Кришни, жены Пандавов, м. р. — эпитет Вишну (в переводе в ж. р. принята для удобства читателя транскрипция Яджасени, а не более точная Яджасенаа).
ЯКША — небожитель особого класса, подчинённого сурам, богам.
ЯКШАГРАХА — «якша-пожиратель», злой дух, наводящий безумие.
ЯМА — близнец, первый из умерших и властитель предков, соединяющий в себе мужское и женское начало: как владыка умерших — олицетворение смерти, уводящий живых в своё царство; как их судья, определяющий их дальнейшую участь; олицетворение закона и справедливости, Дхарма. В «Махабхарате» Яма и Дхарма иногда рассматриваются, как два разных олицетворения.
ЯМУНА — приток Ганги (нынешняя Джумна).
ЯТИ — укрощённый, отшельник; потомок риши Бхригу; некоторые комментаторы считают, что яти — настоящие аскеты, другие же, — что это лицемеры, под маской которых скрываются асуры.
ЯЯТИ — (от «Ят»; славянское «яти» — соединять), имя древнего родоначальника, сына Нахуши, отца Яду и Пуру, сводных братьев; общий родоначальник рода ядавов, к которому принадлежал Кришна, и рода кауравов.
2
* Переводы «Анугиты» и «О женах», помещённые в IV выпуске «Беседы Маркандеи» (изд. 1958 г.), впоследствии дорабатывались Борисом Леонидовичем Смирновым. В настоящее электронное издание книги «Беседа Маркандеи» помещены доработанные варианты этих переводов из последующих ашхабадских изданий — «Анугита» (изд. 1977 г.) и «Нападение на спящих. О жёнах» (изд. 1982 г.). (Примечание редакции сайта).
3
* На то, что род Ангирасы, которому принадлежат некоторые мандалы Ригведы, кшатрийский, указывает R. Ch. Dutt в «A History of civilisation in Ancient India», L., 1889, стр. 157. Автор для подтверждения своего мнения ссылается на Вишну-Пурану, 3, 5. Впрочем это как-будто противоречит Мбх-е, XII, 7570.
4
* Таким образом, основные законы диалектики впервые сформулированы не эллинской и не эллинистической философией, а тем менее немецкой философией XVIII — начала XIX в., но индийской, особенно школой Санкхья.
5
* На основании этой концепции построена эллинистическая теория медицины, откуда её усвоил Ибн-Сина.
6
* Несколько позже, в этом же (1958) году в письме Т. Я. Елизаренковой (от 23 октября) Б. Л. Смирнов писал: «У Ишваракришны нет ничего, чего бы не было в Санкхье Махабхараты, а в Санкхье Махабхараты есть безмерно больше, чем в Ишваракришне и Патанджали (тоже компиляторе) обоих вместе. Гита — поворотный пункт и вершина Санкхьи. Я об этом догадывался, но теперь, когда я переработал все соответствующие тексты Махабхараты, мне стало это вполне ясно. Настоящую Санкхью следует искать не в Санкхья-карике, которую почему-то принято отождествлять с Санкхьей, когда это всего лишь одна и