полным угасанием всякого сознания, с полным слиянием последней пары противоположностей Бытия-Небытия, некоторые ранние Упанишады, например Брих. уп., учение Яджнавалкьи, ранний буддизм, и до полностью положительного значения по формуле Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство) в поздних Упанишадах, «Бхагавадгите» и в экзотерическом махаянизме. В «Махабхарате» существуют различные оттенки понимания Н. Н. познаётся через равнодушие к миру, 189, 17; ушедшие в Н. не возвращаются вновь в самсару, 195, 2; йогины шествуют к безболезненной Н., 195, 22; Н. — снятие всех основ (дхарм), 341, 67; Н. — Освобождение, 342, 8; Н. — Запредельное блаженство, 342, 8; Н. — высшее Брахмо, высшая Дхарма, 344, 52.
НИРВЕДА — «равнодушие к миру», 189, 17; 323, 1 и сл. (см. мир).
НИРРИТИ — см. найррита.
НИРУКТА — высказанное, смысл слова; бездна безмолвия, 344, 45.
НИШАДА — сын брамина от матери-шудры, 298, 8.
НИШАДАВАН — седьмой звук индийского лада, 184, 39.
НИЯМА — сдерживание, самообуздание; вторая ступень восьмиступенной йоги Патанджали, заключающаяся в соблюдении ряда обетов, 199, 6; 322, 41; 366, 9.
НОГИ — число ног закона сообразно юге, 231, 23.
НРИСИНХА — «Человеколев»; воплощение Вишну, 341, 78; 344, 23; 351, 37.
НЬЯЯ — правило, основание, обоснование, логика; название одной из ортодоксальных школ философии, 210, 23; 271, 38.
О
ОБРЯД — причина возникновения О., 201, 4, 8; вера в действенность О. отрицает закономерность природы, 218, 42; нельзя совершать агнихотру без О., 294, 21.
ОКЕАН — («Сагара») — имя раджи, 290, 2; водные существа гибнут в О., 179, 14; Брахмо сравнивается с О., 224, 48; эпитет Вишну — обитель О., 286, 5; все реки идут к О., 297, 39.
ОПЫТ — О. даёт достоверность познания, а не Писания, 218, 26.
ОРГАН — божества, хранители органов, 239, 8; 303, 20; 315.
ОСВОБОЖДЕНИЕ — 179; 210, 2 и сл.; 218, 1 и сл.; страдание исчезает при О., 219, 49 и сл.; путь к О. в овладении собой, 275, 4 и сл.; 302, 31; 361, 9; в О. — счастье, 290, 5; Панчашикха преподал Джанаке основы О., 322, 27 и сл.
ОТЗВУК (ЭХО) — миф о нём, 335, 23 и сл.; 351, 38.
ОТКРОВЕНЬЕ — см. Шрути.
ОТРЕШЁННОСТЬ — см. кевала.
ОТРИЦАТЕЛИ — «настика» («не существует» — нигилист). Так браманисты называли своих идейных противников — шраваков и других, особенно же часто буддистов, так что буддист и «настика» стали почти синонимами, О. идут по страшному пути, 181, 5; душа есть не что иное, как тело, 218, 28; О. отрицают жертвы, 264, 4; потустороннее не интересует О., 323, 10 и сл.
ОТШЕЛЬНИК — правила поведения отшельника, 191, 11 и сл.; 192, 1, 2; 234, 8 и сл.; 243, 30; 244, 2 и сл.; 328, 19, 20 и сл. (см. также ступени жизни).
П
ПАВАКА — Очиститель; так называют великие сути (махабхуты) вообще, в особенности огонь и ветер; П. сжигает весь преходящий мир, 257, 17; свободный от заблуждений восходит к П., 323, 62; П. охраняет Шиву, 329, 23; П. принадлежит доля возлияния хавис, 344, 92.
ПАВАНА — Веяние, ветер; божество кожи, 315, 10.
ПАДМА — «Лотос»; имя богини счастья Шри, Лакшми, 228, 15 и сл.; имя Нага, 357, 4 (см. также Лотос, Шри).
ПАДМАНАБХА — «Почка лотоса» или тот, у кого из пупка выходит лотос (БПС); «изошедший из лотоса» (Дейссен); эпитет Вишну, 209, 27, 35; имя Нага, 357, 4; 363, 5.
ПАЙЛА — имя риши, сына апсары Пилы, ученика Вьясы, 320, 20; 329, 27; 342, 19.
ПАКА — «Печение», «переваривание»; «юный», «неопытный», «бычок»; имя одного данава, воспитанника Индры, «воспитатель Паки» (пакасашана) — эпитет Индры, 228, 84; также «убийца Паки», 228, 7.
ПАНДИТ — учёный, знающий, умный, П. не может коснуться горе, 174, 42; П. свободен от гнева, печали, 226, 16; 332, 2; П. постигают Шастры, 235, 4; П. прозревают единство во всём, 239, 19; 332, 17; отрешённый, радующийся Атману, называется П., 251, 19; уничижённый П. насыщается амритой, 301, 26; П. не ищет богатства, 332, 19; для П. богатство — удовлетворённость, 332, 21.
ПАНДУ — «Бледный»; имя отца братьев Пандавов, младшего брата Дхритараштры. После его смерти начались раздоры из-за престолонаследия между его сыновьями и сыном Дхритараштры, Дурйодханой, 348, 4.
ПАНТЕИЗМ — Брама-вселенная, 182, 16 и сл.; Вишну-вселенная, 281, 20 и сл.
ПАНЧАЛА — относящийся к народу панчала, его раджа, 234, 29; имя ведического риши, изобретшего способ чтения Вед, называемый «крамапатха», 286, 32; 344, 75; 349, 79.
ПАНЧАМА — «пятый»; шестой звук индийского лада, 184, 39.
ПАНЧАРАТРА — «Пятиступенный»; название священной книги вишнуитов; Панчашикха изучил П., 218, 11; Упаричара, знаток П., 337, 25; Нарада назвал переданную ему Брамой Упанишаду П., 341, 112; сам Бхагаван возвестил П., 351, 70. П. считается четвёртой частью канона, 350, 83.
ПАНЧАЧУДА — носящий пять кос (йогин), 334, 19.
ПАНЧАШИКХА — «пятихохолковый», «пятипламенный»; «носящий волосы, завязанные в пять узлов»; «стоящий на вершине познания»; имя риши, ученика Асури. П. считался воплощением Капилы и первым проповедником атеистической Санкхьи. П. в Митхиле поучает раджу Джанаку, 218, 6; 219, 5 и сл.; 321; раджа Джанака с гордостью сообщает Сулабхе, что он ученик П., 322, 24.
ПАРАВАСУ — «Отвергающий богатства»; имя одного риши, 208, 26; 338, 7.
ПАРАМААТМАН — Запредельный Атман, 26 таттва Санкхьи, 187, 24.
ПАРАМЕШТХИН — Всевышний, горний, верховный, один из «владык существ», сотворённый Брамой, 336, 37; 337, 5; 341, 18; 345, 23; 347, 6; 349, 4; 351, 29.
ПАРАШАРА — «Разрушитель»; риши, отец Кришны Двайпаяны, 241, 3; 320, 59; 322, 24; 351, 3.
ПАРВАТА — «Гора», «возвышенность», имя одного риши, частого спутника Нарады, 200, 11; раджа, предок Сулабхи, 322, 184.
ПАРВАТИ — дочь горы (Химавата), Дурга-Кали-Ума, жена Шивы, 325, 12; 344, 114.
ПАРДЖАНЬЯ — Дождь, бог дождя, 234, 27; 330, 40.
ПАРИВРАДЖАКА — странник, странствующий монах, отказавшийся от всего мирского (ср. русские старообрядческие секты бегунов или шалопутов); четвёртая необязательная ступень жизни (ашрама), 192, 3; 244, 23 и сл.; 245, 7 и сл. (см. также санньясин, ступени жизни).
ПАРИКШИТ — «Взыскующий»; «испытатель»; внук Арджуны и внучатый племянник Кришны, 345, 8 и сл.
ПАРИНАМА — изменение, превращение, возрастание, 179, 27.
ПАРТХА — «Сын Притхи», имя по матери трёх старших братьев Пандавов (Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны), 195, 3; 344, 2.
ПАТАЛА — подземелье, преисподняя, подземное царство или город, обитель волхвов нагов (змиев), 250, 15; 341, 83; 351, 35.
ПАШУПАТА — учение о Пашупати, Владыке скота, то есть о Шиве; подобно тому, как Панчаратра есть учение вишнуизма, так секта пашупатов есть первичное ядро шиваизма, 351, 66, 69.
ПАШУПАТИ — Владыка скота, мифологический образ, впоследствии слившийся с Шивой, так что имя П. стало одним из имён-эпитетов Шивы, 284, 14; 286, 125; 345, 62.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — 181; 228, 2 и сл.; 236, 18; 276, 32 и сл.; 299, 17 и сл.; 300, 20 и сл.; 305, 1 и сл.; 306, 1 и сл.; 310, 49 и сл.; 333, 49.
ПИНАКА — лук Шивы, 208, 20; 284, 34; 291, 17, 18.
ПИНГАЛА — красновато-коричневая жидкость; в кундалини-йоге название активного тока в теле, находящегося под покровительством Шивы; женское имя, 174, 57 и сл.; совка, мангуста, ихневмон, 178, 8.
ПИНДА — галушка, в частности П. из риса, как ежедневное приношение предкам; название самих предков, 347, 11 и сл.
ПИПАЛА — «Инжир» (ягоды), «перец»; имя сына Митры и Равати, 199, 4.
ПИТХА — седалище, престол; священные башни, воздвигнутые Дакшей на месте жертвоприношения и разрушенные Шивой. П. — имя данава, убитого Вишну, 341, 92.
ПИШАЧА — «Пожиратель мяса», «упырь», особый дух из свиты Шивы, 188, 3; 268, 23; 284, 15; 304, 31.
ПИЩА — вкушая П., нельзя ни восхвалять, ни порицать её, 193, 6; 279, 12; время вкушения П. — утро и вечер, 193, 10; 221, 10; 243, 7; П. нужна лишь для поддержания жизни, 212, 14; 217, 19, 20; остатки от жертвенной П. — амрита, 221, 7, 8, 13, 15; болезни отстраняются легко перевариваемой, умеренной П., 275, 8; П. должна быть чистой, 275, 15; Индра — владыка П., 286, 37, 50 (см. также мясоедение, пост, ступени жизни).
ПЛОД — мудрость П. тапаса, 191, 1 и сл.; знание Вед есть П. джнана-йоги, 201, 1 и сл.; праведный не радуется П., 274, 18; П. действия бывает простым и смешанным, 292, 18 и сл.
ПЛЮРАЛИЗМ — П. в ученье Санкхьи, 304, 19 и сл.
ПОВЕДЕНИЕ — 179; 189; 191, 7 и сл.; 193; 210, 23; 240, 11 и сл.; 215, 22; 227; 229; 260, 15 и сл.; 279; 289, 8, 12 и сл.; 290; 294; 295; 297; 301; 322, 86.
ПОЗНАНИЕ — сенсуалистическая теория П., 276, 17 и сл.; условия П., 179, 7, 8; пракрити есть объект П., 309, 9.
ПОЗНАЮЩИЙ ПОЛЕ — см. кшетраджна.
ПОЛ — извращённый П., 228, 68, 69, 73; половое общение, 193, 11, 17; 207, 38 и сл.; 221, 11; 228, 45; 270, 27; 283, 46; 307, 4; 322, 69, 171; 333, 20, 27; 343, 53; 344, 18; половой орган, 219, 22; 270, 23, 27, 28; 291, 30, 32; 312, 13; 344, 18.
ПОМОЩЬ — знающий оказывает П., 220, 13; человек сам себе помогает, 294, 1 и сл.
ПОСЛУШНИК — см. брахмачарья.
ПОСТ — П. достигают счастья, 181, 17; П. даёт прозрение Атмана, 187, 30; П. побеждает страсти тела, 214, 13; П. не есть самоистязание, 221, 4; высшему тапасу сопутствует П., 221, 5; П. — Основа Освобождения, 229, 2; отшельники соблюдают постоянный П., 244, 10 (см. также пища, тапас).
ПОТОК — П. мира, 250, 12 (см. также самсара).
ПРАВДА — П. побеждает смерть, 175, 30 и сл.; Брахмо есть П., ею держится мир, 190, 1 и сл.; слово должно быть правдивым, 199, 61; 260, 10; нет ничего выше П., 260, 10; превосходно то, что арьи называют П., 301, 13 (см. также дхарма, истина).
ПРАДАКШИНА — «Идущий направо», ритуальный обход справа, со сложенными руками почётного лица или священного предмета, 320, 85; 330, 7.
ПРАДЖАПАТИ — «Владыка существ», эпитет Брамы, Ману и прочих; иногда как особая персонификация, 187, 32; 190, 15; 191, 13; 192, 21; 201, 2; 224, 52; 232, 13; 269, 21.
ПРАДЖЬОТИШАМ — Сияющий; название города данавов, перенесённого Кришной в Кушастхали, 341, 92.
ПРАДХАНА — основа ткани; существенное, основное; основная космическая материя; самосознание развивается из П., 205, 25; П. м. р. — имя раджи, 322, 183; непроявленное мудрецы называют П., 342, 29; П. — Анируддха, 349, 18; П. — Пуруша, 353, 19.
ПРАДЬЮМНА — Сияющий, озаряющий; четвёртая ипостась (вьюха) Вишну — манас, 341, 38, 41; 346, 16.
ПРАКРИТИ — производство, оформление, природа, сущность; Атман, соединившийся с гунами П., называется познающим поле, 187, 24; восемь корней П., 210, 26 и сл.; П. не познаёт Пуруши, 246, 1; отношение П. к познающему поле, 248, 23; 249, 2; 308, 17; 317, 8; 320, 39; П. выпускает гуны, как паук паутину, 249, 2; П. — «не Пуруша» и не обладает признаками, 307, 25 и сл.; восемь основ и 16 изменений П., 308, 29; 312, 11; П. оплодотворяется Атманом, 308, 36; П. безначальна, её развитие, 309, 13; 316, 14; двадцать четыре основы П., 310, 21; П. играет гунами, 315, 15; П. неотделима от качеств, 317, 3; П. определяется гунами, 320, 38; П. непознаваема, 320, 42.
ПРАЛАЯ — пролитие, растворение, гибель, кончина, 194, 2; 204, 17; 227, 37; 231, 30; 308, 33 (см. также кончина).
ПРАМУЧА — «Освободившийся»; имя одного риши, 208, 29.
ПРАНА — дыхание, жизненный ток, ветер, 184, 24 и сл.; 185, 3 и сл.; 186, 1 и сл.; 200, 17; 244, 26; 303, 27; 330, 24 (см. также ваю).
ПРАНАЯМА — удержание дыхания, праны, овладевание им; четвёртая ступень восьмиступенной йоги, 318, 9 и сл. (см. йога, йогин).
ПРАСЕНАДЖИТ — «Победитель войска»; имя раджи, 234, 36.
ПРАТАРДАНА — «Отделённый», раджа Кеши (Бенареса), 234, 20.
ПРАТИРУПА — «Подобный», «соответственный»; имя данава, 227, 54.
ПРАХРАДА или ПРАХЛАДА — имя данава, 179; 180, 3; 222, 3 и сл.; 227, 51; П. не может поколебать копьё Сканды, 329, 17.
ПРАЧЕТАСА — «Вникающий», «разумный», часто как эпитет разных богов; эпитет Дакши, 208, 6; 285,