Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

контекста. Многие тексты позволяют принимать любое из двух значений: внутренний или верховный Атман. Внутренний Атман обычно принимается в смысле «индивидуальное я», душа, джива, познающий поле; высший Атман — как 25 или 26 таттва в зависимости от системы или как Брахмо Упанишад, Познавший поле (ср. II вып. этой серии, «Бхагавадгита», VII, 30 и прим. 333 к этой шлоке), 194, 1 и сл.; 195; 202, 4; 204, 14; 206, 5 и сл.; 247, 1 и сл.; 250, 6, 20; 287, 1 и сл.; 315, 1 и сл.; 336, 31; А. отличен от Пракрити, 287, 34; А. познаётся в йоге, 308, 19.

АЙЛОМАЯ — имя одного данава, 227, 50.

АЙОГА — «несочетаемый»; «неприкасаемый»; рождённый матерью-вайшьей от отца-шудры, 298, 9.

АЙРАВАТА — сын Ираванты; имя повелителя слонов, белого слона Индры, 223, 12; 227, 10 и сл.

АКАША — «пространство», «эфир» (в греческом смысле); соответствует квинтэссенции неоплатоников; наиболее тонкий элемент из «плотных» или «великих» сутей (махабхутов), 182, 14, 24; 183, 9; 184, 4, 40, 42; 194, 5, 9; 233, 13, 17 и сл.; 346, 10 (см. также суть, махабхута).

АКРИТАШРАМА — «беззаботный»; «благоденствующий»; имя риши, 244, 17.

АКХАНДАЛА — «крушитель», «разрушитель»; эпитет Индры, позднее — Шивы, 337, 17; 338, 4.

АМАЛАКА — круглый плод дерева мираболана, обладающий терпким и кислым вкусом, употребляемый в индийской медицине. Из-за этих свойств (терпкости и лечебного действия) принят, особенно в буддизме, как предмет медитации над терпкостью мира и над лекарством от жажды жизни; махаянисты часто изображают бодхисаттву в медитационной асане с этим плодом в левой руке, 227, 107; 316, 20.

АМБА — мама, матушка, 267, 32.

АМБАРИША — сковородка; солнце; небосвод; мужское имя, 234, 23.

АМБАШТХА — сын брамина от матери-вайшьи, 298, 8.

АМИТАДХВАДЖА — тот, чей стяг — безграничность, 227, 51.

АМРИТА — бессмертная; пища богов, дающая бессмертие, эликсир жизни; амврозия греков; А. получена богами при пахтанье океана; переносно — ритуально чистая пища: остатки жертвоприношения, которыми питаются брамины, 193, 12, 34; 221, 7; 228, 91; 229, 21; 243, 12; 301, 7; 322, 68; 325, 4; 341, 128.

АНАНТА — или Шеша — бесконечный; вечность; змий, на котором покоится Вишну в океане времени (небе), 182, 34; 286, 58 (см. также санкаршана, шеша).

АНВИКШИКИ — наука о доказательствах, 320, 28, 34 (см. также доказательства).

АНГИРАС — знаменитый род ришей, которому приписывается создание X книги Ригведы (ср. «Беседа Маркандеи», гл. 217), 207, 17; 208, 4, 24, 27; 234, 28; 267, 2; 284, 11; 298, 17; 342, 69.

АНДА — «яйцо» (яйцо Брамы — мир); Вивасвант, 344, 32 (см. также Вивасвант, мир).

АНДХАКА — «Слепой»; имя асура, убитого Шивой, название народа, 207, 42; 286, 11.

АНИРУДДХА — «нестеснённый»; «беспрепятственный»; «свободный»; сын Прадьюмны; четвёртая ипостась проявлений Вишну, 341, 39, 41, 73, 74; 342, 30, 71, 92; 343, 19; 349, 18; 353, 20 (см. также аханкара, вьюха).

АНТАРАТМАН — см. Адхьятман, орган.

АНУКАМПАКА — «Сострадательный», «благосклонный»; имя раджи, 257, 7.

АНША — «часть», «доля»; имя одного из Адитьев, 208, 15 (см. также Адитья).

АПАНА — нисходящий ток (прана) тела, осуществляющий функции выделения из тела (кала, мочи и пр.), 184, 24; 185, 6, 10, 17; 236, 9 (см. также прана).

АПАНТАРАТАМАС — сын Речи (Сарасвати), 351, 39; ведийский учитель, 351, 59, 60, 68.

АПАС — «вода»; «божество вкуса», 315, 8 (см. также орган).

АПСАРА — водяница; райские девы, танцовщицы богов, нередко соблазняющие отшельников, 200, 14; 228, 14; 243, 18; 273, 15; 285, 5, 8; 326, 2; 334, 15, 18; 335, 17, 18, 28 и сл.; 344, 24.

АРАНЕЯ — эпитет Шуки, его «метронимиум», так как «матерью» его была крестовина арани, 329, 28.

АРАНИ — деревянный прибор для добывания огня, состоящий из мягкой крестовины и твёрдого колышка — женская и мужская часть прибора. Действие добывания огня верчением колышка часто ассоциируется с половым актом; эта ассоциация породила ряд мифов, например, миф о рождении огня, 267, 25, 26; 326, 1, 8; 329, 31.

АРАНЬЯКА — книга для живущих в лесу отшельников, отдел ведической литературы (Шрути), куда относятся и Упанишады; А. и входящие в их состав упанишады распределены по Ведам, 341, 8; 344, 70.

АРВАВАСУ — «Живущий внизу»; имя одного жреца богов, сына главного жреца богов Брихаспати; название одного из семи лучей солнца, 208, 26; 338, 7.

АРДЖУНА — «Утренняя заря», «светлый», «серебряный»; имя третьего из братьев Пандавов; воплощение Нары, одного из воплощений Вишну, 343, 5 и сл.; 343, 57; 344, 51.

АРИШТАНЕМИ — тот, чья ось невредима, второе имя Кашьяпы, 208, 8; Таркшья, 290, 2, 4 и сл.

АРУНДХАТИ — название одного целебного растения; жена Дхармы (созвездие Кассиопеи?); жена Васиштхи (Мицар из созвездия Б. Медведицы), это звезда двойная, и маленькая звёздочка около неё, его жена А., видна только при очень хорошей зоркости; древние по ней проверяли остроту зрения, 319, 9.

АРШТИШЕНА — имя риши, 320, 60.

АРЬЯВАРТА — область Арьев — Индустан, 327, 15.

АРЬЯМАН — друг, дружка (на свадьбе), товарищ; Адитья из ведической тройцы: Митра-Варуна-Арьяман, в маздеизме и митраизме получил отрицательное значение злого начала, 208, 10, 15.

АСИТА — «тёмный», «тусклый»; планета Сатурн, владыка тьмы и чар. Имя муни, одного из распространителей Панчаратры, 207, 4; 229, 3 и сл.; 276, 4 и сл.; 341, 123 (см. также дэвала).

АСКЕЗА — см. тапас.

АСУР — «светозарный»; демоны-полубоги. В древний период наделялись добрыми качествами, тогда как суры — отрицательными. Позже положение стало обратным, и стали создаваться мифы о развращении А., их падении и победе суров. Наиболее выдающиеся А.: Бали, Прахрада и др., 179, 15; 180, 46, 47; 188, 3; 216, 17; 225, 35; 282, 36; 284, 61; 290, 41; 291, 2; 296, 23; 329, 12; 344, 18, 62; 349, 58.

АСУРИ — Риши, учитель Панчашикхи, 218, 10, 13; распространитель Панчаратры, 320, 61.

АТИРАТХА — воин на колеснице; подкаста кшатриев, 298, 8.

АТМАН — возвратное местоимение «себя», со времён Упанишад приобретшее субстанциональное значение, близкое значению «субъект» в противоположность «объекту». Чаще всего мыслится абсолютный субъект (pneuma, rauch, дух, дыхание), но слово употребляется и в значении «эмпирическое я». Ряд сложных слов: адхьятман, антаратман, бхутатман и другие — передают разные категории этого сложнейшего философского понятия, то или иное понимание которого определяет направление той или иной школы индийской философии. Понятие «Атман» нельзя отождествлять с понятием «сознание», так как есть школы, отрицающие сознание, как атрибут А. (например, школа Яджнавалкьи в Брих. уп.); некоторые упанишады отождествляют А. и Брахмо. В философских текстах «Махабхараты» А., как правило, понимается как сознательный дух, отношение которого к непроявленной и проявленной пракрити различными направлениями Санкхьи понимается различно (см. суть), чаще в дуалистическом смысле. Ниже указаны основные места трактовки А. Санкхьей и Йогой, 187, 23 и сл; А. выпускает гуны, как паук паутину, 194, 50; 287, 41; обитель А., 198, 6; А. связан с телом и таттвами, 202, 1 и сл.; А. не воспринимается чувствами, 203, 4; семь А., 232, 10; два А., 236, 32, 33; погружение в А. — тайна Вед, 246, 13; А. — создатель гун, 248, 21; 287, 40; А. только здесь связан с гунами, 251, 15; А. не творец гун, а их созерцатель, 287, 36; А. многократно оплодотворяет пракрити, 308, 36; достижение подобия и единства с А., 309, 27, 28; А. мерой в сустав пальца, 314, 15.

АТРЕЯ — сын Атри, 208, 32; 234, 22 (см. также Атри).

АТРИ — «Всепожирающий»; имя риши, из глаза которого вышла луна; одна из звёзд Б. Медведицы, 207, 17; 208, 4, 6, 9; 342, 34, 69.

АТХАРВА — название IV Веды; о ней упоминается лишь в более поздних эпических текстах. Защитники теории исконного существования четырёх Вед считают, что А. входила в состав Яджурведы, 344, 71, 72 (см. также Веды).

АУМ — священное слово, символ, обширные толкования которого дают уже Упанишады. Символ диалектики Единого — начала, середины, конца миропроявления, понимаемого как целое, 269, 35; 281, 26; 286, 64; 304, 19; 337, 37; 341, 7; 349, 39, 53; А. есть правда, 199, 69; всеоживляющее, по учению Санкхьи, 304, 19; А. на лбу Сарасвати, 320, 14; исходит из уст Нараяны, 341, 7.

АХАЛЬЯ — «Бесплужная»; имя жены Гаутамы, изнасилованной Индрой; имя апсары, 344, 18.

АХАНКАРА — основа личности, «Ichmacher», вторая или по другим вариантам третья таттва системы Санкхьи; А. происходит от Махана, 182, 13; А. — творец, 182, 16; 304, 21; А. надо покинуть, 212, 18; порядок поглощенья в конце дня, 314, 12; объяснение слова, 322, 105 и сл., А. и Анируддха — одно, 341, 41; индивидуализирующая сила, 341, 62; А. производит «великие сути», 342, 31, 32; А. и Брама — одно, 349, 21.

АХИМСА — см. невреждение.

АХОВИРЬЯ — «Удивительно отважный», имя риши, 244, 17.

АЧЬЮТА — «бесконечный», «вечный»; эпитет Вишну-Кришны, 209, 37; 344, 53.

АШВАГРИВА — «с конской шеей»; «конешеий»; бывший Индра, 227, 51.

АШВАМЕДХА — особо торжественный ритуал жертвоприношения коня, совершаемый раджей, претендующим на суверенитет, 283, 58; 285, 1; 286, 118; 322, 161; 338, 5, 9; 344, 30; 348, 13, 14.

АШВАТТХА — «баниан», индийская смоковница. Часто употребляется в качестве символа мира и даже Брахмо, 211, 2.

АШВИН — всадник, обычно в двойственном числе, персонификация утренних и вечерних сумерек; боги-целители, славящиеся своей красотой. Аналогичны близнецам греко-римской религии: Кастору и Поллуксу; их имена — Насатья и Дасра; они врачи, а потому — шудры, 198, 5; 208, 17, 23; 281, 28; 284, 8; 325, 19; 344, 19; 350, 39.

АШРАМА — обитель, область (см. ступени жизни).

АЮС — «жизнь»; «жизненные силы»; «здоровье»; «мир» (вселенная); мужское имя, 298, 15; 344, 27.

АЮРВЕДА — учение о здоровье; древняя индийская медицина, основанная на учении Санкхьи, 343, 9; 344, 59.

Б

БАБХРАВЬЯ — бурый; ихневмон; крыса-мангуста, известный враг змей, кобр; предок рода ведических ришей, 344, 75.

БАДАРИ — название дерева сизифиса или «держи дерево». Его плоды видом похожи на финик, жевание его листьев вызывает потерю вкуса, особенно к сладкому; название одного из истоков Ганги, где находилась пустынь Нары-Нараяны. Б. относится к смоковницам, 336, 10; 341, 111; 344, 83; 345, 26, 27, 34.

БАЛА — «Сила»; имя одного из сыновей Ангираса, 208, 27; ср. р. балам — одно из 30 свойств скопления, именуемого телом, 276, 22; 322, 112.

БАЛАКХИЛЬЯ — «род кирпича»; название отдела гимнов Ригведы; имя одного браминского рода, 244, 20.

БАЛИ — «Сильный»; имя дайтья, побеждённого Индрой, сына Вирочаны, 180, 3; 223; 224; 227; 341, 79.

БАНА — «Тростниковая стрела»; имя дайтья, сына Бали; приспешник Шивы, противник Вишну, 227, 53; 341, 93, 94.

БАРБАРА — название чужеземного народа, 207, 43.

БАХУ — «Рука», «плечо»; имя дайтья, 227, 52.

БАХУРУПА — («Многообразный»); имя сура, сына Ману, 208, 19.

БЕЗДНА — «Кромешные бездны» — область разных богов, 197; 198.

БЕЗЗАКОНИЕ — (адхарма), 238, 17; 274, 9 и сл. (см. также кривда).

БЕЛЫЕ ЛЮДИ — бхакты Нараяны, 337; 338; 341, 19; 345, 53; о достижении Белого Острова и белых людей, 341, 130.

БЕЛЫЙ ОСТРОВ — см. Шветадвипа.

БЛАГОНРАВИЕ — наука о Б., 198, 1 и сл.; 244, 29; 260, 7; 261, 5, 20; 331, 7 и сл.

БОГАТСТВО — горе при гибели Б., 174, 28; Б. недостаточно для счастья, 174, 31; Б. даётся судьбой, 177; заблуждение рождается Б., 192, 16; Б. связано с бедой, 205, 8; 260, 7; 332, 20; тапас ради Б., 272, 4 и сл.; истинное Б. — добродетель, 323, 40 и сл.

БОГАТЫЙ — Б. отрицает щедрость, 260, 19.

БОГИ — Б. блаженствуют в небе, 174, 38; путь Б., 175, 33; 281, 36; поколения Б., 208; Б. тот, кто знает Атмана, 237, 23; Б. беседуют со святыми, 301, 34.

БОДХЬЯ — «Подлежащий уразумению»; имя риши, 178, 3 и сл.

БРАМА — молитва (м. р.), священный текст; имя первой ипостаси браманической тройцы; имя, часто заменяемое эпитетами: «предок», «праотец», «Хираньягарбха», «творец мира». В вишнуизме Б. отодвинут на второе место, как рождённый из лотоса, выросшего из пупка Вишну-Нараяны, Б.- вселенная, 182, 16 и сл.; Б.-Манаса,

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн