на юг, день — это путь на север.
18.День-ночь (сутки), о которых тебе сказано раньше, как о человеческой и вселенской половине,
По этим двум исчисляется год; (теперь) скажу о сутках Брахмо*,
19.Последовательно сообщу сумму годов отдельно:
Криты-, треты-, двапары- и кали-юги.
20.Считается четыре тысячи лет в крита-юге,
Её утренних сумерек такой же счёт сотен, такой и вечерних.
21.В следующих трёх остальных (югах), с их сумерками, (Бхарата),
По одной четверти* отнимается от тысяч и сотен.
22.Бесконечные, вечные миры содержатся в этих (югах);
Постигшие Брахмо знают о них, что это и есть вечное Брахмо*.
23.Полностью на четырёх ногах стоят Закон (Дхарма) и Правда в крита-югу.
(Тогда) не бывает прихода кривды, всё вне её происходит*.
24.В последующих (югах) из-за развития (кривды) четверть (одна нога) Закона (дхармы) убывает.
Из-за воровства, кривды, обмана беззаконие возрастает.
25.Не болеют и во всём преуспевают (люди) в крита-югу,
Возраст их — четыре сотни (лет); в трета- и дальнейших (югах) возраст (последовательно) убывает на четверть.
26.И знание Вед убывает соответственно юге, так мы слыхали,
Также плод (изучения) Вед, (сила) благословения*, возраст.
27.У людей в крита-югу бывают одни обязанности, в трета и двапару (соответственно) другие.
(Ещё) иные в кали-югу, по мере укорочения века*.
28.В крита высшим (считается) тапас, в трета — высшим (считается) знанье,
В двапара — так говорят — жертвы, и только дары — в кали-югу.
29.Двенадцать тысяч (человеческих юг) называются (божественной) югой, так вещие знают,
А тысяча таких (юг) называется днём Брамы.
30.Столько же в ночи; начало этой вселенной (тогда полагает) Ишвара;
В течение пралаи погрузившийся в размышленье, заснувший, он пробуждается в конце (ночи).
31.Кто знает, что тысячу (божественных) юг (длится) день Брамы
И ночь столько же юг, те день-ночь (сутки) Брамы знают.
32.Пробудясь в конце ночи, он являет вечное Брахмо,
Творит Великую Суть (Махана) и манас, присущий проявленью.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 231 глава —
ВОПРОСЫ ШУКИ
Глава 232
(8510—8554)
Вьяса сказал:
1.Светозарное, чистое Брахмо есть то, из чего всё это происходит;
Два (рода) существ, подвижных и неподвижных, (происходят) от одной сути*.
2.Пробудившись с начала дня, (Ишвара) производит преходящий мир силой незнанья (авидья):
Сначала Великую Суть (Махан), затем — манас, свойство которого — проявленье.
3.Продолжая проявление, семь манасокачественных произвело (Брахмо).
Желающий, сомневающийся, далеко идущий, многодорожный
4.Манас осуществил творчество, желаньем творить побуждённый.
Им рождено пространство; звук считается свойством (пространства);
5.От преобразования пространства несущий все запахи, чистый,
Могучий ветер родился; касание считается его свойством.
6.От преобразования ветра стал свет, производящий сиянье,
Родился лучистый, ясный; его свойством считается образ.
7.От преобразования света вода возникла; вкус — её свойство;
От воды — земля и запах, она (земля) называется твореньем предыдущих.
8.Последующая (суть) свойства предыдущих получает.
У каждой (сути) количество свойств насчитывается сообразно порядку (её места).
9.Так, воспринимаемый запах воды приписывается ей по незнанью:
Он присущ (только) земле, происходящей от воды и ветра.
10.Эти семиричные в себе* (сути), из которых каждая обладает особой силой,
Порознь не способны к произрожденью, не сочетаясь в целокупность*.
11.Те великие сути*, сойдясь и взаимно обосновавшись,
Получают обитель в теле и тогда называются (в целокупности) «Пуруша»*;
12.Он становится телом*, основанном на шестнадцатиобразном уделе,
В которое проникают многодеятельные великие сути.
13.Принял все существа, совершая подвиг (тапас),
Творец всех существ; его именуют Праджапати.
14.Он произвёл подвижное и неподвижное, все твари,
Создал Браму, богов, ришей, предков, потомков Ману,
15.Миры, океан, реки, стороны света, лесных владык (деревья), скалы,
Людей, ракшасов, претов, (домашний) скот, зверей, пресмыкающихся, пернатых,
16.Непреходящее-преходящее, подвижное-неподвижное — (эти) двойцы.
И какую из этих деятельностей кто избрал до сотворенья*,
17.Такую тот и получит, возникая снова и снова;
Вредоностность, невредоностность, мягкость, жестокость, законность и беззаконие, правду и кривду —
18.Что кому нравится, то и получает (каждый) при возникновенье.
Разнообразие великих сутей, предметов чувств, видов*,
19.Их распределение между существами творец утверждает.
Некоторые мудрецы в деятельности человека видят причинность,
20.В божественном определении — другие; вещие, размышляющие о бытии — в самосущей природе (свабхаве).
Человеческая деятельность, божественное определение, плод, развивающийся в самосущей природе, —
21.Эти три, кажущиеся обособленными, (по существу) не различны, так (мыслят) иные.
«Это так и не так, ни одно из двух и не оба вместе*», —
22.Так пребывающие в истине, сидящие безучастно о предмете деятельности учат.
Подвиг (тапас) есть благо существ; умиротворение и самообуздание — его корни.
23.Им достигается всё желанное, чего ищет сердце (манас).
Подвигом (творец) достигает (силы) для создания преходящего мира;
24.Он становится владыкой всех существ, этого достигнув.
Подвигом риши день и ночь изучают Веды.
25.Безначальное, бесконечное Знание, как дивное Слово, произвёл Самосущий
Изначала в образе Вед, отсюда же всё развернулось*.
26.Имена ришей и тварей, упомянутых в Ведах,
Различные* образы существ развернулись.
27.Словом Вед изначально всё определил Ишвара.
Имена ришей и тварей, упомянутых в Ведах;
28.Те имена* Нерождённый в конце ночи передал благородным.
В различении имён, в подвиге, в том, что именуется деятельностью и жертвой, (состоит) совершенствование мира.
29.Совершенство Атмана на десять ладов* провозглашают
То, что сказано в Ведах, таинственно изрекают прозревающие Веду,
30.Это же как завершение постепенного прилежания созерцается в йоге.
Обособленное существование воплощённого причастно двойственности, рождённой кармой;
31.Человек, достигший совершенства Атмана, рождённый осуществлением знания, покидает это усилием (воли).
Нужно знать два Брахмо: Брахмо-Слово (Веды) и Запредельное (Брахмо).
32.Опытные в Брахмо-Слове достигают и запредельного Брахмо.
Убийство есть жертва кшатрия, возлияние хавис считается жертвой вайшья,
33.Услужение — жертва шудры, жертва дваждырождённых — подвиг;
Но в трета-югу предписаны эти жертвы, не в крита-югу.
34.Жертвы идут на убыль в двапара- и кали-югу.
Для смертных не обособлены узаконения относительно Риг, Сама, Яджур (Веды),
35.А жертвы и тапас для исполнения желания рассматриваются особо.
В трета-югу так происходит, что многосильные, утверждённые весьма прочно
36.Уставы для всего, что подвижно и неподвижно,
Сокращаются: Веды, жертвы, варны, ступени жизни.
37.Ещё короче они становятся в двапара-югу;
Веды будут то появляться, то исчезать в кали-югу*.
38.Вместе с ними, теснимые беззаконием, исчезнут жертвы.
Верность Закону (Дхарме), хранившаяся (всеми) в крита-югу, (теперь лишь) браминами хранится,
39.Утверждёнными в Атмане, подвиге и Писаниях.
Из юги в югу (меняются) узаконения о долге и обетах;
40.Сообразно Преданию (Агамам) изменяются и слова Вед, утверждённые на своих устоях.
Как все существа размножаются в дождливую пору,
41.Как (тогда всё) подвижное и неподвижное вырастает, так и беззаконие — из юги в югу.
Как разные признаки в правильных сменах годового (круга),
42.Появляются то те, то иные, так и тогда, когда Брахмо уносит и производит*.
Так определяется разнообразие безначального, бесконечного Калы.
43.Существа порождает и пожирает То, как это тебе было сказано раньше,
Оно существа производит, и есть место их схожденья*, их обителью То считают.
44.Согласно своей природе они развиваются, сочетаясь в многократных противоречьях*;
Обо всём: времени, деятельности, Ведах, о деятеле, причине, о плодах причины —
45.Обо всём, о чём ты меня вопрошал, возвещено тебе, сын (мой).
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 232 глава —
ВОПРОСЫ ШУКИ
Глава 233
(8555—8574)
Вьяса сказал:
1.Я расскажу о поглощении, (происходящем) по завершении дня, в начале ночи.
О том, как эту Вселенную в свой внутренний тончайший мир превращает Ишвара.
2.Солнце и семиязычное пламя полыхают на небе;
И Вселенная наполняется жаром — мир пламенеет.
3.Подвижные и неподвижные существа, населяющие землю,
Войдут в состояние землистости, предварительно распавшись.
4.И когда всё подвижное и неподвижное распадётся,
Явится тогда земля без травы, без деревьев, как спина черепахи.
5.Когда же вода примет свойство земли — запах,
Тогда лишённая запаха земля готова к растворенью.
6.Тогда возникнут бурлящие, всюду проникающие воды,
Они пребывают в движенье, вселенную эту наполнив.
7.Когда же свойство воды (вкус) свет в себя впитает,
Тогда, лишась (своего) качества, вода успокаивается в свете.
8.Когда же языки пламени скроют солнце, стоящее посредине неба,
Тогда небо, преисполнясь этим огнём, запылает.
9.А когда свойство света, образ, впитает ветер,
Тогда подымется великий ветер, огонь же утихнет,
10.Когда ветер воспримет звук, из которого он возникнул,
Тогда со всех десяти сторон света вверх, вниз, поперёк он задует.
11.Когда же свойство ветра, касанье, проглотит пространство,
Умиротворяется тогда ветер, озвученное же пространство остаётся,
12.Безликое, лишённое запаха, вкуса, касанья,
Весь мир наполняя гулом, звучное пребывает пространство.
13.Слово, свойство акаши, (поглощает) манас, проявляющийся в своей сути;
Когда же проявленный манас* поглощается непроявленным, тогда (мир) вступает в Брахмо.
14.Поглощается Месяцем вступивший в своё свойство* манас,
И когда манас успокаивается, он в Месяце пребывает.
15.Через долгое время Месяц подчиняет своей воле желанье (манас),
И тогда желанье (санкальпа) поглощается сознаньем (читтой), она же — непревосходимым знаньем.
16.Сознание (виджнана) поглощается временем, время же — силой; таково преданье*;
Но силу поглощает время, а само (оно) подчиняется знанью.
17.Затем рокот пространства (акаши) тот, Знающий, в себя принимает —
Это и есть запредельное, непревосходимое, вечное Брахмо,
18.Так все сути направляются в Брахмо.
Поскольку всё возвещено тебе полностью, то не остаётся сомнений
19.В учении, основанном на знанье; достигшие высшего Атмана йогины его постигли.
Таково становление и распад в непроявленном Брахмо, (повторяющиеся) снова и снова
20.В начале тысячи юг; такова (смена) дня и ночи.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 233 глава —
ВОПРОСЫ ШУКИ
Глава 234
(8575—8612)
Вьяса сказал:
1.То, что предписано множеству существ, уже возвестил я,
А что надлежит делать браминам, возвещу тебе, слушай!
2.Начиная с обрядов рожденья, дела, (приносящего) плату*,
Ему надлежит совершить до возвращения от наставника, превзошедшего Веды.
3.Радующийся послушанию, учителю, изучив Веды,
Да возвратится знаток жертв, учителю не оставшись должным.
4.Отпущенный учителем, устав одной из четырёх ступеней жизни
Согласно закону он должен соблюдать ради освобожденья от тела:
5.Производить потомство вместе с жёнами или, оставшись в лесу возле гуру,
Продолжить послушничество, или принять обет яти*.
6.Ступень домохозяина называется корнем всех уставов;
Где приятный запах варёного*, там самообузданный всегда преуспевает.
7.Освободясь от тройственного долга: порождения потомства, изучения Писаний, совершения жертвоприношений, —
Преданный должен перейти к выполнению иной ступени жизни:
8.Пусть живёт (в одной из) чистейших обителей, ему на земле известных;
Высшей похвалы (достойный) пусть подвизается (там) примерно —
9.Да взращивает он славу певцов жертвоприношениями или дарами,
Или величайшим умерщвлением плоти, или (достижением) всепроникающего знанья.
10.Поскольку он достигает хвалы, в этом мире создающей славу,
Постольку и бесконечные миры праведников человек вкушает.
11.Пусть изучает (Писанье) и (ему) научает; да приносит иль поручает приносить жертвы;
Неподобающих даров ни принимать, ни раздавать он не должен.
12.Да изберёт он хозяином своего жертвоприношения* ученика или девушку, это в великий дар (ему вменится);
(Плодами) полученного, пожертвованного или подаренного он ни в коем случае (не должен) пользоваться в одиночку.
13.Для домохозяина нет лучшей (очистительной) криницы, чем гостеприимство,
И во имя богов, учителя (гуру), ришей, предков посильная защита*
14.Старцев, больных, голодных, гонимых тайными врагами,
Сверх сил надо одарять имуществом, даже из запасов.
15.Нет ничего не подлежащего отдаче почтенным, достойным:
Даже коня Уччайхшраваса могут потребовать благие.
16.Следуя (своему) желанию, великообетный Сатьясандха
Своею жизнью спас жизнь брамина и так достиг неба.
17.И Рантидэва, сын Санкрити, махатме Васиштхе
Предложив холодную и горячую воду, и на высотах неба достиг великого блаженства.
18.Также Индрадамана*, сын Атри, почтенному* (архату) различные богатства
Отдав, отправился в бесконечные миры тот премудрый земли владыка.
19.Шиби, сын Ушинары, по частям (своё) тело и своего любимого сына*
Отдал ради брамина и так взошёл на хребет неба.
20.И Пратардана, владыка Кеши, отдав свои глаза брамину,
(Обрёл) здесь и в ином (мире) несказанную славу;
21.Дивный зонт, восьмираспорный, золотой, очень удобный,
Отдав, Дэвавриддха со (всем) своим царством вознёсся на небо.
22.И Санкрити, потомок Атри, возвестив о бескачественном Брахмо
Ученикам, в непревосходимые миры ушёл, великолепный.
23.Сиятельный Амбариша, (отдав) браминам
Одиннадцать сотен миллионов коров, вместе с царством вознёсся на небо.
24.Савитри дивные серьги, а Джанамеджая нательные (украшенья)
Сняли для брамина и высочайших миров достигли.
25.Вришадарбхи Юванашва достиг небесного мира,
Отдав любимой жене все сокровища, (все) отрадные чертоги.