глава —
БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ
Глава 308
(11368—11417)
Джанака сказал:
1.Ты разъяснил учение о единстве и множественности, превосходный риши,
Но в учении об этих двух я нечто сомнительное вижу;
2.Так, (сути учения) о пробуждённом, непробуждённом разъяснил, безупречный,
По косности моего ума, конечно, не постигаю, (о дваждырождённый).
3.Обоснование* преходящего и непреходящего ты разъяснил, безупречный,
Но вследствие нестойкости (моего) ума (это разъяснение) я как бы утратил.
4.Я хочу выслушать учение о множественности и единстве,
Досконально (учение) о пробуждающемся, непробуждённом и пробуждённом,
5.О знании-незнании, также о непреходящем-преходящем, владыка,
О Санкхье и Йоге; в чём они схожи, в чём различны?
Васиштха сказал:
6.Хорошо, я тебе возвещу то, о чём ты (меня) вопрошаешь,
Кроме того, выслушай от меня, махараджа, об упражнениях в йоге.
7.Дхьяна в упражненье йогинов есть высшая сила;
Два вида дхьяны различают ведающие веденье люди:
8.Сосредоточие ума (манаса) на одном и пранаяму;
Качественна пранаяма, бескачественен манас.
9.В трёх случаях не упражняются в йоге: при еде и при освобождении от мочи и кала;
В остальное время, о владыка народа, нужно
упражняться тому, для кого она есть высшее достиженье.
10.Чувства и манас отвратив от предметов чувств, чистый,
Двадцать четыре (таттвы) превзошедший, пусть мудрый себя очищает
11.Десятью или двенадцатью* способами очищенья;
Тем способом, что мудрыми указан, такие всегда постигают
12.Атмана, постоянного, нестареющего — так мы слыхали.
Только для (сильных), а не для иных, слабодушных, йоги обет предписан.
13.Свободный ото всех привязанностей, постник, победивший чувства,
Ранней и поздней ночью* должен сосредоточивать манас.
14.Утихомирив толпящиеся чувства манасом, о владыка Митхилы,
А манас — посредством буддхи, как скала неподвижный,
15.Непоколебимый, как древесный ствол, пусть он будет, как гора, неподвижен*.
Пробуждённым его признают тогда, знающим предписанья закона, приобщённым (йоге).
16.Он не слышит, не обоняет, не ощущает вкуса, не видит,
Не воспринимает прикосновений, его ум (манас) не создаёт представлений,
17.Он ни к чему не стремится и столько же, сколько чурбан*, размышляет;
Тогда мудрецы его называют достигшим единенья с природой*, приобщённым йоге.
18.Как при безветрии светильник, так и он сияет*,
Освободясь от признаков*, неподвижный, он стремится прямо вверх, вкось не отклоняясь.
19.Тогда он видит того, кого в созерцании называют «Пребывающий в сердце
Внутренний Атман», подобные мне его признают подлежащим познанью*, сын (мой).
20.Как бездымные семь огней*, как лучистое солнце,
Как вспышку молнии в небе, Атмана он в себе созерцает.
21.Суровые мудрецы, махатмы, брамины,
Пребывающие в лоне Брахмо, изначального, бессмертного видят
22.И говорят, что он тончайшего тоньше, величайшего больше;
Это — основа (таттва) незыблемая, во всех существах она пребывает незримо;
23.Веществом* буддхи при свете манаса выявляется творец мира,
Не тёмный*, запредельно великой тьме он пребывает, сын (мой),
24.Он разгоняет тьму — так говорят познавшие всё и превзошедшие Веды,
Незапятнанный, незатемнённый, без признака, познаваемый в знаке* (линга),
25.Такова йога йогинов. Какие ещё могут быть признаки йоги?
Так взирая, нестареющего, запредельного Атмана прозревают.
26.Вот я изложил досконально учение йоги*.
Теперь я изложу науку о полном исследовании (природы) — учение Санкхьи.
27.Высшую природу (пракрити) называют непроявленной учащие о природе;
Как второй, отсюда изошёл Махан (Великий), о превосходный раджа.
28.После Великого третьим называют основу личности, таково преданье* (Шрути);
По учению творца Санкхьи считают, что от основы личности произошли пять сутей (бхутов).
29.Таковы восемь производящих основ* пракрити; а шестнадцать — только их измененья (викара):
Пять особых (качеств*) и десять индрий (и манас).
30.Вот столько таттв (основ) насчитывают мудрые в ученье Санкхьи,
Знающие положения и распорядок Санкхьи, всегда радующиеся пути Санкхьи.
31.От какой (сути) родится (суть), в той она и растворится;
Растворяются же они в порядке, обратном* тому, в котором производил их внутренний Атман.
32.В прямом порядке рождаются, растворяются же неизменно
В обратном: гуны в гунах, как волны в море.
33.Таковы, превосходный царь, произрождение и растворение природы (пракрити).
Пралая есть (состояние) её единства, а множественность (возникает), когда производит (природа).
34.Вот, владыка раджей, подлежащее познанию сведущих в знанье;
(Различают) Верховного (Пурушу) и непроявленную
(пракрити); этому (доказательство) в их рассмотренье.
35.Тот, кто знает сущность цели, (творит) единство и множественность (природы);
Её единство — в пралае, множественность — в произрожденье.
36.Атман многократно воздействует* на пракрити, сущность которой — произрожденье;
Это и есть поле; Махан Атма*, двадцать пятый, господствует (над природой).
37.«Он — Высочайший», — так превосходные отшельники (яти) провозглашают;
В силу владычности он превозносится над (всеми) полями; так мы слыхали.
38.Непроявленную (природу) познавая как поле, он именуется «Познавшим поле»;
В происходящее от непроявленной (пракрити) вступая, он называется «Пуруша».
39.Поле — одно, познающий поле — другое, (так) говорится;
Полем называется непроявленная (природа), двадцать пятый — познающий (поле).
40.Одно — предмет знания*, другое — познающее «я», так их различают;
Предмет знания — непроявленная (природа), познающее «я» — двадцать пятый.
41.Непроявленная (природа) называется полем, саттвой, а также Ишварой (владыкой),
По существу двадцать пятый есть То, он вне таттв и не подчинён Ишваре.
42.Итак, ученье Санкхьи есть учение об исчислении* сутей,
Созданное последователями Санкхьи, размышляющими о природе.
43.Двадцать четыре сути (таттвы) перечисляются досконально
В Санкхье, с ними — пракрити; вне таттв считается двадцать пятый.
44.Двадцать пятый, пробуждённый, не принадлежит природе — таково преданье;
Раз он сам себя пробудил, он становится обособленным (от природы).
45.Итак, учение изложено тебе полностью, досконально —
Познавший его идёт к отождествленью (с Познавшим поле).
46.Полностью и наглядно изложено учение о природе (пракрити),
О её свойствах (гунах), основах (таттвах), как его свободные от свойств (гун) (себе) представляют.
47.Тому, кто этому учению следует, не предстоит возврата:
Для него, ставшего непреходящим, лишь Несравненное, Запредельное, Незыблемое существует.
48.Взирающие на множественное не обладают совершенным ученьем:
Они снова и снова попадают в проявленное, врагов укротитель;
49.Познав всё это, но (целокупности) всего не постигнув,
Будут (они) возникать в проявленном, во власти проявленного вращаясь.
50.Всё называется «непроявленной» (природой), вне этого существует двадцать пятый:
Для тех, которые его познают, нет страха.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 308 глава —
БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ
Глава 309
(11418—11465)
Васиштха сказал:
1.Итак, превосходный царь, тебе изложено учение Санкхьи.
Что такое веденье и неведенье, теперь узнай от меня по порядку.
2.Неведеньем называется непроявленная (природа), которой свойственно произведенье и растворенье.
Знание, свободное от произведения и растворенья, есть двадцать пятый (кшетраджна).
3.Последовательно, одно за другим, сынок, постигни
Полностью учение Санкхьи о познаванье, как риши его излагали.
4.Познавательные индрии считаются источником знания* для действующих индрий,
А вишеши (особые свойства) — источник для познавательных индрий, так мы слыхали.
5.Источником знания манаса считаются вишеши (особые свойства воспринимающих индрий) — так мудрые полагают:
Область познания манаса — пять сутей (бхутов), так говорится.
6.Область ведения основы личности* (аханкары) есть пять сутей, в этом нет сомненья.
Область ведения буддхи (сознания) есть аханкара (самосознанье).
7.Великая владычица Пракрити, непроявленное, о муж превосходный,
Есть ведение* таттв, так подобает знать; это — величайшее преданье*!
8.Ведением непроявленной (пракрити) именуется Запредельный, Двадцать пятый;
Царь, ведение всего познаваемого есть всеведение, так говорится.
9.(Предмет) знания* называется непроявленная (пракрити), (обладатель) знания — Двадцать пятый.
Значит, предмет знания — непроявленное, а познающий — двадцать пятый.
10.Итак, исчерпывающе я сказал о веденье и неведенье.
Сказанное о непреходящем и преходящем от меня постигни.
11.Обоих непреходящими и обоих преходящими считают;
Причину этого я разъясню по сути, согласно знанью.
12.Оба они безначальны и бесконечны, оба мыслятся как владыки,
Обоих признают сутями (таттвами) размышляющие о знанье.
13.Непроявленная (пракрити), как обосновывающая
произведение и растворение, называется непреходящей*;
Для произрождения гун она действует снова и снова;
14.Основы*, Махан и прочие одна из другой возникают
Вследствие владычества (над полем), и того двадцать пятого называют полем*.
15.Если же сеть основ (гун) взять в той, которая не проявлена по сути,
То вместе с основами теми растворяется и двадцать пятый*.
16.Когда основы (гуны) входят в основы, то пребывает одна (непроявленная) пракрити;
Когда же, сынок, познающий поле растворяется в поле,
17.Тогда пракрити, принявшая в себя основы (гуны), в непреходящее входит;
Она становится бескачественной, о видехиец, пока не возвратятся свойства (гуны).
18.Подобно же и познающий поле, пока он не ищет познавания поля,
По природе своей бескачественен*; так мы слыхали.
19.Когда он, будучи преходящим*, признает пракрити,
Как единственную обладательницу качеств, себя же свободным от качеств,
20.Он становится чистым и отвращается от природы (пракрити):
«Я — одно, это — другое», — так постигает пробуждённый.
21.Тогда он уходит в свою истинность* и в смешанном не блуждает,
Иначе, владыка царей, он кажется смешанным с пракрити.
22.Когда он остерегается сетей гун, происходящих из пракрити,
Он прозревает запредельного созерцателя и этого созерцателя не покидает.
23.«Что я наделал, столько времени оставаясь рождённым,
Как рыба в сетях, здесь запутался по незнанью!
24.Ибо «я», заблуждаясь из существа в существо, из одного в другое,
Как рыба в воде*, по незнанью продолжал крутиться.
25.Рыба по неведению разницы между водой (и собой) не замечает,
Так и я не постигал разницы между собой и другим — по незнанью.
26.Позор мне, неразумному, что, вновь погружённый (в самсару),
Я по заблуждению вращался от существа к существу, от одного к другому!
27.Да будет Он (Атман) мне союзником; мне возможно
Достичь тождества, равенства с ним, стать самим собою,
28.Уже здесь я вижу, что ему подобен;
Раз он незапятнанно (чист) — значит, и я такой же!
29.По незнанию, заблуждению в бессознательной (пракрити) я вращался,
С её привязанностями я, непривязанный, пребывал всё время.
30.Непробудившегося, (всё) это время она держала меня в своей власти;
Как мог я жить в ней, победительнице земли, поднебесья, неба*?
31.Как мог я здесь сожительствовать с ней, непотребной?
По непробуждённости я сходился, а ныне в том, что я есмь, я стоек.
32.
Когда неизменный, ею, изменчивой, я был заморочен.
33.Но не она виновата, сам я виновен в этом;
С ней необдуманно сблизясь, я привязанным здесь оказался.
34.
Бесплотного, меня самость удерживала в плотском.
35.Бессамостного, (меня удерживала) то в тех, то в иных лонах
Происходящая от пракрити самость; до тех или других (тел) какое мне дело,
36.Блуждающему из одного лона в другое, утратившему знанье своей истинной сути?
С той, которую определяют как основу личности (аханкара), мне нечего делать.
37.Она меня привязывает вновь, себя размножив,
Но пробуждён я ныне, от самости, стяжания свободен;
38.Основой личности постоянно создаваемую самость
Я сбросил и, её отвергнув, к безболезненному обратился:
39.С ним, а не с той, бессознательной, хочу отождествиться,
С ним обрету покой, а с ней я не достиг единства»;
40.Так, постигая Запредельное, пробуждается Двадцать пятый;
Покинув преходящее, он к непреходящему, безболезненному стремится.
41.Кто считает, что бескачественное стать качественным
способно, а непроявленное способно к проявленью,
Постигший, что бескачественное изначально, становится подобным ему, о Митхилиец.
42.Итак, учение о преходящем и непреходящем
Изложил я здесь, сообразно знанию и указаньям Шрути.
43.О несомненном, тонком, пробуждённом, непорочном
Тебе согласно Шрути возвещу; (это знанье) от меня постигни.
44.Согласно основоположениям обоих учений, я тебе изложил Санкхью и Йогу,
Но, собственно, что изложено как учение Санкхьи, есть и в учении Йоги.
45.Ведущее к пробуждению учение санкхьев, земли владыка,
Ради блага учеников здесь изложено чётко.
46.«Это писанье могуче!» — так сведущие люди утверждают.
Но и для того учения Йоги также есть в Веде предтечи.
47.Нет таттвы выше двадцать пятой, так учат, владыка народа,
По (учению) санкхьев она считается высшей основой (таттвой):
48.Этот от непробуждённости пробуждаемый и есть воистину пробуждённый;
Пробудившиеся и пробуждающие проповедуют учение Йоги.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 309 глава —
БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ
Глава 310
(11466—11517)
Васиштха сказал:
1.Выслушай о пробуждённом и непробуждённом, (внимай) учению о гунах;
Размножив себя самого, он (Единый Пуруша) те (свои образы) являет.
2.Изменяясь, преобразуясь, не пробуждается бодрствовать способный;
Он производит свойства* (гуны), их поддерживает и поглощает.
3.Ради забавы* изменяет он всё непрерывно, о владыка народа;
Но как постигшего проявленное пробуждённым его называют.
4.Непроявленное же (пракрити) его не постигает, сынок, ни как свободного от гун, ни как причастного гунам.
По этой причине иногда непроявленную природу обоснованно