Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

достигает, ходя в том познании, раджа.

2.Из всех существ человек называется лучшим,

Из людей (лучшими называются) брамины, из браминов — взирающие на мантры*.

3.Становятся душой всех существ всезнающие, всезрящие брамины,

Постигшие Откровение Вед, стремящиеся к истине, устранив сомненья.

4.Как лишённый зрения мучается от несчастий в дороге,

Так и лишённый знания (страдает) в мире; поэтому превосходны владеющие познаньем.

5.Разные люди, любя закон, выполняют различные обязанности (дхармы) согласно агамам,

Но у них нет такой цели, (как у знающего); помимо неё, таких (они достигают) качеств:

6.Чистоты слова, дела, сердца (манаса), правдивости, стойкости, терпенья.

Знатоки всех законов, (выполняя) (свой) долг, добрые качества выявляют.

7.Образ Брахмо*, (осуществляемый жизнью) брахмачарина,

Превыше всякого (частного) долга: его силой на высший путь вступают.

8.(Жизни), лишённой связи с признаком, отрешённой от звука, касанья,

От того, что слышится ухом, что воспринимается глазом,

9.От того, что речь высказывает в слове, что осмысливает разум,

Той непорочной жизни в Брахмо с разумением нужно предаться.

10.Кто полностью ей предаётся, тот получает мир Брахмо, кто не вполне (предан) — мир суров;

Кто же (только) отчасти в этом стоит, тот мудрецом рождается, превосходным брамином.

11.Очень трудно выполнима жизнь в Брахмо; узнай от меня для этого способ.

Нарастающую и возбуждающую страстность должен сдерживать дваждырождённый.

12.Нельзя слушать разговоров о женщине; на обнажённую — нельзя бросить взгляда;

Если такую случится видеть, то слабосильным овладеть может страстность.

13.Когда (у брахмачарина) вспыхивает страсть, он должен поститься*; если он очень обуреваем, пусть войдёт в воду;

А если во сне осквернится, пусть мысленно трижды прошепчет очистительную мантру*.

14.Так должен сжигать внутреннюю страстную греховность

Рачительный мудрец, сердцем приобщённый знанью.

15.Вошедший в тело, связанный телом осознавать себя должен

Как среди падали, заключённый в нерасторжимые узы.

16.Ветер*, желчь, слизь, кровь, кожу, жилы, кости,

Мозг, (всё) тело человека через жилы питают соки.

17.Нужно знать: пять качеств индрий здесь проводятся через десять трубок;

От этих рождаются тысячи других, более тонких.

18.Вот эти-то жилы, несущие соки, океан тела

Своевременно питают, как (водный) океан (питают) реки.

19.Внутри сердца есть одна трубка, несущая манас*.

У мужчин рождённое желанием семя она распространяет по всем членам.

20.Все члены возогревают исходящие отсюда жилы,

Так, они проникают в глаза и несут (туда) качество света.

21.Как в молоке пахтанье зарождает масло,

Так пахтаньем, возникшим от желания тела, зарождается семя.

22.Также во сне самопроизвольно возникшая страсть манасом овладевает,

И самопроизвольно рождённое телом семя проливает «несущая манас» (жила).

23.О таком возникновении семени знал владыка, великий риши Атри.

Так как оно из трёх начал* и его божество — Индра, то «индрия» его называют.

24.Знающий ход семени, которое смешенье существ причиняет,

Бесстрастием испепелив пороки, не подлежат возникновению в теле.

25.Достигший равновесия гун манасом в несущую манас (жилу)

Направляет праны, лишь поддерживая деятельность, и тем освобождается в час смерти.

26.По достижении знанья, (*присущего) манасу, перерождается манас

Махатмы, достигшего совершенства мантрой: (становится) бесстрастным, светлым, вечным.

27.Поэтому, чтобы ту (страсть) низвергнуть, нужно творить безгрешное дело;

Здесь покинув раджас и тамас, желанного пути достигают.

28.С достигнутым от юности познанием в немощную старость вступают;

Созревший с течением времени разум (буддхи) даёт силу сердцу.

29.Как на трудный пройденный путь (взирают), так на покорение качеств

Тогда взирает превзошедший пороки и вкушает бессмертье.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 214 глава —

ВЕЛИЧИЕ ДУХА ВАРШНЕИ

Глава 215

(7793—7820)

Бхишма сказал:

1.Люди, привязанные к плохо кончающим предметам чувств, слабеют,

Но запредельным путём идут непривязанные махатмы.

2.Рождение, старость, смерть, сердечные страдания, болезни, беды

Переполняют мир; это видя, к освобождению должен стремиться мудрый.

3.Несамостный должен быть чист помыслом, словом, телом;

Умиротворённый, познавший, нищий да странствует он счастливо.

4.Склонность манаса участвовать* в страданьях существ заметив

И зная, что мир есть плод деяний, не надо обращать на это вниманья.

5.(Плод) совершённого хорошего или дурного дела (человек) вкушает,

Поэтому нужно совершать хорошие дела поступками*, помыслом, словом.

6.Кто соблюдает справедливость ко всем существам, неврежденье,

Честность, терпение, прилежание, тот счастлив;

7.Поэтому сосредоточенным разумом (буддхи)

по отношению ко всем существам нужно удерживать сердце (манас).

Кому этот долг, всем существам несущий счастье

8.И устраняющий страдания, ведом, тот, всё познав, будет счастлив,

А потому сосредоточенным разумом по отношению

ко всем существам нужно удерживать сердце (манас);

9.Нельзя презирать, ни желать, ни необузданно мыслить;

Так нетщетным усилием в познании следует успокоить сердце (манас).

10.Тогда не тщетно усилие речи, тогда развивается мудрость сердца

И произносится слово сообразно сокровенному долгу;

11.Нужно говорить неопровержимое, правдивое, благое слово,

Не грубое, не коварное, не загрязнённое, не наносящее боли;

12.Так следует говорить, кратко, не разбрасываясь мыслью.

Если зарождается страстное слово, оно привязывает к самсаре;

13.Даже если совесть (буддхи) удерживает мысли (манас), тёмное дело

Выполнится действующими органами, возникшими из страсти,

14.И (человек), приняв страдания в этом мире, (затем) в преисподнюю попадает;

Поэтому нужно привести себя к стойкости в мысли, слове, теле.

15.Как (наскоро) наваленную ношу разбойники в сторону тянут,

Вопреки сознаваемой опасности, так неразумные тянут самсару*.

16.Но, как разбойник, бросив поклажу, бежит в безопасное место,

Так, тёмные дела покинув, страстные достигают своего (блага).

17.Кто от сомнений, желаний, ото всех начинаний свободен,

Странствует одиноко, постится, кто умерщвляет плоть и сдержан в чувствах,

18.Кто знанием сжёг препоны, радуется прилежанию, собой владеет,

Чей ум (манас) не блуждает, тот к запредельному приходит.

19.Твёрдый, владеющий собой от сомнений должен удерживать разум (буддхи).

Разумом нужно удерживать манас, а манасом — чувства*.

20.Кто подчинил воле манаса сдержанные чувства,

У того божества чувств, радуясь, идут к (манасу), тому владыке.

21.Когда они (к нему) привязаны, манас пропускает свет Брахмо;

Когда же они исчезают в саттве, человек пригоден для бытья в Брахмо.

22.А если Оно не воссияет, пусть продлит постепенно ткань йоги,

Упражняясь в том поведенье, которое эту ткань созидает.

23.Пусть подкрепляется зерном, кожурой плодов, овощами, ячменной кашей.

Такие коренья, плоды и (полученное) подаянье попеременно вкушает.

24.Саттвичное ограничение питания, касательно времени, места,

Осмотрительное, последовательное — это и есть постепенное развитие (йоги),

25.Пусть не препятствует развитию, но раздувает его, как огонь, — потихоньку,

Преисполненный знания; тогда знание засияет, как солнце.

26.Если знанью покорится незнанье, то и три мира ему покорятся;

Погибнет распознаванье, если знанье будет покорено незнаньем.

27.Обособленностью и преданностью неропщущий Вечное постигает.

Умеющий избежать тех двух, бесстрастный достигает освобождения*.

28.Превзойдя жизнь, победив старость и смерть, он достигнет

Вечного, бессмертного, непреходящего, бесконечного Брахмо.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 215 глава —

ВЕЛИЧИЕ ДУХА ВАРШНЕИ

Глава 216

(7821—7841)

Бхишма сказал:

1.Кто желает всегда совершать безбедственное странствование в Брахмо,

Сна должен всячески избегать, ввиду возможного во сне оскверненья,

2.Ибо воплощённого одолевают во сне раджас и тамас,

Как бы (вновь) в тело попав, поступает отогнавший желанья.

3.А бодрствующий усердствует в знанье, постоянно стремясь к познаванью.

Бодрствующий, не (зная) ночи, распознавание всегда выполняет.

4.Здесь (возникает вопрос): что за состояние (бывает) во сне, когда как бы (создаются) предметы?

И как после растворения индрий воплощённый живёт будто бы в ином теле?

5.Отвечают: как, это знает владыка йоги, Хари,

И великие риши сообразно этому разъясняют.

6.Мудрые говорят о сне: сон наступает вследствие утомления индрий.

Дальше рассуждают: но так как манас не растворился, (возникают) сновиденья.

7.Но если манас отвлечён от органов, то даже у бодрствующего возникают грёзы;

И чем покорён манас, то и входит в манас, как сновиденье.

8.В неисчислимые круговороты жизни попадает страстный,

И всё, пребывающее в манасе, знает тот высочайший пуруша.

9.То, что делам и свойствам (гунам) причастно,

Как образ манаса, существа выявляют.

10.Тогда начинают развиваться страстные, тёмные свойства

Или светлые (саттвичные), сообразно плодам непосредственно предшествовавшей жизни.

11.Тогда в силу состояния раджаса, тамаса возникновение (существ) из ветра, желчи, слизи

Видят люди, по недомыслию считая это неизбежным.

12.Когда успокоены чувства, то какое бы в манас ни вошло представленье,

То и во сне приходит, такую манас видит грёзу.

13.Всепроникающий, во всех существах беспрепятственно движется манас

Могуществом Атмана; нужно знать: все божества (органов) в Атмане (пребывают).

14.В манасе есть потаённая дверь; войдя (через неё) в человеческое тело,

Что-либо существующее, несуществующее, непроявленное является в сновиденье.

15.Нужно знать: душа всех существ, пребывающая в существах, есть внутренний Атман,

Тот, который прилепляется к желанию достичь божественных качеств.

16.Надо знать: это милость Атмана, ибо в Атмане все боги;

(Это достигается) силой возогревания (тапаса), подобно тому, как солнце запредельно тьме силой жара.

17.Это — воплощённый, созидающий три мира, это запредельный тьме Махэшвара*.

Возогреванию покровительствуют боги, а тьме — губящие тапас асуры.

18.Вот, что охраняют боги, а что асуры; это (ведение) называют признаком (истинного) знанья.

Саттву, раджас, тамас мудрые знают как свойство богов и асуров.

19.Ясность (саттву) надо знать как свойство богов, две другие (гуны) — как свойства асуров.

Запредельное Брахмо есть бессмертие, немеркнущий свет и знанье.

20.Познавшие это, осуществившие себя идут путём высочайшим.

Поскольку можно обосновать очами знанья

21.Иль непосредственно (в йоге), можно познать то Вечное Брахмо*.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 216 глава —

ВАРШНЕЯ, КАК ВНУТРЕННИЙ АТМАН

Глава 217

(7842—7880)

Бхишма сказал:

1.Тот не знает запредельного Брахмо, кто четверицы* не знает,

Того, что есть сущность проявленного и непроявленного, о котором возвестил великий риши.

2.Вершина проявленного — смерть, непроявленного — бессмертие, так знать надо

Основу, признак которой — деятельность разъяснил премудрый Нараяна.

3.На этом зиждется весь тройственный мир, с подвижным и неподвижным.

Признак основы бездеятельного — непроявленное, вечное Брахмо.

4.Об основе развития также сказал Праджапати:

Деятельность снова ведёт к возвращенью, бездеятельность есть путь запредельный.

5.Тот высший путь к бездеятельности ведает* муни.

Постоянно преданный сущности знания, он обозревает хорошее и плохое.

6.Нужно знать обоих: непроявленную (природу) и Пурушу,

Но превосходит непроявленную природу и Пурушу То, иное (Брахмо).

7.Различие между ними* прозорливый должен знать чётко.

Безначальны, бесконечны оба, без признаков оба,

8.Постоянны, неподвижны, величайшее превосходят оба;

Таково их сходство; а вот различие между ними:

9.Основа пракрити — небесное творчество, также основа её — три гуны.

Надо знать: противоположен признак познающего поле,

10.Зрителя изменений природы, не причастного гунам;

Из-за отсутствия сложности признаков оба эти Пуруши неуловимы.

11.Признак возникновения — накопленье, определяемое (прошлыми) делами,

Органы продолжают развитие деятельности, чем бы делатель ни занимался.

12.Выражается это словами распознаванья: «Кто — я? И кто этот

Как носящий чалму троекратно обёрнут тканью,

13.Так саттвой, раджасом, тамасом воплощённый окутан.

Итак нужно знать: окутана этими гунами четверица*.

14.Полностью это постигший не заблуждается в час кончины,

Дивного блаженства взыскует чистый сердцем обладатель тела.

15.Телами, чувствами, суровейшими (упражненьями) нужно совершать безгрешный тапас:*

Тапасом тройственный мир проникнут, сияющий внутренней сутью*.

16.Солнце, луна жаром (тапасом) сияют в небе.

Свет тапаса — знанье; тапас прославляется в мире,

17.Ибо собственный признак тапаса есть дело, губящее раджас, тамас;

Телесным тапасом называются целомудрие, неврежденье;

18.Обуздание слова, мысли и равновесие умственным тапасом зовутся.

Особенной (называется) пища, допущенная к употреблению дваждырождёнными, знатоками обрядов;

19.Воздержанием от пищи умиротворяется страстная греховность;

Воздержание отвращает органы от предметов.

20.Поэтому вкушать (пищу) нужно в таком количестве, сколько это необходимо.

До времени смерти нужно укреплять (свою) силу последовательно, непрестанно

21.И таким образом прилежной мыслью (достичь) знания, способствующего (освобожденью).

Воплощённый, устранивший страсть, странствует даже в этом теле как звук (бесследно):

22.Его мысль не угнетена заботой; незаблуждающийся, пребывающий в природе

Бесстрастием освобождается от телесности, даже (оставаясь) в теле.

23.Творение и растворение существ всегда сопряжено с причиной;

Достоверно постигшему Запредельное в мир возвращаться не нужно:

24.Знающие возникновение и конец существования неуклонно пребывают (в йоге).

(Другие ж), упорно за тела цепляясь, ввергают сознанье* в (свой) разум (буддхи);

25.(Отпав) от достигнутых состояний, за утончённость тех (богов органов) почитают.

Они как пришли, так и уходят, разумом (лишь) здешнее осмыслив.

26.Не прибегая к покровительству (богов), некоторые постоянно сосредоточены на кончине тела,

Стойко преданные, они всецело Сущее* почитают

27.(Или) усердствуют вечному, именуемому Молнией*, высшему богу,

Испепелив грехи, в час конца его почитают.

28.Высшим путём идут все эти

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн