Скачать:TXTPDF
Махабхарата. Выпуск V. Мокшадхарма

глава —

БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ

Глава 308

(11368—11417)

Джанака сказал:

1.Ты разъяснил учение о единстве и множественности, превосходный риши,

Но в учении об этих двух я нечто сомнительное вижу;

2.Так, (сути учения) о пробуждённом, непробуждённом разъяснил, безупречный,

По косности моего ума, конечно, не постигаю, (о дваждырождённый).

3.Обоснование* преходящего и непреходящего ты разъяснил, безупречный,

Но вследствие нестойкости (моего) ума (это разъяснение) я как бы утратил.

4.Я хочу выслушать учение о множественности и единстве,

Досконально (учение) о пробуждающемся, непробуждённом и пробуждённом,

5.О знании-незнании, также о непреходящем-преходящем, владыка,

О Санкхье и Йоге; в чём они схожи, в чём различны?

Васиштха сказал:

6.Хорошо, я тебе возвещу то, о чём ты (меня) вопрошаешь,

Кроме того, выслушай от меня, махараджа, об упражнениях в йоге.

7.Дхьяна в упражненье йогинов есть высшая сила;

Два вида дхьяны различают ведающие веденье люди:

8.Сосредоточие ума (манаса) на одном и пранаяму;

Качественна пранаяма, бескачественен манас.

9.В трёх случаях не упражняются в йоге: при еде и при освобождении от мочи и кала;

В остальное время, о владыка народа, нужно

упражняться тому, для кого она есть высшее достиженье.

10.Чувства и манас отвратив от предметов чувств, чистый,

Двадцать четыре (таттвы) превзошедший, пусть мудрый себя очищает

11.Десятью или двенадцатью* способами очищенья;

Тем способом, что мудрыми указан, такие всегда постигают

12.Атмана, постоянного, нестареющего — так мы слыхали.

Только для (сильных), а не для иных, слабодушных, йоги обет предписан.

13.Свободный ото всех привязанностей, постник, победивший чувства,

Ранней и поздней ночью* должен сосредоточивать манас.

14.Утихомирив толпящиеся чувства манасом, о владыка Митхилы,

А манас — посредством буддхи, как скала неподвижный,

15.Непоколебимый, как древесный ствол, пусть он будет, как гора, неподвижен*.

Пробуждённым его признают тогда, знающим предписанья закона, приобщённым (йоге).

16.Он не слышит, не обоняет, не ощущает вкуса, не видит,

Не воспринимает прикосновений, его ум (манас) не создаёт представлений,

17.Он ни к чему не стремится и столько же, сколько чурбан*, размышляет;

Тогда мудрецы его называют достигшим единенья с природой*, приобщённым йоге.

18.Как при безветрии светильник, так и он сияет*,

Освободясь от признаков*, неподвижный, он стремится прямо вверх, вкось не отклоняясь.

19.Тогда он видит того, кого в созерцании называют «Пребывающий в сердце

Внутренний Атман», подобные мне его признают подлежащим познанью*, сын (мой).

20.Как бездымные семь огней*, как лучистое солнце,

Как вспышку молнии в небе, Атмана он в себе созерцает.

21.Суровые мудрецы, махатмы, брамины,

Пребывающие в лоне Брахмо, изначального, бессмертного видят

22.И говорят, что он тончайшего тоньше, величайшего больше;

Это — основа (таттва) незыблемая, во всех существах она пребывает незримо;

23.Веществом* буддхи при свете манаса выявляется творец мира,

Не тёмный*, запредельно великой тьме он пребывает, сын (мой),

24.Он разгоняет тьму — так говорят познавшие всё и превзошедшие Веды,

Незапятнанный, незатемнённый, без признака, познаваемый в знаке* (линга),

25.Такова йога йогинов. Какие ещё могут быть признаки йоги?

Так взирая, нестареющего, запредельного Атмана прозревают.

26.Вот я изложил досконально учение йоги*.

Теперь я изложу науку о полном исследовании (природы) — учение Санкхьи.

27.Высшую природу (пракрити) называют непроявленной учащие о природе;

Как второй, отсюда изошёл Махан (Великий), о превосходный раджа.

28.После Великого третьим называют основу личности, таково преданье* (Шрути);

По учению творца Санкхьи считают, что от основы личности произошли пять сутей (бхутов).

29.Таковы восемь производящих основ* пракрити; а шестнадцать — только их измененья (викара):

Пять особых (качеств*) и десять индрий (и манас).

30.Вот столько таттв (основ) насчитывают мудрые в ученье Санкхьи,

Знающие положения и распорядок Санкхьи, всегда радующиеся пути Санкхьи.

31.От какой (сути) родится (суть), в той она и растворится;

Растворяются же они в порядке, обратном* тому, в котором производил их внутренний Атман.

32.В прямом порядке рождаются, растворяются же неизменно

В обратном: гуны в гунах, как волны в море.

33.Таковы, превосходный царь, произрождение и растворение природы (пракрити).

Пралая есть (состояние) её единства, а множественность (возникает), когда производит (природа).

34.Вот, владыка раджей, подлежащее познанию сведущих в знанье;

(Различают) Верховного (Пурушу) и непроявленную

(пракрити); этому (доказательство) в их рассмотренье.

35.Тот, кто знает сущность цели, (творит) единство и множественность (природы);

Её единство — в пралае, множественность — в произрожденье.

36.Атман многократно воздействует* на пракрити, сущность которой — произрожденье;

Это и есть поле; Махан Атма*, двадцать пятый, господствует (над природой).

37.«Он — Высочайший», — так превосходные отшельники (яти) провозглашают;

В силу владычности он превозносится над (всеми) полями; так мы слыхали.

38.Непроявленную (природу) познавая как поле, он именуется «Познавшим поле»;

В происходящее от непроявленной (пракрити) вступая, он называется «Пуруша».

39.Поле — одно, познающий поле — другое, (так) говорится;

Полем называется непроявленная (природа), двадцать пятый — познающий (поле).

40.Одно — предмет знания*, другое — познающее «я», так их различают;

Предмет знания — непроявленная (природа), познающее «я» — двадцать пятый.

41.Непроявленная (природа) называется полем, саттвой, а также Ишварой (владыкой),

По существу двадцать пятый есть То, он вне таттв и не подчинён Ишваре.

42.Итак, ученье Санкхьи есть учение об исчислении* сутей,

Созданное последователями Санкхьи, размышляющими о природе.

43.Двадцать четыре сути (таттвы) перечисляются досконально

В Санкхье, с ними — пракрити; вне таттв считается двадцать пятый.

44.Двадцать пятый, пробуждённый, не принадлежит природе — таково преданье;

Раз он сам себя пробудил, он становится обособленным (от природы).

45.Итак, учение изложено тебе полностью, досконально —

Познавший его идёт к отождествленью (с Познавшим поле).

46.Полностью и наглядно изложено учение о природе (пракрити),

О её свойствах (гунах), основах (таттвах), как его свободные от свойств (гун) (себе) представляют.

47.Тому, кто этому учению следует, не предстоит возврата:

Для него, ставшего непреходящим, лишь Несравненное, Запредельное, Незыблемое существует.

48.Взирающие на множественное не обладают совершенным ученьем:

Они снова и снова попадают в проявленное, врагов укротитель;

49.Познав всё это, но (целокупности) всего не постигнув,

Будут (они) возникать в проявленном, во власти проявленного вращаясь.

50.Всё называется «непроявленной» (природой), вне этого существует двадцать пятый:

Для тех, которые его познают, нет страха.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 308 глава —

БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ

Глава 309

(11418—11465)

Васиштха сказал:

1.Итак, превосходный царь, тебе изложено учение Санкхьи.

Что такое веденье и неведенье, теперь узнай от меня по порядку.

2.Неведеньем называется непроявленная (природа), которой свойственно произведенье и растворенье.

Знание, свободное от произведения и растворенья, есть двадцать пятый (кшетраджна).

3.Последовательно, одно за другим, сынок, постигни

Полностью учение Санкхьи о познаванье, как риши его излагали.

4.Познавательные индрии считаются источником знания* для действующих индрий,

А вишеши (особые свойства) — источник для познавательных индрий, так мы слыхали.

5.Источником знания манаса считаются вишеши (особые свойства воспринимающих индрий) — так мудрые полагают:

Область познания манаса — пять сутей (бхутов), так говорится.

6.Область ведения основы личности* (аханкары) есть пять сутей, в этом нет сомненья.

Область ведения буддхи (сознания) есть аханкара (самосознанье).

7.Великая владычица Пракрити, непроявленное, о муж превосходный,

Есть ведение* таттв, так подобает знать; это — величайшее преданье*!

8.Ведением непроявленной (пракрити) именуется Запредельный, Двадцать пятый;

Царь, ведение всего познаваемого есть всеведение, так говорится.

9.(Предмет) знания* называется непроявленная (пракрити), (обладатель) знания — Двадцать пятый.

Значит, предмет знания — непроявленное, а познающий — двадцать пятый.

10.Итак, исчерпывающе я сказал о веденье и неведенье.

Сказанное о непреходящем и преходящем от меня постигни.

11.Обоих непреходящими и обоих преходящими считают;

Причину этого я разъясню по сути, согласно знанью.

12.Оба они безначальны и бесконечны, оба мыслятся как владыки,

Обоих признают сутями (таттвами) размышляющие о знанье.

13.Непроявленная (пракрити), как обосновывающая

произведение и растворение, называется непреходящей*;

Для произрождения гун она действует снова и снова;

14.Основы*, Махан и прочие одна из другой возникают

Вследствие владычества (над полем), и того двадцать пятого называют полем*.

15.Если же сеть основ (гун) взять в той, которая не проявлена по сути,

То вместе с основами теми растворяется и двадцать пятый*.

16.Когда основы (гуны) входят в основы, то пребывает одна (непроявленная) пракрити;

Когда же, сынок, познающий поле растворяется в поле,

17.Тогда пракрити, принявшая в себя основы (гуны), в непреходящее входит;

Она становится бескачественной, о видехиец, пока не возвратятся свойства (гуны).

18.Подобно же и познающий поле, пока он не ищет познавания поля,

По природе своей бескачественен*; так мы слыхали.

19.Когда он, будучи преходящим*, признает пракрити,

Как единственную обладательницу качеств, себя же свободным от качеств,

20.Он становится чистым и отвращается от природы (пракрити):

«Я — одно, это — другое», — так постигает пробуждённый.

21.Тогда он уходит в свою истинность* и в смешанном не блуждает,

Иначе, владыка царей, он кажется смешанным с пракрити.

22.Когда он остерегается сетей гун, происходящих из пракрити,

Он прозревает запредельного созерцателя и этого созерцателя не покидает.

23.«Что я наделал, столько времени оставаясь рождённым,

Как рыба в сетях, здесь запутался по незнанью!

24.Ибо «я», заблуждаясь из существа в существо, из одного в другое,

Как рыба в воде*, по незнанью продолжал крутиться.

25.Рыба по неведению разницы между водой (и собой) не замечает,

Так и я не постигал разницы между собой и другим — по незнанью.

26.Позор мне, неразумному, что, вновь погружённый (в самсару),

Я по заблуждению вращался от существа к существу, от одного к другому!

27.Да будет Он (Атман) мне союзником; мне возможно

Достичь тождества, равенства с ним, стать самим собою,

28.Уже здесь я вижу, что ему подобен;

Раз он незапятнанно (чист) — значит, и я такой же!

29.По незнанию, заблуждению в бессознательной (пракрити) я вращался,

С её привязанностями я, непривязанный, пребывал всё время.

30.Непробудившегося, (всё) это время она держала меня в своей власти;

Как мог я жить в ней, победительнице земли, поднебесья, неба*?

31.Как мог я здесь сожительствовать с ней, непотребной?

По непробуждённости я сходился, а ныне в том, что я есмь, я стоек.

32.

Когда неизменный, ею, изменчивой, я был заморочен.

33.Но не она виновата, сам я виновен в этом;

С ней необдуманно сблизясь, я привязанным здесь оказался.

34.

Бесплотного, меня самость удерживала в плотском.

35.Бессамостного, (меня удерживала) то в тех, то в иных лонах

Происходящая от пракрити самость; до тех или других (тел) какое мне дело,

36.Блуждающему из одного лона в другое, утратившему знанье своей истинной сути?

С той, которую определяют как основу личности (аханкара), мне нечего делать.

37.Она меня привязывает вновь, себя размножив,

Но пробуждён я ныне, от самости, стяжания свободен;

38.Основой личности постоянно создаваемую самость

Я сбросил и, её отвергнув, к безболезненному обратился:

39.С ним, а не с той, бессознательной, хочу отождествиться,

С ним обрету покой, а с ней я не достиг единства»;

40.Так, постигая Запредельное, пробуждается Двадцать пятый;

Покинув преходящее, он к непреходящему, безболезненному стремится.

41.Кто считает, что бескачественное стать качественным

способно, а непроявленное способно к проявленью,

Постигший, что бескачественное изначально, становится подобным ему, о Митхилиец.

42.Итак, учение о преходящем и непреходящем

Изложил я здесь, сообразно знанию и указаньям Шрути.

43.О несомненном, тонком, пробуждённом, непорочном

Тебе согласно Шрути возвещу; (это знанье) от меня постигни.

44.Согласно основоположениям обоих учений, я тебе изложил Санкхью и Йогу,

Но, собственно, что изложено как учение Санкхьи, есть и в учении Йоги.

45.Ведущее к пробуждению учение санкхьев, земли владыка,

Ради блага учеников здесь изложено чётко.

46.«Это писанье могуче!» — так сведущие люди утверждают.

Но и для того учения Йоги также есть в Веде предтечи.

47.Нет таттвы выше двадцать пятой, так учат, владыка народа,

По (учению) санкхьев она считается высшей основой (таттвой):

48.Этот от непробуждённости пробуждаемый и есть воистину пробуждённый;

Пробудившиеся и пробуждающие проповедуют учение Йоги.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 309 глава —

БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ

Глава 310

(11466—11517)

Васиштха сказал:

1.Выслушай о пробуждённом и непробуждённом, (внимай) учению о гунах;

Размножив себя самого, он (Единый Пуруша) те (свои образы) являет.

2.Изменяясь, преобразуясь, не пробуждается бодрствовать способный;

Он производит свойства* (гуны), их поддерживает и поглощает.

3.Ради забавы* изменяет он всё непрерывно, о владыка народа;

Но как постигшего проявленное пробуждённым его называют.

4.Непроявленное же (пракрити) его не постигает, сынок, ни как свободного от гун, ни как причастного гунам.

По этой причине иногда непроявленную природу обоснованно

Скачать:TXTPDF

. Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать бесплатно, . Выпуск V. Мокшадхарма Махабхарата читать онлайн