Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

12 и сл.; 246, 2 и сл.; 276, 16 и сл.; М. обуздывается йогой, 195, 8; 206, 21; М. воспринимает, а буддхи решает, 205, 10 и сл.; 219, 34; 287, 13 и сл.; М. — качество саттвы, 210, 34; М. — творческий принцип, 211, 1 и сл.; 247, 13; 248, 1 и сл.; М. во время сна, 216, 6 и сл.; М. растворяется в непроявленном, 233, 13; 341, 30; М. — орган познания, 313, 17; 322, 102; М. поглощается Аханкарой, 314, 12 (см. индрии, знание, суть, таттва).

МАНАСА — Разумный; как творец, 182, 11 и сл.; 183, 2; 187, 23; 193, 32; символическое море, где в чашечке лотоса скрывался Индра, 344, 26, 28, 30.

МАНВАНТАРА — мировой цикл, управляемый очередным Ману; в эпическое время насчитывали 10 Ману, поочерёдно сменяющих один другого в кругах манвантар. М. — слово позднее, и некоторые индологи хотят пользоваться им как одним из критериев для решения вопросов датировки, 351, 43, 57.

МАНДАВЬЯ — «Относящийся к украшению»; название народа; мужское имя, 277, 3.

МАНДАКИНИ — «Медлительная», «тихая»; название разных рек, в том числе и небесной (Млечный путь), 335, 16.

МАНДХАТАР — «Властитель»; имя раджи города Нага (Хастинапура), 357, 3.

МАНИБХАДРА — «Владыка сокровищ», эпитет Куверы; имя брата Куверы, 272, 15 и сл.

МАНКИ — «Укрощённый»; мужское имя, 177, 4 и сл.; 180, 3.

МАНТРА — священное изречение, над которым надлежит размышлять (от «ман» — мыслить), особенно изречения Ригведы. Ведические жертвоприношения обычно сопровождались М. Юдхиштхира вопрошает о значении М., 201, 4, 5; очистительные М., 214, 13; 285, 24; М. ведут к совершенству, 214, 26; силой М. нельзя достичь Недостижимого, 226, 21, 22; М., несомненно, действенны, 270, 13; 363, 7; нельзя совершать жертву без М., 273, 10; 344, 9; М. входили в обряд приёма гостя, 328, 6; повторение М. — признак благочестия, 344, 27; брамин повторяет М. как магическое заклятье, 360, 3.

МАНУ — «Мыслитель»; мифический мудрец, правитель цикла миропроявления, блюститель вечного закона. Гита говорит о 4 М., позже их насчитывали 10. Законодательный памятник «Законы Ману» относят приблизительно к началу новой эры; считается, что это произведение текущего мирового периода (манвантары), 201, 2 и сл.; 336, 36; 337, 45; 350, 51; М. Сварочиша — Самосияющий (ср. Сварожич в «Слове о Полку Игореве»), 350, 36, 37.

МАРИЧИ — «Световой элемент», «падучая звезда», «искра»; имя сына Брамы, одного из «владык существ», 207, 17; 208, 4; 336, 36; 342, 34, 69.

МАРКАНДЕЯ — имя одного древнего риши, вечно юного мудреца, 207, 4; 209, 4; 325, 24.

МАРТАНДА — «Птица смерти»; небесная птица-Солнце, Вивасвант, как бог тризны, 344, 32.

МАРУТА — «Ветер»; во множ. числе — духи ветров, сопутствующие Индре, 186, 4; 198, 5; 200, 10, 11; 208, 22, 23; 285, 40; 325, 18; 344, 30.

МАРУТАВАНТ — «сопровождаемый Марутами»; эпитет Индры, 207, 23.

МАТАНГА — «Хоботорукий», «слон»; «облако»; имя одного данава; имя одного риши, 298, 15.

МАТСЬЯ — «Рыба»; одно из воплощений Вишну; имя одного риши, 298, 15.

МАТХАРА — «Странник»; одно из олицетворений Солнца, 294, 8.

МАТХУРА — название страны; родина Кришны, 341, 90.

МАТЬ — похвала матери, 267, 24, 25 и сл.; непочитание матери порицается, 303, 44; какие свойства передаются от матери, 307, 5.

МАХАБХАРАТА — великое сказание о Бхаратах; эпос приписывается Кришне Двайпаяне Вьясе; датируется первой половиной первого тысячелетия до н. э. Относится к священному преданию (смрити). В некоторых областях XII книга «Махабхараты» выделяется как особая, каноническая. М. — пятая Веда, 342, 21; М. проповедуют Вьяса и его ученики, 329, 36 и сл.; 342, 21; 351, 14, 15; Кришна Двайпаяна Вьяса — творец М., 348, 12.

МАХАБХИША — «Многострашный», «престрашный»; имя раджи, 311, 23.

МАХАБХУТА — великая сущность, суть; объяснение слова, 184, 1 и сл.; 194, 6 и сл. (см. также бхута, суть, таттва).

МАХАДЭВА — «Великий бог»; как правило — эпитет Шивы, редко — Брамы, Вишну, 284, 19 и сл.; 325, 11, 16; 336, 24.

МАХАН, МАХАН АТМА — Великий, великая душа, вселенская душа. Как правило, М. = Буддхи, Буддхи = Анируддхе, 182, 13; 190, 10; 249, 4; 276, 32; 304, 22, 37, 42; 308, 27; 309, 14; 312, 11; 342, 30, 75; М. выше буддхи и сознания, 204, 10 (см. Буддхи).

МАХАПАДМА — город на берегу Ганги, 355, 1.

МАХАПУРУША — великий человек; великий дух, 353, 9.

МАХАСЕНА — «великое войско»; эпитет Сканды, бога войны, сына Шивы. М. как противник Вишну, 341, 93 и сл.

МАХАТМА — великая душа — о высокодуховных людях, 179, 38; 182, 34; 183, 6; 207, 8, 14; 214, 26; 302, 58.

МАХЭШВАРА — «Великий владыка», «Господь». Как правило — эпитет Шивы, редко — Брамы, Вишну-Нараяны, 216, 17; Шива, 282, 29; Вишну, 282, 33; Шива, как противник Вишну, 341, 93; Шива, как воплощение Нараяны, 343, 22.

МЕДХА — мясной сок, особенно жертвенного животного, как укрепляющий напиток; М. — крепость, здоровье, преуспевание; вторично — жертва и жертвенный напиток, 228, 22.

МЕДХАТИТХИ — «Достигший силы»; риши, отец Канвы; сын Ману Сваямбхувы, 208, 27; 244, 17; 267, 45; 338, 7.

МЕРУ — мифическая золотая гора, охраняемая Индрой, находящаяся в центре мира. Корень её на сотни йоджан уходит в океан, а верхняя половина высится над землёй так, что солнце, луна и звёзды то прячутся за неё, то появляются с другого края. Представление о М. сбивчиво, и легенды о ней противоречивы. Один из важнейших мифов о М. — повествование о том, что суры и асуры, окрутив М. змием вечности Шешей, употребили её как скалку для пахтанья Океана. Интересно отметить, что только в самое последнее время в геологии выдвигается теория, что у гор есть «корни», то есть что складка коры, образующая горы, приблизительно на столько же метров уходит вглубь, насколько выступает над землёй. Пребывая на М., Брама произвёл миры, 182, 39; 183, 1 и сл.; на М. Мритью совершала тапас, 259, 22; на М. Кришна Двайпаяна творил подвиг ради рождения сына, 325, 11, 12; дивная чета гор — Химават и М., 335, 8; на М. пребывал Нарада, 336, 13; 338, 23 и сл.; на М. Вьяса со своими учениками изучал Веды, 342, 22; на М. творил тапас риши Стулашарира, 344, 34.

МЕСЯЦ — см. сома.

МИР — вселенная, М. — обитель страдания, 174, 29; 190, 6; отвращение к М., 178, 4; равнодушие к М. — освобождение, 179; создание М. (космология Санкхьи), 182—188; граница М., 182, 33; М. блаженных сатватов, 192, 8 и сл.; колесо М., 211, 7 и сл.; развитие М., 231; 232; 276; 281; 303; неизбежная гибель М., 227, 93; 233; 304, 36; М. — марево, поле борьбы чувств, 280, 1 и сл.; яйцо М. — 286, 13, 89; 245, 31; 313, 3 и сл.; построение М. из 5 сутей, 349, 12.

МИТРА — божество ведической религии, входившее в верховную двойцу — Митра-Варуна или тройцу — Митра-Варуна-Арьяман. В индуизме значение М. практически сведено на нет, так как его функции перешли к Вишну и отчасти (позднее) к Шиве, М. есть Пуруша, 320, 39; М. — божество выделительных органов, 315, 2.

МИТРАСАХА — «Товарищ Митры»; имя раджи, 234, 30.

МИТХИЛА — столица Видехи, город раджи Джанаки, 178, 2; 218, 6; 277, 4; 320, 95, 98; 322, 4, 12; 327, 6, 7, 22, 24.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ — см. единство.

МОКШАДХАРМА — Основа или Закон Освобождения, Нараяна-Хари возвещает М., 342, 74, 106.

МОРЕ — «молочное море», 338, 23; 341, 137 (см. Шветадвипа).

МРИТЬЮ — женское олицетворение Смерти, 199, 16; 258, 15; 259, 1 и сл.

МУДГАЛА — имя одного риши, 234, 32.

МУДРЫЙ — радуется крайностям, 174, 35 и сл.

МУЖЧИНА — связь М. с женщиной — подобие связи непреходящего и преходящего, 307, 1 и сл.

МУЗЫКА — семиступенный лад, 184, 39; небесная М., 200, 13; М. — искусство гандхарвов, 210, 22; То — подобно бесструнной М., 239, 27; Шива — друг музыкантов, 286, 72.

МУНДЖА — название травы, из которой можно вытянуть стебель, окутанный листьями, — излюбленный пример отношения пуруши и пракрити, 317, 12; 342, 106; 344, 84.

МУНДЖАКЕШАВА — тот, чьи волосы подобны траве мундже; эпитет Вишну, 344, 84.

МУНИ — молчальник (от мауна — молчание), мудрец, мыслитель, 175, 6; 183, 7; 192, 4; 195, 5, 15, 16; 217, 5; 245, 22.

МУРУ — название одного растения; название страны; имя одного дайтья, убитого Кришной, 341, 92.

МЯСОЕДЕНИЕ — 179, 21; 180, 31; 193, 14; 221, 7, 12; 228, 63; 266, 8 (см. также пища, ступени жизни).

Н

НАГА — Змей; слон (по змееобразному хоботу); премудрый змий; особые мифические существа, мудрецы и чародеи, живущие в подземном царстве; они входят в свиту богов, 188, 3; 285, 7; 357; 358 и сл. Нагапура — город Н., 357, 2.

НАЙГХАНТУКА — относящийся к словарю, 344, 60.

НАЙМИША — относящийся к мгновению (нимиша); название леса, связанного с мифом о мгновенной гибели данавов; часто упоминается в «Махабхарате», 299, 38; 357, 2.

НАЙРРИТА — Беспорядок; относящийся к Ниррите. Ниррита — разложение, порча, тление, беззаконие. Дети Нирриты — злые духи. Н. — имя одного ракшаса, данава, 227, 53, 55.

НАКШАТРА — «Созвездие», «звезда»; дома луны, олицетворённые как дочери Дакши, 344, 32.

НАМАС — поклонение, ритуальный возглас, 269, 35; 340, 4.

НАМУЧИ — имя данава, убитого Индрой, 180, 3; 226, 1 и сл.; 227, 51.

НАНДАНА — «усладительный», «отрадный», название леса в небе Индры, 344, 22.

НАНДИН — «Услаждающий», «радующий»; имя быка, на котором ездит Шива; олицетворение Шивы, как производительной силы, 284, 16, 32; 286, 136.

НАРА — Мужчина, человек; одно из воплощений Вишну; воплощение Арджуны, 343, 37; 344, 79, 99.

НАРАДА — имя знаменитого дэва-риши (учителя богов, потомка Канвы), великого бхакты; один из популярнейших образов эпоса, Н. — учитель благонравия, 193, 7; мир справедливо славит Н., 230, 2, 3; Н. утешает раджу, 257, 11; Дадхичи видит Н. на небе с богами, 285, 16; Н. — сын Парамештхина, сына Брамы, 347, 1, 6; Н. возвестил Нараянию, 207, 47; 336; 341, 18; Н. — имя одного гандхарва, 285, 7.

НАРАКА — «Бездна», «преисподняя», «ад»; имя великого данава, предводителя данавов, 209, 7; 227, 50; Н. — враг Адити, убитый Кришной, 341, 92.

НАРАЯНА — «Путь людей»; бог, отождествляемый с Вишну; его теология — Нараяния, гл. 336 и сл.; Н. творит ришей, суров, асуров, 210, 25; у Н. есть высшее умение уничтожить страдание, 210, 26; Н. — душа вселенной, 336, 8; 351, 75; Н. рождён Дхармой, 336, 8; 344, 79; Н. сражается с Шивой (Рудрой), 344, 83; Н. — вселенная, 351, 75.

НАСАТЬЯ — имя одного из Ашвин. Оба Ашвина, Насатья и Дасра, — сыновья восьмого махатмы Мартанды, 208, 17; Н. и Дасра — врачеватели, а поэтому — шудры, 284, 8; 341, 53 (см. также ашвин).

НАСТИКА — см. отрицатель.

НАХУША — «Змей», сын Аюса, отец Яяти, общего предка кауравов и ядавов (род Кришны), 178, 4; 344, 29; осуждение его жертвы, 263, 50 и сл.; 269, 6.

НЕБО — его персонификация, 199, 80 и сл.

НЕВРЕЖДЕНИЕ — освобождённый не вредит ничему живому, 189, 12; закон Н. непреложен, 271, 21 и сл.; 273, 5; Н. выше всех добродетелей, 245, 19; Н. — наивысший дар, 263, 35 и сл.; Н. достигается совершенство, 273, 5.

НЕИМУЩИЙ — только Н. счастлив, 176, 7 и сл.

НЕПРЕХОДЯЩЕЕ — Н. и преходящее, 304, 1 и сл.; связь пары — Н. и преходящее — подобна связи мужчины и женщины, 307, 1 и сл.

НЕПРОБУЖДЁННЫЙ — Н. природа держит в подчинении, 309, 30; Н. называют всю непроявленную природу, 310, 4 и сл.; о Н. и пробуждённом, 310 (см. пробуждённый).

НЕПРОЯВЛЕННЫЙ — см. авьякта.

НЕСЧАСТЬЕ — поведенье раджи в несчастье, 223, 1 и сл.; 280, 14 и сл.

НИВРИТТИ — сворачивание, угасание, гибель (мира). Н. есть высший покой, 341, 66; Бхагаван, пребывая в Н., преподал закон Н., 342, 2 и сл.

НИЛАКАНТА — «Синешеий»; эпитет Шивы, у которого шея посинела после выпитого ради спасения мира яда, или по другому варианту — оттого, что его душил Вишну. Шиваитское мужское имя, в частности — наиболее авторитетного схолиаста «Махабхараты» (см. Шива).

НИМИ — «Мигание»; имя раджи, сына Икшваку; оно объясняется тем, что люди, смотря на него, не выдерживают его блеска и мигают, 234, 26.

НИРВАНА — безветрие, угасание; одно из основных понятий древнеиндийской философии, весьма различно трактуемое разными школами: от отрицательного значения абсолютного покоя с

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн