увёрток:
Благим и целесообразным способом благо своё созидать подобает.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 181 глава
Глава 182
(6765 — 6803)
Юдхиштхира сказал:
1.Откуда происходят* эта вселенная, преходящий мир, подвижный и неподвижный?
К растворению как он приходит? Это скажи мне, Прадед.
2.С морем и небосводом, с вершинами, облаками,
С землёй, огнём и ветром этот мир кем создан?
3.Как произошли существа, как разделились варны?
Их чистота, нечистота — откуда? Каков закон благочестья, нечестья*?
4.На что похож джива живущих? Как умершие уходят
Из этого в тот мир? Всё возвести нам, владыка!
Бхишма сказал:
5.Об этом такую древнюю быль повествуют:
О поучении, данном Бхригу вопрошавшему Бхарадвадже.
6.На вершине Кайласы увидев сияющего великим блеском
Сидящего великого риши Бхригу, стал (его) вопрошать Бхарадваджа:
7.«С морем и небосводом, с вершинами, облаками,
С землёй, огнём и с ветром мир этот кем создан?
8.Как произошли существа, как разделились варны?
Их чистота, нечистота — откуда? Каков закон благочестья, нечестья?
9.На что похож джива живущих? Как умершие уходят
Из этого в тот мир? Это всё благоволи возвестить мне!»
10.Тот владыка, спрошенный об этом Бхарадваджей,
Озарённый светом Брахмо, брахмариши на всё тогда ответил.
Бхригу сказал:
11.Именуют «Манаса» (Разумным) того изначального, о ком провозвестили великие риши;
Он — безначальный и бесконечный Бог, нераздельный, неветшающий, бессмертный.
12.Он именуется Авьякта (Непроявленный): Вечный, Негибнущий, Непреходящий;
Им произведённые существа рождаются и умирают.
13.Первым тот бог произвёл того, кого именуют именем Махан;
Махан произвёл Аханкару, затем (произвёл) тот владыка
14.(Того, кто) именуется Акаша, все существа содержащего владыку;
От Акаши возникла вода, из воды — огонь и воздух*;
15.От сочетания воды и воздуха земля возникла.
Тогда дивный лотос, состоящий из могущества, произвёл Самосущий.
16.Из того лотоса возник Всеобъемлющий Брама, из Вед состоящий;
Он именуется Аханкарой, творцом всех существ, их Бхутатмой*,
17.Тот многосильный Брама, откуда те пять (основ) дхату.
Горы, следует знать, — его кости, земля — тук* и мясо;
18.Его кровь — океаны; пространство* — чрево;
Ветер — его дыханье; сила* — огонь; потоки — жилы,
19.Агни, Сома, Солнце и Месяц слывут его глазами;
Небо вверху — голова, его стопы — обитель земная, его руки — стороны света.
20.Несомненно, труднопостижим, труднопознаваем даже для совершенных Атман;
Он славится, как бесконечный владыка Вишну.
21.Атман души всех существ труднопостижим для несовершенных духом;
Для бытия всех существ он произвёл личное начало*.
22.От него произошла вселенная, о нём я тобой был спрошен.
Бхарадваджа сказал:
23.Сторон небосвода, равнины земли, поднебесья*
Каковы размеры? Разреши это сомнение досконально.
Бхригу сказал:
24.Бесконечно это пространство*, населённое совершенными и богами,
Полно разными отрадными обитателями, их конца не достигнуть.
25.Выше и ниже (их) пути не видно ни луны, ни солнца:
Там светозарные боги, огнецветные, солнцами блистают.
26.Но и те рубежа неба, распростёртого мощно, не видят;
Трудно его достичь: оно бесконечно, безгранно; знай это, воздавший мне почтенье!
27.Светозарными, блистающими всё дальше и дальше
Преодолевается* это пространство, неизмеримое даже для суров.
28.На рубеже земли — океаны; тьма считается рубежом океанов.
Рубежом тьмы называют воду; огонь — воды граница.
29.На рубеже подземного царства — воды; за рубежом вод — царство ходящих на чреве (змиев);
На его рубеже — снова (пустое) пространство, а на рубеже пространства — снова воды.
30.За их рубежом — Бхагавана и вод обитель,
Труднопознаваемая даже для божеств воды, огня и ветра.
31.Окрас* земли, воды, огня, и ветра
Отличают от пространства лишь вследствие непонимания тождества их сути (таттва).
32.(Так) муни читают в различных писаньях:
Размер океана трёх миров такой, какой он здесь указан.
33.Незримому, недостигаемому кто определит меру,
Если путь совершенных и богов ограничен?
34.Ведь по этому свойству бесконечного имя Ананта известно,
Как имя, соответствующее Манасе, Разумному махатме.
35.Когда же он поглощает иль развивает тот дивный образ,
Кто иной может его постигнуть, кто был бы тому равен*?
36.Тогда был сотворён из лотоса всюдуликий* владыка,
Состоящий из дхармы* (Закона), первый, непревосходимый владыка существ* — Брама.
Бхарадваджа сказал:
37.Если из лотоса он возник, то лотос старше,
А ты называешь первородным Браму; здесь у меня недоуменье, владыка.
Бхригу сказал:
38.Ведь это лик Манасы, пришедшего в состоянье Брамы*,
А так как земля предназначена быть ему престолом, лотосом её называют.
39.Над чашечкой того лотоса к небу возносится Меру,
И, на нём пребывая*, миры произвёл преходящего мира владыка.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 182 глава —
БЕСЕДА БХРИГУ И БХАРАДВАДЖИ
Глава 183
(6804—6820)
Бхарадваджа сказал:
1.Как разнообразно творил существа владыка Брама,
Пребывая на Меру, это скажи, лучший из дваждырождённых.
Бхригу сказал:
2.Разнообразно творил существа Разумом Мыслитель (Манаса*).
Для сохраненья существ сперва произведены были воды.
3.Тот, кто есть жизнь всех существ, кто взращивает поколенья,
И, кем оставленные, они погибают, тот, кто весь этот мир окутал, —
4.Землю, горы, тучи и всё, чему придан образ,
Всё то, что основано на водах, — Варуна* это, так ведать надо.
Бхарадваджа сказал:
5.Как возникла вода, как огонь и ветер (возникли),
Как произведена тучная (земля), в этом у меня есть большое недоуменье.
Бхригу сказал:
6.Древле, в век Брамы, о брамин, когда сошлись брахмариши,
У махатм возникло недоуменье относительно происхождения мира.
7.Они погрузились в раздумье (дхьяну), стояли муни молча, недвижно;
Дваждырождённые перестали принимать пищу и сто божественных лет (только) воздух пили.
8.(Тогда) брахманический звук их слуха коснулся,
Дивная речь (Сарасвати) с небес прозвучала.
9.Изначально* то бесконечное, подобное недвижимой горе, пространство (акаша)
По исчезновении месяца, солнца и ветра, как бы почив, сияло.
10.Затем, как вторая тьма, из тьмы возникла влага,
От этого пахтанья воды возник ветер;
11.Подобно (тому, как) нетреснувший сосуд кажется беззвучным,
Но при наполнении водой звук производит воздух,
12.Так из воды, непосредственно охватывавшей края небосвода,
Ветер, разрывая поверхность моря, вздымался с воем.
13.Тот же ветер, что возникал из вспахтанного моря,
Стремясь, достиг (поднебесного) пространства, но не находил покоя;
14.Там от трения воды и ветра вспыхивал блеск многомощный;
Устремлённое вверх, вздымавшееся пламя тьму прогнало с неба.
15.Сочетавшись, огонь и ветер в поднебесье взметали воду.
Тот же огонь от сочетания с ветром подвергался уплотненью*.
16.Пребывавшая раньше в том пространстве выпавшая влага,
Продолжая уплотняться, состояния земли достигла.
17.Вкусов, всех запахов, туков, а также живущих
Здесь земля есть всепорождающее лоно; надлежит (это) ведать.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 183 глава —
БЕСЕДА БХРИГУ И БХАРАДВАДЖИ
Глава 184
(6821—6865)
Бхарадваджа сказал:
1.Те пять основных жидкостей (дхату), что некогда произвёл Брама,
Которыми этот мир окутан, как великие сути (махабхуты) известны;
2.Но раз тысячи существ произвёл тот премудрый,
То как (всего лишь) пять сутей существует?
Бхригу сказал:
3.(Только) для безмерных подходит слово «великий» (маха) — из них существа (бхуты) возникли;
4.Ветер — это движенье; акаша — пространство*, жар — (это) огонь, а вода — текучесть;
Земля — это плотность; из пяти сутей (состоит) тело.
5.Так всё недвижное и подвижное образовано соединением пяти сутей.
Познавательные индрии: слух, запах, вкус, осязание, зрение* — соответствуют пяти сутям.
Бхарадваджа сказал:
6.Если недвижное, (как и) подвижное, происходит от сочетания пяти сутей (бхутов),
То отчего же в теле недвижных (всех) пяти влаг (дхату) не видно?
7.Лишены теплоты, движенья, а только действительно плотны
Деревья: в их теле не досчитываются (всех) пяти дхату.
8.Они не слышат, не видят, не познают ни запаха, ни вкуса.
Не ощущают прикосновенья; как же они состоят из (всех) пяти дхату?
9.Текучести, огненности, земельности, воздушности лишены деревья,
Они не способны измерять пространство, (значит) в них нет пяти сутей.
Бхригу сказал:
10.Деревья, будучи плотными, обладают пространственностью, в этом нет сомненья*;
Их цветы и плоды постоянно проявляться (в пространстве) способны.
11.Лист, кора, плод и цветок вянут от зноя;
Увянув, они отпадают: значит, им осязанье присуще.
12.От шума ветра, огня* и грома лопаются плоды и листья;
А звук воспринимается слухом, значит, (и) слух присущ растеньям.
13.Расходятся во все стороны, обвив дерево, лианы,
Но без зрения (не найти) дороги: значит, корненогие видят.
14.С хорошими и дурными запахами, с различной смолою*
Цветут и оздоровляются корненогие: значит, им обоняние присуще.
15.Корнями они пьют воду и от этого, видимо, заболевают,
Но противостоят болезни*: значит, есть вкус у деревьев.
16.Так как лотос ртом насасывает и вверх подаёт воду,
Корнями растенье пьёт: то значит, в нём есть воздух,
17.Срезанное, оно вновь вырастает, принимая счастье-несчастье,
(Поэтому) я вижу душу (дживу) в деревьях: бессознательного не бывает*.
18.Впитанная растением вода переваривается огнём и ветром;
От переработанной пищи происходит рост, маслянистость.
19.В теле всех подвижных есть пять дхату;
Наглядно различимые, они движут тело.
20.Кожа, мясо, кости, слизь, жир — пятый;
Таково это земляное сочетанье здесь в теле.
21.Огонь есть блеск (красоты), гнев, теплота, также око,
Огонь переваривает (пищу); таковы пять огней (тела).
22.Ухо, нос, рот, кишки, сердце —
Эти пять сутей* в теле живых от пространства.
23.Слизь, желчь, пот, жир, кровь также —
Так всегда пятикратно в теле живых вода пребывает.
24.(Живительная) прана живит живого*, вьяна его укрепляет;
Вниз стремится апана; самана пребывает в сердце.
25.Посредством уданы (человек) возносит (дыхание*) и говорит, распределяя (праны).
Так эти пять ветров здесь воплощённого движут.
26.От земли воплощённый познаёт свойство запаха, а от воды — вкуса;
Глазом он познаёт образ, (свойство) света и от ветра (познаёт) касанье.
27.Запах, касание, вкус, образ, звук здесь свойствами (земли) считают;
Из них сначала о свойствах запаха расскажу подробно.
28.Приятный и неприятный запах, медвяный, острый,
Затхлый, вонючий, нежный, раздражающий, чистый —
29.Такие девять видов различных запахов земли следует ведать.
Свет видят глазами; касание познаётся через ветер.
30.Звук, касание, образ и вкус свойствами (воды) считают.
О знании вкуса скажу; что об этом поведаю — слушай.
31.Многообразным считают вкус знаменитые риши:
Сладкий, солёный, горький, тёрпкий, жгучий, кислый —
32.Таково шестиричное распределение вкуса; водным его считают.
Звук, касание, образ называют тремя свойствами света.
33.Свет* видит образы; образов насчитывают много:
Короткий, длинный, толстый, четырёхугольный, круглый,
34.Светлый, тёмный, красный, золотистый, синий, жёлтый,
Острый, гладкий, упругий, скользкий, мягкий, жёсткий —
35.Вот шестнадцатиричное распределение множества световых образов; (так) считают.
У воздуха есть два свойства: звук и касанье*.
36.Воздуха свойство — касанье; насчитывается много касаний:
Горячее, холодное, приятное, неприятное, влажное, чистое (касанье),
37.Затем лёгкое, тяжёлое, пронзительное, жёсткое, мягкое, сухое.
Вот свойств воздуха названо одиннадцать* видов.
38.Теперь: одно свойство пространства — звук, так считают.
Этого звука я назову подробно разнообразные свойства:
39.Шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, дхайвата,
Панчама и, наконец, нишадава; это, следует знать, семь звуков (лада).
40.Так названо семивидное качество, возникающее от акаши;
Владычественное, оно везде пребывает: в литаврах и прочих (музыкальных приладьях).
41.Бубна, барабана, раковины, грома, колесницы —
Какой бы ни слышался звук, живого иль неживого,
42.Областью всех их именуется пространство (акаша);
Вот многообразные причины (там) возникающего звука.
43.О звуке, рождённом в пространстве, сказано, что (он познаётся) вместе с качествами ветра
Или когда они недвижимы, а когда противодействуют — не познаётся*.
44.Но (вообще) постоянно подкрепляются сутями (дхату) сути:
Движутся постоянно в телах вода, огонь, воздух;
45.Они — корень тела, и, пребывая там, они проникают в праны.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 184 глава —
БЕСЕДА БХРИГУ И БХАРАДВАДЖИ
Глава 185
(6866—6882)
Бхарадваджа сказал:
1.Земляного дхату достигнув, как в теле огонь (существует)*, владыка?
Как в полостях (тела) вращается ветер?
Бхригу сказал:
2.Путь ветра я сообщу тебе, брамин безупречный,
Как могучий ветер приводит в движенье тела живущих.
3.В голове пребывает огонь*, повсюду охраняя тело;
Движется пребывающая в голове и огне прана.
4.Это существо* — душа всех существ, это — вечный Пуруша,
Манас, буддхи, аханкара, существа и предметы*.
5.Итак, это (существо) во всех направлениях здесь движется праной,
Затем* силой саманы каждая (прана) следует своей дорогой.
6.Упираясь в корень и задний проход и с очистительным огнём сочетаясь,
Подвозя мочу и кал, движется апана.
7.Ту, что действует, как одна в этих трёх, усилием, деятельностью, прилежаньем,
Люди, знающие внутреннее «я», называют уданой.
8.Ветер же, что проникает во все суставы
В человеческом теле, обозначают вьяной.
9.Распространённая в огнях и тканях (дхату) действует самана;
Пребывая там, соки, ткани и портящиеся жидкости* она приводит в движенье.
10.Между праной и апаной раздуваемый праной и апаной