Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

разлука;

Из утрат — накопленье (происходит); (но) ничему не отдаюсь я сердцем.

13.Постигшему, как преходящи существа, привязанные к гунам* (природы),

Уразумевшему возникновенье и гибель, что остаётся делать?

14.Вижу в великом Океане постепенную гибель

Водных существ с великими и малыми телами;

15.Для подвижных и неподвижных существ, о царь асуров,

На земле появляющихся, для всех смерть я вижу.

16.И летающих в воздухе птиц, о высший данава,

Великих и малых, в своё время смерть настигнет.

17.Движутся великие и малые светы

В небе; но временами падают они, я вижу.

18.Так на преследуемые гибелью существа взирая,

Поняв, что равны все они, (и тем) отрешенья достигнув, я сплю счастливо.

19.Случится, я очень обильную пищу получу в деревне,

Затем лежу, много дней не вкушая;

20.И снова предлагают мне многократно и много пищи,

Затем мало, потом крохи, затем и вовсе не получаю;

21.Когда глотаю зёрна, когда полакомлюсь жирным,

Поем и риса с мясом — питаюсь и так, и этак.

22.Когда на подстилку лягу, а когда — на голую землю;

Мне иной раз выпадает лежать и в чертоге.

23.Ношу и лохмотья, и бумажную, льняную одежду, и шкуру,

А когда и роскошные одеянья.

24.Случится, перепадёт дозволенное наслажденье,

Им не пренебрегаю, но за ним, труднодостижимым, не гонюсь я.

25.Нерушимый, негибнущий, благой, беспечальный, чистый, несравнимый, проникший в мысль мудрых,

(Но) не ценимый и не хранимый заблудшими, этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

26.Непоколебимый в мысли, непреходящий, знающий высшее и глубокое, течение (жизни), ограничивающий (себя) по своему закону,

Отогнав страх, свободный от жадности, гнева, этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

27.Отрешённый от вкушения и питья непостоянного плода (дел), от превратностей (паринама)

закона времени, пространства,

Радующий сердце, (но) недостойными не хранимый, этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

28.То тем, то другим вожделением (тришна) обуреваем человек, унывает, не достигнув богатства;

(Но) умиротворяется полностью постигший основу (таттва), этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

29.Неоднократно наблюдая, как здесь ради богатства униженно благородный у неблагородного* милости просит,

В умиротворяющем свете самосознанья*, умиротворённый, этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

30.Счастья-несчастья, недостижения цели* и достиженья, радости-горя, жизни и смерти

Закономерность протекания* рассмотрев досконально, этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

31.Отстранясь от страха, страсти, гордости, заблужденья, преисполненный твёрдого разумения, умиротворенный,

Спокойно (взирая) на вкушающих зрелые плоды (дел), этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

32.Без постоянного ложа, пристанища, от природы

Владея сдержанностью, правдивостью, самообузданием, (храня) чистоту и обеты,

Устранив привязанность к плоду (дел), радостно этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

33.Видя, что (человек) с целью избежать страданья гонится за предметами желаний, я, утверждённый в себе, разумея,

Что непостоянна жажда, что теснит она сердце, этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

34.Не возбуждая сердце, мысль или слово, увидев, что любовь и счастье

Труднодостижимы, непостоянны, этот обет Аджагары, чистый, я соблюдаю.

35.Ведь много говорилось об этом мудрецами, вещими, провозглашавшими Атмана славу,

И так и этак, и там и здесь, и то и другое, исследовавшими собственной и чужой мысли тайну;

36.Умиротворясь, я это всё проследил, особенно пропасть, куда (стремятся) неразумные люди,

37.И бытующее (здесь) бесконечное горе; среди людей

(оставаясь), ухожу в запредельное, отстранив горе, жажду.

Бхишма сказал:

38.Человек, который здесь, как махатма, последует обету, блюдомому Аджагарой,освободясь от страсти,

Удалясь от заблуждения, гордости, жадности, страха, тот, следуя этому руководству, конечно, будет счастлив.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 179 глава —

БЕСЕДА ПРАХРАДЫ И АДЖАГАРЫ*

Глава 180

(6691—6744)

Юдхиштхира сказал:

1.Родичи, деятельность, богатство или познание, Прадед,

Что (из них) человеку опора? Мне, вопрошающему, поведай это.

Бхишма сказал:

2.Познанье — существ опора, высшим достижением познанье считают.

Познанье есть высшее в мире благо; для добрых познанье — небо.

3.Бали цели достиг познаньем при утрате царства,

Также Прахрада, Намучи, Манки; что может быть выше познанья?

4.И об этом такую древнюю быль повествуют:

О беседе Кашьяпы с Индрой, постигни её, Юдхиштхира!

5.Некий вайшья потомка риши Кашьяпу, преданного суровым обетам,

Почтенного, гордого подвижника сшиб повозкой.

6.Тот упал, страдая, и во гневе, потеряв самообладанье, воскликнул:

«Мне нужно умереть! Для неимущего здесь жизнь бесцельна!»

7.Тогда к сидящему, лишённому голоса, с потрясённым сердцем,

Ошеломлённому (отшельнику) обратился Индра в образе шакала.

8.«Все существа везде стремятся к человеческому лону,

(Достигнув) состояния человека, все вожделеют браминства.

9.Ты — человек и брамин, ты сведущ в Писании, Кашьяпа;

Очень трудно достижимым владея, не греши, желая смерти!

10.«Всякое высокомерие от жадности» — такова истина Писанья,

Добрым, ублаготворяющим воплощеньем из-за жадности ты пренебрегаешь.

11.О, сколь совершенны те, у кого здесь есть руки!

Чрезмерно завидую тем, у кого здесь есть руки!

12.Завидуем мы двуруким, как ты — богатству.

Большего достижения, чем получение рук, не бывает.

13.О брамин, мы, безрукие, не можем извлечь занозы,

Не можем вычесать существ, (нас) кусающих сверху и снизу!

14.Те же, кому бог дал с десятью пальцами руки,

Сбрасывают с тела насекомых и расчёсывают укусы;

15.Они делают укрытия от дождей, холода, зноя,

Наслаждаются пищей, одеждой, приятным, защищённым от ветра ложем.

16.Господствуя на земле, наслаждаются в мире, (других) запрягают

И многими способами подчиняют их своей воле.

17.Маломощные, безрукие, безъязычные жалки;

Многочисленны их беды; к счастью, у тебя не так, Муни!

18.К счастью, ты не шакал, не червяк и не лягушка,

Не мышь, не змея и никто другой, рождённый от дурного лона.

19.Уже и этим преимуществом тебе следует быть довольным, Кашьяпа,

А тем более, что ты — брамин, среди всех существ наилучший.

20.Вот насекомые меня кусают, их удалить бы нужно,

Безрукому, это мне не под силу; взгляни на моё положенье!

21.«Это невыносимо!» — так (рассуждая), ведь я не покидаю своего (тела),

Чтоб не попасть мне в иное, ещё худшее лоно!

22.Я вошёл в среднее из дурных лон, в лоно шакалки;

Из дурных лон есть много других, гораздо худших.

23.Иные рождаются счастливей, другие ж гораздо хуже,

Но сплошного счастья я нигде и ни у кого не видел.

24.Получив богатство, люди сейчас же начинают гнаться за царством,

(Получив) царство, ищут божественности, а после божественности — даже состояния Индры!

25.Если б ныне ты был богатым, то всё же не рождён ни раджей, ни богом,

Но, и достигнув божественности и даже состояния Индры, ты не был бы доволен.

26.Удовлетворение не в получении приятного: жажду жизни (тришну) не утолят и все реки,

Она (лишь) больше распаляется, как пламя дровами.

27.Есть у тебя горе, но есть у тебя и радость,

Значит, оба — счастье-несчастье; к чему же скорбеть об этом?

28.Раз со всех сторон обрублен корень всех желаний и действий,

Раз индрии и буддхи, что птицы в клетке,

29.То нигде не видать второй головы, чтобы её отрезать,

Не бывает и третьей руки, а перед тем, чего нет, нет и страха.

30.Конечно, у незнающего вкуса не зарождается никакого желанья:

Оно зарождается от касанья, слушанья, созерцанья,

31.Ведь ты ж не вспоминаешь о пальмовом вине и о (лакомой) птице латве*,

А ведь нет ничего и нигде этих двух яств слаще.

32.И о всякой другой пище, которую разные существа вкушают

И которую ты не пробовал раньше, ведь ты не вспоминаешь, Кашьяпа.

33.Невкушение, несоприкосновение, неглядение —

Вот самообуздание человека; это считаю несомненным благом.

34.Конечно, тот силён и богат, у кого есть руки,

Но люди других закабаляют в рабство,

35.Снова и снова терзают пытками уз и смерти;

Другие ж, вестимо, (наряду) с этим радуются, опьяняются, смеются (люди);

36.Иные, (обладая) могучими руками, смышлёные, постигнув науку,

Ведут суетное, ничтожное и злое существованье,

37.Хотя и могли бы вести другой образ жизни;

Своими делами* они ограничены, и то, что должно быть, происходит.

38.Ни плакша, ни чандала* своего тела не хочет покинуть,

Они довольствуются своим рожденьем, виждь, каково обольщенье!

39.Взгляни на немощных людей, на сухоруких*, безруких,

Твоё же тело в целости, от (материнского) лона ты достижимое* получил, Кашьяпа!

40.Если ж, брамин, тело твоё без порока и без болезни

И члены в порядке, (если) тебя не порицают в народе

41.Какими-либо пересудами, певец-риши, или справедливым укором,

То будь устойчив в долге (дхарме), не подобает тебе покидать своё (тело).

42.Если, брамин, выслушав это, ты доверишься моему слову,

То за (выполнение) долга, указанного Ведами, ты добрый плод получишь.

43.Без нерадивости соблюдай изученье Писаний, об огне заботу,

Правдивость, самообуздание, щедрость, и нечего тебе завидовать (вайшье)*.

44.Те, что достигли совершенства в изучении Писаний и совершении жертвоприношений,

Как будут тебе подражать или поддерживать (тебя) в неблагом* (деянье)?

45.Если, возвышаясь, они получить желают великое счастье,

Рождённые под благими звёздами в благой день и благое мгновенье,

46.То должны усердствовать в жертве, в (получении) потомства, (пользуясь) ранее (приобретенной) силой.

Другие ж, рождённые под асурическими звёздами в неблагоприятный день, в неблагоприятное мгновенье,

47.Попадают в асурическое лоно, лишены жертв и потомства.

Я был пандитишкой, мудрящим и оспаривающим Веды,

48.Пристрастившимся к бесцельной науке логических рассуждений*,

Споришкой, разглагольствовавшим в собраниях, (пустые) доводы приводившим,

49.Крикуном, переспорившим в речах о Брахмо всех браминов,

Отрицателем*, сомневающимся во всём, болваном, возомнившим себя пандитом!

50.Всё это, брамин, мне такой плод взрастило, что я стал шакалом!

Отсель лишь через сотни дней и ночей, если это вообще возможно,

51.Я, шакал, человеческого лона вновь достигну;

Тогда, довольный, не ленясь, буду радеть о жертвах, дарах, умерщвлении плоти,

52.Буду познавать лишь подлежащее познанью, отклонять подлежащее отверженью!»

Тогда, вскочив, удивлённый, тот муни Кашьяпа

53.«Вишь ты, сколь искушен ты в мудрости!»— молвил;

И певец, вглядываясь мудрости проникновенным взором,

54.Постигнул, что тот (шакал) — из дэвов, бог Индра, Супруг Шачи.

Тогда почтил ездящего на буланых* Кашьяпа;

И отпущенный тем (Индрой), он отправился в свою обитель*.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 180 глава —

БЕСЕДА ШАКАЛА И КАШЬЯПЫ

Глава 181

(6745 — 6764)

Юдхиштхира сказал:

1.Если творят подаянье, совершают умерщвление плоти

И соблюдают послушанье учителю, (то чего достигают)? Это скажи мне, Прадед.

Бхишма сказал:

2.Через «я»*, вовлечённое в беды, в грех впадает манас:

Выполнив своё дело нечисто, он в суетный мир попадает.

3.От голода к голоду, из муки в муку, от страха к страху,

От смертей к смертям ничтожные грешники идут;

4.От силы к силе, от небес к небесам, от счастья к счастью

(Идут) благочестивые, самообузданные, благотворители, богатые дарами.

5.Средь страхов, хищников, змей, клыкастых (слонов), воров по джунглям

Со связанными руками пробираются отрицатели; чего уж хуже?

6.А гостеприимцы богов и друзей, с любимыми благие,

На покойный путь владеющих собой* вступают.

7.Как мякина среди зерна, как среди крылатых термиты*,

Таковы среди людей те, которых не побуждает дхарма.

8.Как наибыстрейший бегун, судьба бежит вслед за бегунами,

Вместе спит на ложе, где придётся, сообразно с (их) делами:

9.Стоит со стоящим, следом идёт за идущим,

С творящим совершает дело, как тень сопровождает.

10.Какого бы то ни было и когда бы то ни было ранее совершённого дела

Неизменно человек вкушает плод в надлежащее время;

11.К разбросанным плодам своих дел множество существ, (раджа),

Подстерегаемых судьбою, в своё время стягивается отовсюду.

12.Как цветы, а (затем) плоды и без понужденья

(Своего) времени года не пропускают, так и ранее совершённое дело.

13.Достижение-неудача, уважение-пренебреженье, возникновенье-исчезновенье

Разворачиваются, сворачиваются в судьбах снова и снова.

14.От себя самого зависит скорбь, от себя самого зависит счастье.

В лоно попав, зародыш вкушает (плод совершённого) в прежнем теле.

15.Что совершил (человек) хорошее-нехорошее ребёнком, юношей, старцем,

Он плод того вкушает в соответственном состоянье.

16.Как среди тысячи коров находит свою мать телёнок,

Так следом за делателем идёт ранее совершённый поступок.

17.С подола сперва загрязняется одежда, затем её стирают;

Так подвизающиеся постом (достигают) бесконечно долгого счастья*.

18.Долгое время в пуще они творят умерщвление плоти;

Выполнением долга (дхармы) от грехов очистясь, они достигают утехи сердца.

19.Как не видно никакого следа* рыб в воде или птиц в поднебесье,

Так не видно следа пути постигших знанье.

20.Но хватит перечислений, порицаний,

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн