определённо теистична и выявляет лишь лёгкие признаки дуализма. Такой же характер она сохраняет и в Гите, хотя дуализм здесь выражен более резко. Позже в С. определились резко выраженные материалистическое и дуалистическое течения, нашедшие себе законченное выражение в Санкхья-карике Ишваракришны (I—II в. н. э.). Оно приобрело столь главенствующее значение, что ранняя С. отошла в тень, и когда говорят о С., то обычно понимают С. Ишваракришны, эпическую же или раннюю С. или совсем не признают, или признают как не оформившееся ещё философское течение. Что такой взгляд ошибочен, легко убедиться, изучая «Мокшадхарму», где можно найти вполне законченные изложения теистической и атеистической С. Гораздо позже Рамануджа (XI в.) на основе С. развил свои относительно монистические течения (савибхеда-адвайта), С. и Йога, 196, 6 и сл.; 239; 240; 302; 303, 100 и сл.; 307, 19 и сл.; 308, 5 и сл.; 309, 44; 312, 8 и сл.; 318, 2 и сл.; 320, 71 и сл.; 349, 82, 89, 93; 350, 75, 83; 351, 75; традиционные правила передачи С., 310, 33 и сл.; признаки последователей С., 236, 35 и сл.; знатоки и распространители учения С., 342, 72 и сл.; 344, 66, 67.
САННЬЯСА — «отречение», 196, 7 (см. также санньясин).
САННЬЯСИН — «отрешённый»; выполняющий устав четвёртой необязательной ступени жизни, 244, 23 и сл.; 245, 7 и сл. (см. также паривраджака, ступени жизни).
САРАСВАТА — сын Сарасвати, риши, потомок Атри, 200, 11; 208, 31; 351, 39.
САРАСВАТИ — «Проистекающая»; «речь»; богиня красноречия, наук и искусства; название реки; С. говорит браминам о происхождении мира, 183, 8 и сл.; С. (речь) пребывает в языке, 239, 8; С. помогает Яджнавалкье создать Шатапатху, 320, 22; С. содействует развитию речи у браминов, 337, 35 и сл.; Бхагаван и С. произносят священный слог АУМ, 341, 7; от С. возник Сарасвата, сын Речи, 351, 39; С. пребывает в Нараяне, 344, 47.
САТВАТА — название первой монотеистической вишнуитской секты, Упаричара принял закон С. из уст Сурьи, 337, 19 и сл.; сущность Нараяны постигается С., 344, 50; Нараяна передаёт Браме закон С., 350, 29; закон С. всегда соблюдают С., 350, 55, 56.
САТТВА — ясность, уравновешенность, гармония; высшее из трёх свойств (гун) пракрити; люди должны полностью изжить чувства: тамас, раджас и С., 194, 15, 16; муни всегда пребывает в С., 195, 4; С. также приводит к заблуждению, 212, 17; приятное — это свойство С., 219, 30; С. испускает теджас, а не гуны, 239, 14; различие между С. и познающим поле, 248, 22; 249, 1; 287, 33 и сл.; производит гуны, как паук паутину, 287, 40, 41; С. выше буддхи, 322, 104.
САТТРА — великий праздник Сомы с большим количеством обрядов, 227, 58.
САТЬЕШУ — «Стрела правды»; имя данава, 227, 52.
САТЬЯВАНТ — «Правдоречивый», «правдивый»; имя раджи, сына Дьюматсены, 268, 2 и сл.
САТЬЯВАТИ — «Правдоречивая», «правдивая»; мать Кришны Двайпаяны, 326, 1; 351, 3.
САТЬЯМ — «Правда»; Сатья — имя брамина, 273, 6 и сл. (см. также правда).
САТЬЯСАНДХА — «Погружённый в истину»; мужское имя, 234, 16.
САУБХА — «Благоденствие», «счастье»; название мифического воздушного города данавов (мираж), 341, 95.
САУТИ — сын возничего (сута); С. рассказывает радже Шаунаке «Махабхарату», слышанную им от Вайшампаяны, 341, 139 и сл.; 345, 1 и сл.
САХАСРАДЖИТ — «Тысячеподобный», «многопобедный»; имя раджи, 234, 31.
СВАБХАВА — «Самосущий» (-ая), «своебытный»; «собственная природа»; в системе Санкхьи часто под С. понимается пракрити в непроявленном состоянии; всё появилось согласно С., 179, 11; потомство рождается силой С., 213, 12; от С. у человека познание своей природы, 222, 35; деятельность человека развивается в С., 232, 20; С. всегда пребывает в телах воплощённых, 239, 13; всё связано с С., она выпускает гуны, как паук нити, 249, 2 (см. также сваямбхува).
СВАДХА — ритуальный возглас, собственное значение которого утратилось, 269, 35; 286, 78, 104; 289, 50; 305, 28.
СВАРБХАНУ — «Небесное солнце»; имя одного данава, 227, 51.
СВАРОЧИША — «Самосияющий»; «светозарный»; первый из Ману, получивший закон Брамы (ср. Сварожич, Даждьбогов внук, «Слово о Полку Игореве»), 350, 36, 37.
СВАСТЬЯТРЕЯ — «Зеркало»; имя одного риши и название сочинённого им гимна, 208, 28.
СВАХА — ритуальный возглас, собственное значение которого утрачено; о его мифологизации см. «Беседа Маркандеи», гл. 224— 227 (вып. IV этой серии, [98]), 228, 22, 23; 269, 35; 286, 78, 104; 289, 50; 305, 28.
СВАЯМБХУВА — «Самосущий»; имя Ману, через которого воплотился Вишну как Нара-Нараяна, Кришна-Сваямбхува, 336, 9; 337, 45, 46; 342, 34; 351, 42.
СВИДЕТЕЛЬ — см. кшетраджна.
СВОЕКОРЫСТНЫЙ — С. попадает в бездну, 197, 5.
СВОЙСТВА — 30 свойств тела, 322, 102— 112 (см. также вишеша, гуны).
СВОРАЧИВАНИЕ — (нивритти), 341, 67 и сл.; 342, 2, 100 (см. также развитие).
СЕМЯ — из С. продолжает развиваться С., 186, 14, 15; в С. ашваттхи скрыто огромное дерево, 211, 2; С. рождается желанием, 214, 19; Вишну извергает золотое С., 286, 92; тело возникает от смешения С. и крови, 303, 33; С. способности стремиться к объектам чувств, 322, 34 (см. также зарождение).
СЕНАДЖИТ — «Победитель войска»; имя раджи, 174, 8 и сл.
СИДДХА — класс богов, 208, 22.
СИЛА — С. как шестая действующая индрия (особенность данного варианта), 276, 22.
СКАНДА — «Впрыснутый»; «кумара» — эпитет С., как полководца небесного войска. О значении и происхождении имени С. см. «Беседа Маркандеи», гл. 225 (IV вып. этой серии, [98]); Кумара-С., 329, 8 и сл.; Махасена-С., 341, 93.
СКОТОВОДСТВО — С. порицается, 263, 43—46.
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ — С. к. не допустима, 268, 1 и сл.
СМЕРТЬ — С. поражает мир, 175, 9; С., как волчица ягнёнка, уносит человека, 175, 14; «не я» есть С. «я», 218, 24; С. — конечная цель существ, 224, 9; у выполняющих дхарму нет страха С., 226, 23; познавший высшее преодолевает С., 245, 21; С. браминов, 283, 12 и сл.; всё живое дрожит перед С., 288, 1; добродетельный умирает собственной С., 299, 25; спеши выполнить свой долг, пока не настигла С., 300, 18; С. глотает существа, как змея воздух, 300, 31; предвозвестники С., 319, 8 и сл.; о преодолении С., 322, 1 и сл. (см. также кончина).
СМЕШЕНИЕ — С. свойств, 350, 77 и сл.
СОБИРАТЕЛЬ — С. колосьев тот, кто по обету питается только зерном собранных колосьев, 273, 3; 365, 1, 4; 366, 9; 367, 9.
СОЗВЕЗДИЕ — благоприятные С., 180, 45, 46; неблагоприятные С., 180, 46, 47; изучение хода С. не даёт познания природы существ, 201, 8; С.-праведники, 271, 25; добродетельный умирает под чистым С., 299, 24; 27 жён Сомы называются С., 344, 32.
СОЗНАНИЕ — С. уничтожается после смерти, 219, 2.
СОМА — «перебродивший»; сок особого растения (эфедра?), употребляющийся для ритуальных целей; связанный с влагой месяц; божество месяца; С. — муж 27 дочерей Кашьяпы, 207, 24; 344, 32; С. — сын Атри, 208, 9; вкус соответствует качеству С., 210, 35; С. среди других божеств в теле Вишну, 286, 9; С. равен своей шестнадцатой части, 306, 4; С. падает на землю и вновь восходит, 333, 54, 55; Дакша проклинает С., 344, 32, 33.
СОН — состояние сознания во С., 204, 1 и сл.; 253, 8 и сл.; 276, 23 и сл.; 303, 88 и сл.; опасность оскверниться во С., 216, 1; время С., 243, 6; сонливость считается пороком и преодолевается умножением саттвы, 275, 5; 303, 56; сладкий С. — признак умиротворённости, 318, 19.
СОСТРАДАНИЕ — равнодушие познавшего не должно нарушаться С., 215, 4; настоящий человек тот, кто сострадателен к врагу, 227, 24; С. свойственно людям, 227, 111 (см. также невреждение).
СПОР — спор порицается, 180, 48; 270, 66.
СТОЛПНИК — эпитет Шивы, 257, 20; 258, 1; Стхану — имя, одно из творческих начал, 336, 36.
СТРАДАНИЕ — С. и наслаждение — пара противоположностей (бинер), 174, 18 и сл.; лекарство от С., 205, 2 и сл.; 332.
СТУЛАШАРИРА — «Плотный телом»; имя одного риши, 344, 34 (см. также примечание 344, 34. Стхулаширас. — Прим. ред.).
СТУПЕНИ ЖИЗНИ — (ашрама); обитель; стадия жизни. Согласно более поздним установлениям (Законы Ману) различалось 4 стадии (ступени) жизни, из которых три были обязательными: состояние ученичества (брахмачарья), когда молодой человек в течение 12 лет находился на обучении у гуру, духовного учителя; в это время он соблюдал половое воздержание, отчего позже слово «брахмачарья» приобрело значение «целомудрие». По окончании ученичества наступала вторая ступень — домохозяина (грихастха), срок которой был менее определённым, во всяком случае до наступления зрелости старшего сына. Третья ступень — отшельничество (ванапрастха) — букв. пребывание в лесу, пуще. Отец передавал сыну священный огонь, а с ним и всё хозяйство и уходил в лес, где предавался размышлению и другим духовным подвигам. Четвёртая ступень санньясина или отрекшегося была самой суровой. Перед вступлением на эту стадию человек совершал над собой погребальные обряды и считался как бы умершим. Санньясин только в период дождей мог жить на одном месте, но вне селения; в остальное время он мог оставаться на одном месте не более трёх суток. Питаться он должен был добровольным подаянием. Санньясином можно было стать, минуя другие стадии (ашрама), даже в отроческом возрасте, 271, 22 и сл.; 289, 12 и сл.; 328, 15 и сл.; 1 ступень, 191, 8 и сл.; 2 ступень, 234, 4 и сл.; 3 ступень, 192, 1 и сл.; 4 ступень, 192, 3 и сл. (см. также брахмачарья, домохозяин, отшельник, паривраджака, санньясин).
СТХУЛАШИРАС — «Крепкоголовый»; имя одного риши, 344, 34 (см. также Стулашарира. — Прим. ред.).
СУВАРНАБХА — «Златосиятельный»; имя одного из Ману; эпитет Шивы в его солнечном проявлении; ж. р. — имя жены одного из олицетворений солнца, 350, 38.
СУДИВАТАНДИ — «Причастный благоприятному дню»; имя раджи, 244, 17.
СУДЬБА — мир зависит от С., 174, 29; 181, 13; С. — следствие дел, 181, 8 и сл.; С. нет, 292, 12.
СУЛАБХА — «Легкодостижимая»; женское имя; имя странницы, беседующей с Джанакой, 322.
СУМАНТУ — «Благомыслящий»; имя риши, ученика Вьясы, 320, 20; 329, 26.
СУПАРНА — «Прекраснопёрый»; употребляется часто как эпитет Гаруды, птицы Вишну; имя одного риши, 350, 20 и сл.
СУРА — «Бог»; олицетворение положительных, благодетельных сил природы; противники асуров. В доведические времена соотношение было обратным, о чём свидетельствует значение слова «асура» — сияющий, лучезарный. Маздеизм сохранил именно такое соотношение, ибо в маздеизме положительное начало именуется «Ахура», 182, 27; 209, 15; 227, 13, 40; 282, 38; 284, 46; 291, 2; 342, 7; 344, 18, 62.
СУРАБХИ — «Приятная», «милая», имя одной из дочерей Дакши, жены Кашьяпы, прародительницы коров, 284, 54.
СУРЬЯ — «солнце», бог Солнца, 265, 8; 320, 3; 344, 37; 364, 1 и сл.; С. распространяет Панчаратру, 341, 119, 121.
СУТА — сын отца-кшатрия и матери-браминки, 298, 8.
СУТЬ — (Бхута, махабхута) — существо, существование; большое существо, большое существование. В философии Санкхьи «махабхута» называется «элементом», «стихией», которых Санкхья насчитывает 5, тогда как греческая философия насчитывает их 4+1 (квинтэссенция). Название «эссенция» (essentia), переводимое по-русски «суть», «сущность», вполне соответствует санскритскому «бхута», которое имеет ещё значение и «дух» в смысле низшего духа, что соответствует «элементалю» неоплатоников; ещё больше соответствует этому слову «bhгtфtma»; однако употребление этого термина слишком широко; нередко он понимается как «душа мира», «anima mundi», особенно в обороте «Sarvabhгtфtma bhгtфtma», и в таких случаях смысл термина близок смыслу терминов «mahan» и «buddhi». Иногда бывает очень трудно дифференцировать в переводе термины «bhгta» и «tattva», так как последнее слово тоже значит «суть», «основа», но в «bhгta» больше выражен виталистический оттенок, экзистенциальный, а в «tattva» — материальный, субстанциональный. В переводе «mahabhгta» по большей части сохранена традиция подстрочной передачи — «великие сути»