сл.; 237, 17 и сл.; 311, 15; В. не имеют значения для Освобождения, 236, 6 и 320, 107; В. учат о двух Атманах, 236, 32; В. в разные юги, 238, 8 и сл.; два пути В., 241, 6 и сл.; В. противоречивы, 242, 3 и сл.; В. об обрядах, 243, 8; боги завидуют знающему В., 245, 30; В. и Йога, 246, 13; знание В. не есть признак дваждырождённого, 251, 2; 263, 22; знание В. — признак Дхармы, 260, 3; В. учат о Брахмо, 264, 20; не разумеющие сути В. попадают под власть самости, 270, 53; 320, 50; утверждение В., 271, 1 и сл.; 307, 7; учение В., 307, 7 и сл.; 331, 1 и сл.; В. годны только в этом мире, но древние так не считали, 309, 46; 318, 7; Яджнавалкья получает от Сурьи Яджур-Веду, 320, 5 и сл.; ученики Вьясы проповедуют В., 329, 44; В. и Нараяна, 341, 105; 351, 4; Данавы крадут В., 349, 29 и сл.
ВЕДА — имя одного риши, 298, 14.
ВЕДАНТА — окончание Вед — Упанишады; позже — монистическая школа Шанкары, 196, 7; 238, 11; 246, 21; 303, 70.
ВЕДАШИРАС — глава Вед; эпитет Капилы, 338, 8.
ВЕПРЬ — одно из воплощений Вишну, 209, 14 и сл.; 286, 71; 342, 108; 344, 60; 351, 37 (см. также Вишну).
ВЕРА — см. шраддха.
ВЕТЕР — см. Ваю, прана.
ВИВАСВАНТ — одна из персонификаций Солнца, 199, 30; 336, 37; 344, 32; 350, 51; 361, 1.
ВИДАРБХА — название страны и народа, её населяющего, 273, 3.
ВИДЕХА — «Бестелесный»; название страны и народа раджи Джанаки, отца Ситы; главный город Видехи — Митхила, 178, 1; 322, 11; 327, 22.
ВИДХИ — закономерность; нравственный закон; одно из 30 «особых свойств», 322, 112.
ВИДЬЯДХАРА — обладатель ведовства (ведун); волхв; особые духи — чародеи из свиты Шивы, живущие с ним в Гималаях, 284, 13; 335, 15.
ВИКРИТА — изменение, искажение, одно из творческих начал, 336, 37. Дейссен читает здесь «крита», ссылаясь на Вичаспатью.
ВИМУЧА — «Распоряжение», «освобождение»; имя риши, 208, 28.
ВИНА — музыкальный инструмент, род лютни, изобретение которого приписывается Нараде, 286, 26.
ВИНАТА — «Муравей»; дочь Дакши; жена Кашьяпы, мать Гаруды и Аруны, 339, 37.
ВИПРАЧИТТИ — «Проницательный», «остроумный»; данава, первенец Дану, 207, 28; 227, 51.
ВИРАБХАДРА — «Могучий отвагой»; чудовище, возникшее из пота Шивы, 285, 36 и сл.
ВИРАДЖ — Лучезарный, сиятельный, владычный; интеллект; одна из форм проявления Пуруши, Шивы, Вишну и других богов, 343, 15; 349, 13; 352, 22, 23.
ВИРАНА — имя одного праджапати, передававшего Панчаратру, 350, 41, 42.
ВИРАСУ — «рождающая богатырей»; один из эпитетов женщины-матери, 267, 32.
ВИРАТ-ВИРАДЖ — имя одного раджи, 286, 84; 343, 15.
ВИРИНЧИ — эпитет Брамы; Хираньягарбха, Буддхи, Махан, 304, 18; эпитет Вишну, 344, 66.
ВИРОЧАНА — «Озаряющий», «освещающий»; «солнце», «луна»; имя данава, отца Бали, 223, 2; 227, 51; 341, 79 (см. также Бали).
227, 52.
ВИРУПАКША — «Безобразноглазый»; особые духи из свиты Шивы; эпитет самого Шивы, 208, 19.
ВИЧАКХЬЮ — имя раджи, гандхарва, выступавшего против кровавых жертв, 266, 1.
ВИШВА — весь, целокупный, каждый, всеобъемлющий; особый класс богов; нередко — как эпитет Вишну, 200, 10, 11; 284, 11; 325, 19.
ВИШВАВАСУ — «Везде живущий»; имя царя гандхарвов, сына Кашьяпы, задающего вопросы Яджнавалкье, 285, 8; 320, 27, 36, 48.
ВИШВАДАНШТРА — «Всезубый»; имя данава, 227, 53.
ВИШВАДЖИТ — «Всепобеждающий»; имя данава, 227, 54.
ВИШВАДЭВА — «всебог» — особый класс богов, 198, 5; 207, 23.
ВИШВАКСЕНА — «всеохранитель» — эпитет Нараяны, 339, 29.
ВИШВАМИТРА — «Всеобщий друг»; имя риши, 208, 33.
208, 18; 320, 62; 341, 1; 344, 20 и сл.
ВИШВАСЕНА — «Всё войско»; имя гандхарва, 285, 8.
ВИШЕША — особенный, выдающийся; особые свойства предметов, им присущие (свойства сутей, органов), 210, 32; 304, 24 и сл.; 308, 29; 309, 4 и сл.; 312, 14; 313, 12.
ВИШКАРА — «Засов»; имя данава, 227, 54.
ВИШНУ — имя бога, мало известного в Ведах, выдвинутого на первое место в период создания эпоса, как бога кшатриев; в эпосе очень ясно выражено соперничество с богом браминов Шивой, закончившееся примирением в так называемой браманической тройце: Брама-Вишну-Шива (о В.-Нараяне см. весь отдел «Нараяния»); величие В., 182, 20; 206, 12; 281, 5 и сл.; В. производит все существа и касты, 207, 1 и сл.; воплощения В., 209, 16; 341, 75, 103 и сл. В. потрясает копьё Сканды, 329, 9 и сл.; учение об ипостасях (вьюха) В., 341, 34; значение имени В., 343, 43; В. сражается с Шивой и тождественен ему, 344; В. создаёт предков, 347, 18 и сл.; В. — Пуруша и Прадхана, 349, 18; В.-Нараяна, творец мира, 350; В. — Познавший Поле, джива, 350, 58.
ВИШНУИЗМ — религия Вишну. Веды уделяют В. мало внимания. В период Эпоса Вишну выдвигается на первое место как бог кшатриев. Отличительная черта В. — отрицание кровавых жертв и развитие бхакти. В. в период эпоса соревнуется с шиваизмом (религия браминов) вплоть до открытой борьбы с ним; позже найдено компромиссное решение в виде браманической тройцы Брама-Вишну-Шива. Религию этой тройцы иногда называют индуизмом, иногда — брахманизмом.
ВНЕШНИЕ ЗНАКИ — для Освобождения они бесполезны, 322, 49 и сл.
ВНУТРЕННЕЕ «Я» — см. Адхьятман.
ВОЖДЕЛЕНИЕ — В. возникает от неведения, заблуждения, 211, 10; 254, 1, 8; В. препятствует Освобождению, 272, 46 и сл.; В. приводит к нарушению Дхармы, 274, 5 и сл.
ВОЗДАЯНИЕ — В. за исполнение долга, 292, 7; В. зависит от сочетания гун, 304, 43.
ВОПЛОЩЕНИЕ — см. перевоплощение.
ВОПРОСЫ — В. Вишвавасу о вселенной, 320, 28.
ВРАТЬЯ — сын шудры-отца и матери-кшатрийки, 298, 9.
ВРЕМЯ — «космическое время, времяисчисление», 210, 14; 211, 12; 221, 11; 223; 224; 225, 10, 14; 227, 29 и сл.; 231, 9 и сл.; 313, 1 и сл. (см. также кала).
ВРИТРА — утеснитель; враг, 280; 282; 283.
ВРИША — «Мужчина», «самец», имя данава, 227, 52; 344, 60.
ВРИШАДАРБХИ — или Юванашва (жеребчик) отдал сокровища жене, 234, 25.
ВРИШАНДА — имя данава, 227, 54.
ВРИШАКАПИ — «мужчина-обезьяна», эпитет Вишну, 344, 61; 347, 18, 23 и сл.
ВРИШНИ — мужественный; название народа, к которому принадлежал Кришна, отчего его часто называют Варшнея, потомок вришни, 210, 14; происхождение народа, 208, 13.
ВЬЮХА — ипостась, 341, 36; 346, 15 и сл.; 4 ипостаси Вишну, 350, 57; 353, 20 (см. анируддха, санкаршана).
ВЬЯКТА — проявленное; обычно под этим понимается пракрити, 322, 108 (см. пракрити, авьякта).
ВЬЯНА — см. прана.
ВЬЯСА — «изложение», «сопоставление»; имя легендарного мудреца, которому приписывается изложение «Махабхараты», Пуран, Веданты и множества других памятников; сын Парашары от Сатьявати, отец Шуки. Его отождествляют с Кришной-Двайпаяной. Предок кауравов и пандавов. Так как, по преданию, В. распределил гимны Вед по отделам, то он и назван «Вьяса» («распределитель, редактор»). Создание канонических текстов приписывалось высшему сознанию (Браме), а люди «лишь излагали их», 231; 236; ученики В. (Вайшампаяна, Джаймини, Пайла, Суманту и Шука), 329; 330, 1 и сл.; 342, 18 и сл.; 351, 9 и сл.; его прежние формы существования, 351.
Г
ГАЛАВА — имя одного риши, 289, 3.
ГАНГА — название священной реки Индии, 228, 6; 259, 22; 284, 17, 22; 344, 31.
ГАНГАДВАРА — «Врата Ганги», название ущелья, из которого Ганга выходит на равнину, 285, 4.
ГАНДХАВАТИ — «Благоуханная», мать Кришны Двайпаяны, 348, 8.
ГАНДХАМАДАНА — «Опьяняющий благовонием», гора подвижников, связанная со сказанием о Раме, 336, 13; 344, 80.
ГАНДХАРА — «благоуханный»; название народа; третий звук лада, 184, 39; 207, 43.
ГАНДХАРВА — небесный музыкант, 188, 3; 207, 25; 210, 22; 284, 11; 285, 7; 302, 61.
ГАРГА — имя риши, 320, 60; отец Калаяваны, противника Вишну, 341, 95.
ГАРГЬЯ — сын Гарги, 210, 23 (см. также Калаявана).
ГАРИ — см. Хари.
ГАРУДА, ГАРУТМАН — имя птицы, царя птиц, носящего Вишну, сына Винаты, 329, 6; 334, 11; 339, 35, 36.
ГАУТАМА — Риши, муж Ахальи, изнасилованной Индрой, 208, 33; брамин, отец Медлителя, 267, 4, 8, 61, 66, 68, 72; 344, 18.
ГАЯ — имя царя страны, 234, 26.
ГАЯТРИ — название ведической священнейшей мантры, воззвание к Савитару, произносить которую разрешалось только брамину, 286, 64.
ГИРИВРАДЖА — «Горный странник»; название главного города страны Магадхи, 341, 97.
ГИРИША — «горец», эпитет Шивы, 286, 69.
ГНЕВ — причина заблуждения, 199, 120; 213, 4; 235, 29; 240, 5; 272, 12; 301, 11.
ГОВИНДА — «добыватель коров или земли» — «го» значит «корова» и «земля»; эпитет Вишну-Кришны; оба значения оправдываются соответствующими мифами. Редко — эпитет Шивы, 207, 2, 26; 286, 85, 95.
ГОЛОВА — лошадиная, форма проявления Вишну-Нараяны, 342, 93; 344, 73; 349, 50 и сл.; конноголовый, 342, 98; 344, 35, 75.
ГОМАТИ — «Почитание коровы»; название реки, возле которой находились знаменитые во времена создания «Махабхараты» лес Наймиша и пустынь Бадари, где подвизались Нара и Нараяна, 357, 2.
ГОТАМА — второе имя риши Диргхотамы, 226, 20; 343, 56.
ГУДА — брюшная полость; кишечник; задний проход, 185, 11.
ГУНА — нить, волокно; качество, свойство; Санкхья различает три Г., диалектическое движение которых обусловливает миропроявление: саттва (ясность, уравновешенность), раджас (стремление, страсть) и тамас (косность, мрак). Теория Г. более разработана поздней Санкхьей и лишь намечена ранней, где преобладает теория пран, свойственная Упанишадам. О Г. развёрнуто говорится в 316 главе. Г. и буддхи, 194, 18; 287, 18; Г., их свойства, 212, 17 и сл.; Г. и свойства человека, 219, 13, 25 и сл.; 276, 26; 315, 15 и сл.; саттву испускает теджас и Г. — пустой звук, 239, 14; Г. возникают из собственного лона, 247, 19 и сл.; Атман распространяет только саттву, 248, 20 и сл.; саттва творит Г., 249, 1 и сл.; Г. постигаются после смерти, 251, 15; Г. не знают Атмана, не он их творец, 287, 35; Атман выпускает Г., как паук нить, 287, 41; связь с Г. — причина перевоплощений, 304, 43; Г. — волны в океане, 308, 32 (см. пракрити, суть, орган).
ГУНА — гуны (народ), 327, 15.
ГУРУ — тяжёлый, важный, почтенный, учитель (особенно духовный), родитель (в двойственном числе), 191, 8; 242, 4, 16 и сл.; 267, 16; 268, 27; 303, 98; 356, 11.
ГУСЕНИЦА — Г. в коконе — образ пуруши в гунах, 305, 4; 331, 28, 29.
ГУХА — тайный, скрытый; пещера; эпитет Сканды, 286, 136; название народа, 207, 42; 286, 136.
ГУХЬЯКА — скрывающийся; духи — хранители кладов из свиты Куберы, 284, 9.
ГХРИТАЧИ — «Жирный»; «жертвенная ложка», имя одной апсары, 326, 2 и сл.; Г. (м. р.).
Д
ДАДХИЧИ — имя риши, отдавшего свои кости Индре для изготовления громовых стрел, 285, 12; 344, 25, 26.
ДАЙТЬЯ — сын Дити (ограниченности), асур, враг суров (богов), 188, 3; 225, 38; 320, 63.
ДАКША — «Усердный», «прилежный», «способный», «волевой»; имя одного из Адитьев, часто отождествляемого с Праджапати, Д. — сын Брамы, 207, 19; Д. отождествляется с Ка, 208, 7; Д. — «бывший Индра», 227, 51; Д.-Праджапати, отец Умы, 284, 19; Д. приносит жертву, её разрушает Шива, 284, 19 и сл.; 285; 344, 80 и сл. (три варианта мифа); дочери Д. и их мужья, 344, 32.
ДАКШИНА — плата за обряд, 264, 33; 328, 17; 342, 60.
ДАНАВА — потомок Дану; Д. — противник богов, 179, 16; 188, 3; 207, 27, 28; 285, 7.
ДАНУ — мать данавов, дочь Дакши, жена Кашьяпы, 207, 28.
ДАСРА — имя одного из Ашвин, 341, 53.
ДАШАГРИВА — «Десятиголовый», — Равана, убитый Рамой, 362, 15.
ДВАЙПАЯНА — «Островитянин»; эпитет великого риши Кришны-Вьясы, сына Парашары из рода Васиштхи, 207, 3; 325, 25, 27; 330, 16; Д. — поклонник Нараяны, 341, 136 и сл.; жителем какого острова был Кришна-Д., не уточнено, но в повествовании о Шуке говорится об огромном расстоянии от этого острова до Митхилы и о том, что Шуке приходилось проходить через многие страны, в том числе и через Китай.
ДВАПАРА — третья юга, исчисляющаяся в 2000 лет дня и ночи и по 200 лет сумерек (см. также юга).
ДВИТА — «Второй»; сын Праджапати, 208, 31; 338, 6.
ДЕЛО, КАРМА — освобождение от Д., 201, 17; 241, 3; Д. связывает, 220; 222; Д. и неделание, 342, 3; не следует торопиться действовать, 261, 1; Д. и воздаяние за него, 280, 20; йога действия, 322, 39 и сл.
ДЖАДЖАЛИ — «Желающий стать водой»; имя одного риши, 262, 1; 264, 31.
ДЖАЙГИШАВЬЯ — сын Джигиши (желающего победы); имя одного риши, 229, 3 и сл.; 320, 59.
ДЖАЙМИНИ — имя