Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

становится тем, кем хочет быть, 301, 32.

ЧЕРЕПАХА — образ манаса и индрий, 174, 52; 194, 7 и сл.; 247, 4, 5, 14.

ЧЕТАНА — сознание, мысль, 219, 6, 10; 239, 13; 303, 24; Ч. — производное гун, 287, 36.

ЧЕТВЕРИЦА — состояния сознания, 217, 1,13. (См. также прим. 281, 47; 308, 17. — Прим. ред.).

ЧЕТАС — сознание, разум, воля, 328, 33.

ЧИРАКАРИН — «Медлитель», 267.

ЧИТРАСЕНА — «Пёстрое войско»; имя одного гандхарва, 200, 12.

ЧИТРАШИКХАНДИН — «Разные хохлатые» (шикхандин — хохлатый; аскет, носящий волосы, закрученные в узел); название созвездия (Ковш Большой Медведицы), иначе называемого «Семь ришей», 337, 27, 30; 338, 20.

ЧИТТА — мысль, материя мысли (как сверхиндивидуальное сознание); Дейссен часто отождествляет Ч. с манасом, Джива исчезает в Ч., 186, 6; когда успокоена Ч., человек вкушает Вечность, 187, 31; пяти чувствам предшествует Ч., 219, 11; Ч. надо успокоить в саттве, 246, 9; Ч. выше сочетания чувств, 276, 16; Ч. сбивается с дороги, блуждает, 323, 13; 363, 14.

ЧУВСТВО — 276, 12 (см. также индрии, суть).

ЧУЧУКА — название народа, 207, 42.

ЧХАНДИЛЬЯ — имя великого ведического учителя, провозгласившего тождество Брахмо и Атмана. Первое упоминание об этом учении и его творце — в Шатапатха-бр., X, 6, 3 и в Чханд. уп. (ср. примечание Дейссена к Чханд. уп., III, 14), 253, 14.

ЧЬЯВАНА — «Потрясающий», «низвергающий»; имя риши, жреца, 344, 19.

Ш

ШАБАРА или ШАВАРА — «Пёстрый»; название народа; эпитет Шивы, 207, 42.

ШАДЖА — «рождающий шестого» — название первого звука индийского лада, 184, 39.

ШАКАЛ — Индра в образе Ш., 180, 7 и сл.; изо рта Вритры выходит его память в образе Ш., 283, 3; Ш. воют во время разрушения жертвы Дакши, 285, 65; Ш. — эпитет Индры, 286, 35.

ШАКРА — «Могучий»; эпитет Индры, царя богов, 209, 23; 222; 223; 224; 225; 226; 341, 80; 342, 10; 344, 29; 354, 4.

ШАКТИ — «Сильный», «сила»; м. р. — сын Васиштхи, дед Вьясы, 351, 6.

ШАЛВА — название страны и населяющего её народа, 234, 33.

ШАЛИХОТРА — «Относящийся к тому, кому жертвуется рис» (сali), то есть к лошади; имя риши, написавшего гиппологию (учение о лошадях), сына Капилы, 338, 8.

ШАМБАРА — «Облако»; имя данава, убитого Индрой, 227, 50; 228, 7.

ШАМБХУ — «Благодетельный»; эпитет Шивы, Вишну, Агни, 257, 21; 304, 16; Ш. — Атман, 314, 13.

ШАМПАКА — «Молниеподобный»; имя брамина, гл. 176.

ШАНАЙЧАРА — «Медленно двигающийся», медлитель; название планеты Сатурн, 351, 56.

ШАНКАРА — «Умиротворяющий»; эпитет Шивы, 285, 22; 335, 32; 344, 85; имя знаменитого философа, основателя школы Веданты.

ШАНКХАПАДА — «Нога улитки», имя сына Ману Сварочиши, 350, 37.

ШАНТА — название одного растения ж. р.; имя дочери Дашаратхи, удочерённой Ломападой, 234, 35.

ШАНТИ — «Умиротворение»; имя одного риши, 338, 8.

ШАРВА — «Убивающий стрелой»; эпитет Шивы, 286, 11.

ШАРИРА — см. тело.

ШАСТРА — Закон, законодательство, священный кодекс, 178, 4; 261, 10; 270, 61; 281, 27; 322, 26; 337, 33; 351, 72; 352, 6.

ШАТАДЬЮМНА — «Стосветный»; имя раджи, 234, 32.

ШАТАКРАТУ — «Стожертвенный» или «стосильный»; эпитет Индры, 225, 1; 226, 1; 282, 32; 323, 61.

ШАТАПАТХА — «Стодорожный»; название самой большой и самой авторитетной Брахманы, 320, 23; 344, 11.

ШАТАРУДРИЯ — сто мантр, относящихся к Рудре; название одной молитвы, 286, 68.

ШАТАШРИНГА — «Строгий»; раджа, предок Сулабхи, 322, 184.

ШАЧИ — Заячья; одно из названий луны, «прыгающей, как заяц», между созвездиями в день на 13 градусов; жена Индры, которого часто называют «супруг Шачи», 180, 54; 224, 31; 341, 81; 344, 27 и сл.

ШАШАБИНДУ — «Узел» или «точка зайца» (луны). Так назывались две точки эклиптики, в которых может наблюдаться затмение; имя раджи, родоначальника вришнийцев, 208, 11, 13.

ШВАПАКА — варящий собаку, собакоед, название «неприкасаемого», внекастового, одного из наиболее презираемых, 298, 8.

ШВЕТАДВИПА — Белый Остров — легендарный остров поклонников Нараяны; на севере Молочного моря есть остров Ш., 337, 8; 338, 27; Нарада путешествовал на Ш., 339, 42; 340, 1; Нарада на Ш. лицезрел Хари, 345, 24 и сл.

ШЕПТАНИЕ — особый вид аскезы: шёпотное произнесение мантр, в нём постоянно должны упражняться брамины, 196; 197; Веды не требуют Ш., 196, 7, 8; Ш. надо отвергнуть, 196, 13; Ш. порочно по существу, 197, 13.

ШЕША — Змий бесконечности, на котором покоится Вишну-Нараяна; в учении о вьюхах Ш. — джива, Санкаршана, 341, 36.

ШИБИ или ШИВИ — «Благой»; имя знаменитого раджи, 234, 19.

ШИВА — «Благой»; (эвфемическое имя); имя бога аскетов, отождествлённого с Рудрой; позднее, при сформировании браманизма, Ш. вошёл как третья ипостась в браманическую тройцу: Брама (созидатель), Вишну (хранитель) и Ш. (разрушитель). Ш., разрушая формы, освобождает дух, поэтому он покровитель йоги. Ш. — супруг Умы (Парвати), Вишну сотворил Ш., 207, 34; три глаза Ш., 207, 34; 282, 25; 286, 4, 12; Ш. разрушает жертву Дакши, 284; 285; 344, 81; имена Ш., 286; Ш. глотает Ушанаса, 291, 11 и сл.; Ш. предрекает рожденье Шуки, 325, 11 и сл.; борьба Ш. и Нараяны и отождествление их, 344, 79 и сл., 106 и сл.; синешеий Ш., 343, 36; 344, 19, 87; отождествление Ш. с Калой, 344, 113; Ш. — сын Брамы, 351, 69; 352, 10 и сл.

ШИКХА — хохол, узел волос на голове; особый способ чтения Вед, 344, 76.

ШИКША — знание, искусство, предписание, учение, в частности грамматическое, как пособие для чтения Вед, 349, 56.

ШИПИВИШТА — «Плешивый», «лысый»; одно из имён Вишну (солнце, потерявшее лучи) — в тексте дано искусственное объяснение имени Вишну, 344, 43 и сл.

ШИТИКАНТХА — по толкованию Нилаканты — синешеий (Нилаканта), 344, 87.

ШИШУПАЛА — «Охранитель детей»; имя раджи чедийцев, убитого Кришной, 341, 98.

ШРАДДХА — тризна, поминальный обряд, повседневная жертва предкам; благочестие, вера, 265, 8 и сл.

ШРИ — «Счастье», «блаженство», «святость», «красота»; древняя богиня Лотос; Ш.-Лакшми; имя жены Вишну, его шакти, 225, 1 и сл.; 228, 3 и сл.

ШРИВАТСА — священный знак вишнуитов, выражающий идею миропроявления, как вечного становления духа в материи (ср. диалектику тетрады неопифагорейцев); внешне Ш. — особый завиток волос на груди Кришны. Ш. вполне аналогичен лингаму шиваитов, 344, 107; 345, 23, 36.

ШРИКАНТА — «Прекрасношеий»; эпитет Шивы, 344, 107; 351, 69.

ШРИНГА — рог и предметы, выделываемые из него: ритон, музыкальный инструмент и пр.; молодой месяц, его рога — отсюда имя лука Вишну, 207, 6.

ШРУТАШРАВАС — «Чуткий»; ж. р. — имя сестры Кришны; имя одного риши, 294, 16.

ШРУТИ — слышанное, переданное из уст в уста; священный закон, авторитет которого признаётся безусловно, тогда как смрити — «вспомянутое», «предание» — пользуется относительным авторитетом («Махабхарата» относится к смрити), 199, 86; 207, 5; 220, 17; 269, 16; 298, 27; 299, 34; 320, 71; 341, 105.

ШУДРА — член четвёртой, полусвободной касты слуг; у Ш. — чёрная краска, 188, 5; происхождение Ш., 207, 32; 320, 91; Ш. надлежит слушать разумного Ш., 210, 13; к Ш. надо относиться дружелюбно, 295, 1 и сл.; Ш. украшается расторопностью, 295, 21; дваждырождённый, исполняющий обязанности Ш., отпадает от касты, 296, 3; занятия, дозволенные Ш., 296, 4; 298, 21; состояние Ш. — предел падения, Ш. не достоин посвященья, 298, 27; Ш. может быть учителем, 320, 89.

ШУКА — «Попугай»; сын Вьясы, 177, 15; 231, 8 и сл.; 323, 1 и сл.; 325; 335.

ШУКРА — «Светлый»; сперма; название планеты Венера — Ушанас, имя бога-небожителя, 198, 5; 294, 14; Ш. — одна из творческих сил, 322, 112.

ШУНЬЯПАЛА — «Заместитель»; имя одного риши, 244, 18.

ШУЧИШРАВАС — «Внимающий чистому»; имя Вишну, 344, 63.

ШУШРУ — та, которой надлежит повиноваться, эпитет матери, 267, 33.

ШЬЯВАНА — «тёмно-коричневый», гнедой (о коне); имя потомка Бхригу, 367, 1.

ШЬЯМАКА — «Просо»; мужское имя, 273, 4.

Щ

ЩЕДРОСТЬ — Щ. дайтьев до падения нравов, 228, 46; Щ. раджей, 234, 14 и сл.

Э

ЭКАНТИН — см. преданный одному.

ЭКАПАД — одноногий, 208, 19.

ЭКАТА — «Первый»; сын Праджапати, 208, 31; 338, 6; 341, 12, 86; 343, 46.

ЭКАШРИНГА — «Одноклычный»; эпитет Вишну в его воплощении Вепрем, 344, 64.

ЭХО — см. отзвук.

Ю

ЮВАНАШВА — «Жеребчик» (см. Вришадарбхи).

ЮГА — мировой период; четыре Ю. составляют манвантару, или время существования одного мира, подвластного одному Ману. Каждая Ю. разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерек». Длительность Ю. последовательно убывает. 1. «Крита», совершенная Ю. («золотой век»), длительность которой 4000 лет + по 400 лет утренних и вечерних сумерек = 4800 лет. 2. «Трета»-юга называется так потому, что её длительность определяется тремя тысячами лет для дня и для ночи + по 300 лет утренних и вечерних сумерек = 3600 лет. 3. «Двапара» (двойственная)-юга; длительность её дня и ночи 2000 лет + по 200 лет утренних и вечерних сумерек = 2400 лет. 4. «Кали» (чёрная)-юга, длительность её дня и ночи 1000 лет и по 100 лет утренних и вечерних сумерек = 1200 лет. С каждой Ю. жизнь людей укорачивается, общественные нравы падают, жизнь природы слабеет и, наконец, приходит к растворенью, пралае, когда деятельность её на время, равное времени четырёх юг, прекращается. Считается, что с начала войны на поле Куру началась кали-юга; четыре Ю.: крита, трета, двапара и кали, 207, 37 и сл.; 231, 19 и сл.; 232, 32 и сл.; 233; 238, 7 и сл.; кальпа, 304, 14 и сл. (см. также время, кала, кальпа, манвантара).

ЮДХИШТХИРА — «Стойкий в битве»; старший Пандава, которому принадлежит право престолонаследия, сын Кунти-Притхи от бога справедливости Дхармы-Ямы, поэтому особенно стойкий в соблюдении закона, правды (дхармы), отчего и получил эпитет Дхармараджа (праведный раджа); его поучает Бхишма после битвы, 341, 98, 99.

Я

ЯВАКРИТА — «Ячменный»; мужское имя, 298, 15.

ЯДЖНАВАЛКЬЯ — «Относящийся к жертвенной перевязи, лыку», имя одного из выдающихся ведических учителей, Я. поучает Джанаку, 312, 4 и сл.; Я. получает от Сурьи Яджур-Веду, 320, 1 и сл.

ЯДЖУС — жертвоприношение; название третьей Веды (Яджурведа), трактующей о подробностях свершения ритуалов. Различают «Белую» и «Чёрную» Яджурведу, в последней много формул колдовского характера, то есть направленных на причинение «вреда», «порчи» и пр., 344, 71; Яджнавалкья получает от Сурьи Я., 320, 5 и сл. (см. также Веда).

ЯКША — мифическое существо, дух из свиты богов; Я. упоминается наравне с гандхарвами, небесными музыкантами, 188, 3; 302, 61.

ЯМА — «Близнец»; «укротитель»; первый из людей, ушедших под землю (умерших). У Я. была сестра Ями, которая совершала особые обряды, отдавая свою жизнь, чтобы Я. не умер. Таким образом, Я. только ушёл под землю, чтобы стать владыкой мёртвых. Позже он стал богом смерти. Как судья мёртвых, он отождествлён с Дхармой, олицетворением Закона и Справедливости. Слияние Я. и Дхармы произошло не полностью, иногда они появляются как разные персонификации, 196, 6; 199, 16; 207, 37; 259, 7; Я. — укрощение, самообуздание — первая ступень йоги (см. также йога, йогин).

ЯСКА — название птицы (вороны?); имя риши, поклонника Вишну, 344, 43—44.

ЯТИ — «Сдержанный»; «пустынник»; нередко слово употребляется в смысле лжепустынник, лицемер, под видом отшельника скрывающийся асур (демон), 234, 5; 246, 10.

ЯТХАВАСА — «Соответствующий действительности»; мужское имя, 244, 17.

ЯУНА — относящийся к браку; название одного народа, 207, 43.

ЯЯТИ — (ят — соединять, ср. славянское «яти», которое тоже значит «соединять»). Имя древнего родоначальника племени кауравов и ядавов, к которому принадлежал Кришна; сын Нахуши, отец Яду и Пуру, знаменитый раджа, 328, 32.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеев Н. П. — Бессмертное творение индийского народа. Вестник истории мировой культуры, 1958, № 3, стр. 161—168.

2. Аникеев Н. П. — Материализм и атеизм системы Санкхья раннего средневековья. Вестник Московского университета, 1958, № 1, стр. 61—77.

3. Анохин А. К. — Новая система. Психофизиологические движения. Изд. 2-е. Киев, б. г.

4. Аров Б. — Теория и практика йоги. Рига, 1939.

5. Арья Шура. Гирлянда Джатак. Перевод с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. М., 1962, 348 с.

6. Баумгольц И. Л. — Влияние магнитного поля земли на человеческий организм. Пятигорск, 1936, 56 стр.

7. Блонский П. П. — Философия Плотина. М., 1918, 367 стр.

8. Вайян Д. Ж. — История ацтеков. М., 1949, 242 стр. с илл.

9. Двадцать пять рассказов Веталы. Перевод с санскритского И. Серебрякова. М., 1958, 147 стр. с илл.

10. Законы Ману. Перев. С. Д. Эльмановича. М., 1960, 360 стр.

11. Красносельский Г. Н. — Древнекитайская гигиеническая гимнастика для людей пожилого возраста. М., 1958, 14 стр. с илл.

12. Кровоснабжение центральной и периферической нервной системы человека. Под ред. проф. Б. В. Огнёва. М., 1950, 282

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн