Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

видит эти* пороки;

14.Затем, искушённый в счастье-несчастье, он общается с благими,

В общении с праведными, в прилежании растут (его силы).

15.Живя праведностью и тем, что праведностью можно достигнуть,

К праведности он обращает сердце, радуется познанью и Закону (дхарме),

16.И поливает (лишь) тот свой корень, благие свойства которого он видит;

Будучи праведником, он хороших друзей выбирает.

17.Имея друзей и богатство, он блаженствует здесь и по смерти.

Над словом, касанием, образом, обонянием, вкусом, Бхарата,

18.Владычества он достигает, это как плод его праведности познаётся;

Но, получив плод праведной (жизни), он не радуется, Юдхиштхира!

19.Неудовлетворённый, очами познания познаёт он отвращенье (от самсары).

(Благодаря) очам познания он не возбуждается запахом, вожделением, негой;

20.Слову, касанию, образу он не радуется сердцем.

Тогда он освобождается от вожделения; но не освобождается от долга (дхармы).

21.Он старается покинуть обряды*, постигнув суетность мира.

Затем он пытается освободиться целесообразным средством.*

22.Постепенно он достигает отвращенья (от самсары) и побеждает злую карму*,

Ибо, не став праведником, он высшего Освобождения не может достигнуть.

23.Итак, о чём ты меня вопрошал, я рассказал тебе, сын мой:

О зле, дхарме, отвращении (от самсары), Освобожденье, Бхарата.

24.А потому во всех случаях нужно соблюдать Закон, Юдхиштхира,

Ибо пребыванием в Законе (дхарме) достигается вечное совершенство, сын Кунти!

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 274 глава —

О ЧЕТЫРЁХ ВОПРОСАХ

Глава 275

(9855—9873)

Юдхиштхира сказал:

1.Об Освобождении и целесообразном способе (его достигнуть) ты говорил, Прадед;

Об этом способе я хочу узнать досконально, Бхарата.

Бхишма сказал:

2.Тебе присуще это тщательное рассмотрение, многопознавший,

Таким способом ты всегда испытуешь всякую цель, безупречный.

3.Мысль о приготовляемом горшке с мыслью о приготовленном горшке не схожа,*

Так действия (для выполнения) частных обязанностей отличаются от способов (достижения высшего) Закона.*

4.Не к восточному океану, но к западному ведёт дорога;

Есть один только путь к Освобожденью; об этом в подробностях слушай:

5.Нужно отсечь гнев терпением, вожделение — отсутствием мечтаний;

Мудрый должен рассеять сонливость,* в ясности (саттве) упражняясь,

6.Трезвением нужно оберегать себя от страха, а деятельностью познающего поле (нужно управлять) дыханьем;

Нужно суровостью отвергнуть влечение, ненависть, вожделенье.

7.Блуждание, заблуждение, закрученность (в суету) должен отстранять упражненьем

Знающий основу; сон и мечтания — упражнением в знанье,

8.Напасти, болезни — легкоусвояемой умеренной пищей;

Жадность и ослепление — удовлетворённостью и рассмотрением сущности предметов.

9.Состраданием должно побеждать несправедливость, соблюдением дхармы (долга)

Побеждать нужно промахи; желание богатств — устранением стремлений;

10.(Сознанием) бренности (мира) — беды, а голод йогой* устраняют пандиты;

Милосердием — самомнение и удовлетворённостью — жажду (жизни);

11.Леность — ранним подъёмом, нерешительность решительностью побеждают,

Молчаливостью — многоречивость, страх нужно побеждать отвагой;

12.Речь, (находящуюся) в сердце (манасе), нужно обуздывать разумом (буддхи), а его обуздывают оком знания;

Знание — пробуждением Атмана;* Атман же сам себя обуздает.

13.Добродетельный, умиротворённый всё это должен постигнуть,

Рассекая препятствия (к достижению) йоги; вещие их пять различают.

14.Вожделение, гнев, жадность, страх и пятое — сонливость покинув,

Да пребывает сдерживающий речь в (состоянии) йогической садханы.

15.Размышление, изучение Писаний, щедрость, прямодушие, совестливость, терпеливость,

Чистота в питании, чистота чувств, самообладание, правдивость —

16.Вот чем взращивается (светлая) сила и побивается злое.

Так совершенствуются начинанья (йогина) и развивается осуществляющее познанье (виджнана).

17.Стряхнув грехи, тот могучий постник, победивший чувства,

Подчинив воле вожделение, гнев, пусть сам себя* введёт в обитель Брахмо.

18.Незаблуждаемость, непривязанность, отказ от вожделения и гнева,

Беспечальность, отсутствие нерешительности, постоянство, непоколебимость*—

19.Таков путь к Освобождению, благостный, незапятнанный, чистый;

Так устраняется вожделение, обуздывается слово, тело, сердце (манас).

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 275 глава —

ОПИСАНИЕ ЙОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Глава 276

(9874—9913)

Бхишма сказал:

1.Об этом ещё такую стародавнюю быль повествуют:

О беседе Нарады и Дэвалы-Аситы.

2.Сидящего старца Дэвалу, лучшего из разумеющих разум*,

О возникновении и уходе существ Нарада* расспрашивал (когда-то).

Нарада сказал:

3.Откуда, брамин, подвижное, неподвижное, (откуда вся) эта Вселенная происходит,

Как она приходит к растворению? В этом да наставит меня владыка.

Асита сказал:

4.То, из чего произвёл во времени (все) существа (Самосущий), собственным бытием побуждённый,*

Пятью великими сутями (махабхутами) называют размышляющие о становленье.

5.Из них Он произвёл существа, во времени сам собой побуждённый.

Если бы кто говорил об этом* иначе, то, несомненно, был бы неправильно говорящим.

6.Эти пять накоплений великих световых сил* (теджас), недвижимых,

Крепких, вечных и шестое — время, знай, Нарада, они самосущи:

7.Вода, поднебесье,* земля, ветер, огонь-очиститель.*

Без сомнения, нет ничего внеположного* этим сутям,

8.Что это не так, несомненно нет доводов, нет доказательств.

Ты знаешь, что именно так* они развернулись; шестое — их накопленье*,

9.Эти пять сутей, время и как обособленная* (пара) — бывание-небыванье —

Вот восемь бесконечных сутей существ, (их) возникновенье-исчезновенье.

10.В тех (сутях) они (существа) идут к небыванью, из тех же (сутей) они возникают,

И когда существа гибнут, они (сути вновь) пятеричными бывают.*

11.От земли в (существах) — тело; слух возник от пространства (акаши);

От солнца — глаза, из воды и ветра — кровь*, конечно;

12.Глаза, нос, уши, язык и пятая* — кожа —

Это чувства, воспринимающие предметы чувств, так вещие учат.

13.Зрение, слух, обоняние, вкус и осязание —

Соответственно (органов) свойства; знай их пять — в пяти по пятёрке.

14.Образ, запах, вкус, касание, звук — вот свойства* этих сутей;

Они воспринимаются органами чувств, пять в пяти, пятикратно.

15.Но этих свойств: звука, образа, касанья, запаха* и вкуса —

Органы чувств не осмысливают, осмысливает их познающий поле (джива).

16.Восприятие* (читта) выше сочетания чувств, выше его — манас,

Выше манаса — буддхи, познающий поле (джива) — выше буддхи.

17.Существо сперва воспринимает* индриями (чувствами) по отдельности предметы;

Рассматривает предметы рассудок (манас), а решает буддхи.

18.Обладатель буддхи пребывает над индриями и образами восприятия предметов;

Читта, сочетание чувств, манас и восьмая — буддхи,

19.Вот восемь* познавательных индрий, так размышляющие о внутреннем атмане (адхьятма) их называют;

Руки, ноги, пищеварительные и половые органы, рот — пятый

20.Объединяются, как органы (индрии) действий; об этом слушай.

Рот называется органом (индрией) речи и принятия пищи.

21.Органы передвижения — ноги; руки выполняют работу;

Органы опорожнения — кишечник и детородные органы действуют в одном (направленье):

22.Для извержения кала и для извержения веществ вожделения,

А сила* — шестая; вот шестиричное сочетание (описано), как подобает.

23.Так перечислены мной количества органов восприятия и движения.

Вследствие утомления индрий (наступает) торможение,*

24.И затем, покидая индрии, человек засыпает.

Но, когда успокоились индрии, не успокаивается манас

25.И занят предметами; такая (деятельность) называется сновиденьем.

Состояния бывают ясны (саттвичны), тёмны и страстны.

26.В зависимости от деятельности различаются (состояния) ясности (саттвы) и другие.

Восторг, преуспевание в делах, на высший путь вступленье —

27.Признаки ясности. (Во сне) воспоминание возвращается к таким состояниям

В каждом из людей в той мере, какого уровня достигли (эти люди).

28.Оба эти состояния (бодрствования и сна) ясно ведут к желанному вечно;*

Индрии, состояния, свойства (гуны) — (всего) считается семнадцать* качеств.

29.К ним восемнадцатый — воплощённый, (находящийся) в теле вечный джива;

В теле воплощённого находятся все эти свойства

30.И пребывают там (в теле), но при расставании воплощённого с телом

Они не остаются. Таким образом, это тело есть пятеричное сочетанье.

31.Есть один* и восемнадцать — свойства и воплощённый (джива),

Да теплота (тела) — (всего) двадцать,* таково пяти сущностей сочетанье.

32.Это тело вместе с его ветрами (токами) объединяет Махан,*

Господство которого проявляется при отделении воплощённого от тела.

33.Каждое существо возникает из пятерицы сутей, туда же оно и уходит.

Когда исчерпываются его хорошие и плохие (дела), побуждаемый добрыми, злыми (делами),

34.(Воплощённый) входит со временем в тело, образованное его кармой.

Покидая и вновь покидая (тела), сообразно совершённому он переходит от тела к телу.

35.Побуждаемый временем, воплощённый из обветшалого дома в (новый) дом переходит.

Знающие, решительные в решенье* не скорбят об этом;

36.Но жалкие люди мучаются, связанными себя воображая;

Тот* не (принадлежит) кому-либо, и сам он ничей, он не кто-либо определённый.

37.Он один* творец счастья-несчастья, он даёт существованье

Тому (дживе) в этом теле, а сущность* никогда не рождается и не гибнет:

38.Когда-нибудь, освободясь от тёмного, на высший путь она вступает;

Уничтожая дела, уничтожают и состоящее из добра и зла тело.

39.А когда тело погибло, воплощённый вновь вступает в состояние Брахмо.

(Поэтому) ради уничтожения добра и зла требуется знание Санкхьи.

40.Когда же тело погибнет, является запредельный путь в бытие Брахмо.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 276 глава —

БЕСЕДА НАРАДЫ И АСИТЫ

Глава 277

(9914—9927)

Юдхиштхира сказал:

1.Друзей и родных: братьев, отцов, сыновей, внуков —

Жестокие злодеи, мы убили ради богатства;

2.Как нам уйти от этой жажды, из-за желания богатств возникшей?

Ибо мы действовали, побуждаемые жаждой, Прадед!

Бхишма сказал:

3.Об этом такую стародавнюю быль* повествуют:

О песне раджи Видехи, спрошенного брамином Мандавьей:

4.«Так как у меня ничего нет, я живу весьма счастливо:

Если бы даже сгорела Митхила, моего б (и тогда) ничего не сгорело».

5.Для мудрого даже очень большое богатство — несчастье,

Да и небольшое неразумного всегда в заблужденье вводит.

6.Счастье всех существ мира, величайшее счастье в небе

Не стоят и шестнадцатой доли счастья от уничтожения жажды.

7.Как вырастают рога по мере роста коровы,

Так возрастает жажда по мере роста богатства;

8.Если моей собственностью становится чьё-либо (богатство),

Оно всё же становится причиной страдания при (его) утрате.

9.За вожделенным не следует гоняться, наслаждение желанным (рождает) страданье.

Вожделение нужно отбросить, а полученное богатство употребить во благо.

10.Со всеми существами, как с самим собой, должен обходиться мудрый;

Совершив надлежащее совершению, очистив себя, он должен всё покинуть;

11.Покинув приятное-неприятное, горе и радость, правду и кривду,

Страх и бесстрашье покинув, да будет (мудрец) свободным от недуга, умиротворённым.

12.То, что слабодушным трудно покинуть, что и, старея, не стареет,

То, что есть недуг, начинающийся с жизнью, (называется) жаждой (жизни); благо тому, кто её оставил.

13.Убедившись, что его поведенье чисто, как луна, как здоровье,

Праведный счастливо достигает славы здесь и по уходе.

14.Вняв тому слову раджи, остался доволен дваждырождённый.

Уразумев это слово, достиг освобождения* Мандавья.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 277 глава —

БЕСЕДА МАНДАВЬИ И ДЖАНАКИ

Глава 278

(9928—9966)

Глава 279

(9967—9989)

Юдхиштхира сказал:

1.Какой нравственностью, каким поведением, каким стремленьем

Прочно достигается то запредельное Природе (Пракрити) состояние Брахмо?

Бхишма сказал:

2.Радующийся Законам (дхармам) Освобождения, постник, победивший чувства,

Прочно достигает высшего состояния, запредельного Природе.

3.Ушедший из своего дома, равнодушный к получению-неполучению, молчальник (муни)

Должен странствовать, невзирая на восстающие вожделения.

4.Он не должен грешить* ни глазом, ни сердцем, ни словом,

Ни явно, ни тайно да не осудит кого-либо.

5.Да не повредит он какому-либо существу, пусть идёт стезёю дружбы;

Попав в эту жизнь, он не должен ни к кому относиться враждебно.

6.Не следует никого презирать, нужно воздерживаться от заносчивого слова;

(Даже) разгневанный пусть говорит дружелюбно, вызываемый на ссору пусть говорит благое;

7.Проходя деревней, пусть не смотрит ни направо, ни налево,

Пусть не занимается попрошайничеством и к заранее намеченному (домохозяину) пусть не ходит*;

8.Прогнанный, пусть старательно воздерживается от неприязненного слова;

Да будет он кротким, не подобает ему ожесточаться; доверчивый, да не будет он болтливым.

9.(Когда очаг) перестаёт дымиться, когда успокоился пестик,* когда уже потушены угли и потрапезовали люди,

Туда, где уже собрана посуда, пусть направляется за подаянием муни.

10.Жизненная необходимость — вот мера получаемой без разбора (пищи);

Не получив, пусть не оскорбляется, получив, пусть не радуется (муни).

11.Да не будет у него желания получить ценимые вещи;* от выражающих ему почесть он не должен принимать (пищи);

Такому (человеку) следует остерегаться принимать почесть.

12.Нельзя ни хвалить, ни порицать качеств (поданной) пищи.

Он постоянно должен ценить уединённое ложе, сиденье,

13.Пустынь, корни деревьев, лесную пущу, пещеру.

Надо стремиться к безвестному странствию по безлюдной дороге.

14.Непоколебимый, крепкий пусть относится равнодушно к согласью-несогласью,

Ему не следует добиваться делами ни награды, ни наказанья.

15.С ясным лицом, с (ясными) чувствами, вполне довольный, бодрый,

Бесстрашный, предаваясь бесстрастию, пусть муни усердно шепчет мантры.

16.Снова и снова взирая на приход и уход существ, на (суету) мирскую,

Нежелающий, безучастный, варёную и сырую пищу пусть

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн