риши, ученика Вьясы, основателя особой философской школы, 320, 20; 329, 27.
ДЖАМАДАГНИ — «Пламенеющий»; «огонь пожирающий»; значение слова неясно; имя брамина, отца Парашурамы, воплощения Вишну, 208, 34; 234, 26; 294, 15.
ДЖАНАДЭВА — «Рождённый богом»; имя раджи, потомка Джанаки, 218, 3.
ДЖАНАКА — «Родитель»; раджа страны Видехи с главным городом Митхилой, отец Ситы, жены Рамы, 178, 1 и сл. 277; 322, 4 и сл; 328, 1 и сл.
ДЖАНАМЕДЖАЯ — «Приводящий людей в трепет»; имя разных раджей, в том числе и правнука Арджуны, 234, 24; 341, 134; 342, 6.
ДЖАНАНИ — «родительница», 267, 32.
ДЖАНАРДАНА — «побуждающий или утесняющий людей»; эпитет Вишну-Кришны, 337, 21; 341, 133; 344, 90.
ДЖАРАСАНДХА — «Старый союзник» или «связанный с возлюбленной»; имя раджи, 341, 96.
ДЖАПА — см. шептанье.
ДЖАЯНТА — «Победительный»; имя раджи, 208, 20.
ДЖИВА — живой; индивидуальное, эмпирическое «я», 174, 50; 182, 4; 186; 187; Д. в растениях, 184, 17; Д. не постигает разницы между творцом и сутями, 194, 9; Д. — семя воплощённых, 213, 13; Д. сам утверждает своё существование, 213, 16; Д. находится в Атмане, 239, 22; Д. присущи гуны, 241, 19 и сл.; Д., находящийся в теле, вечен, 276, 29 и сл.; мера души Д. — 6 цветов, 281, 34; Д. выходит из тела, 319, 1 и сл.; Д. — Шеша-Санкаршана, 346, 16.
ДЖНАНА — знание; знание и дело (джнана и карма), 322, 39 (см. также знание).
ДЖЬЕШТХА — «Лучший», «превосходный»; имя брамина, 350, 47.
ДЖЬЕШТХАСАМАН — превосходный гимн, 350, 47.
ДЖЬЙОТИШКА — «Сияющий», «блестящий»; название утёса на Меру, 284, 5.
ДИРГХАНТАМАС — «Долго пребывающий во тьме»; имя слепого ведического риши, впоследствии называвшегося Готама, 343, 54.
ДИТИ — дочь Дакши, жена Кашьяпы, мать Бали и других дайтьев, 207, 20, 28; 282, 40; 330, 53; 341, 79.
ДОБРОНРАВИЕ — 212, 1; 218, 2; 226, 21.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА — под этой рубрикой собраны особенно распространённые в индийской философии вообще, и в частности в философских текстах «Махабхараты», Д.: трава и стержень; мошка и лист; рыба и вода; вода и птица, 181, 19; 194, 39, 47; 248, 23; 310, 23; 317, 12; сосуд, погружённый в море и вне его, 186, 5 и сл.; ряд аналогий, 203, 7; о Д. сказано в Агамах, 210, 24; учение о Д., 218; 322, 88 и сл.; познающий поле отличается от пракрити, как рыба от воды, 287, 35; гусеница в коконе, 305, 4; рыба не замечает разницы между сетью и водой, 309, 25 и сл.; горшок, масло и муха (разница между содержащим и содержимым), 322, 179.
ДОМОХОЗЯИН — обязанности Д., 234, 6, 13; 235, 25; 242, 30; 243; 270, 4 и сл., 296; 297; 322, 1; обязанности Д. и йога, 269—271.
ДРОНА — «Кадушка»; имя брамина, наставник кауравов и пандавов, 298, 15; 322, 184.
ДРУМАДА — «Дающий растения»; имя риши, 298, 15.
ДУРГА — «Труднодостижимая»; эпитет жены Шивы (Умы, Кали, Парвати), 344, 81.
ДХАЙВАТАС — название пятого звука лада, 184, 39.
ДХАНАНДЖАЯ — «Завоеватель сокровищ»; эпитет Арджуны, 344, 49, 63, 116.
ДХАНУША — «Лучник»; мужское имя (см. Дхананджая).
ДХАРАНА — удержание (мысли), сосредоточение как первая ступень йогических упражнений в сосредоточенности 217, 29; 236, 14; 302, 30, 54 и сл.; 318, 9, 10.
ДХАРМА — держава, устой, основа, долг, закон, благочестие, обязанность. Эти отвлечённые понятия получили олицетворение в образе бога справедливости и долга — Д., обычно отождествляемого с владыкой мёртвых Ямой, но первоначально это были различные олицетворения, так как в «Махабхарате» встречаются тексты, где говорится о Д. и Яме, как о разных личностях, 199, 16, 20 и сл.; 207, 22 и сл.; 302, 58; 344, 99. Д. в образе лани, 273, 17; Д. как нравственный закон, 175, 5; 180, 41; 199, 41; 226, 19; 229, 18; 260; 261, 14, 20; 265, 18; 266, 5 и сл.; 268, 37; Долг высочайший, 224, 26; 231, 7; 250, 1 и сл.; 303, 83; 344, 16; Д. перед предками, 267, 10; выполнение Д. ведёт к благу, 292, 2 и сл.
ДХАРМАДХВАДЖА — «тот, у кого стяг — долг»; эпитет Джанаки, раджи страны Видехи, 322, 4.
ДХАРМАРАДЖА — «Владыка долга», эпитет Вишну; Нараяна — сын Дхармы, 344, 79; эпитет Юдхиштхиры, сына Дхармы, 350, 65.
ДХАРМАРАНЬЯ — тот, для кого долг — огнедобывающий прибор (арани), то есть тот, кто должен добывать огонь; имя брамина, 363, 5.
ДХАТАР — «Творец», 207, 33.
ДХАТРИ — «носительница» (о женщине-матери), 267, 32.
ДХАТУ — основа, положение, составная часть — так в системе Санкхьи называются элементы, из которых школа строит космос; в Аюрведе, построенной на системе Санкхьи, под Д. понимаются основные части тела (иногда только жидкости тела): кровь, жир, мозг, кости, желчь и пр. В разное время насчитывали разное количество Д., в перечень включались разные предметы, 182, 17; 184, 1 и сл.; 185, 1 и сл.; 218, 41; 341, 35; 344, 57.
ДХАУМЬЯ — «Дымный», «произошедший от дыма» (жертвенного костра); имя брамина, 208, 30.
ДХЕНУКА — «Коровья», по Нилаканте, — название одной священной криницы, 259, 15.
ДХЬЯНА — мысль, углублённое размышление, вторая медитационная ступень восьмиступенной йоги; часто в сочетанье: дхьяна-йога (джнана-йога), 183, 7; 195; 196, 11, 17; 205, 12; 236, 12; 308, 7 и сл.; 318, 16; 327, 42.
ДЬЮМАТСЕНА — «Блистательное войско»; имя раджи, отца Сатьявана, 268, 2, 5 и сл.
ДЬЮТИМАН — «Блистательный», имя раджи, 234, 33.
ДЭВА — бог, сура; ж. р. дэви; употребляется и как обращение к радже («божественный») и особенно к знатным женщинам (дэви), 188, 3.
ДЭВАВРИДДХА — «Главный бог»; «старший»; имя раджи, 234, 21.
ДЭВАЛА — человек, носящий на голове изображение бога, 207, 4; 229; 276 (см. асита).
ДЭВАРАТИ — «Дар божий»; раджа, предок Джанаки, 312, 4; 320, 96.
ДЭВАРИШИ — см. риши.
ДЭВАХОТРА — «Жертва богу»; имя брамина, 338, 9.
Е
ЕДИНСТВО — непреходящее Е., 307, 37; Е. и единомножество, 307, 1 и сл.; 308, 1 и сл.; Е. противоположностей, 322, 107.
Ж
ЖАЖДА ЖИЗНИ — см. тришна.
ЖЕНЩИНА — Ж. продляет ткань самсары, 213, 7 и сл.; надо остерегаться женского соблазна, 214, 12; познание Брахмо освобождает Ж. от новых рождений, 250, 23; в отношениях с Ж. мужу надо проявлять учтивость, 267, 41; нельзя обманывать Ж., 270, 27; Ж. и мужчина неразрывно связаны, они обмениваются свойствами друг с другом, 307, 1 и сл.; красота и юность — сила Ж., 322, 74.
ЖЕРЕБЕЦ — символ мировой активности, 320, 28, 38.
ЖЕРТВА — Ж. коня (см. ашвамедха). Осуждение кровавых Ж., 175, 33 и сл.; 263; 264; 266; 339, 3 и сл.; Ж. совершенствует мир, 232, 28; Ж. — корень мира, 269, 27; Ж. приносится ради долга, 273, 1 и сл.; Шива разрушает Ж. Дакши, 284, 19 и сл.; 285; 344, 80 и сл.; Ж., принесённая в гневе, бесплодна, 301, 27; Брихаспати гневается на Нараяну во время Ж., 338, 14.
ЖИЗНЬ — Ж. зарождается и гибнет вместе с телом, 174, 23; 224, 7; 332, 20; цель Ж. — освобождение, 299, 13; в Ж. мало счастья и много горя, 331; 332, 16.
ЖИЛЫ — Ж., питающие тело, 185, 15; 214, 16 и сл. (см. также прана).
З
ЗАБАВА — (крида); учение о мире как о божественной игре, 310, 3; 350, 61.
ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ — З. в образе Буддхи, 203, 1; З. видит йогин, 206, 9; З. — сын Васудэвы, 210, 10; достижение З. (Брахмо), 279, 1 и сл.
ЗАРОДЫШ — см. зарождение.
ЗАРОЖДЕНИЕ — теория З. и возникновения семени, 181, 14; 213, 6 и сл.; 214, 19 и сл.; 267, 35; 322, 116 и сл.; 333, 14 и сл; З. частей тела от матери и от отца, 307, 5 и сл.
ЗВУК — свойства З. в пространстве, 184, 38 и сл.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — З. порицается, 228, 75.
ЗМЕЯ — 180, 18; 181, 5; освобождённый покидает тело, как З. кожу, 219, 49; линька З., 284, 53; З. — атрибут Вишну, 286, 44.
ЗНАНИЕ — знанием достигается Запредельное, 206, 7; 236, 8; покровители З. и искусств, 210, 19 и сл.; лишённый З. подобен слепому, 214, 4; З. освобождает от двойственности, 237, 2 и сл.; З. и деятельность, 241, 3; 338, 2; З. — единственное средство освобождения, 250, 10 и сл.; З. Атмана можно сообщать лишь подвижнику, 250, 21; смысл высшего З., 303, 82 и сл.; признаки З., 303, 83 и сл.; З. и неведение, 309, 1 и сл.; предмет и источники З., 309, 3; 320, 44 (см. также знающий).
ЗНАЮЩИЙ — характеристика З., 214, 2 и сл.; поведение З., 215, 3 и сл.; З. достигает освобождения, 249, 11 (см. также знание).
ЗОНТ — белый или золотой З. — символ царской власти, 223, 21, 25, 26; 234, 21; 322, 19, 22, 42, 165.
И
ИДХМАВАХА — «Подносчик дров при жертвоприношениях»; браминское имя, 208, 29.
ИКШВАКУ — «Огурец»; «сын Солнца»; имя раджи, 199, 2, 36; сын Ману, 350, 52.
ИНДРА — «Властитель», «Правитель»; имя царя богов индуистского пантеона; одно из олицетворений неба («тысячеокий»); персонификация настолько рыхла, что трудно провести чёткую границу между понятием И., как имени собственного, и как нарицательного существительного, обозначающего известную ступень космической иерархии: тексты говорят о множестве бывших и будущих И.; И. в образе шакала беседует с Кашьяпой, 180, 4 и сл.; И. царей — эпитет раджи, 199, 49; И. беседует с Бали, 223, 12 и сл.; 224; 225; 227; И. — владыка 30 богов, 200, 9; бывшие и будущие И., 224, 55 и сл.; 227, 40, 50; Гаутама наказывает И., 344, 18; бегство и возвращение И., 344, 26 и сл.
ИНДРИЯ — название реактивных сил организма, его воспринимающих и ответных функций; различается 5 воспринимающих и 5 действующих И. Чаще под И. разумеют воспринимающие И., то есть чувства, теория которых тщательно разрабатывалась Санкхьей, 184, 5; 194, 7 и сл.; 203, 4 и сл.; 206, 1 и сл.; 210, 30 и сл.; 219, 21 и сл.; 276, 13 и сл.; И. освещают буддхи, как светильники, 287, 39; И. не видят манаса, 313, 17 (см. также орган, суть, тело).
ИСКУПЛЕНИЕ — нет И. для неблагодарного, 272, 11.
ИСТИНА — хвала истине, 199, 66 и сл.
ИТИХАСА — древнее сказание, быль, 344, 18.
ИШВАРА — владыка, господь, личный бог, 246, 7; 342, 30; 349, 12.
Й
ЙОГА — слово йога происходит от корня yuj с двумя основными значениями: соединять, связывать; прилагать усилия, понуждать, приводить в действие. Отсюда два основных значения Й.: 1 — единение, связь, преданность; 2 — упражнение, гимнастика (ср. греч. «гимнософист»). Индийская традиция различает четыре основные направления, или «пути», Й.: джнана и раджа, бхакти и карма. Самым выдающимся джнанином был Шри Шанкара, отрицавший карма- и бхакти-Й., как низшие ступени развития, годные лишь для простого народа. Самый выдающийся представитель раджа-Й. — Патанджали; приписываемые ему Й.-сутры — авторитетнейшее писание раджа-Й. Величайшие представители бхакти — Рамануджа, Чайтанья. Величайшие памятники бхакти- и сочетанной с ней карма-Й. — Шветашватара-упанишада и «Бхагавадгита». Все остальные направления Й. так или иначе связаны с четырьмя названными. Й. Патанджали теснейшим образом связана с Санкхьей, что выражается таким афоризмом: Санкхья есть теория Й., Й. есть практика Санкхьи. Упражнения Й., 195; 200, 17 и сл.; 253, 6 и сл.; 308, 6 и сл.; 334, 4 и сл.; плод джнана-Й., 201, 1 и сл.; Й. освобождения, 210, 1 и сл.; учение Й. и Санкхьи, 240, 2 и сл.; 302; 318, 1 и сл.; 320, 87; 342, 28; 349, 39; 351, 66; препятствия к Й., 240, 4 и сл.; 275, 13; предел йогических упражнений — состояние чурбана, 308, 14 и сл.; есть предтечи Й. в Ведах, 309, 46; Й. провозвестил Хираньягарбха, 351, 67 (см. также йогин).
ЙОГАМАЙЯ — см. Майя.
ЙОГИН — представитель учения йоги, упражняющийся в йоге с целью развить в себе особые духовные свойства и тем достигнуть освобождения. Путь к совершенству для Й. — дхьяна-йога, 195; 308, 8 и сл.; Й. разрушает гуны, 206, 27; могущество Й., 209, 21 и сл.; 236, 1