Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

творец, 183, 2 и сл.; 344, 8; Б.-Аханкара, 342, 32 и сл.; 349, 21.

БРАМИН — член высшей касты дваждырождённых; обычно под эпитетом «дваждырождённый» подразумевается Б., жрец, владеющий словом Брамы — Ведами. Занятие Б. — изучать Веды, научать им, совершать обряды, жертвы. Брамины претендовали на монополию в религии, философии, науке, часто Б. называли певцами, так как они пели гимны, мантры. Для «Махабхараты» характерно отрицательное отношение к Б. как к касте (классу), Индра (бог кшатрий) поучает Б., порицая его заносчивость, 180; происхождение Б., 188, 4; 208, 24; спор Б. с кшатрием, 199; два рода Б., 199, 41; обязанности Б., 234, 1 и сл.; 235; 344, 10; награда за почтение к Б., 234, 16 и сл.; кто знает Брахмо, того боги признают Б., 237, 22, 23; 245, 11 и сл.; 270, 30 и сл.; поведение Б., 251, 1; вайшья поучает Б., 262, 47 и сл.; 265; лжебрамины, 271, 27; Б. может заниматься делами других каст, но не шудр, 296, 3; кшатрий поучает Б. (Джанака Шуку), 328, 12 и сл.; сила проклятия Б., 343, 53; 344, 23; Б. — родоначальник каст, 344, 18; Наг поучает Б., 364.

БРАХМАВАДХЬЯ — убийство, смерть брамина; чудище, вышедшее из тела убитого Вритры, 283, 12, 17 и сл.

БРАХМАДАТТА — «Данный Брамой или брамином»; мужское имя; раджа панчалов, 234, 29; 344, 77.

БРАХМАНА — часть ведической литературы, трактующая главным образом об обрядах. Наиболее крупный памятник этого рода — «Шатапатха-брахмана», 235, 9; 344, 11.

БРАХМАРИШИ — см. риши.

БРАХМАЧАРИН — ученик, послушник, соблюдающий правила брахмачарьи, 190, 10; 214, 7; 221, 5; 242.

БРАХМАЧАРЬЯ — период ученичества (12 лет), обязательный для высших каст; правила поведения для ученика; особенно требовалось соблюдение полового воздержания; само это поведение; в дальнейшем слово часто употребляется в узком смысле: целомудрие, 193, 11; 196, 12; 214, 7 и сл.; 242; 336, 1 и сл.

БРАХМО — (ср. р.) высший философский принцип традиционной философии Индии, внеположный проявленному миру, вечный и неизреченный, то есть определяемый лишь отрицательно («не То»). Идея Б. сближается с идеей Нирваны, выражающей безличный, запредельный миру покой. Основа учения о Б. положена Упанишадами и разработана с разных сторон философскими традиционными школами. В более древнем словоупотреблении Brahman означал молитву, заклинание, но уже в Чханд. уп. это слово употребляется в смысле единого, творческого принципа мира. Вскоре слова Б. и Атман стали синонимичными, но слово Brahman развивало идею реальности Бытия (Tat), как основы миропроявления, тогда как слово Фtman развивало идею абсолютного субъекта. Б. — прохладное озеро, 177, 50; Б. подобно нити ожерелья, 206, 1 и сл.; Б. — вне причинно-следственного ряда, 224, 50 и сл.; мир возвращается в Б., 229, 24; 233; мир развивается из Б., 231; 232; о постижении Б., 239, 2; 344, 4; Б. определяется отрицательно, 241, 13; Б. запредельно пракрити, 279, 1 и сл.; Б. постигает природу, 310, 9; Б.-Пуруша, 318, 17—18; Б. является Нараде, 341, 1 и сл. (см. также То).

БРИХАСПАТИ — великий владыка, жрец и учитель богов, потомок Ангираса, 198, 5; 210, 21; 282, 29; 285, 68; 338, 5; Б. принимает закон сатватов, 337, 45 и сл.; Б. гневается на Нараяну, 338, 14; Б. вошёл к жене своего брата Утатхи, 343, 50 и сл.

БУДХА — «Мудрый», «мудрец» — эпитет Вишну, 344, 32.

БУДДХИ — разум, разумная воля, принимающая решения; обычно принимается за 24 таттву как высшее проявление пракрити, первая эманация прадханы или авьякта пракрити. Как правило, отождествляется с Махан или Махан Атма, редко — с аханкара. За Б., как таттвой пракрити, отрицается сознание; сознание и познание рассматриваются как результат вневременного и внепространственного отражения Пуруши в чистейшей (саттвичной) Б., 194, 17 и сл.; 203, 1; 247, 13 и сл.; 248, 2 и сл.; 255, 12; 287, 14; 315, 12, 13; 351, 22 (см. также манас, махан, суть, таттва).

БХАВА — «воздействующий», «творящий», «осуществляющий», «сущий»; эпитет Шивы, 285; 286; 365, 3 и сл.

БХАГА — «Щедрый владыка»; Адитья, правитель дома луны под названием Уттара Пхальгуни, у которого Шива выбил глаз, 285, 73; 343, 21.

БХАГАВАН — владыка; как вежливое обращение с конструкцией 3-го лица; имя пастушечьего бога (ср. Баал, Адон семитов), впоследствии отождествлённого с Вишну-Кришной, 182, 30; 210, 21; 217, 33; 337, 23; 341, 110, 135; 342, 88; 348, 2.

БХАГАВАТА — поклонник Бхагавана, 342, 2; 345, 56; 346, 17.

БХАДРАКАЛИ — мощь Кали, возникшая из гнева богини Кали-Умы, 285, 56.

БХАКТА — поклонник, почитатель, преданный благоговейной любви, 341, 19; 344, 70.

БХАКТИ — благоговейная любовь, преданность; один из четырёх путей йоги, особенно развитый вишнуитами, значительно позже — шиваитами. Учение о пути Б. особенно развито в «Бхагавадгите» и в Шветашватара-упанишаде. Его положил в основу своего учения об относительном монизме Рамануджа (XII—XIII вв. н. э.). В Бенгалии путь Б. принял экстатические формы в XV—XVI вв. н. э., 341, 131.

БХАРАДВАДЖА — «Жаворонок»; известный риши, ученик Бхригу, философа скептического направленья, высказывающего идеи дуалистической Санкхьи, 182—192; 208, 33; 210, 22; 344, 31.

БХАРАТА — «Поддерживаемый» (об огне), «поддерживающий» воин; имя брата Рамы; имя родоначальника бхаратов. Б. — сын Шакунталы и Душьянты, отец Куру, родоначальник рода Кауравов и Пандавов. От этого имени происходит название Индии: «страна Бхараты» (Бхаратаварша) или «Бхарата», 207, 5; 327, 14; 351, 14.

БХИМА — «Страшный»; имя многих раджей, в том числе и второго сына Панду; бывший Индра, 227, 50.

БХИШМА — «Страшный»; старший из рода Кауравов, сын Шантану и богини Ганги; Б. — легендарный герой, образец мудрости, преданности, справедливости. В период событий, описанных в «Махабхарате», Б. старший в роде, чтимый той и другой из враждующих сторон, представители которых обращались к нему, называя Прадедом, так в «Мокшадхарме» всегда обращается к нему Юдхиштхира. Это обращение приобрело характер эпитета, почему в переводе даётся с большой буквы. Б., раненный перед смертью, даёт наставления Юдхиштхире, изложенные в «Мокшадхарме».

БХРИГУ — имя родоначальника высшего рода браминов; один из 7 ришей; одно из названий планеты Венеры. Некоторые тексты считают Б. сыном Варуны, основоположником астрономии и врачевания; род Б. близко связан с огнём; имя Б. производится от звукоподражательного глагола «бхриг» — треск зажжённого костра, 182, 5; 192; 210, 22.

БХРИНГАРАДЖА — род крупных чёрных пчёл; род ланей; род особых духов, 329, 5.

БХУРИХАН — «Много убивающий»; имя одного данава, 227, 52.

БХУТА — существо, сущность (от бху — быть); духи низшего порядка, свита Рудры-Шивы: пишачи, ракшасы, махабхуты (элементали), 262, 9 и сл.; 286, 132; Б. в колеснице Нары-Нараяны, 336, 11 (см. также суть, бхутатма).

БХУТАТМА — «Душа» или «я» сутей; Б. всех бхутатм — вселенская душа, 182, 16; 194, 7; 201, 1; 203, 7; 204, 5; 239, 11, 21, 22 (джива); 253, 7 и сл. (аханкара); 304, 35.

БЫТИЕ — «Я есмь то, что я есмь», 304, 44.

В

ВАДАВАМУКХА — «Кобылья голова»; мифический огонь, горящий на дне океана; риши, воплощение Нараяны, 344, 35 (см. также голова).

ВАДЖАПЕЯ — подкрепляющий напиток; название очень торжественного жертвоприношения, совершаемого раджей обычно перед своим посвящением в сан или брамином, добивающимся более высокого положения, 286, 118.

ВАЙДЕХАКА — красивый телом; название одной смешанной касты; относящийся к народу видеха или его стране, 298, 8.

ВАЙДЖАЯНТА — «Принадлежащая непобедимому» — название горы, находящейся на молочном океане, 352, 9, 10, 22.

ВАЙКУНТХА — или Вайкунтхава — «острый», «лучистый»; эпитет Вишну, 344, 52; 347, 5.

ВАЙКХАНАСА — имя одного муни, 244, 14, 20; название одной вишнуитской секты; В. передают традицию устава Нараяны, 350, 15.

ВАЙНАТЕЯ — сын Винаты, met. птицы Вишну, Гаруды (олицетворение крылатого Солнца), 334, 11.

ВАЙТАРАНИ — «Относящийся к переправе»; название адской реки, через которую должны переправляться попадающие в ад (ср. греческую Лету, реку смерти), 323, 32.

ВАЙШАМПАЯНА — потомок Вишампы, «Защитник народа», ученик Вьясы, дядя Яджнавалкьи, 320, 17; от имени Вайшампаяны ведётся повествование «Махабхараты», 329, 26; 338, 9; 341, 134 и сл.

ВАЙШВАНАРА — Всенародный; название одного из огней, огонь, переваривающий пищу, 184, 21; 245, 27; В. сжигает трупы (см. тело).

ВАЙШРАВАНА — имя раджи, владыки якшей, 284, 9.

ВАЙШЬЯ — название третьей касты, земледельцев, позже — купцов; низшая каста свободных или «дваждырождённых» (в широком смысле слова), 188, 4, 5; 207, 32; 210, 13; 295, 21; 298, 21, 25 (см. также касты).

ВАЛАКХИЛЬЯ — название некоторых гимнов Ригведы из восьмой её книги; название рода риши величиной с палец; они связаны с солнечными мифами, 244, 20; 350, 18.

ВАЛЬМИКИ — «Муравей»; имя риши, которому приписывается создание «Рамаяны», 207, 4.

ВАМА — «красивый», «благородный»; эпитет Шивы, 344, 74; в ж. р. — эпитет Дурги.

ВАРАНАСИ — «Слоновый» (варана — дикий, лесной слон); Хастинапура (город хоботорукого); название города, современный Бенарес (в древности чаще назывался Каши или Кеши), 262, 8, 11, 43, 45.

ВАРАХАШВА — «Вепреконь» (вараха — вепрь, ашва — конь); имя одного данава, 227, 53.

ВАРИТАКША — имя одного данава, 227, 53.

ВАРНА — см. каста.

ВАРУНА — имя древневедического бога; олицетворение неба (ср. греч. Уранос); позже В. стал «своим отражением» — повелителем океана и вообще вод, 183, 4; 207, 36; 227, 18, 90; 286, 9; 320, 28.

ВАРХИШАДА — букв. «Сидящий на жертвенной соломе», вид духов предков; имя одного риши, 350, 46.

ВАРШАГАНЬЯ — потомок Вришагана (вришагана — великий сонм), 320, 59.

ВАРШНЕЯ — «потомок Вришни»; «мужественный»; «овен»; эпитет Вишну-Кришны, 210, 14; 344, 90.

ВАСАВА — «потомок Васу»; «класс богов»; эпитет Индры, 207, 23, 36; 208, 20; 224, 29; 282, 27.

ВАСИШТХА — имя одного из 7 ришей, сына Митры-Варуны; сын Хираньягарбхи; предок Вьясы, 208, 4, 32; 282, 27; 304; 351, 6.

ВАСУ — «класс богов»; второе имя раджи Упаричары, основателя секты сатватов, 198, 6; 200, 11; 284, 11; 325, 17, 19; 339; 341, 52.

ВАСУДЭВА — тот, чей бог Васу; поклонник Васу; эпитет Вишну, 341, 32; мистическое объяснение слова, 343, 41.

ВАХНИ — одно из названий огня; имя данава, 227, 53; божество речи (как индрии), 315, 5.

ВАХУ — см. Васу.

ВАШАТ — ритуальный возглас при жертвоприношении; значение слова утратилось; разные мистические объяснения: например, в Брих. уп., V, 8 говорится, что возглас «вашат» — это вымя, от которого питаются боги, 269, 35; 289, 50; 305, 28.

ВАЮ — Ветер, главный из богов органов, 185, 1 и сл. В. уносит души после смерти, 259, 40; семь ветров, 303, 27 и сл.; Вьяса объясняет значение ветров, 255, 6; 330, 26 и сл.

ВЕДА — «Вйдение», «наука»; главные священные книги, сборники гимнов богам; время создания гимнов различное, приблизительно первая половина второго тысячелетия до н. э. Различают Риг-, Яджур-, Сама- и Атхарва-Веду. Позже других возникла Атхарва; более ранние тексты «Махабхараты» (например, «Бхагавадгита») знают только первые три В., более поздние, например, большинство текстов, входящих в «Мокшадхарму», знают 4 В. Высказывалось мнение, что Атхарва-Веда существовала сперва как часть Сама-Веды, но позже она была выделена как отдельный сборник. Как бы там ни было, но упоминание текстом 3 или 4 В. является одним из показателей для датировки текста. В истории Санкхьи представляет большой интерес отношение этой философской школы к авторитету В. По сущности своей Санкхья должна относиться к В. отрицательно, но такая установка проходит не без сопротивления не только со стороны правоверных браминов, но и внутри самой школы, что можно проследить по текстам «Мокшадхармы». В. не ведут к благу, 175, 11; полемика с хулителями В., 180, 47 и сл.; 270, 17; В. преходящи, 206, 16 и сл.; 261, 7 и сл.; В. — плохой путь к Атману, 212, 31; ведические жертвы преступны, 212, 32 и сл.; 263, 49; 264, 17; 266, 2 и сл.; 269, 8 и сл.; цель В. своекорыстна, 218, 42; 264, 18; В. сбивают с истинного пути, 218, 45; правила приёма пищи, указанные в В., 221, 2 и сл.; значение В. и их изучения, 232, 24 и сл.; 235, 1 и

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн