(die grosse Elementen), хотя, может быть, правильней переводить через «плотные сути» (grobe), так как это название в Санкхье противопоставляется понятию «tanmatra»; слово «tanu» выражает скорее не величину, а состояние: «тонкий» не в пространственной категории (мелкий), но в категории модальности (разреженный; эфемерный).
Таким образом сложность философской концепции и недостаток адэкватных терминов вынуждают к некоторой условности; под словом «суть» собраны тексты, говорящие главным образом о «пяти стихиях», а под словом «таттва» — тексты, говорящие о высших таттвах: 25, 26 и отчасти 24, тогда как остальные тексты, касающиеся таттв, собраны под специальными терминами: буддхи, манас и пр., 183, 5 и сл.; 184, 1 и сл.; 186, 1 и сл.; 194, 5 и сл.; 210, 29; 211, 4 и сл.; 219, 7 и сл.; 239, 6 и сл.; 247, 3 и сл.; 287, 3 и сл.; 312, 10 и сл. С. — их взаимоотношения, 232, 2 и сл.; С. вступают в Брахмо, 233, 18; С. от самосущей причины, 239, 6; С. в теле, 276, 4 и сл.
СУХОРУКОСТЬ — 180, 39.
СУХОТРА — «Благая жертва»; имя данава, 227, 52.
СУЩЕСТВО — четыре класса существ в зависимости от способа зарождения, 237, 11.
СЧАСТЬЕ — сущность С., 174, 47 и сл.; человек — сам творец своего С., 195, 21.
СЬЮМАРАШМИ — «Лучистый»; имя одного риши, 269, 9, 18.
Т
ТАЙНОУЧЕНИЕ — см. упанишада.
ТАЙТТИРИ — «Куропаткин», «происходящий от куропатки» (tittiri, ср. «тетерев»); имя риши, с которым связано название одной из Упанишад (Тайттирья-уп.); старший брат Вайшампаяны, 338, 9.
ТАМАС — тьма, инерция; третье, низшее из трёх качеств природы (пракрити); люди должны полностью изведать чувства: Т., раджас и саттву, 194, 16 и сл.; преданный Атману должен отстранить Т., 212, 30; Т. вызывает гнев, жадность, спесь, 213, 1; отсутствие распознавания, заблужденье, нерадивость — свойства Т., 219, 29; мысль, поражённая Т., — не стойка, 219, 38.
ТАНДЬЯ — «Ударный»; потомок Тандьи, одного ведического риши, 244, 17; 298, 14; 338, 7.
ТАНМАТРАС — тонкие сути, находящиеся в теле и соответствующие плотным сутям среды (см. суть).
ТАНТРА — основа ткани (натянутая на станок); суть, субстанция; позже — название священных книг шиваитской секты тантристов, а также книг буддийского канона, 174, 4; 188, 16, 20; 337, 40; 353, 18.
ТАПАС — возогревание, накаливание, усердный труд, духовный подвиг, самоистязание, аскеза, умерщвление плоти; Т. — как основа миропроявления, 188, 2; 217, 15; 297, 15; через Т. совершается жертва, 196, 11; отречение и смирение — высший Т., 221, 5; Т. есть благо существ, 232, 22; согласно здоровью, способностям, времени надо совершать Т., 268, 36; мало людей совершают Т., 297, 13; путь в небо открывает Т., 297, 14; в трёх мирах нет ничего недостижимого для Т., 297, 23; при утрате счастья надо совершать Т., 297, 26.
ТАРКШЬЯ — название мифического существа, ранее представлявшегося в виде коня, позже — в виде птицы (Гаруда); Т. — эпитет Шивы, 286, 58; эпитет Ариштанеми, 290, 4.
ТАТТВА — кон (ср. доскональный), суть, действительность, истинное соотношение, сущность; кто постигнул Т., тот умиротворяется, 179, 28; общее учение о Т., 212, 1 и сл.; 304, 15 и сл.; двадцать четыре Т., 304, 29; 308, 10; 312, 25; двадцать пятая Т., 304, 38; 307, 28, 39; 308, 43; 309, 1 и сл.; 310, 8; 320, 56; 341, 24; двадцать шестая Т., 310, 7, 20; 320, 55; восемь творческих Т., 308, 29, 30.
ТВАШТАР — творец; слабо персонифицированное представление о творческой причине мира; в системе Санкхьи обычно эта причина мыслится имманентной миру (атеистическая позиция), но ранняя Санкхья и вишнуизм допускают существование причины, трансцендентной миру (теистическая позиция). Мифологически под Т. часто понимается Брама или какой-либо Ману, 208, 16, 18; 344, 20 и сл.
ТЕЛО — система Санкхьи даёт очень развёрнутое учение о теле, его составе и развитии. Представления Санкхьи легли в основу Аюрведы, индийской традиционной медицины, а отсюда, через арабский Восток, физиологические концепции Санкхьи перешли в средневековую медицину (Ибн Сина). Т. — вместилище счастья-несчастья, 174, 21; состав Т., 184, 20 и сл.; 185, 1 и сл.; 239, 7 и сл.; 252, 3; 276, 11; 299, 14; 341, 34; 344, 58; плотное и тонкое Т., 196, 21; 202, 18; 318, 5 и сл.; Т. и джива, 201,10, 23; 210, 39; 214, 15; 218, 28 и сл.; 299, 13; 319, 1; 341, 34 и сл.; недолговечность Т., 224, 6 и сл.; 331, 42 и сл.; 333, 4; бодрое Т. не разрушается, 227, 4; запредельное непроявленно пребывает в Т., 239, 18, 32; 276, 32; Т. — микрокосм, 245, 30; надо охранять четыре двери Т., 270, 23; 301, 28; какие свойства Т. передаются от отца и какие — от матери, 307, 5 и сл.
ТЕОГОНИЯ — 207; 208.
ТИШЬЯ — «кислый»; название четвёртой юги, обычно называемой Кали-юга; она уподобляется терпко-кислому плоду мираболана, 342, 86, 87; 351, 44 (см. также юга).
ТО — (Тат), как обозначение истинно Сущего, 199, 126; 201, 16, 28; 202, 4; 206, 19; 210, 15; 224, 50, 54; 239, 26 и сл.; 241, 11.
ТРЕЗУБЕЦ — ритуальное оружие поклонников Шивы, одним из атрибутов которого был Т. Странствующие аскеты носили Т. как знак их принадлежности к четвёртой ступени жизни, 322, 8, 19, 42, 47; 342, 93.
ТРЕТА — Т.-юга (см. юга).
ТРИВИШТАПА — «Третье небо», небо Индры, святилище неба — понятие довольно расплывчатое, 227, 120; 323, 79.
ТРИДХАТУ — «Трёхосновный»; эпитет Вишну, 344, 59.
ТРИКАКУД — с тремя наростами, образовавшимися из грязи, когда Вишну, воплотясь вепрем, поднял землю со дна океана; эпитет Вишну, 344, 65.
ТРИСУПАРНА — «триждыпрекраснопёрый»; название особого обряда вишнуизма, 350, 21.
ТРИТА — «Третий»; сын Праджапати, 208, 31; 338, 6, 61; 341, 12, 86; 343, 46.
ТРИШНА — жажда жизни как движущая сила всего живущего, 174, 18, 46, 57; 177, 17, 51; 179, 28, 33, 37; 180, 26; 217, 35, 36; 218, 33; 222, 30; 254, 3; 271, 29; 275, 10; 277, 2 и сл.; 288, 19; 302, 48; 311, 7; 350, 73.
ТРЬЯМБАКА — «Сын трёх матерей»; эпитет Шивы, 352, 8.
ТУЛАДХАРА — тула — весы, чашка весов; дхара — держащий; держащий весы, весовщик, 262, 42 и сл.; 263, 1 и сл.; 264, 1 и сл.
ТУМБИ — название музыкального инструмента, 286, 26.
ТУМБУРУ — «Бубен»; имя гандхарва, 285, 7; 326, 15.
ТУРЬЯ — четвёртый, четвёртое состояние сознания, которого достигают йогины, более глубокая интраверсия, нежели сон без сновидений, 308, 17.
У
УГРА — «Ужасный»; сын отца-кшатрия от матери-шудры, 298, 8.
УГРАСЕНА — «Ужасное войско»; имя раджи, 230, 2 и сл.
УДАНА — название одного из жизненных токов (ветров), восходящая прана, 184, 25; 185, 7; 200, 17; 303, 27 (см. также прана).
УДГИТА — возвышенная песнь, 349, 56.
УМА — «Лён»; «блеск»; «слава»; «покой»; «ночь»; дочь Химавата и Мены, супруга Шивы (Рудры), богиня Кали, 190, 10; 284, 7, 22; 285, 15, 25; 291, 37; 325, 16; 344, 35, 36; 351, 69.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — 206, 23 и сл.
УНМУЧА — «Воздетый»; имя одного риши, 208, 28.
УПАНИШАДА — сидение внизу, у ног учителя, позже прямое значение слова сгладилось, и оно стало пониматься в переносном смысле — тайноучение; философские части Вед. Упанишады разделяются на древние, средние и поздние. Канон состоит из 108 уп., иногда называют и большее число. У. входят, как отдельная часть, в более обширное произведение — Араньяку, то есть Писание, предназначенное для пустынножителей. Авторитет отдельных У. не равномерен. Самые авторитетные У. наиболее древние, цитированные Шанкарой в толковании Ведантасутр или же комментированные Шанкарой. Таких насчитывают двенадцать[9]*, 231, 7; 244, 15; 251, 11, 12; 271, 30; 322, 164; 343, 8.
УПАРИЧАРА — «Парящий», «ходящий вверху»; имя раджи, принявшего традицию сатватов, защитника народа Васу (Васу-Упаричара), 337, 17, 47; 338, 3, 15; 339, 17.
УПАШРУТИ — «Подслушивающая»; имя злой богини, 344, 28.
УРВАШИ — «Вожделение»; имя апсары, жены Пуруравы, родоначальника кауравов, 334, 21, 25.
УТАТХЬЯ — имя риши, потомка Ангираса, старшего брата Брихаспати, 343, 49.
УЧЕНИЧЕСТВО — см. брахмачарья.
УЧИТЕЛЬ — см. гуру.
УЧЧАЙХШРАВАСА — «Настороживший уши»; имя прародителя коней, 234, 15.
УШАНТУ — имя брахмариши, 208, 30.
УШАНАС — имя легендарного волхва ведического периода, позже отождествлённого с Денницей (утренняя Венера), Шукрой, 280, 15; 284, 10; 291, 4, 7, 12, 19 и сл.; 337, 45; У. учиняет расправу с Рудрой (Шивой), 344, 19.
УШИДЖ — «Спорый», «усердный»; отец Какшиванта, 208, 27.
УШИНАРА — название народа; имя его царя, 234, 19.
Х
ХАВИС — ежедневная жертва богам. Домохозяин получает богатство, совершая жертву Х., 191, 10; Х. — символическая жертва санньясина, 192, 5; остатки жертвы Х. — уставная пища браминов, 221, 1; Бали выполняет жертву Х., 227, 119; хорошо выполненной жертвой Х. удовлетворяются боги, 264, 8; Вишну надлежит возносить жертву Х., 285, 24; чистосердечную жертву Х. испивает Нараяна, 341, 60; без мантр нет жертвоприношения Х., 344, 9.
ХАНСА — гусь, фламинго, лебедь. Х.-Брама, 301, 2; Х. — первое воплощение Вишну, 341, 103.
ХАРА — «Уносящий», «удаляющий», «разрушитель»; эпитет Шивы, 208, 19; 285, 73; 344, 115.
ХАРИ — «Желтоватый», «буланый» (конь, обезьяна); название горы, 327, 14; эпитет Вишну, 342, 111, 114; 344, 5, 40, 105.
ХАРИГИТА — Бхагавадгита: Песнь Хари или Бхагавана, 348, 11; 350, 54 (ср. также 350, 8).
ХАРИМЕДХАС — «Сила», «крепость коня»; эпитет Вишну, 338, 13; 349, 10; 350, 30; 351, 60 (см. также ашвамедха).
ХАРИТА — род голубя, мужское имя; женское имя; Харитагита — название 279 главы.
ХАРИШМАШРУ — «Конский волос»; «усы (борода) Хари»; имя брамина, 294, 16.
ХАСТИНАПУРА — город хоботорукого (слона) — Нагапура, 176, 23.
ХАХА — звукоподражание (ах, увы); имя гандхарва, 200, 11; 285, 7.
ХИМАВАНТ — зимний, снежный, ледяной; Хималая — область зимы; название горного хребта, северной границы Деканского полуострова; эпитет горы Кайласы; персонификация отца Умы-Парвати, жены Шивы; на северном склоне Х. — «потусторонний» светлый мир, 192, 8; брамин совершает тапас, обитая «у стоп Х.», 199, 5; тыла Х. никогда не видали люди, 203, 6; достигший совершенства пандит подобен Х., 226, 16; на вершине Х. боги приносят жертвы, 259, 23; Нарада посещает Х., 329, 3; Рудра сватает Уму, дочь Х., 344, 35, 36; Нара-Нараяна на Х. творит тапас, 348, 3; у стоп Х. Вьяса создал «Махабхарату», 351, 9, 10.
ХИНДУКА — «Колоброд»; «реющий»; эпитет Шивы, 286, 69.
ХИРАНЬЯГАРБХА — «Золотое семя», «золотая утроба»; часто употребляется как эпитет Капилы, Брамы, Вишну, Х. — буддхи, махан, Виринчи, 304, 18; Х., по учению Санкхьи, — душа мира, АУМ, 304, 19; Х. — создатель Санкхьи, 310, 41; Х. — эпитет Вишну, 344, 68.
ХИРАНЬЯКАША — «Золотое небо, пространство»; имя данава, которого убил Вишну, 341, 78.
ХИРАНЬЯКАШИПУ — «Золотая подстилка»; имя данава, 227, 54; 329, 19; 344, 21—23.
ХИРАНЬЯХАСТА — «Золотооружный»; имя раджи, 234, 34.
ХОМА — сома, особый напиток, употребляемый при жертвоприношениях; слово это в санскрите почти совсем вытеснено словом «сома», но оно прочно удержалось в зороастрианстве, 193, 11 (см. также сома).
ХОТАР — жрец, руководящий ритуалом жертвоприношения; Брихаспати — хотар богов, 338, 5; 344, 8 и сл.
ХРИНИШЕВА — стыдливый, скромный, 227, 52.
ХРИШИКЕША — «Кудрявый» (лучистый), как эпитет солнечных божеств; пандиты обычно предпочитают иное толкование, разделяя Х. на слова: хришика + иша = владыка чувств, эпитет Вишну-Кришны, 207, 2; 344, 39.
ХУТАШАНА — «Пожиратель жертв»; эпитет Агни; иногда употребляется как особая персонификация Огня, 341, 9; 353, 10.
ХУХУ — звукоподражание (вой шакала); имя одного гандхарва, 200, 11; 285, 7.
Ц
ЦВЕТ — символика Ц., 188, 5 и сл.; 281, 34 и сл., 69 и сл.; 286, 64 и сл.
Ч
ЧАКРАДВАРА — «Отверстие в диске»; название одной горы; имя раджи (Cakradhфra — дискодержатель?), 322, 184.
ЧАНДАЛА — сын от отца-шудры и от матери-браминки; «неприкасаемый», один из наиболее презираемых, 293, 8; 298, 9; 304, 32. И Ч. дорожит жизнью, 180, 38.
ЧАНДРАМАС — одно из олицетворений месяца, 315, 11; 344, 37.
ЧАРАНА — «Странник»; особый вид мифических существ, 304, 31.
ЧАТАКА — вид индийской кукушки; эта птица начинает куковать перед дождями, и потому называется «птицей, просящей воды»; одна из любимых метафор индийской поэзии, 362, 6.
ЧЕЛОВЕК — чёрный Ч. из пота Шивы, 284, 40; нет ничего выше Ч., 301, 20; Ч.