власти*, прямодушие и постоянное возвышение* над делами.
39.Что тебе в богатствах, что в домочадцах, даже в жёнах? (Всё равно) ты умрёшь, о дваждырождённый!
Взыскуй Атмана, проникшего в полость (сердца); отец, куда ушли твои предки?
Бхишма сказал:
40.Как поступил отец, внявший этому слову сына,
Так и ты существуй, преданный высшему закону и правде.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 175 глава —
БЕСЕДА ОТЦА И СЫНА
Глава 176
(6562—6585)
Юдхиштхира сказал:
1.Богатые и неимущие (и те и другие) каждый по-своему существует.
Какое счастье-несчастье приходит к ним и каким образом, Прадед?
Бхишма сказал:
2.И об этом такую древнюю быль повествуют:
О песне умиротворенья, спетой (уже) здесь освободившимся Шампакой.
3.Сказывал мне когда-то один брамин, отрешённости достигший,
Мучимый плохой женой, голодом и плохой одеждой.
4.Возникшего здесь в мире и отягощённого человека
С самого рождения различные горести и радости постигают.
5.Что бы из двух его ни вело по дороге,
Пусть не ликует он в счастье, пусть не унывает, постигнутый горем.
6.Но ты не достиг блага, даже собой владея,
Хотя ты, невожделеющий Атман, однако носишь иго.
7.(Лишь) странствуя неимущим, ты насладишься счастьем.
Счастливо ложится и поднимается неимущий;
8.Свобода от собственности — счастье в мире, безболезненная, благоприятная, благая,
Свободная от врагов дорога; её и труднодостижимой и легкодостижимой считают.
9.Осматривая три мира, я равного не вижу
Неимущему, чистому, защищённому отовсюду.
10.Свободу от собственности и власть (богатства) на весах я взвесил;
Перевесила бедность: качествами она власть (богатства) превосходит.
11.Между свободой от собственности и владычеством велико различье.
Постоянно встревожен богатый, как попавший в пасть смерти;
12.Ни домашнего очага, ни обеспеченности, ни смерти, ни разбоя
Не существует для освободившего себя отказом от богатства и желаний;
13.Ведь его, всегда ходящего по воле, не застилающего ложа,
Руку (подкладывающего взамен) изголовья, умиротворённого, небожители восхваляют.
14.Богатый, обуянный гневом, жадностью, теряет рассудок,
Косит глаза, с пересохшим ртом злобно кривит брови,
15.В гневе кусает губы, выкрикивает угрозы;
Кто же ему помогать пожелает, хотя бы, попав в беду*, он сулил (всю) землю?
16.Непредусмотрительного заморочивает ожидание сожительства с удачей,
Как ветер осенние облака, оно сознание уносит.
17.Затем его вяжет опьянение красотой, опьянение богатством:
«Я родовит, я чист, я особенный человек»*, — так (он мыслит).
18.По этим трём причинам опьяняется его сознанье;
Пристращённый к усладам, он растрачивает отцовское именье,
19.И, промотав, он считает праведным присвоение чужого богатства;
Его, урывающего то там, то здесь, преступившего законность,
20.Цари преследуют, как охотник преследует стрелами зверя.
Вот такие и такие здесь разные беды
21.Настигают человека, да ещё и те, что рождаются от касаний тела.
Поняв те крайние беды, следует к нищенству обратиться,
22.Мирские устои обеспеченных и необеспеченных покинув.
Не отрешась, нельзя ухватить счастья; не отрешась, запредельного нельзя достигнуть;
23.Неотрешённый не спит безмятежно; ото всего отрешась, будь счастлив.
Вот как в Хастинапуре поучал когда-то
24.Брамин Шампака; поэтому я отреченье почитаю наивысшим.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 176 глава —
ПЕСНЬ ШАМПАКИ
Глава 177
(6586—6639)
Юдхиштхира сказал:
1.Стремящийся к обогащению, если он не достигнет богатства
И обуян жаждой богатства, что должен делать, чтобы достигнуть счастья?
Бхишма сказал:
2.Равный ко всем, невозбудимый, правдивый, о Бхарата,
Отвращённый от мира, обладающий познаньем человек бывает счастлив;
3.Пять таких ступеней умиротворенья называют старцы:
Это — небо, это — основа (дхарма), счастье и непревосходимое достиженье.
4.Здесь же такую древнюю быль повествуют
Про то, что спел Манки, отвратясь от мира; это пойми, Юдхиштхира!
5.Вожделевший богатства Манки снова и снова терпел неудачу;
(Наконец), на какие-то остатки средств он купил бычков необъезженных пару.
6.Хорошо связанная пара была пущена им в объездку;
На лежащего верблюда (бычки) набежали внезапно; он (очутился меж ними).
7.Разъярённый верблюд подхватил их на плечи;
Вскочив, он подбросил тех двух бычков и быстро помчался;
8.Так волочил ту пару бычков верблюд взбешённый;
Увидев, что они удавлены, Манки сказал тут такое (слово):
9.«Я не могу преуспеть, коль Благой не даёт богатства,
(Хоть) в благочестье усерден, целостен в желании, последователен в стремленье.
10.Из-за некогда совершённого*, (хоть) и настойчивый в преследовании различных целей,
Вот, глядите, я связан, я судьбою утоплен!
11.Навараскался загогульный*, доконал*, заездил моих подъярёмных!
Нелёгкая его принесла*! Как подбросит, да как побежит непутёвый!
12.Серёжками на верблюде мои милые бычки повисли!
Вот это чисто судьба прошкуривает* человека!
13.А если случится что-либо назвать человеческим (делом),
То при последовательном рассмотрении, и об этом — «судьба!» — так утверждать придётся.
14.Поэтому отвращенья к миру достигает ищущий счастья;
Сладко спит отрешённый, без надежд, без средств, без цели.
15.Ах, как правильно сказал совершенно освободившийся Шука,
Из родительской обители переселясь в великую пущу!
16.Иной всем желаниям предан, иной их полностью отвергает;
Отрешённый лучше того, кто всем желаниям предан.
17.Начинаниям всяким спокон веку никакого конца не бывало,
Вестимо, пока живёт тело, жажда глупца возрастает,
18.О страстный, отвернись от начинаний, отрешись, успокойся!
Не опротивело разве тебе, неоднократно ведь ты срывался!?
19.Если ты не искоренил меня, если ты радуешься мне — (говорит желанье), —
То хоть не сочетай меня с жадностью, о ты, безумно желающий сокровищ!
20.О богатстве снова и снова мечтая, ты снова и снова (его) теряешь;
От богатства когда ж, (наконец), ты станешь свободен, влюблённый в богатства безумец?!»
(Говорит желающий):
21.Увы, по собственной глупости я в твоё игралище (превратился),
Как же так человек к другому идёт в холопы?
22.Предела желаний не достигали ни раньше, ни после, конечно;
Я пробудился и бодрствую, все желания оставив.
23.Знать твёрдо, как алмаз, твоё сердце, Кама,
Раз поражённое сотней невзгод, оно на сотни частей не разбилось!
24.Знаю, Кама, тебя и что тебе любо,
Твоей прихоти следуя, своего не достигну счастья.
25.Я знаю твой корень, от устремлений рождён ты, Кама.
Я не стану к тебе стремиться, и ты останешься без корня!
26.Стремленье к богатству не приносит счастья, лишь множит заботы.
Желанного гибель подобна смерти, а достигнутого — как не бывало!
27.Не получая наивысшего, тогда (полагают): «Что может быть хуже?»
28.Богатство вызывает жажду, как пресная* вода Ганги,
А жажда — ропот*, я же бодрствую, я отрешился!
29.Множество сутей (бхутов) укрывается в моём теле;
Их следует изгонять, пусть как хотят существуют!
30.Вы (больше) мне здесь не услада в приливах жадности, вожделенья,
Поэтому я отвергаю желанья, ищу прибежища в Правде!
31.В (своём) теле прозревая все сути, себя — в сердце,
В Йоге — познание, в Писании — правду, удерживая манас в Брахмо,
32.Без привязанностей пребуду, счастливый, за миры не болея.
Так что ты в бедствия больше (меня) не втянешь!
33.Ты меня подстрекаешь, но для меня нет иной дороги, (помимо избранной),
Ибо ты, Кама, всегда порождаешь труд, жажду, горе.
34.С потерей богатства бывает и худшее, всегорчайшее горе, так я полагаю:
Родичи, друзья пренебрегают потерявшим богатство.
35.Беды, (коренящиеся) в богатстве, хуже тысячи пренебрежений;
(Ведь) крупица счастья богатства перемешана с горем.
36.Думая: «Вот богатей», — разбойники прежде (других) убивают такого человека.
Терзают различными пытками иль непрестанно тревожат угрозой.
37.Что жадность к богатству — зло, это давно я понял;
Какое бы ты ни начал выполнять желанье, то и становится тебе помехой.
38.Ты — не постигший сути глупец, трудноублаготворяемое, ненасытимое пламя!
Ты не знаешь, чего легко достичь, не знаешь, чего достигнуть трудно.
39.Кама, труднонасытимая бездна, ты связать меня бедами хочешь,
Но теперь уж не подчинюсь я вновь твоей силе!
40.Случайно потеряв имущество, я достиг отвращенья к миру;
Достигнув предельного неделанья, теперь о желаниях не помышляю.
41.Величайшие беды я здесь выносить способен, не рассуждая, как неразумный.
Бездействуя после потери богатства, я беззаботно всем существом покоюсь.
42.Я отрешаюсь ото всех желаний сердца, тебя покинув, Кама;
Жить и радоваться во мне, Кама, ты больше не будешь.
43.Я буду терпеть поносящих, не буду вредить вредящим,
С предавшимися ненависти говорить дружелюбно буду, на неприязнь не обращу вниманья.
44.Довольный, укротив (свои) чувства, всегда существуя, как бы достигнув (цели),
Я не буду действовать тебе в угоду: мы с тобою враги, о Кама!
45.Отвращения от мира, неделанья, удовлетворённости, успокоения, самообузданья, терпенья, правды,
Милосердия ко всем существам, знай, я достигнул!
46.Итак, вожделение, жадность, уныние, жажда
Меня, противоставшего (им), да покинут, я утвердился в правде!
47.Отогнав вожделение, жадность, я счастья достиг, я не колеблюсь;
Отныне я из-за жадности, как не владеющий собой, не подвергнусь бедам.
48.Поскольку кто отрешён от желаний, постольку и счастлив;
Кто под власть Камы уходит, тот постоянно подвержен бедам.
49.Любая сопряжённая с Камой страсть, отвергаемая человеком,
Вызывает страданье, возникающее от вожделенья и гнева, ибо она — безотрадность, бесстыдство!
50.Я погрузился в Брахмо*, как в прохладное озеро знойной (порою),
Умиротворённый, вполне угасший; ко мне приходят отрешённость*, счастье.
51.Счастье, что в мире (несёт) желанье и великое небесное счастье,
Не стоит и шестнадцатой доли* счастья, (возникающего) от уничтожения жажды.
52.Наивысшего сам-седьмого врага убив — Каму,
Усилием достигнув града Брахмо, я счастлив, как раджа».
53.Утвердясь в этой мысли, Манки достиг отрешённости от мира.
Все желанья покинув, он приобрёл великое счастье Брахмо.
54.После гибели бычков достиг бессмертия Манки,
Подрубил корень Камы и тем пришёл к великому счастью.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 177 глава —
ПЕСНЬ МАНКИ
Глава 178
(6640—6652)
Бхишма сказал:
1.Об этом ещё такую древнюю быль повествуют:
Песнь умиротворённого Джанаки, царя страны Видехи.
2.Да, бесконечно моё сокровище, ибо нет у меня никакого;
Загорись даже Митхила, моего ничего б не сгорело!
3.Об этом сообщают такое изречение Бодхьи,
Касающееся отвращения к миру; внемли ему, Юдхиштхира!
4.Умиротворённого риши Бодхью вопросил раджа Нахуша,
Насыщенного познанием Шастр, достигшего умиротворения отвращением к миру:
5.«Многопознавший, наставление об умиротворении преподай мне;
Какую мысль ты продумал, что странствуешь незатуманенным, спокойным?»
Бодхья сказал:
6.Не преподаю наставлений и здесь никого не поучаю,
Но притчу об этом скажу, а ты её сам продумай.
7.Мангуста*, чайка*, змея, пёстрая лань*, обитательница леса,
Стреловщик, юница — вот шесть моих учителей, раджа.
Бхишма сказал:
8.Надежда порабощает нас; свобода от надежд — (это) высшее счастье;
Превратив надежды в отсутствие надежд, сладко спит мангуста-пингала.
9.Увидев, как одну чайку, (несущую) добычу, убили (другие, оставшиеся) без добычи,
(Свою) добычу бросила чайка и осталась жить счастливо.
10.Тягостна постройка дома, удовольствия в ней — никакого;
В жилище, построенное другим, змея проникла и жила счастливо.
11.Муни живут счастливо, прибегая к нищенству для существования,
Не вредя существам, как лань или птица.
12.Один человек, изготовляя стрелы, так мыслью был привязан к стрелам*,
Что не заметил проходившего рядом раджу.
13.Где много (людей), (там) постоянно ссоры, (где) двое — (там) постоянно обеспечена беседа;
Так буду я странствовать одиноко, как раковина (той) юницы*.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 178 глава —
ПЕСНЬ БОДХЬИ
Глава 179
(6653—6690)
Юдхиштхира сказал:
1.О знаток поведенья, какого поведения (держаться), чтобы прожить на земле беспечально?
Что делать человеку в мире, чтобы высочайшего пути достигнуть?
Бхишма сказал:
2.Об этом такую древнюю быль повествуют:
Про беседу Прахрады и муни Аджагары.
3.Некоего благомыслящего, не подверженного болезням, странствующего брамина,
Ценимого за разум, вопросил разумный раджа Прахрада.
Прахрада сказал:
4.Самоопорный, чистый*, самообузданный, мягкий, безропотный, нелюбопытный,
Благоречивый, бодрый, мудрый, познавший, ты странствуешь, как ребёнок,
5.Ибо даров ты не требуешь, не печалишься не получая,
Всегда так, как будто бы сыт, брамин; ни перед кем не кичишься.
6.Когда поток существа уносит, как бесчувственный, ты (безучастен),
На долг, цель желаний, деятельность ты, как с вершины, взираешь.
7.Ты не заботишься ни об обязанностях, ни об имуществе; желаньями ты не опутан;
За предметы чувств не цепляясь, свободный, ты странствуешь как зритель.
8.Каково твоё познанье в Писании, муни, каков образ жизни?
Скорее, брамин, мне поведай, что ты здесь разумеешь как благо?
Бхишма сказал:
9.Так вопрошенный мудрец, державу (дхарму) мира постигший,
Молвил Прахраде разумное, тихое слово:
10.Видишь ли, Прахрада, существ бесцельному возникновенью,
Развитию, старенью, гибели я не радуюсь и не печалюсь.
11.Согласно своей природе (свабхава) всё появилось, развивается, существует;
Согласно своей природе (всё) замирает; какая в том радость?
12.Смотри, Прахрада: от происшедших сочетаний —