1.
ПРАЧИНАБАРХИС — «Вне востока», имя сына Атри; отец 10 Прачетасов, 208, 6.
ПРЕДАНИЕ — см. пурана.
ПРЕДАННЫЙ ОДНОМУ — «Белый человек с Белого острова», 350, 1 и сл. (см. также путь).
ПРЕДКИ — 175, 6; 270, 15; 341, 57, 58; 347, 10 и сл. (см. также пинда).
ПРИЗНАК (особый) — см. вишеша.
ПРИТХА — «Широкая»; «земля»; имя матери трёх старших Пандавов, 194, 3; 343, 23; 350, 11.
ПРИТХИВИ — «Широкая», «земля»; богиня вкуса, 315, 9.
ПРИТХУ — «Широкий»; мужское имя; имя данава, 227, 50.
ПРИЧИНА — первопричина, 202, 7; П. сутей — их собственная природа, 211, 4; П. всего — кама, 210, 11.
ПРИШНИ — «Пегий»; «Пегое лоно», эпитет Вишну, 343, 45 и сл.
ПРОБУЖДЁННЫЙ — П. и пракрити, 308, 44, 45; 309, 20; П. и непробуждённый, 308, 2 и сл.; 310, 1 и сл.
ПРОЗА — прозаические тексты «Мокшадхармы», 190, 9 и сл.; 191, 8 и сл.; 192, 1 и сл.; 344, 4 и сл.
ПРОСТРАНСТВО — П. бесконечно, 182, 24 и сл.; 183, 9 (см. также акаша, суть).
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ — пары противоположностей, 174, 14; 322, 105 и сл.
ПРОЯВЛЕННОЕ — П. и непроявленное, 211, 1 и сл.; 217, 2; 304, 36 (см. также авьякта).
ПУДЖА — ритуальное выражение почтения, поклонение, 344, 9.
ПУЛАСТЬЯ — «Распространённый»; имя риши, сына Брамы, 207, 17; 208, 4; 320, 61; 336, 36; 337, 29; 341, 88; 342, 69.
ПУЛАХА — имя риши, сына Брамы; один из творческих принципов, 207, 17; 208, 4; 336, 36; 337, 29; 342, 69.
ПУЛИНДА — название народа, 207, 42.
ПУЛКАША — сын шудры от кшатрийки, 180, 38; 298, 8; 304, 32.
ПУЛОМАН — имя данава, 227, 51.
ПУРАНА — быль, бывальщина, былина. П. — название ряда эпических поэм мифологического характера, преимущественно вишнуитского направления. Насчитывается 18 П., древнейшие из них относятся к VI в. н. э. Особенно чтится Бхагавата-пурана. Есть и шиваитские П., из которых особенно выделяется Ваю-пурана. П. причисляются к каноническим книгам, 208, 5; 303, 108; 341, 125; 342, 18; 343, 6, 8.
ПУРАНДАРА — «Разрушитель городов»; эпитет Индры, 223, 30; 224, 26; 227, 49; 267, 47; 344, 19.
ПУРВАЧИТТИ — «Предвкушение», «предчувствие»; имя апсары, 334, 21.
ПУРОХИТА — домашний жрец. Брихаспати — пурохита богов и законодатель сатватов, 328, 1; 338, 1 и сл.
ПУРУША — «горожанин»; дух, обитающий в теле; Дух вообще, 185, 4; 205, 24; 210, 39; 344, 5. П. и саттва, 194, 38. П. — мерой с палец, 200, 22; 286, 105; связь П. с деятельностью, 206, 28; 222, 1 и сл.; чёрный П. вселенной, 227, 83; П., освободясь от пракрити, видит Запредельное, 307, 31; П. полностью отличен от пракрити, 310, 24; 317, 6 и сл.; связь П. с пракрити, 322, 177; П. бескачественен и непознаваем, 320, 39 и сл.; П.-Нараяна, 339, 40. П. создаёт прадхану (пракрити), 342, 29; множественность П. и один их источник, 352, 2 и сл.; 353.
ПУРУШОТТАМА — Высочайший Дух — Атман Веданты; 25 или 26 таттва теистической Санкхьи. П. — термин, почти специфичный для ранней (теистической) Санкхьи, 207, 8 и сл.; 337, 39; 364, 10.
ПУТЬ — П. восхождения и нисхождения, 190, 14; 212, 3; 281, 36; 292, 22, 23; 302, 50 и сл.; 303, 42 и сл.; 350, 2 и сл.
ПУШАН — «Кормилец»; «небесный»; «Вселенский Человек», гимн Ригведы описывает священнодействие жертвоприношения Пуруши-Пушана и создание из костей его тела элементов космоса, 286, 78.
ПУШКАРА — «Цветущий»; мужское имя; название местности, 299, 38.
ПУШКАРАДХАРИНИ — «Держащая цветок»; женское имя, 273, 6 и сл.
ПУШПАВАН — «Цветущий», имя данава, 227, 52.
ПХАЛЬГУНА — «Красный»; название звезды (Марс); эпитет Арджуны, 343, 3 и сл.; 344, 51.
Р
РАБСТВО — порицание рабства, 263, 40, 41.
РАВАНА — «Заставляющий реветь, плакать», эпитет Дашагривы, десятиголового ракшаса-брамина, сына Пуластьи и Пушпоткаты, 341, 89.
РАДЖА — князь, царь; раджи (князья) подчинялись более сильному радже, их сюзерену, великому радже (махарадже). Независимость Р. утверждалась особым торжественным обрядом жертвоприношения коня (ашвамедха), очень дорого стоящим. Вассальные Р. должны были участвовать в войнах, ведущихся их сюзереном, обязанности Р., 268; 293, 23; 296, 24 и сл.; препятствия к достижению Освобождения, 322, 130 и сл.
РАДЖАС — влечение, стремление, движение, страсть, вторая из гун (качеств) миропроявления, 194, 16, 29 и сл.; 212, 30; 213, 1, 12; 219, 31 (см. также гуны).
РАЗВИТИЕ — ступени развития мира, 182, 35; 210, 14 и сл.; 276, 1 и сл.; 304, 13; 312, 8 и сл.; 342, 3; 350, 78.
РАЙБХЬЯ — (райбхьи — название известного стиха в ритуале); имя по отцу одного риши, 208, 26; 338, 7; 350, 42, 43.
РАЙВАТА — «Происходящий из благоденствующего рода»; имя одного Ману, 208, 19.
РАКШАС — «злой дух», полуночник (нишачара). В представлении о Р. есть много противоречивых моментов. Так, с одной стороны, Р. приписываются разные сверхъестественные свойства: способность менять облик, мгновенно проявляться и исчезать и пр. С другой же стороны — витязи сражаются с Р., как с самыми обыкновенными богатырями: наносят им раны, убивают. Ясно, что в представлении о Р. слились два момента: представление о духах (бхутах) анимистических религий и представление о племенах, заселявших Индию до прихода арьев, с которыми пришельцам пришлось вести упорную борьбу (ср. Соловья-Разбойника, Идолище Поганое наших былин), 188, 3; 210, 16; 284, 15; 286, 132; 329, 12; 330, 21; 335, 15; 341, 88; 344, 27.
РАМА — «Радующий», «чёрный»; 2 воплощения Вишну: а) брамин, сын Джамадагни, из рода Бхригу, Р. с топором Парашурама — истребитель кшатриев, 341, 84, 104; б) кшатрий, сын Дашаратхи, победитель Парашурамы и ракшаса-брамина Раваны, 341, 85, 104; 362, 15.
РАНТИДЭВА — Бог благополучия; эпитет Вишну; имя раджи, 294, 7.
РАСКАЯНИЕ — блюститель закона не нуждается в раскаянии, 271, 13 и сл. Р. не освобождает от злого плода, 293, 9.
РАСТЕНИЯ — состав Р., 184, 7 и сл.; джива Р., 184, 17; древо вожделения в сердце, 254, 1; Р. следует приносить в жертву, 266, 11.
РАТХАНТАРА — особый гимн, саман, заклятие (Васиштхи), 282, 21. Р. — гимн Шиве, 285, 28.
РАУМЬЯ — «Волохатый», «волосистый»; имя чудовища, сотворённого Шивой, 285, 37.
РАХУ — «Захватчик»; имя асура, которого обезглавил Вишну за попытку своровать амриту; асура уже глотнул амриту, но она ещё не успела пройти по его пищеводу, когда Вишну снёс ему голову; поэтому голова, хоть и отрубленная, осталась жива, а тело погибло. Момент кражи проследили Солнце и Луна и сообщили о ней Вишну. Из мести голова гоняется за Солнцем и Луной, заглатывает их, но не может удержать: они из неё выскакивают (мифологическое объяснение затмения), 190, 8; 193, 30; 203, 22; 286, 103.
РЕЧЬ — см. красноречие.
РИБХУ — «сдатный», «искусник», название класса богов, 208, 22.
РИГВЕДА — первая и самая священная из Вед. Сборник гимнов, возникший в середине II тысячелетия до н. э., 206, 16, 18; 246, 14; 350, 22 (см. также Веда).
РИТАДХАМА — «убежище», «обитель закона»; эпитет Вишну, 344, 41.
РИЧИКА — имя отца Джамадагни, 208, 33; 294, 13; имя раджи, 234, 33.
РИШАБХА — «бык», название второго звука лада, 184, 39; имя данава, 227, 52.
РИШИ — «Мудрец», «учитель». 7 ришей — сыны Брамы, 183, 6; 191, 10; 207, 17; 208, 4; 344, 18.
РИШЬЯШРИНГА — «Рог лани»; мужское имя, 234, 35; 298, 14.
РОДСТВЕННИК — отношение к родственникам, 174, 16 и сл.; 243, 19; 299, 1 и сл.
РОЖДЕНИЕ — рождение определяется звёздами, 180, 45.
РОХИНИ — «Красная», название звезды (Альдебаран?), 344, 32.
РУДРА — «Ревун»; глава марутов, богов ветра, грозы. Веды знают 10 рудр, а Шива стал одиннадцатым; вот почему одну из форм Шивы, Шиву-Столпника, изображают с 11 головами. Но по существу Шива и Р. — разные олицетворения. Р. — ведический бог, прародитель марутов, он упоминается в гимнах Ригведы, посвящённых марутам, тогда как Шива — божество неарийского происхождения, он не Громовник, он лесовик, бог дикой природы и её производительных сил, однако, когда с развитием религии Шивы-Пашупати Р. и Шива были слиты в одно божество, Шиве стали приписывать черты Громовника, и эпитет Рудры привился ему весьма прочно, 285, 13, 49 и сл.; 342, 37; 343, 18, 21 и сл.; 344, 19. Одиннадцать Р., 285, 21, 37; 341, 51; 342, 37, 38; Р. тождественен с Вишну-Нараяной, 343, 22, 23, 27 и сл.
РУЧИПРАБХА — «Сияющий красотой»; имя одного из «бывших Индр», 227, 53.
С
САВИТАР — «Спаситель», одно из олицетворений Солнца, 203, 9; 204, 13; 208, 20.
САВИТРИ — «Спасительница», женская ипостась Савитара; женское имя, 199, 7, 11; 273, 11 и сл.
САДХАНА — то, что ведёт к совершенству, успеху, достижению намеченной цели. В религии это система обрядов для достижения общения с избранным божеством; в йоге — система упражнений для достижения той или иной йогической цели, 275, 14.
САДХЬЯ — «Святой»; класс богов, 208, 22; 301, 2 и сл.
САЙКАТА — «Вместе с первым»; имя риши, 244, 20.
САМАДХИ — погружение, экстаз, состояние полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений в сосредоточенности. С. — последняя степень йогического сосредоточия, разделяющаяся на несколько ступеней: менее глубокая — с сохранением сознания (сампраджната С.), последняя — великая С. (махасамадхи), из этого состояния не возвращаются, 196, 10, 16, 20; 199, 13; 230, 21; 253, 14; 351, 63; явления махасамадхи, 200, 19 и сл.; 323, 39.
САМАНА — название одной из пран, 184, 24; 185, 9; 200, 17; 303, 27; 330, 32 (см. также прана).
САМАНГА — «Обладающий всеми членами», «целостный»; мужское имя, 288, 2, 3.
САМКАЛЬПА — желание, стремление, 233, 15.
САМОСОЗНАНИЕ — 200, 19; 205, 24; С. не восстанавливается после смерти, 219, 44 и сл.; С. присуще дживе, 241, 20.
САМОСУЩИЙ — см. сваямбху.
САМСАРА — «Проистечение», мировой поток, круговорот жизни, основанный на бесконечности причинно-следственного ряда. Санкхья считает реальной материальную причину ряда — природу, пракрити, а также изменение материальной причины, а значит и исполнительную причину (ср. формулу: глина, горшечник и горшок реальны). Освобождение заключается в том, чтобы понять, что «горшечник» относится также к пракрити и не отождествляется с «Я», Атманом, который есть «познающий поле». Сказано, что мудрые переплывают С. на корабле знания. Вишну-Кришна говорит, что он извлекает преданных ему (бхакт) из С. силой любви; освободившийся от С. не возвращается вновь, 195, 3; 271, 26, 33; женщины продляют ткань С., 213, 7; 217, 37; колесо С., 281, 59; существа погружены в С., пока истощатся плоды их дел, 292, 18, 19; надо напрягать все силы, чтобы освободиться от уз С., 295, 20; 331, 58.
САМСКАРА — отпечаток; следовой рефлекс, следовое изменение психики, зависящее от дел, совершённых в прошлых существованиях, определяющих характер данной жизни. С. — понятие весьма важное в индийской философии, трактуемое разными школами по-разному, в зависимости от понятия причинности. Для Санкхьи С. есть реальное следствие реальной причины; для буддистов это мгновенные вспышки, создающие иллюзию продлённости.
САМХИТА — сборник, изборник, канон (о Ведах и прочих священных книгах), 196, 17; 199, 6, 117, 123; 365, 3.
САНА — «Долголетний», «успех», «старик»; имя одного из 7 ришей, сыновей манаса Брамы, 342, 72.
САНАКА — «Старец»; имя одного из 7 ришей, сыновей манаса Брамы, 342, 72.
САНАНДАНА — один из 7 ришей, именуемых сыновьями манаса Брамы, 342, 72.
САНАТАНА — «Древний», «вечный»; эпитет Вишну, 209, 27; 342, 72.
САНАТКУМАРА — «Вечно юный»; эпитет Вишну; эпитет Сканды; учитель йоги, 341, 37; 342, 72; 350, 41.
САНКАРШАНА — «Перетащенный», «перемещённый»; С. — вторая ипостась Нараяны-буддхи. По Нилаканте С. — это аханкара, Шеша, джива; старший брат Кришны — Баларама. Миф повествует, что Баларама был «перетащен» из лона Дэваки, матери Кришны, в лоно другой жены его отца Васудэвы. Миф символизирует переход Вечности (змий Шеша) в конечное, временное — переход вечного Атмана в природу, 207, 10; 341, 36, 40, 41; 346, 16.
САНКОЧА — «Стягивание», «оседание»; имя одного данава, 227, 53.
САНКРИТИ — «Поставляющий», «составляющий»; имя риши, постигшего Упанишады, 234, 17; 244, 17.
САНКХЬЯ — исчисление, перечисление, борьба (идейная и физическая), рассуждение. С. — название древнейшей традиционной философской системы Индии. Многие индологи видят зачатки С. в средних Упанишадах (Иша, Маханараяния) и даже в древних (Чхандогья, Брихадараньяка уп.). В Упанишадах С.