Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

сынок, это — дваждырождённые, это — боги!

24.В них вмещается вселенная, всё бытие, (весь) мир преходящий,

Нет ничего равного их состоянью, величию их духа.

25.Возникновение, гибель, всю деятельность они всячески превосходят;

Четыре вида существ, всех владык (мира) и Самосущего (Браму они превосходят).

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 237 глава —

ВОПРОСЫ ШУКИ

Глава 238

(8713—8733)

Вьяса сказал:

1.Это вышеизложенное поведение подобает брамину;

Только знающий, совершая дела, всегда преуспевает.

2.Но если он так поступать не будет, то сомнительна его удача;

Итак, в чём собственно сущность дел: в деятельности или же в знанье*?

3.На это знаток Вед должен (ответить): в знанье, ибо оно касается пуруши;

Доказательство и (непосредственное) восприятие этого я опишу; слушай!

4.Человеческую (волю) причиной дел считают некоторые люди,

Иные же восхваляют божественную (волю), другие люди — природу (свабхаву).

5.Человеческая деятельность, божественная (воля) и вращение времени самосущей (природы) —

Эти три различны, (одни считают); их суть неразличима, (считают) другие*.

6.«Это так (и есть)», «это не так», «(правильно) то и другое», «(неправильно) ни то и ни другое», —

Так высказываются о предмете деятельности стоящие в истине, глядящие беспристрастно.

7.(Рождённым) в трету-, двапару-, кали-югу присуще сомненье;

Рождённым в крита-югу — подвижничество, умиротворённость, правда.

8.Одинаково все смотрят на Риг-, Саму-, Яджур-(Веду);

Устранив вожделение, ненависть, предаются подвигу в крита-югу.

9.Сопряжённый с законом подвига (тапаса), подвигу всегда предаваясь усердно,

Через него достигает всех желаний, которые ищет сердцем.

10.Подвигом он получает то*, во что превратясь, он преходящий мир производит;

В то превратясь, он становится всех существ владыкой.

11.Об этом сокровенно сказали в изречениях Вед (вещие), те, что постигли Веды,

В Веданте же явственно (это) постигается карма-йогой.

12.Дерзание — жертвоприношение кшатриев; жертва хавис — вайшьев; (таково) преданье:

Услужение — жертва шудр; шептанье мантр — жертва дваждырождённых;

13.Ибо изучением Вед полностью определяется деятельность дваждырождённых;

Выполняет ли он (что-либо) иное, не выполняет, (всё равно) брамин именуется другом*.

14.В начале трета-юги (ещё) полностью (существуют) Веды, варны, закон о возрастах, жертвы;

Но с укорочением века они слабеют в двапара-югу.

15.В двапара-югу расплываются Веды, также в кали-югу;

Они то показываются, то не показываются в конце кали-юги.

16.Тогда, теснимые беззаконием, никнут частные уставы,

(Слабеют) силы коров, земли, корней, соков.

17.Из-за беззакония исчезают Веды, закон о возрастах, ведические уставы.

Подвижные и неподвижные (существа), пребывающие в своём законе, извратятся.

18.Как дождь орошает все существа земные

И производит повсюду ростки, так Веды (орошают мудрых) из юги в югу.

19.О времени предрешённом, безначальном, бесконечном,

О том, как оно порождает и поглощает поколения, тебе возвестил я раньше.

20.Что до возникновения, состояния существ, их управленья, исхода —

Они орошаются своей природой и многократно из противоречий проистекают*.

21.Творчество, время, настойчивость, Веды, делатель, дело, плоды, обряды —

Всё, о чём ты меня вопрошал, разъяснено тебе, сын мой.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 238 глава —

ВОПРОСЫ ШУКИ

Глава 239

(8734—8767)

Бхишма сказал:

1.Эти слова восприняв, наставление высочайшего риши,

Он задал вопрос, связанный с целью основы Освобожденья*.

Шука сказал:

2.Жертвующий, изучивший Писание, завершивший познанье, безропотный, разумный

Как может постигнуть неприступное, неизреченное* Брахмо:

3.Послухом, подвигом, полной отрешённостью, мудростью иль силой духа*

Санкхьи или йоги (достигают)? Этот вопрос разреши (мне).

4.Сосредоточенности ума (манаса) и чувств (индрий) как достигнуть людям?

Каким способом? Это благоволи сказать (мне).

Вьяса сказал:

5.Ни помимо ведения, ни помимо подвига, ни помимо удержания индрий,

Ни помимо отрешённости никто не может достичь совершенства.

6.Великие сути (махабхуты), все по отдельности, завершил Самосущий;

Потом во множество воплощённых, носителей жизни, они проникли.

7.От земли — плоть, от воды — жир, от огня — глаза; так считают.

Обитель праны и апаны — ветер; полости тела — из пространства.

8.В ходьбе ищет наслаждения Вишну, в силе (мышц) — Индра, во внутренностях — Агни*,

В ушах слушают стороны света, в языке (пребывает) Речь*, Сарасвати.

9.Уши, кожа, глаза, язык, нос — вот пятёрка,

Они называются воспринимающими индриями, это двери для насыщенья.

10.Звук, касание, образ, вкус, запах — пятёрка;

Их следует знать как предметы индрий; по отдельности индрии они всегда снабжают.

11.Индриями управляет манас, как возничий упряжкой;

Манас же всегда управляется атманом сутей (бхутатмой), пребывающим в сердце.

12.Владыка всех этих индрий — манас,

Он их удерживает и выпускает; манаса же владыка — атман сутей (бхутатма).

13.Индрии, их предметы, самосущая (природа), сознание, манас,

Прана, апана, джива всегда (пребывают) в телах воплощённых.

14.Для саттвы же нет убежища; гуны — (пустой) звук*, а не (действительное) сознанье,

Ибо саттву испускает мощь (теджас), но ни коим образом не гуны.

15.Так семнадцатый в теле (Атман) шестнадцатью* свойствами (гунами) окутан.

Разумный певец манасом в себе Атмана созерцает,

16.Ибо бесплотное* нельзя увидеть глазами, и никакие другие чувства (его не воспринимают);

(Лишь) светильник разума (манаса) великого Атмана* являет.

17.Непреходящее без звука, образа, касания, запаха, вкуса,

потому) бестелесное прозревается в телах, помимо индрий.

18.Во всех смертных телах Запредельное непроявленно пребывает,

Кто (его) прозревает, тот по исходе способен стать Брахмо.

19.В обладающем знанием высокорождённом брамине, в корове, в хоботоруком,

В собаке и даже в том, кто варит собаку*, пандиты одно прозревают.

20.Во всех существах, движущихся и неподвижных,

Пребывает единый Великий Атман*, которым это всё распростёрто.

21.Когда во всех существах себя и все существа в себе видит

Атман сутей* (бхутатма), он вступает в Брахмо.

22.Поскольку он познаёт себя в Атмане*, постольку в Запредельном Атмане находится атман (джива);

Кто это знает, тот способен к бессмертью;

23.Став Атманом сути всех существ, Он ко всем существам дружелюбен.

Следуя бесследному, на этом пути сбиваются даже боги.

24.Как рыб в воде, как птиц в пространстве

Не виден путь, так и путь постигших знанье.

25.Через себя и в себе даёт существам вызревание время;

Но то, в чём вызревает время, здесь никто не знает.

26.Ни сверху, ни поперёк, ни снизу, ни так, ни этак,

Ни с середины захватить То никому не удаётся.

27.Все миры внутри Того пребывают, вне Его нет ничего (иного).

Когда оно непрестанно приходит, оно бесструнной музыке подобно*;

28.Ибо первопричины человек до конца при всём старании не достигает;

Тоньше её нет тонкого и нет ничего (её) плотнее.

29.У него — везде руки, ноги, везде глаза, головы, лица;

Везде в мире слыша, охватывая всё, То пребывает.

30.Ибо То тончайшего тоньше и величайшего больше;

Устойчиво пребывающее внутри всех существ То — незримо.

31.Состояние Атмана (считается) двойственным: преходящим и непреходящим;

Преходящее — во всех существах, непреходящее — дивно и бессмертно*.

32.В девятивратный град* войдя, (становится) как бы пойманной птицей* Владыка,

Повелитель всех существ, подвижных и неподвижных.

33.В хрупких телах, покидаемых, собираемых вновь,

Прозревающие Запредельное именуют (ту) птицу нерождённой,

34.Именуют негибнущей птицей То, негибнущее, стоящее на вершине.

Познавший негибнущее То оставляет жизнь в воплощеньях*.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 239 глава —

ВОПРОСЫ ШУКИ

Глава 240

(8768—8803)

Вьяса сказал:

1.Сын (мой) благой, твой вопрос досконально

Мной разъяснён сообразно учению Санкхьи*.

2.Изложу тебе полностью деланье йоги; слушай

О всестороннем объединении буддхи, манаса, индрий.

3.Это непревосходимое знание о всепроникающем Атмане, сын мой,

Живущий внутренним «я»*, самообузданный, умиротворённый,

4.Радующийся Атману, пробуждённый, чистый делами может постигнуть,

Отсекший препятствия к йоге; их пять прозорливые знают,

5.Вот (эти) пять: вожделение, гнев, жадность, страх и сонливость.

Гнев побеждается умиротворением; вожделение — отстраненьем обольщений*,

6.От сонливости мудрому следует избавляться прилежаньем;

Твёрдостью сторожить похоть и ревность, а руки, ноги — глазом.

7.Манасом — глаз и ухо; делом — слово и манас,

Страх отгоняется трезвением, коварство — общением с познавшим.

8.Вот как эти пороки, (препятствующие) йоге, следует побеждать постоянно и непрестанно.

Следует почитать Агни, браминов, богам поклоняться,

9.Нужно отвращаться от язвящего слова, сопряжённого с вреждением, разящего сердце.

Чистоте, радующей весь мир, присуща сила Брахмо.

10.Из этого бытия (бхута) бытие подвижного и неподвижного явилось.

Размышление, изучение откровения, щедрость, правда, совестливость, прямота, терпенье,

11.Чистота, собранность чувств, непорочное поведенье —

Вот чем устраняется зло и взращивается сила.

12.Такой* преуспевает в целях, его распознавание возрастает;

Одинаковый ко всем существам, полученным-неполученным удовлетворённый,

13.Могучий, постник, стряхнув грехи, победив чувства,

Подчинив воле вожделение и гнев, да ищет обитель Брахмо.

14.Манас (ум) и чувства в одно остриё собрав, сосредоточив,

В себе нужно удерживать манас в первую и вторую половину ночи*.

15.Если у человека, собравшего пять чувств, вырвется хоть одно чувство,

То, как вода из нижнего конца бурдюка, вытечет из него познанье.

16.Сначала он должен ударить манас, как гарпунщик рыбу*,

Также ухо, глаз, язык и нос (пусть ударяет) знающий йогу.

17.Затем (всё) собрав, пусть отшельник (яти) в манасе их установит;

Тогда, отогнав обольщенья, пусть в Атмане удерживает манас.

18.Собрав пять чувств, пусть в манасе их установит отшельник;

Когда они установятся, он должен заключить их в себе, а шестым — манас.

19.Когда, собранные, они отстоятся, тогда воссияет Брахмо,

Как бездымный, лучистый светильник, как пламенеющее Солнце.

20.Он в себе увидит Атмана, как вспышку молнии* в пространстве;

Так явится Всепроникающий, Вездесущий.

21.Его видят махатмы-брамины, те, что премудры,

Упорны, много познали, что рады всеобщему благу.

22.Так, действуя положенное время, заострив обеты,

Сидя одиноко в потаённом месте, он Непреходящему становится подобен.

23.(Тогда возникают) заблужденье, спутанность, головокружение, необычайные запахи, звуки,

Образы, вкусы, холодные и горячие касанья, вихри*,

24.Отсветы (пережитого)* и болезненные накатывания, одержимость йогой.

Но знающий суть пусть обращается к Атману, пренебрегая всем этим.

25.Пусть сдержанный муни в три срока занимается усвоением йоги:

Пусть упражняется на утёсе горы или у корня дерева, или в храме;

26.Как в мешок собрав теснящиеся чувства, как в сосуд (заключив) манас,

На одном сосредоточась, пусть постоянно размышляет, не допуская ум (манас) уклоняться от йоги,

27.Тому способу, каким ему удаётся смирить шаткий разум (манас),

Он должен усердно следовать и от него не отклоняться.

28.Обители богов, пустые горные пещеры,

Пустые дома он должен выбирать для жилья, на одном сосредоточась;

29.Он не должен сворачивать на иное словом, делом, мыслью,

Не должен отвлекать внимания, (должен) быть умеренным в пище, при удаче-неудаче — равным.

30.Будет ли его кто приветствовать или кто выскажет пренебреженье,

Пусть он остаётся одинаков к тому и другому, пусть не думает о приятном или неприятном.

31.Пусть не радуется полученному, о неполученном не вспоминает,

Равный ко всем существам, подобный ветру.

32.Так праведный, видящий повсюду тождество, сам себя утвердивший,

Постоянно усердствуя, за шестимесячье превосходит Слово Брамы*.

33.Зная, что существа подвержены страданью, он одинаково смотрит на золото, ком земли, камень

И на этом пути находит умиротворение; умиротворясь, он не заблуждается (больше).

34.Даже извергнутый из варны или женщина*, если они стремятся к долгу (дхарме),

Оба такой дорогой на запредельный путь вступают.

35.Нерождённое, древнее, нестареющее, постоянное, воспринимаемое при полном успокоении индрий,

Меньше наименьшего, огромней огромного, свободное То, владеющий собой в себе через Атмана видит.

36.Это слово великого риши, махатмы, как оно сказано, в уме созерцая

И прозревая тождество Запредельного, мудрые идут путём, свободным от сутей*.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 240 глава —

ВОПРОСЫ ШУКИ

Глава 241

(8804—8823)

Шука сказал:

1.По какому слову Вед выполняют или покидают дело*?

В каком направлении движутся знанием, в каком идут делами?

2.Вот что я слышать хочу, да разъяснит мне владыка.

То и другое инообразно и превращается в противоречье.

Бхишма сказал:

3.На эти слова так ответил сын Парашары (своему) сыну:

Я возвещу (тебе) о двух путях: деятельности и знанья, преходящем и непреходящем.

4.В какую сторону ведёт знание, в какую дело,

Выслушай, сосредоточив ум, сыночек, ведь глубоко это различье.

5.(Противоречиво) высказывание: «Есть долг!» и тут же: «Нет (долга)!»

В моих (словах) подобное же противоречье.

6.На двух путях установлены Веды, как признак дхармы (долга):

На разворачивании и сворачивании*, (так) правильно изъясняют.

7.Дело связывает существа, познанье — освобождает,

Поэтому подвизающиеся, прозревшие Запредельное, дел не совершают.

8.В силу делания по исходе воплощаются вновь в шестнадцати-составном виде*;

В силу знания рождаются* по свойству непроявленного непроявленным, вечным.

9.Некоторые восхваляют дело, мелкими воззрениями удовлетворяясь,

Поэтому они ценят узы тела, не тяготясь ими.

10.А принявшие высшее

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн