и сл.; 327, 8, 12; Й. освобождается, как водяная птица, 248, 17 и сл.; Й., сосредотачиваясь, быстро достигает цели, 302, 37; пища и одежда Й., 302, 42 и сл.; 305, 12 и сл.; трудность пути и возможность падения, 302, 50 и сл.; качественное и бескачественное достижение Й., 302, 19 и сл.; 308, 14 и сл.; 318, 8 и сл. (см. также йога).
ЙОДЖАНА — мера длины, равная приблизительно 2 км, 282, 8; 329, 22; 335, 9; 337, 9.
К
КА — мистический слог, выражающий начало, так как К. есть первая согласная буква санскритского алфавита. К. — Пуруша, 320, 41; второе имя Дакши, 208, 7; шудра есть К. и Вишну, 298, 28.
КАВАША — «Гремящий»; мужское имя, 208, 30.
КАВЬЯ — «Вещий», «пророк», «поэт»; имя риши, 244, 17; жертва предкам, 341, 60; 342, 10.
КАЙВАЛЬЯ — (см. кевала).
КАЙЛАСА — «Утёсистая» — название горы, обители Шивы, 182, 6; 284, 9; 333, 65; 334, 10.
КАЙТАБХА — «Насекомое»; имя данава, убитого Нараяной, 227, 54; олицетворение раджаса, 349, 27, 71 (здесь производится имя К. от слова «катхина» — «вязкость»).
КАКШИВАНТ — «Признающий»; имя риши, 208, 27; 298, 14.
КАЛА — «чёрный»; «гонитель»; «время»; один из частых эпитетов Шивы. К. как божество, всё разрушающее, 196, 6; 199, 16; 224, 5, 19 и сл.; 227, 34 и сл.; 232, 42; К. = Рудре, 344, 113; океан К., 321, 8.
КАЛАНДЖАРА — название горного хребта, 246, 9.
КАЛАЯВАНА — К. называли иностранные династии. К. — сын Гарги, противник Вишну, им убитый, 341, 95.
КАЛИ — «Чёрная»; «гонительница»; одна из форм силы (шакти) Шивы, мифологически символизируемая как жена Шивы — богиня Ума, Дурга, Парвати. По одним сказаниям, она дочь Химавата, по другим — Дакши, 285, 33 (см. также Парвати, Ума).
КАЛИ-ЮГА — см. юга.
КАЛЬПА — мировой цикл, охватывающий четыре юги, 281, 33; 342, 28 (см. время, кала, юга).
КАМА — вожделение, страсть, особенно половая. Воплощение страсти — бог Кама, 177, 24 и сл.; К. уничтожен Шивой, 190, 10; свободный от К. восходит на небо, 251, 10.
КАМАРУПА — тело желаний; Санкхья, рассматривая психологические функции как материальные, но состоящие из более тонких элементов (танматрас), различала тонкое тело, образованное страстями (см. тело).
КАМАТХА — «Черепаха»; «кружка отшельников»; мужское имя, 298, 14.
КАМБОДЖА — название страны и народа, 207, 43.
КАМСА — «Кубок»; царь Магхуры, шурин Дэваки, матери Кришны, старавшийся его погубить. Был убит Кришной, 341, 90.
КАНВА — «Глухой»; имя риши, 208, 27; 338, 9.
КАНДАРИКА — «Жилистый»; мужское имя, 344, 77.
КАНКА — название птицы (ворона?), 283, 5.
КАПИЛА — «Рыжий»; «обезьяна»; эпитет Хираньягарбхи; родословная К., 218, 17; имя великого муни, 270; 271; учитель Йоги и Санкхьи, 303, 3, 54, 85; 342, 72 и сл.; 344, 66, 67, 68; глава Вед, отец Шалихотры, 338, 8; К. (ж. р.) — имя браминки из рода Асури, 218, 15.
КАПИЛАКША — имя данава, 227, 52.
КАРАЛАДЖАНАКА — см. Джанака.
КАРАНА — сын матери-шудры от отца-брамина, 298, 9.
КАРАНДХАМА — мужское имя, 234, 28.
КАРЛА — карлик, одно из воплощений Вишну (ведическая форма), 207, 26; 284, 41; 351, 37.
КАРМА — «Действие», «деяние», «возмездие»; этим словом называют вообще результат всякой работы, в метафизике оно употребляется иногда для обозначения следствий наших прежних поступков. В карма-йоге же под ним подразумевается просто работа, труд, деятельность. (Статья взята из словаря вып. VIII, [102]; см. также дело. — Прим. ред.)
КАРНАНИРВАКА — «Отвращающий ухо», имя риши, 244, 18.
КАРНИКАРА — тропическое дерево, цветущее красивыми цветами, 325, 11, 20.
КАРТАВИРЬЯ — «Совершенно отважный»; раджа, убитый Парашурамой во время нападения К. и его дружины на домашний скот Рамы, 362, 16, 17.
КАРТАСВАРА — имя данава, 227, 53.
КАСТЫ — (varna в эпосе, jфti в позднейшей литературе) — классовое деление древнеиндийского общества. Три высших К. — «дваждырождённые» завоеватели (брамины, кшатрии, вайшьи) и четвёртая — побеждённые туземцы (шудры, слуги). Во времена эпоса слово «варна» означало класс по признаку присвоенного ему цвета; принадлежность к данному классу определялась не столько по рождению, сколько по занятию, существовала возможность заниматься профессией иной К. (например, брамин мог заниматься военным делом). Позже К. строго определялась рождением, отчего и стала называться джати — врождённое. Члены К. строго ограничивались в выборе деятельности рамками К. Обязанности К., 182, 3 и сл.; 188, 4 и сл.; 189, 1 и сл.; 218, 21 и сл.; 289, 36; 295, 2 и сл.; 296, 1 и сл.; 297, 1 и сл.; 298, 1 и сл.; цвета К., 188, 5 и сл.; 298, 1 и сл.; все К. должны подчиняться браминам, 268, 7; происхождение К., 320, 91 и сл.; 344, 18; К. обособлены от Пуруши, 322, 181.
КАТХА — имя риши, ученика Вайшампаяны, 338, 9.
КАУНТЕЯ — сын Кунти, metr. трёх старших Пандавов.
КАУШИКА — относящийся к траве куша, употреблявшейся при ритуалах; мужское имя, 344, 18.
КАЧЕСТВО — качества сутей, 194, 7 и сл. (см. также вишеша, гуны).
КАШИ — см. Кеши.
КАШЬЯПА — «Чернозубый»; «черепаха»; имя риши Ариштанеми. Беседа К. с Индрой, 180; Маричи породил Кашьяпу манасом, 207, 18; К. — муж 13 дочерей Дакши, 207, 21.
КЕВАЛА — обособленный, достигший полной замкнутости в себе, отрешённости, как того требует йога Патанджали, 194, 55; 318, 16, 26; 320, 83; 322, 40.
КЕШАВА — «кудрявый», «лучистый»; эпитет Вишну-Кришны, как олицетворения Солнца. Солнечные лучи воспринимались как его кудри (ср. «златокудрый Аполлон» у греков), 207, 2; 210, 16; 343, 4; 349, 94.
КЕШИ или КАШИ — Лучистый; старинное название города Бенареса, 234, 20.
КИМНАРА — «Как бы человек», название особых духов из свиты Шивы — оборотней, 207, 25; 329, 4.
КИМПУРУША — см. кимнара.
КИРАТА — карлик; название низкорослого горного племени (вероятно, страдавшего горным зобом, который тормозит рост), 207, 43.
КИРТАНА — хвалебная песнь, выражающая восторг, 208, 36.
КИТАЙ — К. на пути Шуки в Митхилу, 327, 15.
КОБЫЛА — символ мировой пассивности, 320, 28, 38.
КОЛЕСНИЦА — К. Йоги водит Вишну, 209, 21; 1000 К., принадлежавших Бали, 223, 16; 224, 2; К. дживы, 236, 12, 13; золотая К. Нары-Нараяны, запряжённая бхутами, 336, 10, 11; царь Васу в поднебесье на К. со своим войском, 339, 7, 15; К. Нахуши, запряжённая ришами, 344, 29; К. Солнца, 364, 17.
КОЛЕСО — колесо времени, 210, 14; К. — образ проявленного мира, 210, 15; жажда жизни — К. мира, 217, 35; К. закона (дхармы), 357, 2.
КОНЧИНА — состояние человека после К., 199, 118 и сл.; 202, 18 и сл.; 204, 1 и сл.; 217, 14; 219, 1 и сл.; 333, 53; 346, 14; мудрые всегда думают о К., 217, 26; ветер уносит души после К., 259, 40 и сл.; возникновение и К., 276, 1 и сл.; выход дживы через органы при К., 319, 1 и сл.; предвестники К., 319, 8 и сл. (см. также смерть).
КРАМА, КРАМАПАТХА — особый способ читать Веды, 344, 74, 75, 76.
КРАСНОРЕЧИЕ — 230, 17; 239, 8; 322, 79.
КРАТУ — особый вид жертвоприношения, 344, 19; один из творческих принципов, 207, 17; 208, 4; 336, 36; 342, 69.
КРИВДА — 190, 2 и сл.; 199, 60; 260, 15; 263, 7; 331, 41.
КРИНИЦА — священный источник, место совершения ритуальных омовений, 192, 1; 193, 18; 199, 36; 200, 10; 234, 13; 264, 44; 284, 17; 344, 33; 345, 2.
КРИПА — «сострадание», «жалость»; мужское имя; 298, 14.
КРИТА — совершенный; название первой, наиболее совершенной юги (см. юга).
КРИШНА — «Чёрный»; К., сын Дэваки и Васудэвы, и Рама, сын Дашаратхи, — самые прославленные воплощения Вишну. К. — вришниец, родственник и союзник пандавов. В эпосе подчёркиваются его качества как раджи и воина, а в Хариванса (родословная К.) — его пастушеская жизнь и любовь к Раддхе и пастушкам (гопи). О различных воплощениях К., сына Дэваки, аватара Вишну, 207; 209, 1 и сл.; 210, 10 и сл.; 336, 18; 350, 11; рождение К. в роду Камсы, в Матхуре, 341, 90; К. — сын Парашары (Вьяса), 351, 7 (см. также Вишну, Вьяса, Двайпаяна).
КРИШНАТРЕЯ — «Кришна», сын Атри; имя одного риши, создателя науки врачеванья, 210, 23.
КРОДХА — гнев; одно из творческих начал, 336, 37.
КРОША — крик; расстояние, на котором ещё слышен человеческий голос, 281, 32.
КУБЕРА или КУВЕРА — имя бога сокровищ, сына Шивы; К. живёт уединённо в горных пещерах, где спрятаны его клады; в свою колесницу К. впрягает людей, 207, 35; 327, 31.
КУКУРА — «Собака»; имя народа, которым правил раджа Уграсена, 230, 4.
КУКШИ — «Чрево»; имя риши, 350, 43.
КУМАРА — «отрок», «юноша», «княжич»; эпитет Сканды, а также четырёх сыновей Брамы, хранителей сторон света, 329, 8 и сл.
КУНДАДХАРА — «Держащий облако»; имя одного гандхарва, 272, 6 и сл.
КУНТИ — жена Панду, мать трёх старших Пандавов, 265, 24; 343, 33.
КУРУ — имя родоначальника кауравов. Род куру ведёт своё начало от Сомы (Луны), 351, 44.
КУША — название травы, употребляющейся во время различных ритуалов. Из К. делаются кропила. В йогических текстах рекомендуется на подстилке из К. совершать йогические упражнения, 192, 1; 196, 14; 272, 13; 341, 9; 345, 42.
КУШАЛИН — «Счастливый», эвфемическое имя одной группы неприкасаемых; Нилаканта даёт значение — «чандала», 293, 8.
КУШАСТХАЛИ — название страны, куда Кришна перенёс город Праджьотишу, 341, 91, 93.
КУШИКА — имя отца Вишвамитры, 199, 4; 208, 33.
КХАНДАПАРАШУ — «Кханда» — отдел, осколок; «парашу» — топор; одно из имён Вишну, 344, 89.
КШАТРИЯ — «воинственный», «воин», член второй касты «дваждырождённых», касты правителей и воинов, 188, 4 и сл.; 298, 25; К. никогда не просит, 199, 44 и сл.; К. создан из рук Кришны, 207, 32; К. надлежит слушать К., 210, 12; украшение К. — победа, 295, 21; долг К. — защита народа, 298, 20; К., убитый в бою, получает небесную награду, 299, 3.
КШЕТРАДЖНА — по контексту можно переводить: «познающий поле», то есть джива, или пуруша, ещё не достигший освобождения, и «познавший поле» — освободившийся пуруша — Атман, 194, 13; 211, 14; 213, 8; 217, 9; 218, 13; 219, 41; 236, 11, 34; 241, 18; 246, 1; 247, 17; 248, 22; 249, 1; 275, 6; 276, 16; 287, 15, 17, 33; 303, 94; 308, 38, 39; 309, 16; 315, 13; 316, 15; 341, 28; 346, 18; 350, 58; 353, 6 (см. также Атман, Джива, Пуруша).
Л
ЛАКШМИ — см. Шри.
ЛАНЬ — смерть уносит живущих, как тигр спящую Л., 175, 19; кроткая Л., 178, 11; леса, полные Л., 192, 1; пугливая Л., 260, 16; отшельник принимает вид Л., 273, 9 и сл.; жертва Дакши превращается в Л., 284, 37; Вишну носит шкуру чёрной Л., 286, 44; шкура чёрной Л. — небесный дар Шуке, 326, 13; болезни настигают живущих, словно охотник Л., 333, 31.
ЛАТВА — род птицы из породы воробьиных — запретная пища для браминов, 180, 31.
ЛИНГА — образ, признак, знак, символ; в частности, фаллический символ Шивы, как производительной силы, 189, 15; 202, 14; 224, 49; 305, 21; 308, 18 и сл.
ЛОМАПАДА — «След волоса» (след луны), имя раджариши, 234, 35.
ЛОТОС — Л. — место рождения Брамы, 182, 16, 36; 349, 24; Шри появляется в чашечке Л., 228, 15; Л. — украшение богинь, 258, 21; водоёмы, заросшие Л., 198, 4; 327, 21; 344, 26.
ЛУНА — философская символика фаз Л., 203, 6, 8, 15 и сл.
М
МАГАДХА — сын кшатрийки от отца-вайшья, 298, 8.
МАГХАВАН — «Щедрый»; «податель»; эпитет Индры, 224, 28; 322, 184.
МАДАЯНТИ — «Укротительница»; возлюбленная Митрасены, 234, 30.
МАДРАКИ — название народа, 207, 42.
МАДИРАШВА — «Опьянённый лошадью», «лошадник»; имя раджи, 234, 34.
МАДХАВА — «Весенний»; потомок Мадху-ядава; эпитет Кришны, Парашурамы, впоследствии перешедший и к Шиве, 351, 73.
МАДХУ — «Медвяный», «весенний»; имя асура, 227, 54; олицетворение тамаса, 207, 14; 349, 26, 61, 71.
МАДХУСУДАНА — «Убийца Мадху»; эпитет Вишну-Кришны, 207, 16, 29; 343, 1.
МАДХУЧЧХАНДА — «Радующийся мёду» или весне; имя одного риши, 244, 16.
МАДХЬЯМА — средний; четвёртый звук семиступенного лада, 184, 39.
МАЙЯ — кажущееся явление (в противоположность действительному, существующему); обман, марево; сила иллюзии, создающая миропроявление; призрачное существование мира; чары, чародейство, 213, 3; 303, 58; 341, 45; 350, 18.
МАЛАЯ — название горы в Малабаре, прославленной своими зарослями сандалового дерева, 334, 21; 345, 13.
МАНАС — рефлекторный центр, управляющий индриями; ум, сердце в психологическом, но не в анатомическом смысле; центр эмоций; третья, иногда первая ступень (таттва) проявления непроявленной пракрити (по системе Санкхьи), М. в системе таттв, 194,